Автор: Измайлова Людмила Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска гимназия №1
Населённый пункт: г. Иркутск Иркутская область
Наименование материала: статья "Воспитание как общественное явление"
Тема: "Воспитание как общественное явление"
Раздел: среднее образование
Воспитание как общественное явление
Кто не сталкивается с воспитанием! В известной мере воспитанием занимается
каждый на земле человек: родители и старшие члены семьи, политические
деятели, члены любого педагогического коллектива: дошкольного, школьного,
профессионального.
Также
члены
заводского,
фабричного,
офисного
коллектива.
На страницах газет и журналов, в произведениях художественной литературы, в
спектаклях, мюзиклах, кинофильмах, телепередачах, на «просторах» Интернета
ставятся и обсуждаются проблемы воспитания, и не только детей и молодежи,
но взрослых людей. Каждое сколько-нибудь значительное по существу
выступление по вопросам воспитания вызывает самый живой отклик у
различных людей, профессии которых подчас очень далеки от педагогики.
Что же такое воспитание? Каковы его возможности и перспективы? Почему
вопросы воспитания всегда интересовали не узкую группу специалистов, а все
слои населения? Почему не всегда плоды воспитания оказываются такими,
какими хотят их видеть педагоги, воспитатели? В чем его проблемы? Зависит ли
оно от каких-то законов и правил и в чем тогда его смысл? На все эти проблемы
и вопросы отвечает педагогика - наука о воспитании. Знание педагогики
положительным результатом влияет на каждого человека, но совершенно
необходимо оно педагогу, направлением и специальностью которого является
воспитание подрастающего поколения.
Воспитание в первую очередь необходимо анализировать как общественное
явление, которое имеет сою собственную специфику.
Воспитание-
это
такая
социальная
категория,
без
которой
не
может
существовать общество, его поступательное развитие.
Рассмотрим данное утверждение. Каждое новое поколение в жизни, сменяя
предыдущее начинает собственную самостоятельную жизнь не на пустом
фундаменте. Оно имеет уже в наличии определенное количество материальных
и духовно-нравственных ценностей. Более того, новое поколение, уяснив
предыдущий опыт и становясь вроде бы как на плечи старшего поколения,
увеличивает и приумножает его.
Допустим,
что
социум
лишился
воспитания,
тогда
богатейший
опыт
человечества канул бы в вечность и оно стояло бы на месте, открывая вновь и
вновь давно уже открытое.
Вот почему еще В.И. Ленин утверждал, что воспитание - это общая и вечная
категория. Оно присуще обществу с момента его возникновения, и без
воспитания нет общества, оно престает существовать, расти и развиваться.
Роль воспитания в современном мире особенно актуальна. От воспитанности и
образованности людей зависит прогресс развития страны.
Как общественная функция воспитание не остается неизменным. В зависимости
от развития материальных основ общества вместе с развитием идеологии
изменяется и воспитание, его цели, содержание и методы. Правящий класс в
классовом обществе применяет воспитание как орудие укрепления своего
господства. В этом- исторический потенциал воспитания. В каждую эпоху, в
конкретных условиях, передача общечеловеческого опыта новым поколениям
осуществляется весьма своеобразно. Конкретно-исторический и классовый
характер воспитания - закономерность педагогики.
Возникновение специальной деятельности и теорий воспитания
На ранних стадиях первобытного общества, когда техника добывания средств
существования была очень примитивной, воспитание детей осуществлялось в
процессе
их
трудовой
деятельности
вместе
со
взрослыми.
Мальчики
участвовали в охоте, в рыбной ловле, а девочки помогали женщинам собирать
съедобные растения, выполнять домашнюю работу. Подражая взрослым, дети
усваивали применявшиеся приемы труда.
Медленно, тяжело накапливаемый общественный опыт в условияъ жестокой
борьбы за существование побуждал племя, род выделять из своей среды
наиболее опытных и умелых людей для специальных занятий с детьми.
Детей обучали трудовым приемам и навыкам, показывали, как надо охотиться,
владеть оружием, заботились об их физическом воспитании, о передаче и
усвоении детьми традиций и обычаев рода.
В рабовладельческом и феодальном обществах умственное образование
являлось
привилегией
имущих.
Возникали
специальные
воспитательные
учреждения - школы, но дети народа воспитывались в основном только в семье
или на производстве.
Так возникает особая деятельность - воспитательная. Появляется профессия
воспитателя, педагога. Эта деятельность сугобо классовая.
Приобретая
классовый
характер,
воспитание
вместе
с
тем
отражает
исторические особенности развития общества и отдельных государств. В
Древней Спарте VII- VI вв. до н.э. рабовладельцы вели многочисленные войны,
стремясь захватить новых рабов и новые земли. Только силой оружия горстка
рабовладельцев могла держать в повиновении огромные массы угнетенных. В
этих целях в Спарте были организованы школы, в которых дети рабовладельцев
получали военно-физическое воспитание. Их учили метать диск, копье, стрелять
из лука, вести рукопашный бой. Приучали переносить все тяготы жизни: холод,
голод, боль, безропотно повиноваться старшим. Грамоте долго совсем не
обучали.
В
Афинском
государстве VI-V вв.
значительная
часть
рабовладельцев
обогащалась на добыче рудных богатств, судоходстве и торговле. В государстве
развернулась интенсивная политическая борьба. В этих условиях, в отличие от
Спарты, мальчиков в Афинах обучали грамоте, счету, а на высших ступенях
обучения знакомили с элементами знаний (астрономией, географией и др.), а
также с политикой.
Уделяя серьезное внимание физическому развитию, школы Афин заботились о
воспитании волевых, инициативных рабовладельцев.
В системе воспитания детей господствующего класса как в Спарте, так и в
Афинах совершенно отсутствовало обучение труду. Физический труд был
уделом рабов.
В средневековом феодальном обществе Западной Европы в руках духовенства
находились школы разного типа, которые готовили духовенство. Обучение в
церковной школе было направлено на подготовку
служителей церкви,
воспитание населения в духе религии, которая по выражению Энгельса,
«окружила феодальный строй священным ореолом божественной благодати». В
школе господствовало догматическое обучение и суровая дисциплина, всякое
проявление самостоятельной мысли у учащихся жестоко подавлялось.
Дворянскую молодежь готовили к военной защите привилегий феодалов, а с
другой стороны, к тому, чтобы достойно представлять высшее сословие,
знатный род, уметь пользоваться всеми благами жизни. Эти задачи решала
система рыцарского воспитания. Среди светских феодалов было очень мало
грамотных людей, и школ для них почти не было.
Молодежь воспитывалась в духе презрения к физическому труду и к
крепостным крестьянам.
Само собой разумеется, что крестьяне и ремесленники не получали никакого
образования: физическому труду и общественно-производственным навыкам
они обучались на практике, традиции усваивались в основном через семейное
воспитание.
В капиталистическом обществе классовый характер воспитания выступает в
новом виде. Развитие промышленности требует грамотных рабочих, умеющих
пользоваться машиной и переходить к другим видам труда. Ф. Энгельс писал,
что промышленность все меньше в состоянии пользоваться рабочими, которые
не имеют необходимой образовательной подготовки, прикованы к узкой
специальности и не в состоянии ориентироваться во всей системе производства.
Но буржуазия боится давать знания рабочему, так как они способствуют росту
революционного
сознания.
В
этом
проявлялось
одно
из
противоречий
капиталистического общества. Даже элементарное образование рабочих, как
показало, является уступкой, вырываемой рабочим классом у буржуазии.
Из приведенного обзора видно, что во все исторические эпохи воспитание
выполняло социальную функцию- его задачи и содержание определялись
потребностями общества.
Никакого воспитания вообще, одинаково годного для всех времен и всех
общественных групп, не существует.
Вместе с тем есть некоторые общие признаки воспитания (как общественного
явления), которые характерны для всех общественно-исторических формаций.
Помимо физического ухода, самой элементарной функции, воспитание в любой
формации передает подрастающим поколениям определенную сумму знаний
общечеловеческого опыта, готовит их к определенной роли в общественно-
производственной жизни, формирует их поведение.
Однако назначение этих свойств воспитания в обществе, их задачи и
содержание
в
каждую
конкретно-историческую
эпоху
приобретают
ту
направленность, какую придают им правящие классы.