Автор: Азизова Гельназ Небиулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 45"
Населённый пункт: г. Чебоксары, республика Чувашия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся начальных классов.
Раздел: начальное образование
Развитие коммуникативно-речевых умений учащихся начальных
классов.
Виды речи
Термин «речь» имеет три значения: а) речь как процесс, как деятельность, синоним -
механизмы речи; б) речь как результат, как продукт деятельности, синоним -текст; в) речь
как ораторский жанр, например, «Речи Цицерона», издание 1995 года.
В предлагаемой статье термин «речь» будет использоваться в его первом значении -
речь как деятельность, как механизм речи.
Можем отметить, что эти три значения - это и есть первая типология речи: речь как де-
ятельность, речь как текст (записанный, или письменный; произнесенный, или устный;
употребляется также сочетание «мысленный текст») и речь как жанр.
Далее будет рассмотрена внешняя речь, т.е. та речь, которая предназначена для других
людей - не только для самою говорящего, для «отправителя» речевого высказывания, не
только для адресанта, но для адресата или для множества адресатов.
Внешняя речь подразделяется по двум признакам: по критерию «отправителя» выде-
ляются речь-говорение (отправление сообщения в акустическом коде) и письмо, отправле-
ние сообщения в графическом коде.
По критерию «получателя» выделяются аудирование (слушание), т.е. прием сообще-
ния, переданного устно, и чтение, т.е. восприятие сообщения, переданного в графическом,
буквенном коде.
Этот вариант типологии видов речи может быть представлен в виде такой модели:
говорение -> аудирование
письмо -> чтение
Первая пара - это устная речь, или речь » акустическом коде.
Вторая пара - письменная речь, или речь в графическом коде.
Эти два вида речи различаются не только кодами (материальными знаками), но и
другими свойствами: устная речь, в отличие от письменной, используется чаще всего в
непосредственном, живом общении; поэтому устная речь сопровождается мимикой,
жестами, в общении участвует вся окружающая обстановка весь поток жизни; немалую
роль во взаимопонимании играют интонации, паузы, другие невербальные (не словесные)
средства. Всего этого письменная речь не имеет и восполняет частично этот недостаток
знаками препинания, шрифтовыми выделениями слов и их сочетаний, а также описанием
обстановки.
Устная речь чаще диалогична, поэтому она эмоциональнее письменной, содержит
много восклицаний, вопросов, эллиптических конструкций. Она менее строга по
сравнению с письменной речью в отношении выбора слов, построения предложений.
Коммуникативно-речевые умения
1. Общие умения для устной и письменной форм общения:
а) ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации для регулирования своего
речевого поведения (кому — кого - зачем — что — как я буду говорить (слушать);
б) ставить (осознавать) коммуникативные задачи (сообщить, узнать, побудить, согласиться,
отказать, возразить, попросить, предложить, пригласить, поздравить и пр.) в соответствии с ними
использовать этикетные формулы обращения, приветствия и пр.;
в) планировать речевые действия:
— при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать ведущий тип речи
(повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль;
1
— при восприятии осознавать свою установку (доверительную, критическую, творческую и
др.), уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли
говорящего;
г) реализовывать замысел речи:
— при создании высказывания развивать тему, не теряя из виду основную мысль, отбирая
необходимое содержание, соблюдая нужную последовательность в его раскрытии, точно
формулируя каждую мысль и отбирая языковые средства с учетом коммуникативной задачи и
условий речи;
— при восприятии прослеживать логику развития мысли говорящего (автора), улавливать
основную мысль всего высказывания, выявлять микротемы, адекватно воспринимать тональность
высказывания, отношение говорящего (автора) к предмету речи, понимать значения всех языковых
знаков, составляющих высказывание;
д) осуществлять контроль за речью:
— при создании высказывания оценивать соответствие его ситуации общения, замыслу,
требованиям культуры речи и речевого поведения, воспринимать или предполагать реакцию
партнера (степень понимания, отношение и т.п.), совершенствовать написанное;
— при восприятии - осознавать степень понимания высказывания, оценивать соответствие
установке и задаче восприятия, пользоваться приемами достижения понимания (возвращение к
прочитанному, уточнение сказанного при помощи вопросов, выяснение значений непонятных слов
и т.д.).
2. Умения, характерные для устной речи (говорения — слушания):
а) воспринимать и создавать звучащую речь в различных диапазонах громкости (физический
слух); различать на слух и произносить
по- все звуки речи (фонематический слух); воспринимать на слух и соблюдать в соответствии с
содержанием высказывания и коммуникативной задачей мелодику, темп и ритм речи;
б) распознавать на слух грамматические формы и соотносить их с определенными
значениями, понимать значения слов и выражений;
в) выражать свои мысли и воспринимать чужие при диалогической форме общения:
— своевременно вступать в разговор и завершать его;
— вызывать желаемую реакцию собеседника в соответствии с коммуникативной задачей;
— тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы;
— быстро реагировать на реплики собеседника, не отходить от темы разговора и др.;
г) воспроизводить (пересказывать прочитанное, услышанное, читать наизусть).
3. Умения, характерные для письменной речи (письма — чтения):
а) владеть техникой письма, обеспечивающей фиксацию на бумаге своих и чужих мыслей;
б) более детально (чем в устной форме) продумывать, планировать содержательную и
формальную сторону при создании собственного письменного высказывания (текста) — тему, ее
границы, структуру, (композицию, абзацы и пр.), отбор языковых средств и связь между ними;
в) воспроизводить письменную чужую речь на основе увиденного, прочитанного или
услышанного текста (дословно, близко к исходному содержанию, полно и кратко);
г) читать:
— осмысливать цель чтения про себя, вслух;
— владеть техникой чтения;
— понимать прочитанное;
— оценивать воспринимаемый текст;
д) ориентироваться:
Минутка чистописания может быть развивающей и
интересной
Речь пойдет о методике проведения минутки чистописания на основе субъективации, в
соответствии с которой школьники участвуют в планировании и организации данного:
структурного компонента урока, где относительно самостоятельно определяют задание и
виды своих предстоящих учебных действий, оценивают их результат.
2
Минутка чистописания, проводимая в русле указанной методики, состоит из двух
этапов: подготовительного и исполнительного. В свою очередь в подготовительном этапе
выделяются: две части: 1) определение и формулирование учащимися темы минутки
чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и
ее элементов.
В первой части подготовительного этапа используются специальные упражнения,
направленные на одновременное решение следующих задач:
• самостоятельное выявление школьниками буквы (букв), предназначенной (предназна-
ченных) для письма на данном уроке;
• формулирование учащимися темы минутки чистописания.
В процессе реализации этого варианта организации и проведения минутки чистописа-
ния наблюдается заметная интенсификация процесса интеллектуального развития школь-
ников, а также ускорение процесса формирования у них лингвистических знаний, умений,
навыков. В разные периоды обучения младшего школьника на первый план объективно
выходят различные сочетания подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности,
равно как и лингвистических знаний и умений. Исходя из этого строятся комплексы
упражнений, которые соответствующим образом группируются. На первом году обучения
используются относительно простые речемысленные упражнения. Здесь их можно
выделить двенадцать групп.
Первая группа упражнений — составление характеристики искомой буквы и звуков.
которые она обозначает. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать на
минутке чистописания; она есть в каждом и данных слов (на доске написаны слова: енот,
сетка, ежиха, пенал) и может разделить их на две равные группы. Какая это буква? На
какие две группы она может разделить данные слова?» Примерный ответ: «Сегодня на
минуте чистописания мы будем писать букву е. Oна имеется в каждом из данных слов. Но
в слов: сетка, пенал она обозначает звук [э]. Это первая группа. В словах енот, ежиха -
два звука [й], [э] это вторая группа».
Вторая группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора.
Пример задания: «Прочитайте написанные на доске слова (бумага, гиря, ряд). Определите
букву которую мы будем сегодня писать на минуте чистописания. В одном из слов она
обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая -это буква? В каком слове она
находится?» Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву г. Она находится в слове
гиря и обозначает нем парный звонкий мягкий согласный звук. Выполнение подобного
рода заданий начинается с поиска буквы в одном слове, соседствующем не более чем из
трех-четырех букв. Постепенно учащиеся переходят к нахождению буквы в слове,
состоящем из большего количества букв. Дальнейшее усложнение осуществляется за счет
постепенного увеличения количества исходных слов, в одном из которых находится
искомая буква. Слова подбирают, с таким расчетом, чтобы в каждом из них
присутствовала буква, которая обозначала бы отличающийся от искомого всего по одному
показателю.
Третья группа упражнений - осуществление разбора слова по составу. Пример
задания: «Определите букву, которую мы напишем на Минутке чистописания. Она
имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква?» Исходные слова: закваска,
подголосок, мясистый. Примерный ответ: «Сегодня мы будем писать букву с. Она имеется
в корне квас слова закваска; в корне голос слова подголосок: в корне мясо - слова
мясистый». Подбор слов в упражнениях данной группы начинается с двух единиц,
каждая из которых имеет одну - две составные части. Постепенно увеличивается
количество слов и усложняется их состав.
Четвертая группа упражнений – осуществление неполного морфологического
разбора. Пример задания: «Прочитайте вслух данные слова. Определите, какую букву мы
3
будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех
существительных данного ряда: детский, тростник, вестник, отвечаю, местность.
Какая это буква?» Возможный ответ: Сегодня мы будем писать букву т. Во всех
существительных данного ряда: тростник, лестница, вестник, местность она является
непроизносимой согласной». Подбор слов в выражениях этой группы начинается с двух
единиц разных частей речи. Постепенно увеличивается количество исходных слов и
разнообразие частей речи.
Пятая группа упражнений - осуществление неполного фонетического разбора и
разбора слова по составу. Пример задания: «Определите букву, которую мы будем писать
на минутке чистописания. Она находится в корне одного из слов (резинка, закрыл, кит) и
обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она
находится?»
Шестая группа упражнений – осуществление неполного фонетического разбора,
анализа слова по составу, морфологического разбора в традиционной форме. Пример. На
доске написаны слова: лампа, лесной, отлетел. Задание учителя: «Определите букву,
которую мы будем писат
ь на минутке чистописания. Она в корне глагола и обозначает в нем звонкий мягкий
согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?»
Седьмая группа упражнений - подбор синонимов. Пример задания: «Внимательно
посмотрите на данную запись:
доктор — врач
зов
— ?
рёв
— ?
ураган — ?
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки
чистописания». Предполагаемый ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова,
близкие по смыслу».
Восьмая группа упражнений - подбор антонимов. Пример задания: «Внимательно
посмотрите на данную запись:
большой — маленький
старый — ?
сухой
— ?
гладить —?
война
— ?
твёрдый — ?
глубокий — ?
Если правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву
мы будем писать на минутке чистописания». Предполагаемый ответ: «К словам левого
столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м:
большой - маленький, сухой - мокрый, война — мир, глубокий - мелкий, старый - молодой,
гладить -мять, твёрдый- мягкий. Значит, мы сегодня будем писать букву и». При
необходимости можно увеличивать орфографическую значимость в упражнениях восьмой
и девятой группы. Для этого на месте орфограммы в исходных словах ставится
многоточие и осуществляется проверка их записи. Для проверки желательно выбрать
способ, также предусматривающий речемыслительную деятельность. Например,
предложить школьникам рассказать о написании данных слов, предварительно
сгруппировав их по орфограммам.
Для получения высокого эффекта, кроме обозначенных условий выполнения заданий к
конкретным группам упражнений, необходимо соблюдать общие требования ко всем
группам упражнений первой части подготовительного этапа. К ним относятся:
1) от урока к уроку степень трудности заданий в каждой группе упражнений
постепенно возрастает;
2) содержание упражнений так или иначе связывается с изучаемыми темами русского
языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения;
4
Система работы предусматривала использование ролевых игр, дискуссий,
драматизации, моделирования, проигрывания, анализа ситуации общения, коллективного
сочинения сказок, рисования и т.д. На занятиях применялись различного типа задания по
группам: составить незаконченный рассказ, нарисовать неприятную ситуацию общения из
своей жизни, придумать диалоги к картинке, составить портрет ученика из своего класса,
разыграть ситуацию общения и др.
Предпочтение отдавалось игре, так как она является ведущей формой организации
общения детей этого возраста. Мы использовали игры, в которых основу взаимодействия
составляло общение: творческие, сюжетно-ролевые. режиссерские игры, игры с куклами,
игры-драматизации, сочинения шуточных стихотворений, игры в слова и т.д. Они
обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности )
и общения (одно из
условий обучения общению).
Игровые занятия курса «Общение» рассчитаны на детей 6-10 лет. Ниже предлагаю
краткое содержание тем, практических занятий, методов обучения общению.
Программа факультативного курса для начальной школы «Общение»
№
Тема
Содержание занятий
Методы обучения
общению. Практические
задания
1
Наша
школа:
история,
правила
поведения
Почему учатся в
школе? Какие предметы
вам более всего
нравятся? Почему? Что
нравится вам в школе?
Что огорчает? Почему
человек должен учиться
всю жизнь?
Сюжетно-ролевые игры
«Школа -«Знатоки».
Составление и проигрывание
сценок на темы: «Школа
будущего», «Школа прошлого».
2
Интересное
вокруг нас
История школы,
правила поведения. Что
вас более всего
интересует? Почему? Все
ли можно познать? По-
чему? Невероятное
вокруг нас. Какие
вопросы вы задали бы
всезнающему?
Игры «Что? Где? Когда?»,
«Инопланетяне». Рисование на
тему «Фантастический мир».
Коллективное фантазирование:
«Наша жизнь в будущем»
«Наша планета в будущем».
Игра «Энциклопедия чудес»
3
Способност
и человека.
Желания,
увлечения
«Я и мир знаний». Все
ли способны? Как
добиться успеха? «Я и
мои таланты», «Труд -
наш отец, счастья
кузнец». Что вы любите
делать? Почему? О чем
мечтаете?
Ролевая игра «Если бы я был
волшебником». «Клуб
любознательных (решение
занимательных задач,
отгадывание ребусов,
составление поело виц по
перевертышам). Представь себя
волшебником. Произведи три
чуда для себя, близких, для всех
5
4
Я и семья
«Что в имени твоем».
Мои родные. Помощь
родителям, обязанности
по дому. Правила
поведения дома:
приветливость,
доброжелательность,
умение принять гостей и
др. С кем вам интереснее
всего разговаривать в се-
мье? Почему? Чем вы
огорчаете взрослых,
близких? Что вам
нравится дома?
Сюжетно-ролевая игра
«Семья - Семейный портрет:
конкурс рисунков. Проективный
рассказ «Моя будущая
семья». Конкурс писем: «Я
люблю своего папу», «О матери
можно говорить бесконечно»
В девятую группу упражнений входят упражнения, направленные преимущественно
на
развитие
речи
и
внимания.
Пример
задания:
«Внимательно
рассмотрите
данное
изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?»
Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а
точнее - шесть раз».
Постепенно в заданиях данной группы упражнений, как и в большинстве других,
уменьшается количество наводящих установок учителя, помогающих определить искомую
букву. Это значительно увеличивает речемыслительную нагрузку учащихся, поскольку в
таком варианте школьникам необходимо не только более самостоятельно найти
правильный ответ, но и рассказать, каким образом они определили тему минутки
чистописания. В этом случае меняется формулировка задания учителя и содержание
ответа ученика. Задание учителя может быть таки «Внимательно посмотрите на данное
изображение. Скажите, какую букву мы будем писать в минутке чистописания? Как вы ее
определили сколько раз она встречается?» Возможный ответ «Сегодня на минутке
чистописания мы будем писать букву р. Чтобы ее узнать, мы определили, какая буква
встречается в этом изображении чаще, чем другие. Она встречается шесть раз».
В десятую группу входят упражнения, направленные в первую очередь на развитие
аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Пример задания:
«Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т, п, к, е. Скажите, какую букву мы будем
сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду oна лишняя. Объясните, почему».
Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву е. В данном ряду эта буква лишняя,
потому что она гласная, а остальные - согласные».
В одиннадцатую группу составляют упражнения, где акцент делается на развитие
абстрактного мышления и устной речи. Пример задания «Букву, которую мы будем
сегодня писать, в определите, расшифровав данную запись:
5
3
1
д
в
?
6
Возможный ответ: «Буква д в алфавите пятая, буква в - третья. Первая буква - а. Значит
сегодня мы будем писать букву а».
В двеннадцатую группу относятся упражнения. направленные на развитие речи,
умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в части в лингвистических
явлениях, абстрагировать; Пример задания: «Прочитайте написанные квадрате
слова. Сравните их между собой. Определите, какую букву мы будем писать на
минутке чистописания и объясните, почему».
б
о
р
т
з
у
б
р
о
б
о
э
б
о
р
щ
Возможный ответ: «В каждом слове данного квадрата есть буква б. Значит, сегодня мы
будем писать букву б».
Использование методики скороговорения для
развития речи младших школьников
Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные
методики, в том числе и предлагаемая нами методика скороговорения.
При разработке этой методики учтены потребности младших школьников в познании,
эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, пре-
одолении препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.
Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость
за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, со-
здать пространство творческого взаимодействия.
Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внекласс-
ной работе. Мы предлагаем следующие формы работы со скороговоркой:
• скороговорные разминки;
• скороговорные пятиминутки;
• скороговорные диктанты;
• скороговорные мастерские;
• скороговорные игротеки;
• скороговорные выступления;
• скороговорные КВНы.
Представим подробнее некоторые из этих форм.
Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну,
снятия напряжения.
Для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности в
середине урока или в конце урока проводится скороговорная пятиминутка.
Как для разминки, так и для пятиминутки подбираются (или придумываются учите-
лем) скороговорки, которые могут быть обыграны.
Варианты обыгрывания скороговорок:
* проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно,
восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно...);
* проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями
(например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями...);
* импровизационное инсценирование скороговорок (персонально или по группам);
7
* создание скороговорных приветствий.
При проведении скороговорного диктанта важно учитывать следующие обстоятель-
ства:
* текст, предназначенный для диктанта, обязательно должен нравиться детям, вызы-
вать в них положительные эмоции;
* с текстом детей нужно познакомить (а возможно, и обыграть его» за несколько
уроков до написания.
* в данном виде работы обязательно должен присутствовать элемент
занимательности, в том числе и в мотивировании детей (например: тот, кто без ошибок
напишет скороговорный диктант, получит медаль с надписью «Скороговорному
искуснику» или приобретет право стать скороговорным инструктором, который вместе- о
учителем подбирает (или придумывает) текст для следующего скороговорного диктанта.
Скороговорка помогают всем играющим поделиться на команды. (Этот процесс может
быть тоже обыгран, например, следующим образом: карточки, на которых написаны
скороговорки, разрезаются; каждый вытягивает свой кусочек карточки, после чего нужно
быстро собрать скороговорку и, следовательно, объединиться в команду. Группа,
сделавшая это быстрее других, хором произносит свою скороговорку.)
Затем каждая команда придумывает для себя скороговорное название (например:
«Скороговорные миниатюристы», «Кукарямбята», «Пантелеймоновичн», «Выдумляндцы
из Вы-думляндии» и т.д.).
Затем скороговорята предлагают игры-конкурсы, в которых принимают участие все ко-
манды. В качестве заданий могут быть использованы следующие:
Кто кого перескороговорит.
Представители команд или команды хором произносят скороговорки по очереди.
По условиям игры повторять скороговорки нельзя.
Побеждает та команда, которая продержится дольше и без штрафных очков,
назначаемых экспертами (скороговорятами) в том случае, если скороговорка произнесена
недостаточно чисто или слишком медленно.
Скороговорный круг
Для этого конкурса потребуется эстафетная палочка или предмет, ее заменяющий
(игрушка, ручка, ключ, брелок и т.д.). Все команды вступают в игру одновременно.
В каждом кругу игроки по очереди произносят скороговорки и передают эстафетную
палочку. По условиям игры нельзя повторять ранее сказанные скороговорки и допускать
ошибки в их проговаривании.
За каждой командой (т.е. за каждым кругом) наблюдает эксперт, который за ошибки
вычитает определенное количество секунд из общего временного показателя команды или
присуждает штрафные очки.
Если после преодоления первого скороговорного круга члены команды получили
штрафных очков не больше, чем было условлено (например, 5-7), эксперт разрешает
команде продолжать игру, которая идет до тех пор, пока у игроков не иссякнет запас
скороговорок или же до условного сигнала.
Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков и дольше продержавшаяся.
Если по условиям игры за ошибки вычитается определенное количество секунд, то
игра может продолжаться в течение установленного временного промежутка. После ее
завершения эксперты подводят итоги, вычитая штрафные секунды (ми-1 нуты) из общего
временного показателя.
Скороговорная лента.
Для игры потребуется длинная лента, концы которой закреплены на двух палочках.
Два игрока по сигналу ведущего начинаю сматывать ленту, продвигаясь к центру. Одно
временно они произносят скороговорки. Побеждает тот из участников, который смотает
больший кусок ленты и при этом не собьется в проговаривании скороговорок.
8
Литература:
1. Информационно-методическое письмо об изучении коммуникативно
ориентированного курса русского языка в I классе четырехлетней начальной школы
(послебукварный период).
2. КлимановаЛ.Ф., Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю.. Бокарева Л.Л., Пронина О.В.
О новом коммуникативно ориентированном курсе русского (родного) языка «Введение в
словесность»// Вестник образования. - 1994. № 5-6
3.М.Р.Львов. «Виды речи». Начальная школа. №2 за 2000г.
4.Г.А. Бакулина. «Минутка чистописания может быть развивающей и интересной».
Начальная школа земли Вятской. 2003г.
5.Е.М. Рендакова. «Использование методики скороговорения для развития младших
школьников». Начальная школа земли Вятской. 2004г.
9