Автор: Соколинская Галина Корнеевна
Должность: доцент
Учебное заведение: ГАОУ ДПО Владимирской области
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование воспитательного потенциала замещающей семьи (на примере занятия в родительском киноклубе на основе синема-технологии)
Раздел: дополнительное образование
Формирование воспитательного потенциала замещающей семьи
(на примере занятия в родительском киноклубе на основе синема-
технологии)
Если бы детям задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы ты был
счастлив?», то одни попросили бы красивый воздушный шарик, другие-
посетить зоопарк, третьи- побывать на море…. Много разных ответов было
бы. Это были бы ответы детей, живущих в обычной семье, каких много. Но
есть и другие дети- отверженные или потерявшие родителей, семью. У этих
детей с очень взрослыми глазами совсем другие представления о счастье.
Наверно, ощущение счастья у них начинается с появления в детском доме
незнакомых дяди и тети, которых они так бы хотели назвать мамой и папой.
Можно только на несколько минут представить себя на месте этих детей,
чтоб понять, как можно этого хотеть. И если случается такое невообразимо
счастливое событие- обретение мамы и папы, то весь мир для ребенка
изменяется.
Наверно,
не
менее
счастливыми
чувствуют
себя
и
новоиспеченные родители. Несложно понять, насколько выстрадано ими это
обретенное счастье…Разве можно описать, сколько счастливых мгновений
достается женщине, мужчине, когда вокруг шеи обвиваются детские
ручонки- не так важно, для чего: для защиты ли, просто приласкаться ли…
Такую вот формулу счастья вывел неизвестный автор:
Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался не один философ.
А на самом деле, счастье - это просто.
Начинается оно с полуметра роста.
Это распашонки, пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный мамин сарафанчик.
Рваные колготки, сбитые коленки,
Это разрисованные в коридоре стенки.
Счастье- это мягкие теплые ладошки,
За диваном фантики, на диване крошки.
Это целый ворох сломанных игрушек,
Это постоянный грохот погремушек.
Счастье- это пяточки босиком по полу.
Градусник под мышкой, слезы и уколы.
Ссадины и раны, синяки на лбу,
Это постоянное что? да почему?
Счастье- это санки, снеговик и горка.
Маленькая свечка на огромном торте.
Это бесконечное: «Почитай мне сказку»,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой.
Это теплый носик из-под одеяла,
Заяц на подушке, синяя пижама.
Брызги по всей ванной, пена на полу.
Кукольный театр, утренник в саду.
Что такое счастье?
Проще нет ответа...
Оно есть у каждого - это наши дети!
«Обзавестись ребенком - значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне
и навсегда разгуливало вне твоего тела», - эти слова Элизабет Стоун очень
ярко отражают состояние материнства и отцовства. Значит, эти взрослые в
полной мере осознают свою миссию – «быть в ответе за тех, кого
приручили»… Помочь приемным родителям осознать взятую на себя
ответственность, пройти через радости, трудности и сомнения, избежать
ошибок в воспитании- это уже миссия педагога.
Деятельность педагога с замещающими семьями можно представить
разными формами работы. Ключевым критерием отбора методик и приемов,
социальных технологий и инноваций в сфере социально-педагогической
работы и ее проектирования является система ценностей и принципов.
Система ценностей и принципов лежит в основе и практического подхода,
конкретных действий приемных родителей замещающих семей, опекунов.
Одной из эффективных форм общения с родителями замещающих семей
является интерактивная– киноклуб «Вечер вместе» на основе синема-
технологии, цель которого – повышение воспитательного потенциала
замещающей семьи, мотивация
родителей замещающих семей на
использование социально- педагогических знаний в работе с приемными
детьми.
Реализация предлагаемой технологии формирования педагогической
компетентности замещающих родителей в рамках киноклуба включает
следующие этапы:
1) установление личностного контакта педагога с замещающими родителями;
2) сообщение теоретических знаний по сути проблемы (темы занятия);
3) перевод теоретических знаний по воспитанию детей в практические
умения и навыки разными формами и методами;
4) обсуждение проблемы;
5) рефлексия замещающими родителями своей деятельности в семье;
6)коррекция приобретенных замещающими родителями педагогических
умений.
Занятия в клубе предусматривают подготовку родителей к решению разных
педагогических проблем в воспитании и выстроены так, чтобы они стали
своеобразной
копилкой
родительской
мудрости.
Каждое
занятие
сопровождается
педагогическими
рекомендациями,
используется
диагностика, решение педагогических ситуаций, памятки для родителей,
проводятся деловые игры, дискуссии. И все это для того, чтобы оправдались
все родительские ожидания, чтобы семьи, принявшие на воспитание ребенка,
были гармоничными, счастливыми. В условиях семьи воспитывает все: от
взаимоотношений
членов
семьи
до
умения
родителей
выстроить
воспитательную траекторию.
Готовясь к первой встрече в киноклубе «Вечер вместе» с родителями,
принявшими в свои семьи чужих детей, обдумываю возможные варианты
обращения к ним. «Господа»… нет, слишком пафосно и напыщенно.
«Дорогие» …тоже нет, это довольно интимно… «Уважаемые»… Именно
«уважаемые»…
И
появляется
осознание
того,
что
это
так
часто
употребляемое в повседневности слово- обращение приобретает совершенно
иное значение- глубокое и в полной мере отражающее твое собственное
восприятие этих людей, ставших родителями. Не только уважение - может
быть, даже преклонение перед теми, кто смог взвалить на себя такую
тяжелую ношу- поставить на ноги маленького человека, уже успевшего
познать истинное горе, пережившего предательство взрослых, у которого
негативный опыт прошлой жизни, которому так недоставало душевного
тепла. И чтобы оправдались все родительские и детские ожидания, чтобы
семьи были гармоничными, чтобы были счастливы и родители, и дети, очень
важно говорить с родителями о взаимоотношениях в семье, помочь им
осознать, как психологический климат влияет на воспитание детей. Поэтому
первая тема занятия в клубе - «Жить в мире и согласии» на материале
кинофильма «Похороните меня за плинтусом»- посвящена рассмотрению
влияния психологического климата семьи на формирование личности детей.
Цель занятия: помочь осознать родителям замещающих семей, что
благоприятный
психологический
климат
в
семье
-
важное
условие
взаимопонимания и благополучия, и на этом фоне- воспитания ребенка;
мотивировать на принятие позитивной позиции при разрешении проблемной
ситуации.
Эпиграф к теме- высказывание В.А. Сухомлинского:
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитать».
Во вступительном слове педагог обозначает тему занятия и говорит о том,
как важно в семье жить в мире и согласии, как атмосфера семьи влияет на
формирование характера ребенка.
- Как вы думаете, что такое «взаимопонимание»?
-
Какие
качества
нужны
членам
семьи,
чтоб
в
семье
царило
взаимопонимание?
-
В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как взаимное
понимание и согласие. Можно добавить,
что взаимопонимание - это вид
взаимодействия на равных позициях, уважительное и терпимое отношение
друг к другу.
На этапе введения в тему уместно прочитать стихотворение Себастьяна
Бранта:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители- пример ему.
Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
Затем в ходе мини- лекции
родители получают представление о типах
взаимоотношений в семье.
- Воспитание детей во многом зависит от того, как складываются
отношения в семье., от общей культуры родителей, их жизненного опыта,
психолого-педагогической подготовки и образа жизни. Поэтому можно
говорить о том, что в каждой семье складывается определенная система
семейного воспитания. Ученые выделяют следующие тактики воспитания в
семье и соответствующие им типы семейных взаимоотношений:
- диктат,
- опека,
-"невмешательство ",
- попустительство,
- сотрудничество.
Тактика воспитания
Тип
семейных
взаимоотношений
Воспитательный
эффект.
Диктат
Характеризуется
систематическим
проявлением
преимущественно
взрослыми членами
семейства инициативы
и требованием
подчинения других его
членов. Предполагает
насилие, приказ,
жесткий авторитаризм.
Родителями
навязывается свое
мнение ребенку. Стиль
"подавления»
Несогласие ребенка с
Ребенок
приучается
лгать родителям, чтобы
избежать давления или
наказания.
Этот
же
страх
быть
отверженным
или
наказанным побуждает
его
соглашаться
участвовать в опасных
развлечениях
своих
сверстников. У ребенка
не
формируется
собственных
убеждений,
–
он
постоянно
подстраивается, у него
позицией родителя или
неповиновение не
принимается как
таковое и наказывается
(физически или
психологически).
Также имеются
завышенные
требования к ребенку,
сильное давление в
семье.
нет
уверенности,
самооценка
занижена
(программирование
на
неуспех в жизни)
Опека (гипер-опека)
Система
отношений,
при которых родители,
обеспечивая
своим
трудом удовлетворение
всех
потребностей
ребенка, ограждают его
от
каких-либо
забот,
усилий и трудностей,
принимая их на себя. В
центре воспитательных
воздействий
оказывается
проблема
удовлетворения
потребностей ребенка и
ограждение
его
то
трудностей
Дети
оказываются
более
неприспособленными к
жизни
в
коллективе.
Именно эта категория
подростков
дает
наибольшее
число
срывов
в
переходном
возрасте.
У
них
отсутствует
самостоятельность,
инициатива,
они
так
или иначе отстранены
от решения вопросов,
лично их касающихся, а
тем
более
общих
проблем семьи.
Такой
тип
взаимоотношений
приводит
к
развитию
инфантилизма у детей,
т.е. беспомощности и
безответственности,
неспособности
принимать
серьезные
жизненные
решения
самому.
Гипо-опека
(или
«невмешательство»
Отсутствует
реальное
человеческое общения
с
ребенком.
Как
правило,
оно
заменяется
материальными
благами.
Ребенок
Ребенок
ищет
тепла,
близости,
понимания,
человеческого интереса
к
себе,
и
в
силу
собственной незрелости
начинает
либо
увлекаться
ранними
«упакован»
по
высшему разряду, он
полностью
занят:
в
престижной
школе,
секции,
на
дорогих
курсах,
а
по
сути
предоставлен сам себе.
половыми
связями,
либо любыми путями
привлекает
к
себе
внимание – становится
«проблемным»
подростком.
Попустительство
Это вседозволенность и
«либерализм»,
за
которыми
скрывается
безразличие.
Это
тактика
независимого
существования
взрослых
от
детей:
«Пусть научится всему
на
своих
ошибках»,
«Сам натворил, сам и
расхлебывай».
Семья
как бы разделяется на
два мира- взрослых и
детей, и ни тем, ни
другим
не
переходят
намеченную
таким
образом линию
У
детей
попустительское
отношение
может
вызвать
желание
привлечь
к
себе
внимание окружающих,
и особенно родителей,
любым
способом.
Поскольку
даже
негативное
внимание
перенести
легче,
чем
игнорирование
и
равнодушие.
Сотрудничество
предполагает
объединение
членов
семьи общими целями
и задачами совместной
деятельности,
ее
организацией
и
высокими
нравственными
ценностями
Учитываются интересы
ребенка, это «стиль
"согласия ".
Преодолевается
эгоистический
индивидуализм
ребенка.
Семья,
где
ведущим
типом
взаимоотношений
является
сотрудничество,
обретает
особое
качество,
становится
группой
высокого
уровня
развития
коллектива.
- Супружеские отношения, теплая атмосфера в семье и постоянное мудрое
общение с ребенком позволят вам всегда сохранять связь друг с другом,
позволят вашему ребенку без страха обращаться к вам по любому поводу и с
уважением воспринимать ваши советы и мнения. Все это также поможет
ему стать более уверенным в себе человеком, сильным в своих убеждениях и
иметь ясные нравственные ценности. Вы поддержите его в самый сложный и
нестабильный, но удивительно интересный период его жизни.
Далее проводится анкетирование на определение типов взаимоотношений в
семьях
участников
клуба.
Эта
форма
работы
позволяет
родителям
замещающих
семей
при
необходимости
впоследствии
обратиться
за
помощью в виде консультации.
-
Давайте попробуем с помощью анкеты дать оценку взаимоотношений в
вашей семье. Ответьте на вопросы: да, нет, иногда.
1.
Следите ли вы за статьями в журналах, программах по TV и радио на
тему о воспитании? Читаете ли вы время от времени книги на эту тему?
2.
Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае,
не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3.
Единодушны ли вы с супругом в воспитании детей?
4.
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже
если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5.
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это
действительно необходимо?
6.
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных
педагогических принципов?
7.
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него
существенное влияние?
8.
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение
для гармоничного развития ребенка?
9.
Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
10.Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет
времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?
А теперь подсчитайте очки:
Да – 2 очка
Иногда – 1 очко
Нет - 0
Менее 6 очков: О настоящем воспитании вы имеете весьма смутное
представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем
вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением
своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков: Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же
кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы
задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью
посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные, а
также домашние проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за
это вознаградят.
Более 15 очков: Вы вполне справляетесь со своими родительскими
обязанностями. И, тем не менее, вам еще необходимо кое-что улучшить.
Следующие этапы работы – анонс фильма
«Похороните меня за
плинтусом» и просмотр кинофильма.
Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому
что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и
которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабушка и мать рвут ребенка на
части. Бабуля- домашний тиран, удушившая ребенка своей любовью и
подорвавшая здоровье своей заботой. Вся безмерная силища нерастраченной
любви искореженной массой задавила восьмилетнего мальчика, превратив
его в юного рассудительного старика. Маленький Саша очень страдает…
После просмотра фильма родители делятся своими впечатлениями и
анализируют действия, поступки героев кинофильма, обсуждают вопросы:
- Попробуйте охарактеризовать взаимоотношения в семье Савельевых.
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Саша, живя в такой семье?
- Какие чувства испытывает Саша к матери?
- Бабушка говорит: «Дети расплачиваются за грехи своих родителей. Этот
ребенок расплачивается за грехи своей матери» Так ли это?
- Какие эпизоды раскрывают духовный мир бабушки? Дедушки? Матери?
- В чем трагедия ребенка? А семьи Савельевых?
Этап рефлексии – очень важный этап занятия. Родители «пропускают через
себя» увиденное: рассказывают о своих эмоциях во время просмотра
кинофильма, приводят примеры из собственного опыта взаимоотношений в
семье и воспитания детей.
- Какие впечатления вызвал у вас фильм?
- Как можно было избежать конфликта в семье Савельевых?
- Как бы вы поступили в ситуации бабушки? Савельева? Матери Саши?
- Позволяете ли вы себе когда-нибудь давать нелестные характеристики
взрослым членам семьи в присутствии детей, высказывать подозрения по
поводу недобрых поступков других людей?
- Обратимся к эпиграфу нашего занятия. Как вы думаете, каким вырастет
Саша?
После таких занятий в клубе родители уходят, обогащенные не только
определенным поведенческим опытом в семье, но и глубокими эмоциями,
раздумьями о траектории взаимодействия в своих семьях как со взрослыми,
так и с детьми. И каждый раз хочется верить, что в этих семьях не будет
предательства, эгоизма, и все будут счастливы.