Автор: Азизова Гельназ Небиулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 45"
Населённый пункт: г. Чебоксары, республика Чувашия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: А. С. ПУШКИН "БАРСКИЕ ЗАБАВЫ" (ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ "ДУБРОВСКИЙ")
Раздел: начальное образование
Азизова Г.Н,
МБОУ « СОШ № 45» г. Чебоксары
Ф.И.ТЮТЧЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ
«ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...»
Цель: познакомить детей с личностью поэта, его творчеством,
продолжить работу над совершенствованием техники чтения,
со
звуковым ориентиров, воспитывать эстетическое отношение к яв-
лениям природы, ее пробуждению весной, активизировать в речи
учащихся слова нудит.трезвон, пуще, взбесилась, наперекор.
Оборудование урока:
1.Фонохрестоматия. Запись «Были Л.Н.Толстого»'
на магнит
ную ленту (дом.задание), стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима не
даром злится...» Чайковский П.И. «Времена года».
2. Таблицы для развития периферического поля зрения.
3. Карточки с упражнениями, развивающими гибкость и ско
рость чтения вслух и молча.
4. Словарь Ожегова.
Ход урока
/. Оргмомент. Работа со словарной пирамидой. Быстрое
«фотографирование» и записывание на листочках.
Мост
Месяц
Молния
Молоток
Мельница
II: Проверка домашнего задания.
Чтение сначала вместе, а затем «цепочкой» за диктором. Ус-
тановка:
не отставать, готовиться к тестированию.
+ 1. Филипп тоже хотел идти в школу, но его не пустили.
- 2. Отец тоже осался дома (Отец уехал в лес).
+ 3. Школа была за селом у церкви.
-
4. Собаки лаяли ни него, они не узнавали Филипка (Собаки
в своей слободе не трогали его, они его знали).
+ 5.У чужих дворов собака Волчок, Филипп испугался, побе-
жал и упал.
-
6. Филипок вернулся домой.Он пошел в школу/
-
7. В школе никого не было /Школа была полна детей/.
л
Ь.
+ 8. Филипок от страха заплакал.
- 9. Учитель стал показывать буквы, Филипок их не знал /Фи
липок их знал и немного умел читать/.
+ 10. Филипок стал посещать с ребятами школу.
Запись в тетрадочках « + « или «-». Проверка
после уроков. Вопросы к классу:
- Какой он, Филипок? Какая черта его характера вам
понрави
лась?
- Как относится сам автор к своему герою, к Филилку?
///. Упражнения для развития оперативной памяти и поля
зрения.
Работа с таблицами Шульте.
/У Упражнения для развития речевого аппарата.
Конь ржет, а корова ... мычит.
Собака лает, а кошка ... мяучит
Луна светит, а звезды ... мерцают
Ма - ма - ма - дома я сама
Му- му - му - молоко кому?
Мо - мо - мо - едим эскимо /чистоговорки/
Мало хотеть, надо уметь /пословица/
У Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и мол-
ча, умение угадывать последующий текст.
Работа с карточками с пропущенными слогами, окончаниями
Пош......Му.......на ба...........
И купи......само.............
приходи.......тарака........
Я вас чаем уго.....!.
(Чуковский «Муха- Цокотуха».)
Надо, надо умывать......
По ут..........и вече............
Я сего..........сби...............с ног -
V меня про..........щенок.
Два часа его зва.......
Два ча......егожда........
(С.Михалков «Мой щенок».)
Мы не замети......жу.......
И ра......зим............закрыли.
(А.Л.Барто «Мы не заметили жука».)
1. Слово учителя о Ф.И.Тютчеве.
Ф.И.Тютчев родился в очень культурной дворянской семье. Он
рано научился любить природу и дышать с природой одной жизнью.
Мальчику пошел 10 год, когда к нему пригласили учителя, который
научил его любить книгу, писать стихи. Федор был мальчиком ласко-
вым, спокойным, талантливым. Школу и университет он закончил за
8 лет и уехал работать за границу. И там он не переставал думать о
Родине, посвящал ей стихи. Напечатано более 300 его стихов, боль-
шинство из них про Родину, про природу. Сегодня мы с вами будем
читать его стихотворение «Зима недаром злится...».
YII. Чтение учителем стихотворения наизусть. -
Какие ваши впечатления?
У III. Чтение учащимися стихотворения вместе с диктором,
остановка:
не отставать,
не забегать вперед,
отметить ка-
рандашом те слова,
которые показывают действия Весны и
Зимы.
На доске появляется запись
Весна
стучится
гонит /зиму/
хохочет
шумит
умылася
стала румяней
Зима
злится
хлопочет
ворчит
взбесилась
пустила
IX.
Словарная работа. Работа со словарем Ожегова.
- Какие слова вам непонятны?
X.
Чтение по вариантам. Взаимооценка.
XI.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Почему злится зима?
- Как вы себе представляете, что Весна «стучится и гонит
Зиму?»
- Да, в природе нередко случается, что перед потеплением
вдруг становится холодно, идет снег, затем теплеет, и кажется, будто
Зима и Весна борются: кто кого? Об этом пишет замечательный
русский поэт Ф.И.Тютчев.
А вы, ребята, напишите свое представление об этой поре года,
о ваших впечатлениях.
XII.Письменное оформление мини-сочинения.
Включается грамзапись пьесы И.И.Чайковского «Времена
грда»,»Март» Сочинение «Весна! Весна! И все ей радо!»
XIII.
Чтение написанного.
XIY. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
XY. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Чтение стихотворения «Синичка» Роберта Минуллина учителем.
- Послушайте стихотворение и подумайте, похожи ли два сти
хотворения по теме? Что можно сказать о поэте?
Р.Минуллин. Синичка на снегу».
Синичка стоит На
снегу босиком! Она
прилетала Ко мне
на балкон Ножки
как спички, Бусинки
глаз... Синичка,
тебя Накормлю я
сейчас.
Ну что же ты, садись
На окошко скорей!
Немного тебе накрошу сухарей...
Послушай, синичка,
Что я говорю.
Балконную дверь
Я тебе отворю.
А вдруг залететь
Испугаешься в дом?
Я выйду к тебе!
Будем мерзнуть вдвоем!
Мини-сочинение «О чем чирикал воробей?» /Включается за-
пись пьес П.И.Чайковского «Времена года», «Март», «Апрель».
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение сти-
хотворения, подготовить вопрос к стихотворению.