Напоминание

"Воспитание как общественное явление"


Автор: Измайлова Людмила Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска гимназия №1
Населённый пункт: г. Иркутск Иркутская область
Наименование материала: статья "Воспитание как общественное явление"
Тема: "Воспитание как общественное явление"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание как общественное явление

Кто не сталкивается с воспитанием! В известной мере воспитанием занимается

каждый на земле человек: родители и старшие члены семьи, политические

деятели, члены любого педагогического коллектива: дошкольного, школьного,

профессионального.

Также

члены

заводского,

фабричного,

офисного

коллектива.

На страницах газет и журналов, в произведениях художественной литературы, в

спектаклях, мюзиклах, кинофильмах, телепередачах, на «просторах» Интернета

ставятся и обсуждаются проблемы воспитания, и не только детей и молодежи,

но взрослых людей. Каждое сколько-нибудь значительное по существу

выступление по вопросам воспитания вызывает самый живой отклик у

различных людей, профессии которых подчас очень далеки от педагогики.

Что же такое воспитание? Каковы его возможности и перспективы? Почему

вопросы воспитания всегда интересовали не узкую группу специалистов, а все

слои населения? Почему не всегда плоды воспитания оказываются такими,

какими хотят их видеть педагоги, воспитатели? В чем его проблемы? Зависит ли

оно от каких-то законов и правил и в чем тогда его смысл? На все эти проблемы

и вопросы отвечает педагогика - наука о воспитании. Знание педагогики

положительным результатом влияет на каждого человека, но совершенно

необходимо оно педагогу, направлением и специальностью которого является

воспитание подрастающего поколения.

Воспитание в первую очередь необходимо анализировать как общественное

явление, которое имеет сою собственную специфику.

Воспитание-

это

такая

социальная

категория,

без

которой

не

может

существовать общество, его поступательное развитие.

Рассмотрим данное утверждение. Каждое новое поколение в жизни, сменяя

предыдущее начинает собственную самостоятельную жизнь не на пустом

фундаменте. Оно имеет уже в наличии определенное количество материальных

и духовно-нравственных ценностей. Более того, новое поколение, уяснив

предыдущий опыт и становясь вроде бы как на плечи старшего поколения,

увеличивает и приумножает его.

Допустим,

что

социум

лишился

воспитания,

тогда

богатейший

опыт

человечества канул бы в вечность и оно стояло бы на месте, открывая вновь и

вновь давно уже открытое.

Вот почему еще В.И. Ленин утверждал, что воспитание - это общая и вечная

категория. Оно присуще обществу с момента его возникновения, и без

воспитания нет общества, оно престает существовать, расти и развиваться.

Роль воспитания в современном мире особенно актуальна. От воспитанности и

образованности людей зависит прогресс развития страны.

Как общественная функция воспитание не остается неизменным. В зависимости

от развития материальных основ общества вместе с развитием идеологии

изменяется и воспитание, его цели, содержание и методы. Правящий класс в

классовом обществе применяет воспитание как орудие укрепления своего

господства. В этом- исторический потенциал воспитания. В каждую эпоху, в

конкретных условиях, передача общечеловеческого опыта новым поколениям

осуществляется весьма своеобразно. Конкретно-исторический и классовый

характер воспитания - закономерность педагогики.

Возникновение специальной деятельности и теорий воспитания

На ранних стадиях первобытного общества, когда техника добывания средств

существования была очень примитивной, воспитание детей осуществлялось в

процессе

их

трудовой

деятельности

вместе

со

взрослыми.

Мальчики

участвовали в охоте, в рыбной ловле, а девочки помогали женщинам собирать

съедобные растения, выполнять домашнюю работу. Подражая взрослым, дети

усваивали применявшиеся приемы труда.

Медленно, тяжело накапливаемый общественный опыт в условияъ жестокой

борьбы за существование побуждал племя, род выделять из своей среды

наиболее опытных и умелых людей для специальных занятий с детьми.

Детей обучали трудовым приемам и навыкам, показывали, как надо охотиться,

владеть оружием, заботились об их физическом воспитании, о передаче и

усвоении детьми традиций и обычаев рода.

В рабовладельческом и феодальном обществах умственное образование

являлось

привилегией

имущих.

Возникали

специальные

воспитательные

учреждения - школы, но дети народа воспитывались в основном только в семье

или на производстве.

Так возникает особая деятельность - воспитательная. Появляется профессия

воспитателя, педагога. Эта деятельность сугобо классовая.

Приобретая

классовый

характер,

воспитание

вместе

с

тем

отражает

исторические особенности развития общества и отдельных государств. В

Древней Спарте VII- VI вв. до н.э. рабовладельцы вели многочисленные войны,

стремясь захватить новых рабов и новые земли. Только силой оружия горстка

рабовладельцев могла держать в повиновении огромные массы угнетенных. В

этих целях в Спарте были организованы школы, в которых дети рабовладельцев

получали военно-физическое воспитание. Их учили метать диск, копье, стрелять

из лука, вести рукопашный бой. Приучали переносить все тяготы жизни: холод,

голод, боль, безропотно повиноваться старшим. Грамоте долго совсем не

обучали.

В

Афинском

государстве VI-V вв.

значительная

часть

рабовладельцев

обогащалась на добыче рудных богатств, судоходстве и торговле. В государстве

развернулась интенсивная политическая борьба. В этих условиях, в отличие от

Спарты, мальчиков в Афинах обучали грамоте, счету, а на высших ступенях

обучения знакомили с элементами знаний (астрономией, географией и др.), а

также с политикой.

Уделяя серьезное внимание физическому развитию, школы Афин заботились о

воспитании волевых, инициативных рабовладельцев.

В системе воспитания детей господствующего класса как в Спарте, так и в

Афинах совершенно отсутствовало обучение труду. Физический труд был

уделом рабов.

В средневековом феодальном обществе Западной Европы в руках духовенства

находились школы разного типа, которые готовили духовенство. Обучение в

церковной школе было направлено на подготовку

служителей церкви,

воспитание населения в духе религии, которая по выражению Энгельса,

«окружила феодальный строй священным ореолом божественной благодати». В

школе господствовало догматическое обучение и суровая дисциплина, всякое

проявление самостоятельной мысли у учащихся жестоко подавлялось.

Дворянскую молодежь готовили к военной защите привилегий феодалов, а с

другой стороны, к тому, чтобы достойно представлять высшее сословие,

знатный род, уметь пользоваться всеми благами жизни. Эти задачи решала

система рыцарского воспитания. Среди светских феодалов было очень мало

грамотных людей, и школ для них почти не было.

Молодежь воспитывалась в духе презрения к физическому труду и к

крепостным крестьянам.

Само собой разумеется, что крестьяне и ремесленники не получали никакого

образования: физическому труду и общественно-производственным навыкам

они обучались на практике, традиции усваивались в основном через семейное

воспитание.

В капиталистическом обществе классовый характер воспитания выступает в

новом виде. Развитие промышленности требует грамотных рабочих, умеющих

пользоваться машиной и переходить к другим видам труда. Ф. Энгельс писал,

что промышленность все меньше в состоянии пользоваться рабочими, которые

не имеют необходимой образовательной подготовки, прикованы к узкой

специальности и не в состоянии ориентироваться во всей системе производства.

Но буржуазия боится давать знания рабочему, так как они способствуют росту

революционного

сознания.

В

этом

проявлялось

одно

из

противоречий

капиталистического общества. Даже элементарное образование рабочих, как

показало, является уступкой, вырываемой рабочим классом у буржуазии.

Из приведенного обзора видно, что во все исторические эпохи воспитание

выполняло социальную функцию- его задачи и содержание определялись

потребностями общества.

Никакого воспитания вообще, одинаково годного для всех времен и всех

общественных групп, не существует.

Вместе с тем есть некоторые общие признаки воспитания (как общественного

явления), которые характерны для всех общественно-исторических формаций.

Помимо физического ухода, самой элементарной функции, воспитание в любой

формации передает подрастающим поколениям определенную сумму знаний

общечеловеческого опыта, готовит их к определенной роли в общественно-

производственной жизни, формирует их поведение.

Однако назначение этих свойств воспитания в обществе, их задачи и

содержание

в

каждую

конкретно-историческую

эпоху

приобретают

ту

направленность, какую придают им правящие классы.



В раздел образования