Автор: Парфенова Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №25
Населённый пункт: город Димитровград,, Ульяновская область
Наименование материала: Филворд и его использование на уроках в начальной школе
Тема: Филворд на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Филворд –
это
разновидность
кроссворда,
которая
существенно отличается от классического варианта. Венгерский кроссворд
(другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все
поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только
одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют
«крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического
кроссворда. Но есть и сходство в филворде, как и в обычном кроссворде
предлагаются задания, которые необходимо решить. В филворде для детей,
задания часто
приводятся
в
виде
иллюстраций.
Эта разновидность головоломок достаточно проста, возможно, именно
поэтому она
популярна в разных странах. Очень часто ее публикуют
различные издания, как для детей, так и для взрослых.
Филворды появились
достаточно
давно,
но
большинство
из нас
воспринимают их лишь в качестве приятного времяпрепровождения, и весь
развивающий
потенциал
этой увлекательной
интеллектуальной игры
остается
мало
используемым.
На
самом
деле, филворд
может
быть использован
в качестве игровой
технологии как
на
уроках
по
различным дисциплинам, так и на занятиях, целью которых является
развитие
познавательной
и
интеллектуальной
сферы
школьников.
Это уникальная
технология,
которая позволяет сделать интересным и
увлекательным процесс обучения различным умениям и навыкам. Тем, кто
работает с детьми хорошо известно, что игра всегда положительно
эмоционально окрашена, а эмоциональность игрового действия в свою
очередь позволяет активизировать все психологические процессы и функции
ребенка. Еще одной
положительной стороной игры является то, что она
позволяет школьникам использовать знания в новой ситуации, таким
образом, усваиваемый материал проходит через своеобразную практику,
вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Использование
подобной
игровой
технологии,
в
работе
с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (недостаточным
уровнем
развития
познавательных
процессов,
интеллектуальных
и
эмоционально – волевых
функций),
является эффективной как никакая
другая. Так как
это группа детей, требует особых условий
и подхода к
своему обучению и развитию.
Педагогам хорошо известно, что такие ребята отличаются низким
уровнем развития восприятия (им, как правило, требуется более длительное
время для приема и переработки информации), неустойчивым рассеянным
вниманием (они с трудом переключаются с одной деятельности на другую);
слабым развитием интеллектуальной активности; несовершенством навыков
и умений самоконтроля; недостаточным развитием чувства ответственности
и интереса к учению; низким уровнем работоспособности и повышенной
утомляемостью.
Вследствие этого у школьников возникают трудности формирования
учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и
средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение
работать в определенном темпе).