Автор: Буянтуева Валентина Табитуевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАПОУ РБ
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по теме "Степени и корни"
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта урока
Дисциплина: ОУДб. Математика
Группа: ТД-12
Преподаватель: Буянтуева ВалентинаТабитуевна
Тема занятия: «Степени и корни»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Вид занятия: урок
Форма проведения – урок - лаборатория
Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая,
индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
учебник: Математика (автор
М.И.Башмаков), листы самооценки.
Ресурсы: мультимедийная презентация к уроку, физминутка
Цель урока: создание педагогических условий для проявления
познавательной активности обучающихся.
Задачи урока:
o
образовательные: обеспечить повторение, обобщение и
систематизацию представлений обучающихся о свойствах корня n-й
степени, понятия о показателе степени, совершенствование
вычислительных навыков;
o
развивающие: создание условий для развития творческого стиля
мышления, речи, внимания, памяти, познавательного интереса,
формирование умений применять приемы наблюдения, сравнения,
анализа, классификации;
o
воспитательные: воспитание целеустремленности при достижении
поставленной цели, ответственности за результаты своего труда,
уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства
взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
o
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
o
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Формирование познавательных УУД – формирование умений:
o
по использованию математических знаний для решения различных
задач и оценки полученных результатов;
o
по использованию доказательной математической речи;
o
по работе с информацией, в том числе с различными математическими
текстами;
Формирование регулятивных УУД – формирование умений:
o
ставить личные цели деятельности,
o
планировать свою работу, действовать по плану,
o
оценивать полученные результаты;
Формирование коммуникативных УУД –
o
формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной речи;
o
формирование совместно с другими детьми в групповой работе
находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
правильное понимание понятий: корень n-й степени, свойства корня n-й
степени, понятие о показателе степени;
в ценностно – ориентационной сфере: применение знаний при решении
задач, в новой ситуации.
Ход занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Объем
времен
и (мин)
1. Организационный момент. Постановка цели и задач.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Вступительное слово преподавателя:
-Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на занятии.
Представим, что наша группа – это лаборатория. А вы знаете, что такое
лаборатория?
Лаборатория – это учреждение, аккредитованное на проведение
специальных опытов и исследований. Делим группу на 2 команды – это
отделы лаборатории. В каждом отделе должны быть эксперт (или
контролер), лаборанты (теоретики, придумывающие опыты) и инженеры
(практики, которые проводят опыты). В каждом отделе вам предстоит
определить кто будет лаборантами, кто инженерами, а кто экспертом.
Подумайте хорошо – как лучше сделать выбор.
Каждый отдел будет создавать сборник задач по теме «Степени и
корни». Лаборанты отдела придумывают задачи, инженеры – проверяют
их, т.е. решают, эксперт отдела (1 человек) проверяет на качество
сложность и правильность составленных задач и их решения. При
создании сборника помогайте друг другу, управляйте своим вниманием,
мыслите образами и словами. Затем отделы будут бороться за «Знак
качества». Каждый сотрудник отдела будет: 1. Выписывать по одной
задаче из своего сборника на доске, 2. Решать у доски по одной задаче из
сборника другого отдела. «Знак качества» получит тот отдел, который
Приветствие.
Готовность
обучающихся
к
занятию.
Определяют цели для себя на
данном занятии.
Отвечают
как
они
понимают
слово
лаборатория,
чем
там
занимаются люди.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Готовы к началу работы, имеют
представление о работе в группах
(командах).
СЛАЙДЫ 4, 5
СЛАЙДЫ 6, 7
Ребята сами назначают роли,
один человек из команды встает
и говорит кто эксперт, кто
5
правильно решит большее количество задач. В течение урока вы
постарайтесь оценить себя по критериям, указанным в листе
самооценки и также выскажет свое мнение эксперт о работе отдела в
целом и каждого сотрудника по отдельности.
А теперь представьте свои отделы: кто у вас эксперт, лаборанты,
инженеры.
лаборанты, кто инженеры.
2. Актуализация знаний
В любой лаборатории сначала проводится обучение. Наш материал для
исследований: «Степени и корни». М.В.Ломоносов сказал: «Пусть кто –
нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что
без них далеко не уедешь». Эти слова будут эпиграфом нашего
сегодняшнего урока.
Проведем устный тренинг.
а) Управляй вниманием
n
√
a
⋅
?
=
n
√
ab
Замени знак вопроса так, чтобы равенство было верным:
n
√
a
b
=
?
СЛАЙД 8
Войди в мир степеней и корней.
СЛАЙД 9
Ответы обучающихся: Заменяют
знак вопроса так, чтобы
равенство было верным.
Рассказывают свойства корня n-
й степени, обобщают понятие о
показателе степени.
15
(
n
√
a
)
?
=
n
√
a
k
np
√
a
k?
=
n
√
a
k
a
p
q
=
?
√
a
?
, a
≥
0
б) Мысли образами
Представить в виде степени с рациональным показателем:
7
√
с
3
=
4
√
2
3
=
3
√
25
:
5
2
/
3
=
√
5
4
√
26
Сравните числа: и
3
√
−
2
3
√
2
Расположите числа в порядке возрастания: 1, ,
СЛАЙД 10
Задачи решают устно всей
лабораторией, комментируя ход
решения
СЛАЙД 11
в) Мысли словами
Вычислите:
5
√
32
+
3
√
−
8
=
4
0,6
· 2
0,2
: 2
-0,6
=
(27 · 64)
1/3
=
3
√
5
6
∙ 2
9
=
г) Развивай память
Упростите выражение: ·
х
7/3
·
3
√
x
2
=
(а
0,4
)
1/2
· а
0,8
=
с
-2/3
· с
5/3
: с
3/5
=
Преобразуйте выражение к виду
n
√
А
4
√
2
3
√
2 m
4
n
8
=
Задачи решают устно всей
лабораторией, комментируя ход
решения
СЛАЙД 12
Задачи решают устно всей
лабораторией, комментируя ход
решения
3. Физкультминутка
- Давайте немножко взбодрим наше тело. Встаньте, пожалуйста, около
своих парт и повторяйте:
Руки подняли и помахали
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили
один студент выходит вперед,
показывает движения, остальные
повторяют.
3
В норке зверюшки сидят
Встали и тихо за парты все сели.
Дети учиться хотят.
4. Обобщение и систематизация знаний. Построение и
реализация проекта.
Напоминаю, что мы находимся в лаборатории. Работа по созданию
учебного пособия очень кропотливая и весьма ответственная. В готовом
издании не должно быть ошибок. Сейчас , ребята, вы будете
придумывать собственный сборник заданий по теме «Степени и корни».
Первый отдел создает раздел сборника «буквенные выражения», второй
отдел – «числовые выражения». При создании сборника обратите
внимание на глаголы – помощники: Представить, Найти, Сравнить,
Упростить, Заменить, Вычислить.
СЛАЙД 13
Работа в группах(отделах).
Лаборанты отделов
придумывают задачи, инженеры
– проверяют их, т.е. решают,
эксперт отдела (1 человек)
проверяет на качество сложность
и правильность составленных
задач и их решения.
30
5. Применение знаний в новой ситуации. ( Закрепление с
проговариванием во внешней среде).
Отделы лаборатории обмениваются разделами и победит тот отдел,
который правильно решит больше задач соперников. Задачи решаете у
доски по очереди каждый сотрудник отдела. Победивший отдел получит
«Знак качества».
Итак, прошу по одному сотруднику от отделов представить ваши первые
задания на доске. Кто пойдет его решать - определяйте сами.
1.Сотрудники каждого отдела по
очереди записывают на доске по
1 задаче из своего раздела,
2. Сотрудники выходят к доске
по очереди и решают по 1
задаче, записанные
сотрудниками другого отдела
20
6 . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция.
Эксперты проверяют решения соперников у доски. Обсуждаем
допущенные на доске ошибки, исправляем. Отсканированный сборник
Активно участвуют в
обсуждении ошибок, исправляют
10
показываем на экране через проектор. Обсуждаем на сколько корректно
и качественно составлены задачи, есть ли в условиях заданий ошибки,
уровни сложности заданий и т.д. Выявляем победителя. Победившие
получают «Знак качества».
их.
7 . Домашнее задание. Инструктаж
Необходимо дополнить получившийся сборник творческими
заданиями. Например, нарисовать степень, придумать ребусы,
анаграммы со словом «степень», «корень».
СЛАЙД 14
записывают домашнее задание
2
8. Рефлексия учебной деятельности (Подведение итогов
занятия)
- Ребята, сможете вы ответить на такой вопрос – для чего нужны
степени в окружающей жизни? (для записи больших значений,
например, скорость света, расстояние от Земли до других планет ит.д.,
для продолжения образования, для сдачи ЕГЭ).
- Теперь попробуйте оценить свою деятельность на занятии, достиг ли
цели, которую поставил в начале занятия?
- Послушаем оценки экспертов о работе сотрудников своих отделов.
Постарайтесь объяснить свое оценивание.
- Прошу закончить предложение: «Сегодня на уроке алгебры мне
понравилось …», «Я бы хотел(а), чтобы подобный урок повторился,
потому что …»
СЛАЙД 15
Слушаем ответы, ребята
приводят свои примеры
Все оценивают свою работу
на протяжении всего занятия
(самооценка)
Оценка экспертов.
Ответы обучающихся.
Подведение итогов.
5