Автор: Брава Маргарита Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ гимназия № 4
Населённый пункт: город Лыткарино Московская область
Наименование материала: cтатья
Тема: ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников.
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ
№
4 г. ЛЫТКАРИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГТО В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ
Учитель физической культуры Брава М.Г.
2020 год
Что такое ГТО? «Готов к труду и обороне» уникальная и комплексная система
физической подготовки молодежи, которая имеет патриотический уклон и призвана
мотивировать молодое поколение вести здоровый образ жизни, защищать Родину.
ГТО возродился в нашей стране только в 2013 году, после выступления Президента
России с предложением о возобновлении комплекса, но с внесенными изменениями с
учетом уровня развития современного человека. Сегодня ГТО входит в нашу жизнь с
очень важной с целью - увеличить количество людей, которое будет заниматься спортом,
а так же увеличить продолжительность жизни населения нашей страны. С помощью
комплекса ГТО привить молодежи спортивные навыки и любовь к физической культуре,
здоровому образу жизни. Выводы мы сможем сделать, удастся ли это осуществить –
только через время.
Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных
условий для роста и развития детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья
подрастающего поколения . Для решения этой задачи и в соответствии с Планом действий
по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным Распоряжением
Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, во всех общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации вводится Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС) основного общего образования. Предыдущее поколение
общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания
образования, в них, наряду с прочим, были указаны требования к физической
подготовленности учащихся. ФГОС нового поколения нормирует результаты освоения
основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие
стороны работы школы, учитывает динамику и направление жизни, психологические и
педагогические рекомендации, разработанные с учетом современных условий и состояний
детей и подростков, но в них не предусмотрены требования к физической
подготовленности учащихся. Соответственно, ФГОС нового поколения предусматривает
формирование физической культуры школьника не через оценку, а его (школьника)
вовлеченность в двигательную деятельность.
В основу этого решения были положены результаты ряда исследований, указывающих
на то, что акцент на сдачу контрольных нормативов без учета вовлеченности школьников
в занятия физическими упражнениями является одним из факторов снижения их интереса
к физической культуре. Так, исследованиями П.К. Дуркина (2006), С.В. Садыковой (2010)
установлено, что на уроках физической культуры учащиеся как с низким, так и с высоким
уровнями физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в
полной мере.
Между тем Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)»
официально введен в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийский физкультурно-
спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который предусматривает обязательную
сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности школьниками.
Важно отметить, что для каждой группы возрастов предназначены свои нормативы.
Данные нормативы сдачи ГТО сгруппированы в 5 групп для детей школьного возраста:
Первая ступень – 6-8 лет.
Вторая ступень - 9-10 лет.
Третья ступень - 11-12 лет.
Четвертая ступень - 13-15 лет.
Пятая ступень - 16-17 лет.
Введенный в образовательный процесс учащихся среднего школьного возраста комплекс
ГТО
дополнит
ФГОС
нового
поколения
требованиями
к
уровню
физической
подготовленности и, соответственно, будет стимулировать учащихся совершенствовать
физические качества.
Однако остаются нерешенными вопросы:
1) каковы механизмы мотивирования учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО;
2) как сопоставлять шкалу оценивания результатов сдачи норм ГТО (золотой,
серебряный, бронзовый знак) с пятибалльной шкалой оценки физической
подготовленности, принятой на уроках физической культуры в общеобразовательной
школе.
Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной
проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при
участии не только самих школьников, но и их родителей и учителей
общеобразовательных школ.
В соответствии с вышесказанным нами было проведено анкетирование родителей
учащихся и учителей физической культуры с целью выявления отношения субъектов
образовательного процесса к введению комплекса ГТО в учебно-воспитательный процесс
общеобразовательной школы.
Нами установлено, что почти 60% респондентов (43,7% родителей и 74,2% учителей)
сдавали нормативы комплекса ГТО, введенного в действие в 1931 году и
претерпевающего изменения вплоть до распада СССР.
Также в ходе анкетирования мы установили, что более 90% опрошенных нами
родителей положительно отзываются о необходимости введенного комплекса ГТО в
школе и лишь 9,7% респондентов не видят в этом необходимости. Нами установлено, что
отрицательно относятся к введению комплекса ГТО те родители, которые абсолютно не
заинтересованы в спорте.
О необходимости введенного комплекса ГТО в школе положительно ответили почти
90% учителей физической культуры, считая, что введенный Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» повысит интерес и
мотивацию школьников к физической культуре и спорту.
Видя соответствие между ФГОС нового поколения и нормативами комплекса ГТО, они
внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Только 3,2% учителей физической культуры
ответили, что во введении комплекса «Готов к труду и обороне» в школе необходимости
нет, обосновывая свой ответ тем, что он противоречит воспитательным задачам
образовательного учреждения.
Родители, положительно отзывающиеся об идее введения комплекса ГТО в
общеобразовательные школы, убеждены, что это будет способствовать формированию
здорового образа жизни, повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом, а
также позволит получить дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное
заведение.
Негативное отношение родителей учащихся к введению комплекса ГТО подкрепляется
фразами «Спорт должен быть по желанию, а не принудительно», «Это будет в ущерб
учебе». Эти же родители считают, что введенный комплекс ГТО не может сформировать
положительное отношение школьников к физической культуре и спорту. К тому же 3,3%
учителей убеждены, что из-за необходимости сдавать нормативы ГТО отношение
учащихся к занятиям физической культурой может измениться в худшую сторону. 60,2%
родителей, принявших участие в анкетировании, утверждают, что у детей есть желание
сдавать нормативы комплекса ГТО. По утверждению 11,7% родителей, дети не хотят
сдавать нормативы.
Подробный анализ показал, что те родители, которые считают, что во введении
комплекса ГТО нет необходимости и он не может изменить отношения школьников к
физической культуре и спорту в положительную сторону, ответили, что у детей нет
желания сдавать нормативы комплекса ГТО. Из этого можно сделать вывод, что
негативное отношение к введению комплекса ГТО в общеобразовательные школы у
школьников формируется самими родителями.
По данным, представленным в Докладе Совета Федерации Федерального собрания
Российской Федерации «О положении детей в Российской Федерации», показатель
физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от
результатов их сверстников 60-70-х годов. Учитывая тенденцию к снижению уровня
физической подготовленности школьников, учителя физической культуры (22,6%)
сомневаются, что с нормативами справятся более 30% учащихся. 58% учителей считают,
что в среднем половина школьников выполнят нормативы. Только пятая часть
опрошенных учителей (19,4%) позитивно оценивают возможности школьников
относительно сдачи нормативов ГТО.
Для оценки сформированности у учащихся мотивации к физической культуре и спорту
мы проанализировали их посещаемость уроков физической культуры и внеклассных
мероприятий. Первая форма организации физического воспитания является обязательной,
вторая – добровольной. Исходя из этого следует, что учащиеся со сформированным
положительным отношением к физической культуре и спорту даже если по каким-либо
причинам не посещают уроки физической культуры, протестуя против содержания
уроков, их организации или даже личности учителя, посещают внеклассные мероприятия,
отвечающие их требованиям по содержанию, организации и др. Однако в ходе анализа
было выявлено, что посещаемость различных форм организации физического воспитания
учащимися не зависит от вышеуказанных факторов: количество пропусков уроков
физической культуры без уважительной причины не больше, чем количество пропусков
других форм (дней здоровья и спорта, праздников физической культуры и спорта и др.).
Из чего следует, что ссылка школьников на то, что уроки физической культуры не
отвечают их потребностям, является не более чем несформированностью их активно
положительного отношения к физической культуре и спорту в целом.
С целью формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у
учащихся средних классов посредством Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» нами был проведен педагогический эксперимент, в
котором приняли участие школьники 14-15 лет, обучающиеся в 8 классе, в количестве 90
человек (48 мальчиков и 42 девочки). Критериями оценки сформированности мотивации к
занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей:
посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические
занятия спортом в ДЮСШ, количество сдававших и сдавших нормативы ГТО
школьников. Учитывая выдвинутые критерии сформированности мотивации к
физической культуре и спорту, нами была разработана, обоснована и внедрена в
образовательно-воспитательный процесс учащихся средних классов программа, итогом
которой является успешная сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне». Содержание программы носило комплексный
характер, обеспечивая не только двигательную активность школьников, но и формируя у
них теоретическую базу, навыки самоконтроля и пр.
Для учащихся экспериментального класса была разработана тематика теоретических
уроков физической культуры. На этих уроках, помимо тем о здоровом образе жизни,
физическом развитии, физическом совершенствовании, были рассмотрены такие, как
история зарождения и возрождения комплекса ГТО, нормативы комплекса ГТО и т.п.
Практическая подготовка к сдаче нормативов ГТО подразумевала организацию и
проведение секций ОФП для школьников со средним и низким уровнем физической
подготовленности и спортивных секций; ежемесячного проведения Дня здоровья и
спорта, в содержание которого были включены конкурсы по отдельным видам программы
ГТО; а также Праздник ГТО, проведенный 24 марта (день, когда был издан Указ
Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном
комплексе "Готов к труду и обороне"»).
Посещение обязательных (уроки физической культуры) и необязательных (внеклассные
и внешкольные физкультурно-оздоровительные) форм организации физического
воспитания обеспечивало, в большей степени, двигательную активность школьников. Для
повышения уровня знаний учащихся, а также формирования навыков самоконтроля для
школьников был разработан методический материал – дневник «Будь готов», который
обеспечивал индивидуальный подход к каждому школьнику. Оповещение субъектов
образовательного процесса о ходе реализации программы происходило посредством
дневника «Будь готов!» и информационных стендов, содержащих все необходимые
сведения: нормативы комплекса ГТО, результаты сдачи нормативов комплекса ГТО,
объявления о предстоящих мероприятиях, расписание занятий по подготовке к сдаче
нормативов ГТО, адрес сайта ВФСК ГТО и многое другое.
По окончании педагогического эксперимента нами было вновь проанализировано
отношение родителей учащихся, принявших участие в эксперименте, и учителей
физической культуры к введенному в действие ВФСК ГТО. Так, количество родителей,
высказывающихся в начале эксперимента негативно о введении ГТО, сократилось вдвое
(с 9,7 до 4,9%). Те учителя, которые сомневались, необходимо ли вновь вводить комплекс
ГТО в общеобразовательные школы (таковых в начале эксперимента было 6,5%), в конце
эксперимента не только согласились с нововведением, но и внесли комплекс ГТО в
рабочую программу. Следовательно, количество учителей, положительно
высказывающихся о введении комплекса ГТО в общеобразовательные школы, в конце
эксперимента составило 96,8%. В то же время количество учителей, которые считали, что
комплекс ГТО противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения и
внедрять его в школы нет необходимости, не изменилось.
В равной степени увеличилось количество родителей, которые считают, что их ребенок
справится (с 60,2 до 69,6%) либо не справится (с 11,7 до 20,1%) с нормативами комплекса
ГТО. Вероятно, изменения во мнениях связаны с тем, что в течение эксперимента
учащиеся обсуждали с родителями свои возможности в сдаче нормативов ГТО, а значит
родители стали проявлять интерес к физической подготовленности своих детей.
Положительные изменения в отношении родителей к введению комплекса ГТО
прослеживаются и в увеличении количества родителей, давших письменное согласие на
сдачу их ребенком нормативов комплекса ГТО.
Изменения в отношении к физической культуре и спорту отмечены не только у
родителей учащихся и учителей, но и у самих школьников. Эти изменения
способствовали тому, что повысилась активность школьников в занятиях физической
культурой и спортом. Так, почти на треть снизилось количество пропусков уроков
физической культуры (с 12,6 до 4,3%), повысилась посещаемость внеклассных форм
организации физического воспитания (с 33,9 до 83,9%), увеличилось количество
школьников, занимающихся в ДЮСШ (с 26,8 до 51,8%).
Сопоставление показателей физической подготовленности школьников с нормативами
комплекса ГТО показало, что к концу учебного года увеличилось количество учащихся,
сдавших нормативы ГТО, почти вдвое, в большей степени за счет тех, кто выполнил
нормативы, соответствующие бронзовому знаку, т.е. тех, кто в начале учебного года не
справлялся с нормативами ГТО.
Таким образом, программа физического воспитания учащихся общеобразовательных
школ, основанная на Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду
и обороне», формирует положительное отношение учителей физической культуры и
родителей школьников к введению ВФСК «ГТО», а также способствует формированию
активно положительного отношения школьников к физической культуре и спорту,
повышению их физической подготовленности и результативности в сдаче нормативов
ГТО. Ребенок школьного возраста очень быстро растет и развивается. За 11 лет
в организме школьника происходит множество процессов, которые, в конечном счете,
делают из вчерашнего карапуза прекрасную девушку или сильного юношу. Из-за такой
сложной перестройки данный отрезок жизни характеризуется повышенными
энергетическими затратами. Но, несмотря на это, в этот период ребенку необходим
значительный уровень физической активности, которая благоприятно сказывается
на активизации работы скелетных мышц, ускоряет обмен веществ и помогает держать
организм в тонусе. Кроме того, учеными доказано, что регулярные занятия спортом
(и участие в выполнении норм ГТО в том числе) помогают улучшить концентрацию
внимания, благоприятно сказываются на запоминаемости большого объема информации,
учат доводить все начатое до конца, а также способствуют развитию таких качеств, как
упорство и целеустремленность.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что на первый взгляд нормы ГТО для
школьников 2020 года не изменились. А это значит, что ребятам предоставляется
возможность нарастить скорость, силу и выносливость, и подготовиться к более
ужесточенным нормативам будущего года. И это, действительно, здорово! В советские
времена вряд ли можно было застать ребенка дома после занятий в школе. Часто, забежав
домой бросить портфель, детвора толпой неслась во двор, где играли в футбол, волейбол,
бегали, прыгали на скакалках и резиночках. Сейчас же современные дети с дошкольного
возраста сидят дома, уткнувшись в телевизор, монитор компьютера или планшет. Уровень
их двигательной активности настолько низок, что ребенку сложно пробежать 100 метров,
чтобы не запыхаться. Спортивные секции посещают единицы и то с большой неохотой,
только лишь потому, что родители заставляют. Внедрение в школьную программу
нормативов ГТО – это не просто очередная реформа в системе образования, но и, прежде
всего, забота о подрастающем поколении, о состоянии его здоровья, готовности к
трудовой активности и обороне.