Напоминание

ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников.


Автор: Брава Маргарита Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ гимназия № 4
Населённый пункт: город Лыткарино Московская область
Наименование материала: cтатья
Тема: ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ

4 г. ЛЫТКАРИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГТО В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ

Учитель физической культуры Брава М.Г.

2020 год

Что такое ГТО? «Готов к труду и обороне» уникальная и комплексная система

физической подготовки молодежи, которая имеет патриотический уклон и призвана

мотивировать молодое поколение вести здоровый образ жизни, защищать Родину.

ГТО возродился в нашей стране только в 2013 году, после выступления Президента

России с предложением о возобновлении комплекса, но с внесенными изменениями с

учетом уровня развития современного человека. Сегодня ГТО входит в нашу жизнь с

очень важной с целью - увеличить количество людей, которое будет заниматься спортом,

а так же увеличить продолжительность жизни населения нашей страны. С помощью

комплекса ГТО привить молодежи спортивные навыки и любовь к физической культуре,

здоровому образу жизни. Выводы мы сможем сделать, удастся ли это осуществить –

только через время.

Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных

условий для роста и развития детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья

подрастающего поколения . Для решения этой задачи и в соответствии с Планом действий

по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным Распоряжением

Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, во всех общеобразовательных учреждениях

Российской Федерации вводится Федеральный государственный образовательный

стандарт (ФГОС) основного общего образования. Предыдущее поколение

общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания

образования, в них, наряду с прочим, были указаны требования к физической

подготовленности учащихся. ФГОС нового поколения нормирует результаты освоения

основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие

стороны работы школы, учитывает динамику и направление жизни, психологические и

педагогические рекомендации, разработанные с учетом современных условий и состояний

детей и подростков, но в них не предусмотрены требования к физической

подготовленности учащихся. Соответственно, ФГОС нового поколения предусматривает

формирование физической культуры школьника не через оценку, а его (школьника)

вовлеченность в двигательную деятельность.

В основу этого решения были положены результаты ряда исследований, указывающих

на то, что акцент на сдачу контрольных нормативов без учета вовлеченности школьников

в занятия физическими упражнениями является одним из факторов снижения их интереса

к физической культуре. Так, исследованиями П.К. Дуркина (2006), С.В. Садыковой (2010)

установлено, что на уроках физической культуры учащиеся как с низким, так и с высоким

уровнями физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в

полной мере.

Между тем Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О

Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)»

официально введен в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийский физкультурно-

спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который предусматривает обязательную

сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности школьниками.

Важно отметить, что для каждой группы возрастов предназначены свои нормативы.

Данные нормативы сдачи ГТО сгруппированы в 5 групп для детей школьного возраста:

Первая ступень – 6-8 лет.

Вторая ступень - 9-10 лет.

Третья ступень - 11-12 лет.

Четвертая ступень - 13-15 лет.

Пятая ступень - 16-17 лет.

Введенный в образовательный процесс учащихся среднего школьного возраста комплекс

ГТО

дополнит

ФГОС

нового

поколения

требованиями

к

уровню

физической

подготовленности и, соответственно, будет стимулировать учащихся совершенствовать

физические качества.

Однако остаются нерешенными вопросы:

1) каковы механизмы мотивирования учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО;

2) как сопоставлять шкалу оценивания результатов сдачи норм ГТО (золотой,

серебряный, бронзовый знак) с пятибалльной шкалой оценки физической

подготовленности, принятой на уроках физической культуры в общеобразовательной

школе.

Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной

проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при

участии не только самих школьников, но и их родителей и учителей

общеобразовательных школ.

В соответствии с вышесказанным нами было проведено анкетирование родителей

учащихся и учителей физической культуры с целью выявления отношения субъектов

образовательного процесса к введению комплекса ГТО в учебно-воспитательный процесс

общеобразовательной школы.

Нами установлено, что почти 60% респондентов (43,7% родителей и 74,2% учителей)

сдавали нормативы комплекса ГТО, введенного в действие в 1931 году и

претерпевающего изменения вплоть до распада СССР.

Также в ходе анкетирования мы установили, что более 90% опрошенных нами

родителей положительно отзываются о необходимости введенного комплекса ГТО в

школе и лишь 9,7% респондентов не видят в этом необходимости. Нами установлено, что

отрицательно относятся к введению комплекса ГТО те родители, которые абсолютно не

заинтересованы в спорте.

О необходимости введенного комплекса ГТО в школе положительно ответили почти

90% учителей физической культуры, считая, что введенный Всероссийский

физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» повысит интерес и

мотивацию школьников к физической культуре и спорту.

Видя соответствие между ФГОС нового поколения и нормативами комплекса ГТО, они

внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Только 3,2% учителей физической культуры

ответили, что во введении комплекса «Готов к труду и обороне» в школе необходимости

нет, обосновывая свой ответ тем, что он противоречит воспитательным задачам

образовательного учреждения.

Родители, положительно отзывающиеся об идее введения комплекса ГТО в

общеобразовательные школы, убеждены, что это будет способствовать формированию

здорового образа жизни, повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом, а

также позволит получить дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное

заведение.

Негативное отношение родителей учащихся к введению комплекса ГТО подкрепляется

фразами «Спорт должен быть по желанию, а не принудительно», «Это будет в ущерб

учебе». Эти же родители считают, что введенный комплекс ГТО не может сформировать

положительное отношение школьников к физической культуре и спорту. К тому же 3,3%

учителей убеждены, что из-за необходимости сдавать нормативы ГТО отношение

учащихся к занятиям физической культурой может измениться в худшую сторону. 60,2%

родителей, принявших участие в анкетировании, утверждают, что у детей есть желание

сдавать нормативы комплекса ГТО. По утверждению 11,7% родителей, дети не хотят

сдавать нормативы.

Подробный анализ показал, что те родители, которые считают, что во введении

комплекса ГТО нет необходимости и он не может изменить отношения школьников к

физической культуре и спорту в положительную сторону, ответили, что у детей нет

желания сдавать нормативы комплекса ГТО. Из этого можно сделать вывод, что

негативное отношение к введению комплекса ГТО в общеобразовательные школы у

школьников формируется самими родителями.

По данным, представленным в Докладе Совета Федерации Федерального собрания

Российской Федерации «О положении детей в Российской Федерации», показатель

физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от

результатов их сверстников 60-70-х годов. Учитывая тенденцию к снижению уровня

физической подготовленности школьников, учителя физической культуры (22,6%)

сомневаются, что с нормативами справятся более 30% учащихся. 58% учителей считают,

что в среднем половина школьников выполнят нормативы. Только пятая часть

опрошенных учителей (19,4%) позитивно оценивают возможности школьников

относительно сдачи нормативов ГТО.

Для оценки сформированности у учащихся мотивации к физической культуре и спорту

мы проанализировали их посещаемость уроков физической культуры и внеклассных

мероприятий. Первая форма организации физического воспитания является обязательной,

вторая – добровольной. Исходя из этого следует, что учащиеся со сформированным

положительным отношением к физической культуре и спорту даже если по каким-либо

причинам не посещают уроки физической культуры, протестуя против содержания

уроков, их организации или даже личности учителя, посещают внеклассные мероприятия,

отвечающие их требованиям по содержанию, организации и др. Однако в ходе анализа

было выявлено, что посещаемость различных форм организации физического воспитания

учащимися не зависит от вышеуказанных факторов: количество пропусков уроков

физической культуры без уважительной причины не больше, чем количество пропусков

других форм (дней здоровья и спорта, праздников физической культуры и спорта и др.).

Из чего следует, что ссылка школьников на то, что уроки физической культуры не

отвечают их потребностям, является не более чем несформированностью их активно

положительного отношения к физической культуре и спорту в целом.

С целью формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у

учащихся средних классов посредством Всероссийского физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне» нами был проведен педагогический эксперимент, в

котором приняли участие школьники 14-15 лет, обучающиеся в 8 классе, в количестве 90

человек (48 мальчиков и 42 девочки). Критериями оценки сформированности мотивации к

занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей:

посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические

занятия спортом в ДЮСШ, количество сдававших и сдавших нормативы ГТО

школьников. Учитывая выдвинутые критерии сформированности мотивации к

физической культуре и спорту, нами была разработана, обоснована и внедрена в

образовательно-воспитательный процесс учащихся средних классов программа, итогом

которой является успешная сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного

комплекса «Готов к труду и обороне». Содержание программы носило комплексный

характер, обеспечивая не только двигательную активность школьников, но и формируя у

них теоретическую базу, навыки самоконтроля и пр.

Для учащихся экспериментального класса была разработана тематика теоретических

уроков физической культуры. На этих уроках, помимо тем о здоровом образе жизни,

физическом развитии, физическом совершенствовании, были рассмотрены такие, как

история зарождения и возрождения комплекса ГТО, нормативы комплекса ГТО и т.п.

Практическая подготовка к сдаче нормативов ГТО подразумевала организацию и

проведение секций ОФП для школьников со средним и низким уровнем физической

подготовленности и спортивных секций; ежемесячного проведения Дня здоровья и

спорта, в содержание которого были включены конкурсы по отдельным видам программы

ГТО; а также Праздник ГТО, проведенный 24 марта (день, когда был издан Указ

Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном

комплексе "Готов к труду и обороне"»).

Посещение обязательных (уроки физической культуры) и необязательных (внеклассные

и внешкольные физкультурно-оздоровительные) форм организации физического

воспитания обеспечивало, в большей степени, двигательную активность школьников. Для

повышения уровня знаний учащихся, а также формирования навыков самоконтроля для

школьников был разработан методический материал – дневник «Будь готов», который

обеспечивал индивидуальный подход к каждому школьнику. Оповещение субъектов

образовательного процесса о ходе реализации программы происходило посредством

дневника «Будь готов!» и информационных стендов, содержащих все необходимые

сведения: нормативы комплекса ГТО, результаты сдачи нормативов комплекса ГТО,

объявления о предстоящих мероприятиях, расписание занятий по подготовке к сдаче

нормативов ГТО, адрес сайта ВФСК ГТО и многое другое.

По окончании педагогического эксперимента нами было вновь проанализировано

отношение родителей учащихся, принявших участие в эксперименте, и учителей

физической культуры к введенному в действие ВФСК ГТО. Так, количество родителей,

высказывающихся в начале эксперимента негативно о введении ГТО, сократилось вдвое

(с 9,7 до 4,9%). Те учителя, которые сомневались, необходимо ли вновь вводить комплекс

ГТО в общеобразовательные школы (таковых в начале эксперимента было 6,5%), в конце

эксперимента не только согласились с нововведением, но и внесли комплекс ГТО в

рабочую программу. Следовательно, количество учителей, положительно

высказывающихся о введении комплекса ГТО в общеобразовательные школы, в конце

эксперимента составило 96,8%. В то же время количество учителей, которые считали, что

комплекс ГТО противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения и

внедрять его в школы нет необходимости, не изменилось.

В равной степени увеличилось количество родителей, которые считают, что их ребенок

справится (с 60,2 до 69,6%) либо не справится (с 11,7 до 20,1%) с нормативами комплекса

ГТО. Вероятно, изменения во мнениях связаны с тем, что в течение эксперимента

учащиеся обсуждали с родителями свои возможности в сдаче нормативов ГТО, а значит

родители стали проявлять интерес к физической подготовленности своих детей.

Положительные изменения в отношении родителей к введению комплекса ГТО

прослеживаются и в увеличении количества родителей, давших письменное согласие на

сдачу их ребенком нормативов комплекса ГТО.

Изменения в отношении к физической культуре и спорту отмечены не только у

родителей учащихся и учителей, но и у самих школьников. Эти изменения

способствовали тому, что повысилась активность школьников в занятиях физической

культурой и спортом. Так, почти на треть снизилось количество пропусков уроков

физической культуры (с 12,6 до 4,3%), повысилась посещаемость внеклассных форм

организации физического воспитания (с 33,9 до 83,9%), увеличилось количество

школьников, занимающихся в ДЮСШ (с 26,8 до 51,8%).

Сопоставление показателей физической подготовленности школьников с нормативами

комплекса ГТО показало, что к концу учебного года увеличилось количество учащихся,

сдавших нормативы ГТО, почти вдвое, в большей степени за счет тех, кто выполнил

нормативы, соответствующие бронзовому знаку, т.е. тех, кто в начале учебного года не

справлялся с нормативами ГТО.

Таким образом, программа физического воспитания учащихся общеобразовательных

школ, основанная на Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду

и обороне», формирует положительное отношение учителей физической культуры и

родителей школьников к введению ВФСК «ГТО», а также способствует формированию

активно положительного отношения школьников к физической культуре и спорту,

повышению их физической подготовленности и результативности в сдаче нормативов

ГТО. Ребенок школьного возраста очень быстро растет и развивается. За 11 лет

в организме школьника происходит множество процессов, которые, в конечном счете,

делают из вчерашнего карапуза прекрасную девушку или сильного юношу. Из-за такой

сложной перестройки данный отрезок жизни характеризуется повышенными

энергетическими затратами. Но, несмотря на это, в этот период ребенку необходим

значительный уровень физической активности, которая благоприятно сказывается

на активизации работы скелетных мышц, ускоряет обмен веществ и помогает держать

организм в тонусе. Кроме того, учеными доказано, что регулярные занятия спортом

(и участие в выполнении норм ГТО в том числе) помогают улучшить концентрацию

внимания, благоприятно сказываются на запоминаемости большого объема информации,

учат доводить все начатое до конца, а также способствуют развитию таких качеств, как

упорство и целеустремленность.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что на первый взгляд нормы ГТО для

школьников 2020 года не изменились. А это значит, что ребятам предоставляется

возможность нарастить скорость, силу и выносливость, и подготовиться к более

ужесточенным нормативам будущего года. И это, действительно, здорово! В советские

времена вряд ли можно было застать ребенка дома после занятий в школе. Часто, забежав

домой бросить портфель, детвора толпой неслась во двор, где играли в футбол, волейбол,

бегали, прыгали на скакалках и резиночках. Сейчас же современные дети с дошкольного

возраста сидят дома, уткнувшись в телевизор, монитор компьютера или планшет. Уровень

их двигательной активности настолько низок, что ребенку сложно пробежать 100 метров,

чтобы не запыхаться. Спортивные секции посещают единицы и то с большой неохотой,

только лишь потому, что родители заставляют. Внедрение в школьную программу

нормативов ГТО – это не просто очередная реформа в системе образования, но и, прежде

всего, забота о подрастающем поколении, о состоянии его здоровья, готовности к

трудовой активности и обороне.



В раздел образования