Напоминание

А. С. ПУШКИН "БАРСКИЕ ЗАБАВЫ" (ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ "ДУБРОВСКИЙ")


Автор: Азизова Гельназ Небиулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 45"
Населённый пункт: г. Чебоксары, республика Чувашия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: А. С. ПУШКИН "БАРСКИЕ ЗАБАВЫ" (ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ "ДУБРОВСКИЙ")
Раздел: начальное образование





Назад




Азизова Г.Н,

МБОУ « СОШ № 45» г. Чебоксары

Ф.И.ТЮТЧЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ

«ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...»

Цель: познакомить детей с личностью поэта, его творчеством,

продолжить работу над совершенствованием техники чтения,

со

звуковым ориентиров, воспитывать эстетическое отношение к яв-

лениям природы, ее пробуждению весной, активизировать в речи

учащихся слова нудит.трезвон, пуще, взбесилась, наперекор.

Оборудование урока:

1.Фонохрестоматия. Запись «Были Л.Н.Толстого»'

на магнит

ную ленту (дом.задание), стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима не

даром злится...» Чайковский П.И. «Времена года».

2. Таблицы для развития периферического поля зрения.

3. Карточки с упражнениями, развивающими гибкость и ско

рость чтения вслух и молча.

4. Словарь Ожегова.

Ход урока

/. Оргмомент. Работа со словарной пирамидой. Быстрое

«фотографирование» и записывание на листочках.

Мост

Месяц

Молния

Молоток

Мельница

II: Проверка домашнего задания.

Чтение сначала вместе, а затем «цепочкой» за диктором. Ус-

тановка:

не отставать, готовиться к тестированию.

+ 1. Филипп тоже хотел идти в школу, но его не пустили.

- 2. Отец тоже осался дома (Отец уехал в лес).

+ 3. Школа была за селом у церкви.

-

4. Собаки лаяли ни него, они не узнавали Филипка (Собаки

в своей слободе не трогали его, они его знали).

+ 5.У чужих дворов собака Волчок, Филипп испугался, побе-

жал и упал.

-

6. Филипок вернулся домой.Он пошел в школу/

-

7. В школе никого не было /Школа была полна детей/.

л

Ь.

+ 8. Филипок от страха заплакал.

- 9. Учитель стал показывать буквы, Филипок их не знал /Фи

липок их знал и немного умел читать/.

+ 10. Филипок стал посещать с ребятами школу.

Запись в тетрадочках « + « или «-». Проверка

после уроков. Вопросы к классу:

- Какой он, Филипок? Какая черта его характера вам

понрави

лась?

- Как относится сам автор к своему герою, к Филилку?

///. Упражнения для развития оперативной памяти и поля

зрения.

Работа с таблицами Шульте.

/У Упражнения для развития речевого аппарата.

Конь ржет, а корова ... мычит.

Собака лает, а кошка ... мяучит

Луна светит, а звезды ... мерцают

Ма - ма - ма - дома я сама

Му- му - му - молоко кому?

Мо - мо - мо - едим эскимо /чистоговорки/

Мало хотеть, надо уметь /пословица/

У Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и мол-

ча, умение угадывать последующий текст.

Работа с карточками с пропущенными слогами, окончаниями

Пош......Му.......на ба...........

И купи......само.............

приходи.......тарака........

Я вас чаем уго.....!.

(Чуковский «Муха- Цокотуха».)

Надо, надо умывать......

По ут..........и вече............

Я сего..........сби...............с ног -

V меня про..........щенок.

Два часа его зва.......

Два ча......егожда........

(С.Михалков «Мой щенок».)

Мы не замети......жу.......

И ра......зим............закрыли.

(А.Л.Барто «Мы не заметили жука».)

1. Слово учителя о Ф.И.Тютчеве.

Ф.И.Тютчев родился в очень культурной дворянской семье. Он

рано научился любить природу и дышать с природой одной жизнью.

Мальчику пошел 10 год, когда к нему пригласили учителя, который

научил его любить книгу, писать стихи. Федор был мальчиком ласко-

вым, спокойным, талантливым. Школу и университет он закончил за

8 лет и уехал работать за границу. И там он не переставал думать о

Родине, посвящал ей стихи. Напечатано более 300 его стихов, боль-

шинство из них про Родину, про природу. Сегодня мы с вами будем

читать его стихотворение «Зима недаром злится...».

YII. Чтение учителем стихотворения наизусть. -

Какие ваши впечатления?

У III. Чтение учащимися стихотворения вместе с диктором,

остановка:

не отставать,

не забегать вперед,

отметить ка-

рандашом те слова,

которые показывают действия Весны и

Зимы.

На доске появляется запись

Весна

стучится

гонит /зиму/

хохочет

шумит

умылася

стала румяней

Зима

злится

хлопочет

ворчит

взбесилась

пустила

IX.

Словарная работа. Работа со словарем Ожегова.

- Какие слова вам непонятны?

X.

Чтение по вариантам. Взаимооценка.

XI.

Беседа с учащимися по вопросам:

- Почему злится зима?

- Как вы себе представляете, что Весна «стучится и гонит

Зиму?»

- Да, в природе нередко случается, что перед потеплением

вдруг становится холодно, идет снег, затем теплеет, и кажется, будто

Зима и Весна борются: кто кого? Об этом пишет замечательный

русский поэт Ф.И.Тютчев.

А вы, ребята, напишите свое представление об этой поре года,

о ваших впечатлениях.

XII.Письменное оформление мини-сочинения.

Включается грамзапись пьесы И.И.Чайковского «Времена

грда»,»Март» Сочинение «Весна! Весна! И все ей радо!»

XIII.

Чтение написанного.

XIY. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

XY. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Чтение стихотворения «Синичка» Роберта Минуллина учителем.

- Послушайте стихотворение и подумайте, похожи ли два сти

хотворения по теме? Что можно сказать о поэте?

Р.Минуллин. Синичка на снегу».

Синичка стоит На

снегу босиком! Она

прилетала Ко мне

на балкон Ножки

как спички, Бусинки

глаз... Синичка,

тебя Накормлю я

сейчас.

Ну что же ты, садись

На окошко скорей!

Немного тебе накрошу сухарей...

Послушай, синичка,

Что я говорю.

Балконную дверь

Я тебе отворю.

А вдруг залететь

Испугаешься в дом?

Я выйду к тебе!

Будем мерзнуть вдвоем!

Мини-сочинение «О чем чирикал воробей?» /Включается за-

пись пьес П.И.Чайковского «Времена года», «Март», «Апрель».

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение сти-

хотворения, подготовить вопрос к стихотворению.



В раздел образования