Напоминание

"Организация утреннего и вечернего круга в ДОУ"


Автор: Войнова Олеся Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Алтайский край, город Бийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация утреннего и вечернего круга в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для

успешной социализации детей дошкольного возраста»

Семинар практикум для педагогов.

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего

сбора детей.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего

круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в

течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

Тема семинара обусловлена

необходимостью

апробацией

образовательной

программы в разделе «Утренний и вечерний круг».

Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу

занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального

инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д., это могут быть

световые сигналы (мигание лампочки, показ определенного цвета колпачка на лампе и т.

д.).

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой.

Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на

определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь

предмет, (мячик,

колокольчик,

ракушку,

камешек) во

время

ответов

на

вопрос.

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же

месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают.

Современные дети живут в сложных социо-культурных условиях – чрезвычайная

занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в

семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку

принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной

ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то

есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из

главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою

самостоятельность

и

инициативу,

взаимодействовать

с разновозрастным детским

коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в

состоянии.

Цель

проведения кругов:

развивать

у ребенка-дошкольника саморегуляцию

поведения,

самостоятельность,

инициативность,

ответственность

качества,

необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в

современном обществе.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Тема семинара обусловлена тем, что группа, в которой я работаю, включена в

экспериментальную деятельность на уровне дошкольной организации, связанную с

апробацией образовательной программы. В её рамках, начиная со второй младшей

группы, реализуется основная образовательная программа «От рождения до школы»,

выпущенная под редакцией Н. Е. Вераксы.

В методическое обеспечение программы включено методическое пособие старшего

научного сотрудника Института социологии РАН РФ Натальи Петровны Гришаевой

«Современные технологии

эффективной

социализации

ребенка

в

дошкольной образовательной организации».

Она

разработала

новые технологии

социализации

ребенка

дошкольника,

позволяющие

эффективно

сформировать

и

развить

у

него

самостоятельность,

инициативность, саморегуляцию поведения, ответственность – те качества, которые

необходимы для успешной адаптации, обучения в школе, а также для жизни в

современном обществе.

Основные идеи технологии

«Рефлексивный круг» проводится каждый день утром и вечером. Утренний перед

завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Вечерний во второй половине

дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут (с восьми

сорока до девяти, в старшем от 10 до 20 минут (с восьми тридцати до восьми

пятидесяти).

Утренний круг.

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы,

проблемы, договориться о правилах.

Задачи;

• Планирование (Обсуждение планов, реализация совместных дел)

• Информационные. (Новости)

• Проблемная ситуации. (Предложить темы для обсуждения)

• Развивающий диалог. (Вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений,

готовых ответов).

• Детское сообщество. (Быть внимательными друг к другу, дружить, создавать

положительный эмоциональный настрой).

• Навыки общения. (Учить культуре диалога).

• Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим,и бойким, и лидерам)

Пример проведения утреннего круга на практике.

Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой

улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию

уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый,

давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки

поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы!

Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось

бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить

комплимент друг другу. (Мы высказываемся). После высказываний предложить детям

выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению.

Вечерний круг.

Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов

прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и

поступки сверстников.

Задачи

:

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации,если они возникли в течении

дня, повести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный

настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний

круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения

создается благоприятный психологический настрой.

Включается спокойная легкая

музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети

по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку,

камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми,

находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают

обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на

несколько тем.

Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас

в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается

соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие

другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Для

того

чтобы,

обсуждение

проходило

эффективно,

необходимо

создать

определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно

одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу,

фонарик) Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и

том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы

в кругу и

сами

без

присутствия

воспитателя

пользуются

этой технологией для

обсуждения своих проблем.

Пример.Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в Д. О. У. ?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Пример проведения вечернего круга на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную

ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое

слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним прилетает

красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка

прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце

нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и

обнимают друг друга.

Моделирование

Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный

рефлексивный круг» на

неделю,

с

учетом возрастных

особенностей

детей

и

в

рамках «Темы недели».

Например разберем тему: «Мой дом – детский сад»

Вопросы могут быть следующими:

• Где находится мой детский сад?

• Кто в нем работает? Что они делают?

• Как я могу им помочь и как отблагодарить?

• Кого можно считать своим другом?

• Есть ли у тебя друзья?

• Как можно утешить друга?

• Как можно помириться, если поссорился?

• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет,

почему?

• Как поступить с теми, кто правила нарушает?

• Зачем людям нужны правила?

• Какие правила ты знаешь?

Основные приемы работы состоят в следующем:

• создание трансформируемой развивающей предметной среды;

трансляция всеми участниками

образовательного

процесса

значимых

образцов социального поведения;

• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития

саморегуляции поведения детей;

создание

эффективной технологии включения

родителей

в

совместную

с

детьми социально значимую деятельность.

Результативность технологии

Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном

уровне

преодолевать

назревшие

трудности

у детей с

заниженной

самооценкой,

робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Проведение имитационного круга (С педагогами)

В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагаю

ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или

ситуации, выбрать камень черного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь).

Затем начинается обсуждение какой камень был выбран и по какой причине.

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят

собираться

в круг?

Как

много

интересных

ответов.

(Правильно,

уважаемые

коллеги, круг сближает, объединяет людей.) После этого, проводится рефлексивная

игра, в которой воспитатели по очереди передают друг другу смайлик и говорят

приятные слова.

Рефлексия

Предварительно,

слушателям семинара раздаются

карточки

с

изображением

зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать в своей работе,

желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного

смайлика, не нравится, не буду использовать.



В раздел образования