Автор: Войнова Олеся Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Алтайский край, город Бийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация утреннего и вечернего круга в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для
успешной социализации детей дошкольного возраста»
Семинар практикум для педагогов.
Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего
сбора детей.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего
круга.
2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в
течение дня.
3. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Тема семинара обусловлена
необходимостью
апробацией
образовательной
программы в разделе «Утренний и вечерний круг».
Введение: дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу
занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального
инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д., это могут быть
световые сигналы (мигание лампочки, показ определенного цвета колпачка на лампе и т.
д.).
Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой.
Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на
определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь
предмет, (мячик,
колокольчик,
ракушку,
камешек) во
время
ответов
на
вопрос.
Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же
месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают.
Современные дети живут в сложных социо-культурных условиях – чрезвычайная
занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в
семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку
принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной
ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то
есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из
главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.
ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою
самостоятельность
и
инициативу,
взаимодействовать
с разновозрастным детским
коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в
состоянии.
Цель
проведения кругов:
развивать
у ребенка-дошкольника саморегуляцию
поведения,
самостоятельность,
инициативность,
ответственность
–
качества,
необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в
современном обществе.
Задачи:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;
• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Тема семинара обусловлена тем, что группа, в которой я работаю, включена в
экспериментальную деятельность на уровне дошкольной организации, связанную с
апробацией образовательной программы. В её рамках, начиная со второй младшей
группы, реализуется основная образовательная программа «От рождения до школы»,
выпущенная под редакцией Н. Е. Вераксы.
В методическое обеспечение программы включено методическое пособие старшего
научного сотрудника Института социологии РАН РФ Натальи Петровны Гришаевой
«Современные технологии
эффективной
социализации
ребенка
в
дошкольной образовательной организации».
Она
разработала
новые технологии
социализации
ребенка
дошкольника,
позволяющие
эффективно
сформировать
и
развить
у
него
самостоятельность,
инициативность, саморегуляцию поведения, ответственность – те качества, которые
необходимы для успешной адаптации, обучения в школе, а также для жизни в
современном обществе.
Основные идеи технологии
«Рефлексивный круг» проводится каждый день утром и вечером. Утренний перед
завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Вечерний во второй половине
дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут (с восьми
сорока до девяти, в старшем от 10 до 20 минут (с восьми тридцати до восьми
пятидесяти).
Утренний круг.
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы,
проблемы, договориться о правилах.
Задачи;
• Планирование (Обсуждение планов, реализация совместных дел)
• Информационные. (Новости)
• Проблемная ситуации. (Предложить темы для обсуждения)
• Развивающий диалог. (Вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений,
готовых ответов).
• Детское сообщество. (Быть внимательными друг к другу, дружить, создавать
положительный эмоциональный настрой).
• Навыки общения. (Учить культуре диалога).
• Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим,и бойким, и лидерам)
Пример проведения утреннего круга на практике.
Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой
улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию
уверенности в себе, эмоциональной раскованности.
Пусть наша добрая улыбка,
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни,
Делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый,
давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки
поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы!
Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось
бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить
комплимент друг другу. (Мы высказываемся). После высказываний предложить детям
выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению.
Вечерний круг.
Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов
прошедшего дня.
Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и
поступки сверстников.
Задачи
:
• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).
• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации,если они возникли в течении
дня, повести к самостоятельному решению).
• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).
• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный
настрой).
• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).
Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний
круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения
создается благоприятный психологический настрой.
Включается спокойная легкая
музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети
по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку,
камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми,
находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают
обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.
Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на
несколько тем.
Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас
в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается
соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие
другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».
Для
того
чтобы,
обсуждение
проходило
эффективно,
необходимо
создать
определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно
одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу,
фонарик) Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и
том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы
в кругу и
сами
без
присутствия
воспитателя
пользуются
этой технологией для
обсуждения своих проблем.
Пример.Можно уточнить и закрепить знания о том:
• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
• Какая часть суток сейчас?
• Что вы делаете в это время в Д. О. У. ?
• Что делают в это время ваши близкие?
• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
• Как выполнили свою работу?
• Какие новые слова узнали?
• Составление рассказов по опорным словам.
Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.
Пример проведения вечернего круга на практике.
Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную
ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое
слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним прилетает
красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка
прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце
нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и
обнимают друг друга.
Моделирование
Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный
рефлексивный круг» на
неделю,
с
учетом возрастных
особенностей
детей
и
в
рамках «Темы недели».
Например разберем тему: «Мой дом – детский сад»
Вопросы могут быть следующими:
• Где находится мой детский сад?
• Кто в нем работает? Что они делают?
• Как я могу им помочь и как отблагодарить?
• Кого можно считать своим другом?
• Есть ли у тебя друзья?
• Как можно утешить друга?
• Как можно помириться, если поссорился?
• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет,
почему?
• Как поступить с теми, кто правила нарушает?
• Зачем людям нужны правила?
• Какие правила ты знаешь?
Основные приемы работы состоят в следующем:
• создание трансформируемой развивающей предметной среды;
•
трансляция всеми участниками
образовательного
процесса
значимых
образцов социального поведения;
• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития
саморегуляции поведения детей;
•
создание
эффективной технологии включения
родителей
в
совместную
с
детьми социально значимую деятельность.
Результативность технологии
Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном
уровне
преодолевать
назревшие
трудности
у детей с
заниженной
самооценкой,
робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.
Проведение имитационного круга (С педагогами)
В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагаю
ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или
ситуации, выбрать камень черного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь).
Затем начинается обсуждение какой камень был выбран и по какой причине.
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят
собираться
в круг?
Как
много
интересных
ответов.
(Правильно,
уважаемые
коллеги, круг сближает, объединяет людей.) После этого, проводится рефлексивная
игра, в которой воспитатели по очереди передают друг другу смайлик и говорят
приятные слова.
Рефлексия
Предварительно,
слушателям семинара раздаются
карточки
с
изображением
зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать в своей работе,
желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного
смайлика, не нравится, не буду использовать.