Напоминание

Технология формирования вокально-хоровых навыков и умений


Автор: Попова Марина Александровна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО Егорлыкская ДШИ
Населённый пункт: станица Егорлыкская, Ростовская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Технология формирования вокально-хоровых навыков и умений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Технология формирования вокально-

хоровых навыков и умений

Подготовила преподаватель

МБУДО ЕДШИ Попова М. А.

Актуальность и проблематика

вокально-хорового

воспитания

низкий уровень духовной культуры детей и подростков;

снижение

роли

высокого

искусства

в

среде

детей,

подростков

и

молодежи;

второстепенная роль предметов художественно – эстетического цикла;

ухудшение здоровья детей в школьном возрасте;

проблема правильного профессионального развития и использования

вокальных способностей детей;

недостаток урочного времени на вокально-хоровое исполнительство

Основные принципы организации педагогического

процесса

вокально-хоровых занятий

-

систематичность;

- логическая взаимосвязь и преемственность вокально-хоровой

работы на занятиях и внеурочных мероприятиях;

- преемственность между хоровыми и вокальными занятиями;

- комплексный способ воздействия на личность ребенка в

системе

работы

(сочетание

и

применение

различных

видов

и

форм

музыкальной деятельности на занятиях);

- демократичность (занятия со всеми желающими музицировать,

независимо от уровня развития музыкальных способностей);

- логическое использование традиционного и современного

музыкального

материала,

апробированных

и

инновационных

технологий

(

развивающего

обучения,

личностно-деятельностный

подход,

игровые

методы,

здоровьесберегающие,

информационно-

компьютерные, проектные, исследовательские )

В

ходе

образовательно

воспитательного

процесса

применяются

следующие

элементы

здоровьесберегающих

технологий:

- вокалотерапия (оздоравливающее воздействие вокальных

упражнений);

- логоритмика

- ритмотерапия;

- релаксационные музыкально – ритмические упражнения;

музыкотерапия;

- фольклорная арттерапия;

- терапия творчеством;

- «улыбкотерапия»

- психологическая поддержка

Здоровьесберегающие

технологии

Чтобы добиться необходимого высокого

уровня вокального или хорового исполнения,

необходима большая музыкальная

педагогическая работа с певцами с самого

раннего возраста, формируя и развивая у них

необходимые вокально-хоровые навыки.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ

певческую установка;

певческое дыхание и опора звука;

высокая вокальная позиция;

точное интонирование;

ровность звучания на протяжении всего диапазона

голоса;

использование различных видов звуковедения;

дикционные: артикуляционные и орфоэпические

навыки.

1. Певческая установка и техника дыхания

С первых же занятий обучающиеся

обязательно должны узнать о певческой

установке, как основе успешного освоения

учебного материала.

Педагог должен научить детей

овладевать

техникой

дыхания

-

бесшумный короткий вдох, опора дыхания

и постепенное его расходование. В хоре

на

более

поздних

этапах

обучения

овладевать техникой цепного дыхания.

Дыхание воспитывается постепенно,

поэтому на начальном этапе обучения в

репертуар

нужно

включать

песни

с

короткими фразами с последней долгой

нотой

или

фразами,

разделёнными

паузами.

Далее

вводятся

песни

с

более

продолжительными фразами.

Необходимо объяснять учащимся, что

характер

дыхания

в

песнях

различного

движения и настроения не одинаков. Для

работы

над

развитием

дыхания

лучше

всего подходят русские народные песни.

Дыхательная гимнастика А.Н.

Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не

только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно

благотворно воздействует на организм в целом:

восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

улучшают дренажную функцию бронхов,

положительно влияют на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной

ткани,

повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8

Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на

уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом

бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы

руки

двигались

параллельно

друг

другу,

а

не

крест-накрест.

Руки

должны

двигаться

параллельно,

их

положение

в

течение

всего

упражнения

менять

нельзя.

Упражнение «Насос».

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова

опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены

вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте

пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент

абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный

вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

«Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

2. Звукообразование

Для

хорового

исполнения

необходимы

единообразие

и

согласованность

в

характере

звукообразования,

произношения,

дыхания,

формирование

мягкой

атаки

звука.

Твёрдую

рекомендуется

использовать

крайне

редко

в

произведениях

определённого

характера.

Необходимо

научить

поющих

прислушиваться

к

звучащим

рядом

голосам.

Для

формирования,

развития и укрепления вокальных навыков даются

вокально-технические упражнения.

Основные гласные для распевания:

А, О, У, Э, И.

Основные согласные для распевания:

М, Л, Н, С, З.

МА-МЭ-МИ-МО-МУ

НА-НЭ-НИ-НО-НУ

ЗА-ЗЭ-ЗИ-ЗО-ЗУ

Основные приемы развития голоса, относящиеся к

звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности

исполнения

1. Вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на

гласный

«У»

с

целью

уточнения

интонации

во

время

атаки

звука

и

при

переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

2.

Вокализация

песен

на

слог

«лю»

с

целью

выравнивания

тембрового

звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

3. При пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции

нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться

исполнять в позиции верхнего;

4. Вдох через нос и сохранение ощущения «зевка» и маски «удивления», что

обеспечивает

полноценное

включение

верхних

резонаторов,

при

этом

движении

активизируется

мягкое

небо,

а

эластичные

ткани,

выстилаются

упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны

при пении и, следовательно, резонирование звука.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к

звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности

исполнения

5. Целенаправленное управление дыхательными движениями;

6.

Произношение

текста

активным

шёпотом,

что

активизирует

дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

7. Беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой

на

внешнее

звучание,

что

активизирует

артикуляционный

аппарат

и

помогает восприятию звукового эталона;

8.

Проговаривание

слов

песен

нараспев

на

одной

высоте

слегка

возвышенным

голосам

по

отношению

к

диапазону

речевого

голоса;

внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию

положения гортани с целью постановки речевого голоса;

9. Вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания

песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого

слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности

и т.п

3. Работа над чистотой и точностью

интонирования в пении

Чистоте интонации способствует чёткое осознание

чувства

«лада».

Воспитать

ладовое

восприятие

можно

через

освоение

понятий

«мажор»

и

«минор»,

включение

в

распевки

различных

звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление

мажорных и минорных последовательностей, пение

a kappella.

Методические приемы для развития слуха и голоса

1.

Слуховое

сосредоточение

и

вслушивание

в

показ

учителя

с

целью

последующего анализа услышанного.

2. Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего.

3.

Введение

теоретических

понятий

о

качестве

певческого

звука

и

элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта

учащихся.

4. Пение «по цепочке» для хора.

5. Моделирование высоты звука движениями руки;

6.

Отражение

направления

движения

мелодии

при

помощи

рисунка,

схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

7. Настройка на тональность перед началом пения;

8.

Выделение

особо

трудных

интонационных

оборотов

в

специальные

упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или

вокализацией;

9.

В

процессе

разучивания

произведения

смена

тональности

с

целью

поиска

наиболее

удобной

для

детей,

где

их

голоса

звучат

наилучшим

образом.

Очень полезно петь любую гамму в нисходящем движении;

во-вторых,

мелодические

скачки

на

какие-либо

интервалы;

в

третьих,

можно

разнообразить

гармонический

материал

в

аккомпанементе.

Для формирования, развития и укрепления вокальных

навыков даются вокально-технические упражнения.

Они служат условием развития:

слухового внимания,

памяти;

качества личности ребенка (обеспечивают развитие

музыкальных способностей с опорой на органы чувств,

помогают ребенку овладеть средствами художественной

выразительности и обогащают его речь.

Регулярное выполнение упражнений позволит

:

Закрепить необходимые условные рефлексы

Сконцентрировать творческое внимание

Настроить сложный процесс звукообразования

Пробудить эмоциональную сферу

Пробудить творческую фантазию

Признаки неправильного пения – першение в горле,

боль, зажим шейных мышц.

Признаки

правильного пения – расслабление

гортани, комфорт, зевание.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза.

Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее

стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как

бы жуя его.

«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом.

Повторите в противоположном направлении.

«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку,

пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение

щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми

зубами их внутренние поверхности.

«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное

выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-

вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с

обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и

верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа.

Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения

языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать

дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

Задача

певца

передать

смысл

произведения,

раскрыть

художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном

произведении

должно

звучать

ясно,

понятно,

четко

и

выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит

само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и

над дикцией. Для улучшения дикции существует прекрасное

средство.

Скороговорка –

это специально

придуманная

фраза с

труднопроизносимым

подбором

звуков,

быстро

проговариваемая шуточная прибаутка.

Как разучивать скороговорки?

Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом

темп увеличивать.

“Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт

пользы.

Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём

воображении различные жизненные обстоятельств, представлять,

например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то

требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку

можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.

Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и

медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп.

Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как

произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте

скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по

звукам гаммы.

Весёлые скороговорки для

«непослушных» звуков

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Тары-бары-растабары,

У Варвары куры стары,

Куры старенькие,

Растабаренькие.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его.

Кто колпак переколпакует

и перевыколпакует?

У пчелы, у пчелки Почему нет челки?

Отвечаю почему:- Челка пчелке не к чему.

Рыла свинья белорыла, тупорыла;

полдвора рылом изрыла,

вырыла, подрыла.

Сыпется (4р.) песок.

С-с-с-с

Слышится (3р.) сыпучий

голосок.

Ветер песню напевает

С-с-с-с

И песочек насыпает.

С-с-с-с

С-с-с-с

С-с-с-с

С-с-с-с

С-с-с-с

С-с-с-с

Ча-ча-ча-ча (2р.)

Печка очень горяча.

Чи-чи-чи-чи- (2р.)

Печёт печка калачи.

Чу-чу-чу-чу (2р.)

Будет всем по калачу.

Чо-чо-чо-чо (2р.)

Осторожно, горячо!

Чтобы добиться хорошего УНИСОНА не нужно забывать самое

главное правило пения: петь надо очень тихо, только тогда

можно услышать каждого, и каждый услышит сам себя и

своих соседей. Только тогда он сможет сравнить своё

интонирование с интонированием других поющих, понять,

правильно ли он поёт и, если надо, подкорректировать своё

исполнение в «правильную сторону».

Пение

удивительное

искусство.

Оно

развивает

музыкальный

слух,

эмоциональную

отзывчивость,

способствует развитию внимания, памяти, мышления.

Формирование

вокально-хоровых

навыков

и

умений

-

процесс достаточно сложный и длительный, требующий, как

от педагога, так и от ребенка большого терпения.

Результат будет положительным только в том случае, если

специалисты и родители понимают важность этой работы и

оказывают всяческую поддержку.

Благодарю за

внимание



В раздел образования