Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Технология формирования вокально-хоровых навыков и умений
Раздел: дополнительное образование
Технология формирования вокально-
хоровых навыков и умений
Подготовила преподаватель
МБУДО ЕДШИ Попова М. А.
Актуальность и проблематика
вокально-хорового
воспитания
•
низкий уровень духовной культуры детей и подростков;
•
снижение
роли
высокого
искусства
в
среде
детей,
подростков
и
молодежи;
•
второстепенная роль предметов художественно – эстетического цикла;
•
ухудшение здоровья детей в школьном возрасте;
•
проблема правильного профессионального развития и использования
вокальных способностей детей;
•
недостаток урочного времени на вокально-хоровое исполнительство
Основные принципы организации педагогического
процесса
вокально-хоровых занятий
-
систематичность;
- логическая взаимосвязь и преемственность вокально-хоровой
работы на занятиях и внеурочных мероприятиях;
- преемственность между хоровыми и вокальными занятиями;
- комплексный способ воздействия на личность ребенка в
системе
работы
(сочетание
и
применение
различных
видов
и
форм
музыкальной деятельности на занятиях);
- демократичность (занятия со всеми желающими музицировать,
независимо от уровня развития музыкальных способностей);
- логическое использование традиционного и современного
музыкального
материала,
апробированных
и
инновационных
технологий
(
развивающего
обучения,
личностно-деятельностный
подход,
игровые
методы,
здоровьесберегающие,
информационно-
компьютерные, проектные, исследовательские )
В
ходе
образовательно
–
воспитательного
процесса
применяются
следующие
элементы
здоровьесберегающих
технологий:
- вокалотерапия (оздоравливающее воздействие вокальных
упражнений);
- логоритмика
- ритмотерапия;
- релаксационные музыкально – ритмические упражнения;
музыкотерапия;
- фольклорная арттерапия;
- терапия творчеством;
- «улыбкотерапия»
- психологическая поддержка
Здоровьесберегающие
технологии
Чтобы добиться необходимого высокого
уровня вокального или хорового исполнения,
необходима большая музыкальная
педагогическая работа с певцами с самого
раннего возраста, формируя и развивая у них
необходимые вокально-хоровые навыки.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ
•
певческую установка;
•
певческое дыхание и опора звука;
•
высокая вокальная позиция;
•
точное интонирование;
•
ровность звучания на протяжении всего диапазона
голоса;
•
использование различных видов звуковедения;
•
дикционные: артикуляционные и орфоэпические
навыки.
1. Певческая установка и техника дыхания
С первых же занятий обучающиеся
обязательно должны узнать о певческой
установке, как основе успешного освоения
учебного материала.
Педагог должен научить детей
овладевать
техникой
дыхания
-
бесшумный короткий вдох, опора дыхания
и постепенное его расходование. В хоре
на
более
поздних
этапах
обучения
овладевать техникой цепного дыхания.
Дыхание воспитывается постепенно,
поэтому на начальном этапе обучения в
репертуар
нужно
включать
песни
с
короткими фразами с последней долгой
нотой
или
фразами,
разделёнными
паузами.
Далее
вводятся
песни
с
более
продолжительными фразами.
Необходимо объяснять учащимся, что
характер
дыхания
в
песнях
различного
движения и настроения не одинаков. Для
работы
над
развитием
дыхания
лучше
всего подходят русские народные песни.
Дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой
•
Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не
только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно
благотворно воздействует на организм в целом:
•
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
•
улучшают дренажную функцию бронхов,
•
положительно влияют на обменные процессы, играющие
важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной
ткани,
•
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
•
улучшают нервно - психическое состояние организма.
•
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8
Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на
уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом
бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы
руки
двигались
параллельно
друг
другу,
а
не
крест-накрест.
Руки
должны
двигаться
параллельно,
их
положение
в
течение
всего
упражнения
менять
нельзя.
Упражнение «Насос».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова
опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены
вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте
пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент
абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный
вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
«Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
2. Звукообразование
Для
хорового
исполнения
необходимы
единообразие
и
согласованность
в
характере
звукообразования,
произношения,
дыхания,
формирование
мягкой
атаки
звука.
Твёрдую
рекомендуется
использовать
крайне
редко
в
произведениях
определённого
характера.
Необходимо
научить
поющих
прислушиваться
к
звучащим
рядом
голосам.
Для
формирования,
развития и укрепления вокальных навыков даются
вокально-технические упражнения.
Основные гласные для распевания:
А, О, У, Э, И.
Основные согласные для распевания:
М, Л, Н, С, З.
МА-МЭ-МИ-МО-МУ
НА-НЭ-НИ-НО-НУ
ЗА-ЗЭ-ЗИ-ЗО-ЗУ
Основные приемы развития голоса, относящиеся к
звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности
исполнения
1. Вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на
гласный
«У»
с
целью
уточнения
интонации
во
время
атаки
звука
и
при
переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
2.
Вокализация
песен
на
слог
«лю»
с
целью
выравнивания
тембрового
звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
3. При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции
нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться
исполнять в позиции верхнего;
4. Вдох через нос и сохранение ощущения «зевка» и маски «удивления», что
обеспечивает
полноценное
включение
верхних
резонаторов,
при
этом
движении
активизируется
мягкое
небо,
а
эластичные
ткани,
выстилаются
упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны
при пении и, следовательно, резонирование звука.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к
звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности
исполнения
5. Целенаправленное управление дыхательными движениями;
6.
Произношение
текста
активным
шёпотом,
что
активизирует
дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
7. Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой
на
внешнее
звучание,
что
активизирует
артикуляционный
аппарат
и
помогает восприятию звукового эталона;
8.
Проговаривание
слов
песен
нараспев
на
одной
высоте
слегка
возвышенным
голосам
по
отношению
к
диапазону
речевого
голоса;
внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию
положения гортани с целью постановки речевого голоса;
9. Вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания
песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого
слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности
и т.п
3. Работа над чистотой и точностью
интонирования в пении
Чистоте интонации способствует чёткое осознание
чувства
«лада».
Воспитать
ладовое
восприятие
можно
через
освоение
понятий
«мажор»
и
«минор»,
включение
в
распевки
различных
звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление
мажорных и минорных последовательностей, пение
a kappella.
Методические приемы для развития слуха и голоса
1.
Слуховое
сосредоточение
и
вслушивание
в
показ
учителя
с
целью
последующего анализа услышанного.
2. Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего.
3.
Введение
теоретических
понятий
о
качестве
певческого
звука
и
элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта
учащихся.
4. Пение «по цепочке» для хора.
5. Моделирование высоты звука движениями руки;
6.
Отражение
направления
движения
мелодии
при
помощи
рисунка,
схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
7. Настройка на тональность перед началом пения;
8.
Выделение
особо
трудных
интонационных
оборотов
в
специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
9.
В
процессе
разучивания
произведения
смена
тональности
с
целью
поиска
наиболее
удобной
для
детей,
где
их
голоса
звучат
наилучшим
образом.
Очень полезно петь любую гамму в нисходящем движении;
во-вторых,
мелодические
скачки
на
какие-либо
интервалы;
в
третьих,
можно
разнообразить
гармонический
материал
в
аккомпанементе.
Для формирования, развития и укрепления вокальных
навыков даются вокально-технические упражнения.
Они служат условием развития:
•
слухового внимания,
•
памяти;
•
качества личности ребенка (обеспечивают развитие
музыкальных способностей с опорой на органы чувств,
•
помогают ребенку овладеть средствами художественной
выразительности и обогащают его речь.
Регулярное выполнение упражнений позволит
:
•
Закрепить необходимые условные рефлексы
•
Сконцентрировать творческое внимание
•
Настроить сложный процесс звукообразования
•
Пробудить эмоциональную сферу
•
Пробудить творческую фантазию
Признаки неправильного пения – першение в горле,
боль, зажим шейных мышц.
Признаки
правильного пения – расслабление
гортани, комфорт, зевание.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза.
Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее
стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как
бы жуя его.
«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом.
Повторите в противоположном направлении.
«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку,
пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение
щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми
зубами их внутренние поверхности.
«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное
выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-
вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с
обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и
верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа.
Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения
языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать
дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Задача
певца
передать
смысл
произведения,
раскрыть
художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном
произведении
должно
звучать
ясно,
понятно,
четко
и
выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит
само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и
над дикцией. Для улучшения дикции существует прекрасное
средство.
Скороговорка –
это специально
придуманная
фраза с
труднопроизносимым
подбором
звуков,
быстро
проговариваемая шуточная прибаутка.
Как разучивать скороговорки?
•
Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом
темп увеличивать.
•
“Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт
пользы.
•
Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём
воображении различные жизненные обстоятельств, представлять,
например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то
требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку
можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.
•
Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и
медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп.
•
Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как
произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте
скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по
звукам гаммы.
Весёлые скороговорки для
«непослушных» звуков
•
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
•
Тары-бары-растабары,
У Варвары куры стары,
Куры старенькие,
Растабаренькие.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.
•
Кто колпак переколпакует
и перевыколпакует?
У пчелы, у пчелки Почему нет челки?
Отвечаю почему:- Челка пчелке не к чему.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
полдвора рылом изрыла,
вырыла, подрыла.
Сыпется (4р.) песок.
С-с-с-с
Слышится (3р.) сыпучий
голосок.
Ветер песню напевает
С-с-с-с
И песочек насыпает.
С-с-с-с
С-с-с-с
С-с-с-с
С-с-с-с
С-с-с-с
С-с-с-с
•
Ча-ча-ча-ча (2р.)
•
Печка очень горяча.
•
Чи-чи-чи-чи- (2р.)
•
Печёт печка калачи.
•
Чу-чу-чу-чу (2р.)
•
Будет всем по калачу.
•
Чо-чо-чо-чо (2р.)
•
Осторожно, горячо!
Чтобы добиться хорошего УНИСОНА не нужно забывать самое
главное правило пения: петь надо очень тихо, только тогда
можно услышать каждого, и каждый услышит сам себя и
своих соседей. Только тогда он сможет сравнить своё
интонирование с интонированием других поющих, понять,
правильно ли он поёт и, если надо, подкорректировать своё
исполнение в «правильную сторону».
Пение
–
удивительное
искусство.
Оно
развивает
музыкальный
слух,
эмоциональную
отзывчивость,
способствует развитию внимания, памяти, мышления.
Формирование
вокально-хоровых
навыков
и
умений
-
процесс достаточно сложный и длительный, требующий, как
от педагога, так и от ребенка большого терпения.
Результат будет положительным только в том случае, если
специалисты и родители понимают важность этой работы и
оказывают всяческую поддержку.
Благодарю за
внимание