Автор: Куйдина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Куйдина Т.А.
воспитатель МБОУ «Гимназия № 2», Бийск
Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения
в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Начальные
этапы
познания
действительности
обеспечиваются
процессами
ощущения и восприятия. Характер представлений, их точность, отчетливость, полнота
зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которое обеспечивают
отражение действительности, т.е. развитости ощущений и восприятий.
Дошкольный возраст - возраст, когда складывается и развиваются сенсорные
процессы, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание
многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении
являются такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, и
многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, М. Монтессори, О.
Декроли.
М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики», главная цель её
учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как
гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П.Усова и К.П.Сакулина
создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования
сенсорного развития дошкольника с учетом современной ситуации обновления
дошкольного образования.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком
направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных
представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др.
Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках
сенсорного развития.
Его целью является формирование сенсорных способностей у детей. сенсорные
способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется
усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем
сенсорных эталонов.
Одним из эффективных средств сенсорного развития детей дошкольного
возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных
непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета,
объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое
обучение, основаное на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на
его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам,
диктуемым игровой ситуацией.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с
внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- является основой для развития воображения; внимания, наблюдательности;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной
деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и
систематически включалось во все моменты жизни дошкольника, прежде всего в
процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Наша задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации
возможностей
детского
развития,
а
именно
дать
детям
в
доступной
форме
систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений
тех областей действительности, с которой ребенок встречается в своей повседневной
жизни.
Сенсорное воспитание детей началось с младшей группы, с теплой и уютной
атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Свою работу мы начали с создания предметно - развивающей среды, которая
является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его
индивидуальных
знаний
и
социального опыта
ребенка.
Причем предметно
-
развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по
развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества
каждого.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями,
у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: они легче
запоминают
материал,
осваивают
новые
способы
деятельности,
сравнивают,
различают, сопоставляют, обобщают. Дошкольника привлекает в игре не обучающий
характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться
результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной
содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность
дидактических игр. Поэтому активное их использование является одним из важных
условий сенсорного развития детей с младшей группы. Мне, как педагогу, интересно
найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне
добиться хорошего результата.
Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип прочности;
- принцип систематичности;
- принцип последовательности.
В группе была оформлена «Сенсорная стена», на которой располагались:
- фланелеграф (дети создают композиции из ниток, ткани, поролона различного цвета и
формы);
- ленточки различного цвета и длины;
- доска с крючками (группируют предметы по цвету, форме, величине);
- доска с липучками (собирают целый предмет или картинку из частей);
- доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной
деятельности;
- дидактический стол (позволяет детям упражняться в перцептивных действиях).
Также имеется центр «Песок- вода», его значение для развития органов чувств
трудно переоценить. В уголке природы много различного природного материала
(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который
используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой
листок?» и др.), продуктивной деятельности («Выложи узор из листьев», « Кто быстрее
соберет узор из камней?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает
эстетические
чувства.
Уголок
изобразительной
деятельности
тоже
важен
для
формирования
сенсорных
способностей.
Здесь
помогают
карандаши,
краски,
фломастеры, пластилин, раскраски, имеются дидактические игры- упражнения по
изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и
др.)
В группе большое количество игр и игрушек, с ярко выраженными: цветом,
формой, величиной, из различныхматериалов:
- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины),
- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины),
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения
задач сенсорного развития в соответствии с требованиями « Программы воспитания и
обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Сенсорное
развитие
посредством
дидактических
игр
представляет
собой
многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом
обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка дошкольного
возраста
Список используемой литературы:
1.
Веракса Н.Е От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском
саду [Текст].: монография/ Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева - М.: Мозаика-
синтез, 2017. - 352с.
2.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников [Текст].:монография/ Л.А. Венгер; Москва, Просвещение,1978 - 138с..
3. Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н..- Сенсорное воспитание в детском саду
[Текст].:монография/ Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова, Москва, Просвещение,1981-
253с.
4. Метлина Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей[Текст].:монография/
Л.А. Метлина Э.Я.Удалова Москва, Просвещение,1979- 231с.
5.Курочкина Н.А, Лейкина Б.С.. Дошкольная педагогика. учеб пособие для студентов
пед ин-тов [Текст].:монография/ Н.А. Курочкина, Б.С. Лейкина М.. Издательство
"Просвещение", 1983 -382с.