Напоминание

Использование техники «изонить» в работе с детьми дошкольного возраста


Автор: Лямкина Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование техники «изонить» в работе с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лямкина Л. В.

воспитатель

МБДОУ "Гимназия №2"

Использование техники «изонить» в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из задач всестороннего развития дошкольников является воспитание

любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной

деятельности. Процесс формирования у воспитанников познавательных способностей

важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности,

гибкости и оригинальности мышления, чтобы, как считал М Монтень, ребенок

«чувствовал себя твёрже, чтобы обогатил себя изнутри». Свой интерес дети проявляют

в разнообразных формах деятельности. Отражая в игре различные явления жизни,

дошкольники глубже познают их, осмысливают связи между ними, уточняют и

проверяют правильность своих представлений.

Каждый ребёнок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой

на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной

дощечке, стёклышком на песке и многими другими интересными способами.

Оказывается, их можно научить рисовать и нитью и при этом научиться прекрасно

владеть иглой. Изображение нитью интересно тем, что рисунок выполняется быстро и

аккуратно с первого раза. Да и фантазии есть где «разгуляться». В процессе занятий

дошкольники знакомятся с основными геометрическими понятиями; учатся

ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертёжных навыков. Поиск

знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда, то или иное

явление возбуждает интерес, питает чувства ребенка, а необходимых знаний для их

выражений нет. Мы знаем, что интересы и способности ребенка не являются

врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности: познавательной и

созидательно-продуктивной. Работа детей техникой изонити способствует

формированию познавательных способностей.

Чтобы создать красивую вещь. Нужно приложить немало труда. Поэтому в

детском саду ручной труд составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания.

Ведь придя в школу, ребенок должен быть не только трудолюбив, внимателен,

усидчив, терпелив, но и был всесторонне развит. Как этого добиться? Что сделать,

чтобы ребёнок получил больше знаний, навыков, способностей. Изучив книгу Н.Н.

Гусаровой «Техника изонити для дошкольников», мы решили апробировать данную

технику с нашими детьми. На тот момент дети были еще маленькие, а работа с иглой

по программе начинается в подготовительной к школе группе.

Постепенно накапливая свой опыт, систематизируя свой практический материал,

мы пришли к выводу, что целесообразно подготовку к обучению шитью иголкой

начать со второй младшей группы.

Ведь уже в раннем возрасте дети учатся вставлять предметы в отверстия и

вынимать их обратно, нанизывать на стержень кольца, пользоваться игрушечной

отверткой,

расстёгивать

и

застёгивать

пуговицы,

действовать

с

простейшими

мозаиками и шнуровкой. Дошкольникам предлагались различные конструкторы,

палочки, шишки, косточки, рисование в различных техниках, работа с глиной. Все это

развивает у детей мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие. Много игр

использовали на логическое мышление, например, «Кто лишний?», «Найди предмет,

похожий

на

эту

геометрическую

фигуру».

Использовали

множество

игр

с

геометрическими формами: по цвету, по величине, из них дети могли создавать по

образцам различные фигуры, составлять красивые узоры.

Чтобы результат был более высоким, постоянно усложняли задания, давая детям

готовые предметы из фигур, предлагали им найти отличия. С интересом проходили

игры «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Куча мала».

В средней группе продолжили свою работу, проводили занятия на темы: «Как

появилась одежда?», «Откуда пришла к нам иголочка?», познакомили детей со

структурой ниток. Руками родителей была сделана выставка работ, связанных из ниток

разного вида (одежда, игрушки, воротнички, сумочки и т.д.). Сделали из ниток коконы,

внесли в группу и предложили детям «оживить» их. Вместе с ними сделали забавную

гусеницу, цыплёнка, полянку. Совместная работа с детьми способствовала укреплению

дружбы между педагогами и дошкольниками.

Придя в старшую группу, дошкольники увидели новые панно, красивые картины,

сделанные техникой изонити, для оформления игровой комнаты, это им очень

понравилось. Мы обратили их внимание на то, как переплетаются нити, создавая

красивый узор, какие необычные цвета ниток, которые подобраны со вкусом, по цвету.

Детям показали технику выполнения узора,которая сразу их заинтересовала. Но без

помощи родителей нам было никак не обойтись.

Обсудив эту тему на родительском собрании и объяснив важность ручного труда

в развитии ребенка, было принято решение работать в технике «изонити». Так стал

заполняться

наш

«волшебный

сундучок»

красивыми

цветными

нитками

и

необходимыми инструментами. Родители охотно откликнулись на нашу просьбу,

помогли собрать всё необходимое (шило, ножницы, цветные нитки, иглы с длинным

ушком, линейки, пенопласт, нитковдеватели).

Дополнительно изучили необходимую литературу и освоили основные элементы

работы в этой технике, научились заполнять нитью угол, окружность, овал, составлять

из элементов узоры и композиции, следуя принципу «от простого к сложному». По-

этому же принципу с сентября начали занятия с детьми.

На первом этапе у детей возникали трудности в работе с иглой: сложно было

вдеть нить (особенно если нитки ирис), сделать узелок. Бывало, что нитки путались.

Все эти технические неполадки могли отразиться на интересе детей к выполняемой

работе, поэтому на начальном этапе овладения техникой изонити мы заранее готовили

для детей иглы с нитями, и сами делали разметку будущего рисунка на картоне. В

дальнейшем дети самостоятельно вдевали нитку в иглу, используя нитковдеватель.

В нашей работе имеет большое значение длина нити, поэтому с самого начала

учили детей заполнять фигуры одной нитью. Чтобы повысить интерес к выполняемой

работе, предлагалидошкольникам вышивать на цветном картоне или бархатной бумаге

разного цвета. Ведь даже первые работы тогда получались очень красивые, а это

стимулировало их к творчеству.

Чтобы ребята испытывали радость от своего труда, он должен быть хорошо

организован. Вместе с детьми продумали, где и как будет храниться весь материал и

оборудование. Изучив литературу Н.Н.Гусаровой «Техника изонити для

дошкольников», составили для себя перспективный план работы.

За это время дети научились правильно различать лицевую и изнаночную сторону

работы. Хорошо усвоили, что работу нужно начинать с изнаночной стороны, где нитки

располагаются стежками, а на лицевой – нитки пересекаются и создают красивый узор.

Дети довольно легко стали пользоваться шилом, самостоятельно делать нужное

количество отверстий по линейке на рисунке и без труда могли создать образ угла,

круга.

На таких занятиях дошкольники приобретали практические навыки ручного

труда: владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, формировался

опыт рисования нитью на картоне. У дошкольников закреплялись полученные знания о

геометрических фигурах, счете, а создание красивых поделок доставлялиим огромное

наслаждение, когда они удавались, и великое огорчение, если образ не получался. В то

же время у ребенка воспитывалось стремление добиваться положительного результата.

Свою работу дети выполняли с интересом и каждый раз мы убеждались в

правильности выбора темы работы по самообразованию, ведь она захватывает все

области развития, воспитывает усидчивость, волевые качества, глазомер, сенсорное

воспитание, логическое мышление, воображение, учит дошкольников трудиться,

развивает мелкую моторику пальцев рук.

Список литературы:

1. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников»: Методическое пособие / Н.Н.

Гусарова– СПб.: «Детство-Пресс», - 2007. -37.

2. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».:Пособие для воспитателей

дет. сада /Т.Г. Казакова. – М.:- «Просвещение», 1985. -192

3. Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразуем», - «Сфера», 2013.

4. Борисеко М.Г., Лукина Н.А. «Смотрим, видим, запоминаем», - изд. СПб.: Паритет

2003.

5. Борисеко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют», - СПб.: Паритет, 2003.

6. Газета: «Друг дома» №9-2003г.

Гусарова Н. Н., «Техника изонити для дошкольников», методическое

пособие, 2-издание, Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007 г.

Гусарова, Надежда Николаевна.

Техника изонити для дошкольников : Метод. пособие / Н. Н. Гусарова. - СПб. : Детство-

пресс, 2000. - 37,

Казакова, Тамара Гавриловна.

Развивайте у дошкольников творчество : (Конспекты занятий рисованием, лепкой,

аппликацией). Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение,

1985. - 192 с

Дыбина, Ольга Витальевна.

Творим, изменяем, преобразуем [Текст] : игры-занятия с дошкольниками / О. В. Дыбина. -

2-е изд., испр. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2013. - 126, [2] с. : ил.; 20 см. -

(Ребенок в мире поиска).; ISBN 978-5-9949-0373-5

Борисенко, Марина Геннадиевна.

Смотрим, видим, запоминаем : (Развитие зрител. восприятия, внимания и памяти) :

[ Метод. пособие : Для детей от 0 до 3 лет] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб. :

Паритет, 2003 (ГИПК Лениздат). - 125, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил., табл.; 25 см. - (Рождаюсь.

Расту. Развиваюсь).; ISBN 5-93437-142-8 (в обл.)

Борисенко, Марина Геннадьевна.

Наши пальчики играют : (Развитие мелкой моторики) : [От 0 до 3 лет : Метод. пособие] /

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2002. - 140, [1] c. : ил., табл.; 26 см. -

(Рождаюсь, расту, развиваюсь).; ISBN 5-93437-129-0



В раздел образования