Напоминание

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста


Автор: Куйдина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Куйдина Т.А.

воспитатель МБОУ «Гимназия № 2», Бийск

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения

в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Начальные

этапы

познания

действительности

обеспечиваются

процессами

ощущения и восприятия. Характер представлений, их точность, отчетливость, полнота

зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которое обеспечивают

отражение действительности, т.е. развитости ощущений и восприятий.

Дошкольный возраст - возраст, когда складывается и развиваются сенсорные

процессы, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание

многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении

являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, и

многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, М. Монтессори, О.

Декроли.

М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики», главная цель её

учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как

гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П.Усова и К.П.Сакулина

создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования

сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления

дошкольного образования.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком

направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных

представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.

Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках

сенсорного развития.

Его целью является формирование сенсорных способностей у детей. сенсорные

способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется

усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем

сенсорных эталонов.

Одним из эффективных средств сенсорного развития детей дошкольного

возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных

непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета,

объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое

обучение, основаное на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на

его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам,

диктуемым игровой ситуацией.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с

внешним миром;

- готовит к реальной жизни;

- является основой для развития воображения; внимания, наблюдательности;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной

деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и

систематически включалось во все моменты жизни дошкольника, прежде всего в

процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации

возможностей

детского

развития,

а

именно

дать

детям

в

доступной

форме

систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений

тех областей действительности, с которой ребенок встречается в своей повседневной

жизни.

Сенсорное воспитание детей началось с младшей группы, с теплой и уютной

атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью,

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Свою работу мы начали с создания предметно - развивающей среды, которая

является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его

индивидуальных

знаний

и

социального опыта

ребенка.

Причем предметно

-

развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по

развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества

каждого.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями,

у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: они легче

запоминают

материал,

осваивают

новые

способы

деятельности,

сравнивают,

различают, сопоставляют, обобщают. Дошкольника привлекает в игре не обучающий

характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться

результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной

содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность

дидактических игр. Поэтому активное их использование является одним из важных

условий сенсорного развития детей с младшей группы. Мне, как педагогу, интересно

найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне

добиться хорошего результата.

Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов:

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип прочности;

- принцип систематичности;

- принцип последовательности.

В группе была оформлена «Сенсорная стена», на которой располагались:

- фланелеграф (дети создают композиции из ниток, ткани, поролона различного цвета и

формы);

- ленточки различного цвета и длины;

- доска с крючками (группируют предметы по цвету, форме, величине);

- доска с липучками (собирают целый предмет или картинку из частей);

- доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной

деятельности;

- дидактический стол (позволяет детям упражняться в перцептивных действиях).

Также имеется центр «Песок- вода», его значение для развития органов чувств

трудно переоценить. В уголке природы много различного природного материала

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который

используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой

листок?» и др.), продуктивной деятельности («Выложи узор из листьев», « Кто быстрее

соберет узор из камней?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает

эстетические

чувства.

Уголок

изобразительной

деятельности

тоже

важен

для

формирования

сенсорных

способностей.

Здесь

помогают

карандаши,

краски,

фломастеры, пластилин, раскраски, имеются дидактические игры- упражнения по

изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и

др.)

В группе большое количество игр и игрушек, с ярко выраженными: цветом,

формой, величиной, из различныхматериалов:

- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)

- конструкторы «Лего»,

- пазлы,

- кубики (разного цвета и величины),

- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины),

- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения

задач сенсорного развития в соответствии с требованиями « Программы воспитания и

обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

Сенсорное

развитие

посредством

дидактических

игр

представляет

собой

многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом

обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка дошкольного

возраста

Список используемой литературы:

1.

Веракса Н.Е От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском

саду [Текст].: монография/ Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева - М.: Мозаика-

синтез, 2017. - 352с.

2.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников [Текст].:монография/ Л.А. Венгер; Москва, Просвещение,1978 - 138с..

3. Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н..- Сенсорное воспитание в детском саду

[Текст].:монография/ Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова, Москва, Просвещение,1981-

253с.

4. Метлина Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей[Текст].:монография/

Л.А. Метлина Э.Я.Удалова Москва, Просвещение,1979- 231с.

5.Курочкина Н.А, Лейкина Б.С.. Дошкольная педагогика. учеб пособие для студентов

пед ин-тов [Текст].:монография/ Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина М.. Издательство

"Просвещение", 1983 -382с.



В раздел образования