Автор: Филиппова Ольга Каюмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 103 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Приобщайте ребенка к труду
Раздел: дошкольное образование
Филиппова Ольга Каюмовна
воспитатель
ГБДОУ детского сада № 103
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
ПРИОБЩАЙТЕ РЕБЕНКА К ТРУДУ
Что значит подготовить ребенка к жизни? В чём главный залог того, что
это столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно?
Вероятно, мы не ошибёмся, если скажем: главное – научить любить труд и
находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в
учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих,
ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность,
выковываются её лучшие качества. Работая вместе с другими детьми,
помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым,
чутким. Ежедневные решения той или иной практической задачи развивают
умственные способности, любознательность, настойчивость.
Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека.
Заботясь о нём, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив.
Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания
наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится ещё
старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не
умели
вставать
на
ножки.
С
каким
упорством
тянулись
они
к
заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой ещё слабый
кулачок, пытаясь взять, удержать её.
Стремление к активному практическому действию свойственно детям,
заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать,
развивать, умело направлять.
В каком возрасте следует приучать ребенка к труду?
Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения
вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску
теста на столе. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно
раньше.
1. Лучше всего – собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок
спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые
хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.
2.
Обязательная
теория.
Озвучивайте
происходящее
вокруг.
Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой
комнате, какой из него вырастет замечательный помощник.
С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое.
Ведь грядущие школьные уроки – обязательный труд для растущего
человека.
3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей – нежелание
осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две
тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать
посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».
4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое.
Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку.
Объясните, что сын (дочь) – главные помощники, и вы цените их усилия.
Важно, чтобы дети старше 5 лет имели постоянные обязанности. Это
повышает степень самоуважения, вырабатывает ответственность, ощущение
нужности, взрослости во внутрисемейной ячейке. Самоуважение, в свою
очередь,
–
неотъемлемая
составляющая
формирования
гармоничной
личности. Правильное поведение взрослых – залог своевременного развития
потребности в самостоятельном труде.
Никогда
не
отталкивайте
ребенка
фразами
«Отойди.
Ты
все
испортишь!», «Тебе не под силу», «Ты не справишься» или «Ты еще
маленький, вырастешь – тогда будешь помогать».
Не пугайте ребенка сложностью домашних заданий. Не концентрируйте
внимание на том, как тяжело вам приходится на работе. Подобные
негативные
мысли
прививают
отрицательное
отношение
к
труду.
Рассказывайте чаще, зачем стремиться к успеху, работать в разных
направлениях, всесторонне развиваться.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его
результаты.