Автор: Подставленникова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский
Наименование материала: аналитический отчет
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: дошкольное образование
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….2-3 с.
Глава 1. Аналитическая часть
1.1.Анализ результатов педагогической деятельности в
образовательном процессе. ……………………………………………………………..4-5с.
1.2. Анализ условий достижения результатов…………………………………6-13с
1.3Противоречия, возникшие в процессе педагогической деятельности
в межаттестационный период……………………………………………………………14с.
Глава 2. Проектная часть………………………………………………………………….15-32с
Заключение…………………………………………………………………………………………33с
Список литературы………………………………………………………………………………34с
Приложение…………………………………………………………………………………………35с
1
Введение
Детство - уникальный период, яркая, неповторимая страница в жизни
каждого человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека,
ведь именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается
связь
с
ребенком
с
ведущими
сферами
бытия:
миром
людей,
природы,
предметным миром. Происходит приобщение к культуре. К общечеловеческим
ценностям. Формируется фундамент здоровья. От того насколько качественно
каждым человеком прожит период детства, в конечном счете, зависит будущее
нашего общества в целом.
В настоящее время ухудшаются показатели не только физического здоровья
детей. Страдают также их психическое, социальное и эмоциональное здоровье.
Сейчас дошкольная педагогика переживает интересный период своего развития.
Новые приоритеты образовательной политики отражены в нормативно - правовых
документах:
1)
В Национальной
доктрине образования (утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни
рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей
зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от
условий
жизни
в
семье,
санитарной
и
гигиенической
культуры
людей,
уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической
и экологи ческой ситуации в стране.
2)
Новый закон РФ о дошкольном образовании;
3)
Конвенции
о
правах
ребенка
и
Всемирной
декларации
об
обеспечении
выживания, защиты и развития детей.
4)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Проанализировав следующие нормативно-правовые документы:
мной
был
сделан
вывод
о
том,
что
сохранение
здоровья
всех
участников
образовательного процесса – одно из приоритетных направлений политики в
сфере образования.
Данный
аналитический
отчет
предназначен
определить
уровень
профессионализма
и
продуктивности
собственной
деятельности
за
межаттестационный период.
Цель
аналитического
отчета - провести анализ, дать оценку продуктивности
собственной
дея тельно сти
и
условий
получ ения
ре зульт атов
в
межаттестационный
период
с
2011
по
2013
годы,
а
так
же
спроектировать
предстоящую деятельность на следующий межаттестационный период.
2
Для достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета решались
следующие задачи:
1)
Выявление ведущих проблем, решаемых в иежаттестационный период.
2)
Анализ полученных результатов образования и здоровья детей.
3)
Выявление
противоречий,
возникших
в
межаттестационный
период
и
проектирование
путей
решения
этих
противоречий
в
следующий
межаттестационный период.
4)
Самооценка эффективности деятельности.
Концептуальная
идея
аналитического
отчета
заключается
в
педагогической
деятельности
через
саморазвитие,
самосовершенствование,
самореализацию
творческого потенциала.
Объект
исследования –
процесс
воспитания
и
обучения,
оздоровление
и
психофизического развития воспитанников.
Предмет
исследования -
система
педагогических
условий,
способствующих
более эффективному обучению и воспитанию, развитию и оздоровлению детей.
На основе этого сложилась гипотеза, согласно которой
процесс воспитания и
обучения, оздоровления и психофизического
развития детей может протекать
более качественно при следующих условиях:
-Определение
содержания
воспитательно
–
образовательной
работы
с
учетом
возрастных особенностей;
-Создание
предметно
-
развивающей
среды,
обеспечивающей
всестороннее
развитие личности ребенка;
-Внедрение инновационных педагогических и здоровъесберегающих технологий;
-Повышение своей профессиональной компетентности;
-Тесное сотрудничество и контакт с родителями воспитанников.
В
ходе
разработки
аналитического
отчета
были
использованы
следующие
методы:
- Изучение и диагностика саморазвития;
- Изучение современной научно - теоретической литературы;
-Анализ
результатов
профессиональной
деятельности
с
использованием
обработки информации;
-Проектирование собственной деятельности на дальнейший период работы.
3
Аналитическая часть.
1.
Анализ достигнутых результатов.
Моя педагогическая деятельность в период работы с 2011 по 2013 год включила в
себя:
- Овладение современными методиками и технологиями обучения и воспитания.
-
Освоение
и
внедрение
здоровъесберегающих
технологий
в
работе
с
ослабленными детьми.
В соответствии с данными направлениями ставились задачи:
1.
Освоить и реализовать технологии работы со старшими дошкольниками по
программе « От рождения до школы»
2.
Разработать рабочую программу педагога для работы с детьми 6-7 лет.
3.
Освоить и внедрить новые здоровъесберегающие технологии в работу с
детьми.
4.
Повысить
профессиональную
компетентность
в
части
владения
современными
технологиями
обучения
и
воспитания,
использование
современных методов сбора и оценки.
Все результаты моей работы фиксировались:
-В мониторинге развития детей;
- В тетрадях закаливания;
-Антропометрических данных детей.
Результаты моей педагогической деятельности достигнуты благодаря:
Постоянному
самообразованию
(изучение
новинок
методической
литературы,
посещение
занятий
и
семинаров
на
различные
темы,
выступление в городском сообществе);
Обогащению
развивающей
среды
и
учебно
-
методическому
обеспечению в соответствии с возрастом воспитанников;
Партнерскому взаимодействию с родителями;
Умение проектировать и осуществлять образовательную деятельность в
соответствии
с развивающими
целями и ценностями
современного
образования;
Разработке рабочей программы для работы с детьми 6-7 лет;
Освоению
нетрадиционных
здоровъесберегающих
технологий,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье детей;
Применению
в
практической
деятельности
эффективных
методов
обучения и воспитания детей.
В результате выполнения поставленных задач можно констатировать следующие
результаты моей работы:
Положительная
динамика
результатов
реализации
образовательной
программы « От рождения до школы».
4
Сводная
таблица
результатов
усвоения
программы
(средний
показатель)
Учебный год
2011-2012
Средняя группа
2012-2013
Старшая группа
Входная
итоговая
входная
итоговая
Высокий
уровень
47,8%
54,1%
34,4%
70,2%
Средний
уровень
33,4%
36,1%
50,8%
22,8%
Низкий
уровень
18,8%
9,8%
14,8%
7%
Анализ результатов
усвоения программы « От рождения до школы»
дети
справляются с программой.
С детьми проводилась работа по развитию:
Развитие мелкой моторики (игры с водой, бумагой, мелкими игрушками,
изготовление подделок из пластилина, соленого теста, крупы);
Развитие
графических
навыков
(индивидуальная
работа
в
тетрадях,
рисование по клеточкам, графические диктанты);
Развитие
мышления,
воображения
и
внимания
(дидактические
игры,
индивидуальная работа в тетрадях, сочинение сказок и рассказов с опорой
на мнемотаблицы);
Развитие
усидчивости
(при
помощи
игр,
занятий
и
индивидуальной
работы);
Развитие
самоконтроля
(индивидуальная
работа,
работа
в
парах,
подгруппах, дидактические игры).
Результаты
показывают,
что
развитие
детей
от
93%
до
100%
(по
годам)
соответствует возрастным нормам развития.
Из анализа
результатов
показателей
усвоения образовательной программы
можно отметить динамику развития, а значит с уверенностью сказать, что дано
качественное образование.
5
1.2Анализ условий достижения результатов
На
результаты
педагогической
деятельности,
которые
представлены
выше повлиял ряд условий.
Условиями достигнутых результатов развития детей стали освоение и
внедрение современных технологий, нетрадиционных методик, которое
позволило более эффективно осуществлять образовательный процесс в
соответствии
развивающими
целями
и
ценностями
современного
образования.
Деятельность по реализации общеобразовательной программы:
Для развития личности ребенка использовались:
Комната русской избы, в которой
проводились
тематические
занятия по приобщению к русской культуре, экскурсии, развлечения;
В
совместной
деятельности
использовала
беседы,
экскурсии
в
библиотеку,
школу,
наблюдения,
сюжетно
-
ролевые
игры,
опыты
эксперименты.
Проблемы:
В связи с открытием дополнительной группы была расформирована комната
русской избы;
Недостаточные условия для нравственно - патриотического
воспитания
дошкольников, а в частности не хватает
литературных разработок по
данной теме.
Использованные в работе с детьми методики и технологии:
Петерсон Л.Г. «Раз-ступенька, два – ступенька»
30
развивающих
занятий
(позволяет
развивать
внимание,
память,
речь,
и
другие компоненты развития детей);
Казакова
Р.Г.« Нетрадиционные техники рисования
с детьми дошкольного
возраста - позволяет развивать творческие способности»
Ушакова О.С. Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой»
(Содержит
все
материалы,
необходимые
для
ознакомления
детей
с
литературой);
Л.В. Минкевич «Математика в детском саду»;
Колдина Д.Н. «Рисование, аппликация в детском саду»;
О.В. Чермашенцева « Основы безопастного поведения дошкольников»;
И.А. Лыкова «Изобразительное искусство»;
Т. Гризик « Познаю мир»;
Кыласова Л.Е. «Развитие речи»;
6
Павлова М.А. «Здоровъесберегающая система дошкольного образовательного
учреждения»;
Нифонтова С. И. « Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий»;
Кобзева Т.Г. « Организация деятельности детей на прогулке»;
Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
Достижения в создании предметно - развивающей среды
группы
Предметно - развивающая среда является важным фактором, от которого зависит
успех педагогической
деятельности и результаты развития детей. Содержание
предметно - развивающей среды является необходимым условием для познания
ребенком
общей картины, для формирования представлений о себе, о других
людях,
для
выражения
своего
отношения
к
окружающему,
для
умения
адаптироваться в социальном пространстве, для получения ребенком социально -
нравственного опыта.
В создании развивающей среды я исходила из следующих принципов:
- Сменяемость игрового материала;
-Доступность, эстетичность, по интересам;
- Функциональность (невостребованный материал убирается);
-Уважение к потребностям, нуждам ребенка, уважение его мнения.
Предметно - развивающую среду я постаралась устроить так,
чтобы ребенку
было
комфортно
находиться
в
группе.
Некоторые
малообщительные
дети
предпочитают быть не на виду, поэтому уединяясь на мягком диванчике, они
чувствуют себя уютно как дома.
Основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего развития детей стали оборудованные в группе центры:
1)
Центр физического развития;
2)
Центр изодеятельности;
3)
Центр художественной литературы;
4)
Центр дежурства;
5)
Центр ОБЖ и пожарной безопасности;
6)
Центр экспериментирования;
7)
Центр патриотического воспитания;
8)
Центр наблюдения за природой;
9)
Центр уединения;
10) Родительский стенд.
Пополнено
дидактическое
оснащение
по
воспитанию
у
детей
навыков
безопасного по поведения дома, на улице, на природе. Дидактические игры:
«Хорошо
или
плохо»,
«Как
избежать
неприятностей»,
«Правила
дорожного
движения», «Правила поведения в ЧС», «Внимание дорога».
7
В группе созданы условия для формирования культурно - гигиенических
навыков. Дидактические игры: «Как избежать неприятности», «Валеология или
здоровый малыш часть 1 и часть 2», «Малыш – Крепыш часть 1 и 2». Наглядно-
тематический комплект родительский уголок в ДОУ «Досуг – Игра» , игры с
разрезными
картами
«
Учебно
методический
комплект
по
освоению
образовательной области «Здоровья»».
Таким
образом,
предметно
-
развивающая
среда
группы
соответствует
требованиям и способствует воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению
воспитанников.
Проблема:
из-за
недостаточного
финансирования
предметно
-
развивающая среда не в полной мере соответствует современным требованиям к
предметно - развивающей среде, а дидактическое оснащение педагогического
процесса - к требованиям к формировании общеучебных навыков.
Достижения в работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Состояние здоровья воспитанников ДОУ - важная характерная часть дошкольного
образования.
Профилактика
и
работа
по
сохранению
и
укреплению
здоровья
особенно
эффективно влияет на положительную динамику и хорошие результаты
в
дошкольном возрасте. Если осуществляется комплексное внимание к состоянию
здоровья детей родителями, воспитателями, медицинскими работниками.
Для обеспечения воспитания здорового ребенка работа в детском саду строится
по следующим направлениям:
Диагностика:
Выявление нарушений двигательной активности, координации в беседах с
родителями и непосредственно в детском саду;
Комплексное обследование детей специалистами для выявления нарушений
опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие и др.), после чего
получена информация о состоянии здоровья детей и даны рекомендации
семье и воспитателям;
Диагностирование
общей
физподготовленности
детей
в
начале
и
конце
учебного
года
для
организации
индивидуальной
работы
по
развитию
физических качеств детей.
Рациональная организация двигательной деятельности детей:
Проведение
НОД по физическому развитию (традиционные, сюжетно -
игровые, соревнования);
Праздники - развлечения («Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная
семья», «Зарничка»)
Гимнастика пробуждения после сна;
Ежедневный режим прогулок;
8
Обеспечение двигательной активности детей с атрибутами;
Создание необходимой развивающей среды;
Соблюдение двигательного режима и режима дня;
Проведение утренней гимнастики, физкультминуток;
Занятия по формированию здорового образа жизни;
Система эффективного закаливания:
Босохождение (после сна, дорожки здоровья)
Обширное умывание;
Полоскание рта водой комнатной температуры;
Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Осуществление лечебно - профилактической работы:
Постоянный контроль осанки детей;
Контроль за нагрузками для переболевших детей;
Подбор мебели в соответсвии с ростом детей;
Сбалансированное питание;
Употребление фитоцидов (чеснок, лук);
Употребление соков, фруктов;
Полоскание травяными чаями.
Использование методик нетрадиционного оздоровления детей:
Пальчиковая
и
артикуляционная
гимнатика,
рекомендованная
для
использования в группе;
Ходьба по «дорожкам здоровья»;
Использование различных массажеров;
Гимнастика для глаз;
Психогимнастика.
Комплекс психогигиенических мероприятий:
Элементы музыкотерапии (« Волшебство природы», «Времена года» П.И.
Чайковского, детские песенки, песни из мультфильмов и кино- зарядка, на
занятиях, режимные моменты)
Обеспечение благоприятного психологического климата в группе.
Консультативно
- информационная работа:
Организация
родительских
собраний
с
участием
специалистов:
«Профилактика гриппа» (фельдшер), «Здоровье
детей в наших руках»
(воспитатель
по
ФИЗО),
«Оздоровление
детей»,
«Особенности
психического развития детей» (педагог - психолог Устинова Ю.А) и др.;
Оказание консультативной помощи родителям воспитанников по вопросам
сохранения и укрепления сохранения здоровья детей и профилактических
мероприятий для дошкольников ( «Соблюдение режима дня», «Закаливание
в
зимнее
время
года»,
«Знакомство
родителей
с
точечным
массажем»,
«Формирование гигиенических навыков и привычек», « Нетрадиционные
методы
закаливания»,
«Организация
рационального
питания
детей»,
9
«Профилактика ОКИ», «Профилактика плоскостопии, нарушение осанки» и
др.);
Оформление
папок
передвижек,
письменных
ко н с ул ьт а ц и й ,
информационных стендов;
Состояние здоровья детей
(показатель пропусков одним ребенком по болезни)
Месяц
2011
2012
2013
Январь
0,5
Февраль
3,2
0,8
Март
2,6
0,3
Апрель
4,6
0,5
Май
4,5
0,4
Июнь
4,5
0
Июль
0,5
0,1
Август
0
Сентябрь
1,3
0
Октябрь
0,3
0,5
Ноябрь
0,7
0,3
Декабрь
0,7
3,0
Средний
показатель
2,5
0,7
0,5
Вывод: в группе созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, их
физического
и
психического
развития,
оздоровительная
работа
соответствует
требованиям программы « От рождения до школы». Предметно—развивающая
среда соответствует требованиям
для организации двигательной активности
детей.
Внедрение
системы
психогигиенических
мероприятий
в
режим
дня
для
сохранения и укрепления психофизического здоровья детей имеет положительные
результаты:
Дети стали активными и подвижными;
Дети,
которые
были
стеснительными
и
замкнутыми,
стали
более
раскрепощенными, уверенными, часто бывают организаторами игр;
Дети стали более эмоциональными, открытыми.
Активное использование в работе нетрадиционных
методов и технологий
оздоровления детей способствует становлению
ценностей здорового образа
жизни:
10
Дети имеют представление о том, что вредно и что полезно для здоровья;
Дети бережно относятся к своему здоровью;
Дети
овладели
необходимыми
навыками,
правильно
держать
осанку,
следить за дыханием и др.
У
всех
детей
отмечен
хороший
аппетит
и
крепкий
сон.
Родители
вовлекаются
в
физическое
воспитание
детей
через
консультации,
совместные
спортивные
мероприятия,
туризм,
получают
нужную
информацию на родительских стендах.
Все положительное в осуществлении физкультурно - оздоровительной и
лечебно—профилактической работы с детьми способствует снижению
заболеваемости детей.
Проблемы:
Частые пропуски детьми утренней гимнастики и не выполнение ее
дома (по вине родителей);
Многие родители не придерживаются режима дня в выходные дни
(отсутствие
дневного
сна,
неправильное
питание,
не
проводятся
закаливающие процедуры).
Достижения во взаимодействии с родителями воспитанников
Любая
профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему
результативной в том случае, когда родители довольны работой воспитателя и
являются активными помощниками. Основной целью работы по взаимодействию
с семьей являлось развитие у родителей навыков партнерского сотрудничества с
ребенком
через
ведущие
виды
деятельности
дошкольного
возраста
–
игру
и
продуктивную
деятельность.
В
течение
всего
межаттестационного
периода
осуществлялся
дифференцированный
подход
в
соответствии
с
развитием
и
состоянием здоровья ребенка.
Форма работы с родителями:
Коллективное сотрудничество (родительские собрания, совместные досуги);
Индивидуальное сотрудничество (анкетирование, консультации, беседы, папки,
встречи со специалистами);
Активное участие родителей в жизни ребенка (участие в городских конкурсах и
конкурсах детского сада, выставки совместного творчества родителей с детьми и
др.).
Вовлечение родителей в образовательный процесс
годы
полностью
частично
отсутствует
2011-2012
80%
15%
5%
11
2012-2013
85%
15%
-
Степень удовлетворенности родителей образовательными услугами
год
Полностью
удовлетворены
Частично
удовлетворены
Не
удовлетворены
05.2011
93%
7%
-
05.2012
80%
20%
-
05.2013
95%
5%
-
Тесно сотрудничая с родителями, используя различные формы работы, можно
сделать вывод:
Вырос уровень заинтересованности родителей в воспитании и развитии
детей;
Пополняются знания родителей в вопросах воспитания, обучения и
оздоровления детей;
Вырос уровень включенности родителей в образовательный процесс.
Проблема:
Отсутствие времени и желания у некоторых родителей для занятий с
ребенком дома;
Недостаточный уровень педагогической культуры, знаний основ психологии
родителями;
Перенесение ответственности за воспитание, развитие и оздоровление
детей полностью на детский сад.
Достижения в профессионализме и творчестве педагога
Прохождение курсов повышения квалификации:
УрГПУ, 2013г., «Федеральный государственный Уобразовательный стандарт
дошкольного образования: идеология, содержание, тактика внедрения», 72
часа.
Посещение стажерских площадок на базе детских садов города;
Активное участие в педагогических советах детского сада;
Посещала и принимала участие в круглых столах, городских педагогических
чтениях (в 2013 году «Ориентиры, содержание и результаты воспитательного
процесса»- получила благодарственное письмо);
12
городских конкурcах «Планета дошколят»-2010,2012, 2013 год имеются
благодарственные письма, «Путешествие в природу»-2011 год
благодарственное письмо.
- «Осторожно елка»-2012 год, грамота;
- эстафета «Юные пожарники» -2013 год, грамота;
- «Хрустальная туфелька» -2013 год, благодарственное письмо;
-«Каменская радуга» -2013 год;
Участие в конкурсах детского сада:
- «Мама, папа, я спортивная семья»-2013год, грамо
та:
- «Веселые старты»- 2013 год за 2-ое место, грамота;
- «Цветочные фантазии» -2013 год, благодарственное письмо;
- эстафета «Юные пожарники» -2013 год, грамота;
- «Юные экологи»-2014 год, грамота;
Пополнение предметно - развивающей среды и дидактического обеспечения
группы.
Разработка и внедрение рабочих программ, перспективных планов работы.
1.3
Противоречия,
возникшие
в
процессе
педагогической
деятельности
в
межаттестационный период
Исходя из вышесказанного, возникли следующие проблемы:
1.
Уровень
оснащения
педагогического
процесса
современным
оборудованием и дидактическим материалом в полном объеме по ФГОС.
2.
Недостаточно
уделялось
внимания
формированию
и
развитивию
патриотических чувств у дошкольников.
3.
Не в полной мере используется современная личностно - ориентированная
технология в образовательном процессе: метод проектов.
Задачи на межаттестационный период:
1.
Усовершенствовать предметно - развивающую среду группы в соответсвии
с ФГОС.
2.
Внедрить систему работы по развитию патриотических чувств.
13
3.
Разработать
и
реализовать
проект
по
патриотическому
воспитанию
дошкольников 3-7 лет.
Глава 2. Проектная часть
Одна из важнейших задач современного общества - нравственно - патриотическое
воспитание подрастающего поколения. Патриотические чувства закладываются в
процессе
жизни
и
бытия
человека,
находящегося
в
рамках
конкретной
социокультурной среды. Люди с момента рождения инстиктивно, естественно и
незаметно привыкают к окружающей их среде и культуре своей страны, к быту
своего народа.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям
становятся
предметом
осмысления
в
процессе
целенаправленного
патриотического
воспитания,
где
на
их
основе
формируются
убеждения
и
готовность действовать соответствующим образом.
Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, сохранение
культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, а с другой
преданность своему Отечеству.
Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы
родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времен
до нашего времени. Для знакомства дошкольников с защитниками Отечества был
разработан проект «Защитники Отечества».
14
Цель исследования: определить социально - педагогические и собственно-
педагогические
условия,
обеспечивающие
эффективное
формирование
патриотических чувств детей.
Объект исследования: процесс формирования у детей патриотических чувств
как части всестороннего развития.
Предмет
исследования: содержание
и
технологии,
необходимые
для
формирования у детей патриотических чувств.
Гипотеза
исследования: если в воспитательно - образовательный процесс
внедрить технологию, направленную на формирование у детей патриотических
чувств, создать соответствующую предметно - развивающую среду, использовать
нетрадиционные
формы
работы
с
родителями
-
это
все
обеспечит
качество
условий, необходимых для формирования у детей патриотических чувств.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
1.
Изучить,
проанализировать
и
обобщить
теоретические,
методические
и
практические
основы
и
подходы
к
процессу
формирования
у
детей
патриотических чувств как части всестороннего развития.
2.
Определить
содержание
педагогического
процесса
в
детском
саду,
способствующего формированию у детей патриотических чувств.
3.
Разработать и внедрить проект по теме «Защитники Отечества» в работу с
детьми.
Методы исследования:
1.
Метод
наблюдения
для
выявления
уровня
развития
детей
по
патриотическому воспитанию.
2.
Метод
личностного
контакта
с
каждым
ребенком,
способствующий
узнаванию его интересов, системы ценностей, чувств.
3.
Беседы, игры, целенаправленные прогулки, экскурсии, необходимые для
проявления у детей положительных чувств и эмоций.
4.
Анкетирование родителей.
Этапы исследования:
1.Поисковый (концептуально - проектный) (2014-2015)-изучение литературы,
методологических, практических основ проблемы, разработка системы работы по
патриотическому воспитанию.
2.Исходно - диагностирующий (констатирующий) (2015-2016)- диагностирование
детей, составление плана работы с родителями.
3.Формирующий (2015-2017)-внедрение системы работы «Защитники Отечества»
по патриотическому воспитанию.
4. Итогово - диагностический (2017)-анализ результатов исследования.
15
Педагогический проект: «Защитники Отечества»
Вид проекта: творческо - комплексный.
Длительность: долгосрочный (4года)
Участники
проекта: дети
3-7
лет,
воспитатели,
родители,
музыкальный
руководитель.
Цель проекта: формирование у детей патриотических чувств.
В соответсвии с этой целью формируются следующие задачи:
Воспитывать желание как можно больше знать освоей Родине.
Вызвать интерес к истории возникновения России.
Воспитывать адекватное отношение к войнам, стремление защищать свою
Родину.
Воспитывать
любовь
и
уважение
к
защитникам
Родины
на
основе
конкретных исторических фактов.
Расширять и уточнять знания о родном городе, воспитывать интерес к
жизни города.
Развивать коммуникативную функции речи.
Развивать творческие способности детей в процессе игрового общения.
Предполагаемые итоги проекта:
Средняя группа
Обогащение и активизация словаря – защитники, танкисты, пограничники, и
другие военные профессии, большая, малая родина, Россия, Родина, фашисты,
защитники,
Отечество, армия, войска.
Иметь представление о :
Познакомить детей с военными профессиями;
Что такое армия ;
Малая, большая Родина;
Старшая группа
Обогащение и активизация словаря: славяне, предки, варяги, старейшина, князь,
род, дружина, церковь, храм, село, монастырь, монах, келья, летопись, ремесло,
горожане, москвичи, столица, планета Земля, полководец, солдат, моряк, летчик,
битва, оборона, пехота, кавалерия, артиллерия, гордимся, защитники Родины,
священная, воин - освободитель, подвиг, герой, ветеран, парад, «Вечный огонь».
Знать:
Историю возникновения родного города.
Улицы нашего района, названные в честь героев Великой Отечественной
войны.
16
Членов семьи, воевавших в Великую Отечественную войну.
Чем закончилась Великая Отечественная война.
Иметь представление о:
Государственных праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы».
Великих полководцах, их роли в истории нашей Родины.
Городе Москве - столице нашего государства.
Подготовительная группа
Обогащение
и
активизация
словаря:
ямщик,
извозчик,
постоялый
двор,
купец, Купчиха, помещик,
заводчики, фабриканты, крестьяне, граждане,
проспект, арка, флаг, герб, гимн, Русь, Родина, Отчизна, крепость, Кремль,
златоглавая,
древоделы,
татаро - монголы,
хан,
шведы, захватчики,
полководец, государь, император, партизаны, поединок, обязанность, пехота,
кавалерия, артиллерия, шлем, кольчуга, меч, лук, копье, доспехи, памятник,
скульптор, флот, корабельное дело, захватчики, фронт, тыл, обороняем,
защищаем, гордимся, подвиг, герой, медаль, орден, увековечить, долг, воин
-
освободитель,
рядовой,
офицер,
тельняшка,
бескозырка,
пилотка,
гимнастерка, планшет, штаб, «Катюша», Могила Неизвестного солдата.
Знать:
Героев - защитников нашего Отечества, какие подвиги они совершали.
Города - герои.
Город первого салюта.
Военные марши, песни военных лет, песни о войне.
Художественные произведения о войне, о подвигах солдат.
Иметь представления о:
Наградах героев Великой Отечественной войны.
Скульптурных памятниках, обелисках воинам, павшим за свободу Родины.
Система работы по правовому воспитанию состоит из цикла занятий и рассчитана
на два года (старшая и подготовительная к школе группы).
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом
содержание качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит
развитие
от
простого
к
сложному,
и
любой
ребенок
может
в
своем
индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого
используются:
Игры («Будущие косманавты», « Космический корабль», «Моряки»,
«Летчики», «Мы военные», «Пограничники» и др.);
Рассматривание иллюстраций, репродукций и фоторграфий;
17
Выставки;
Чтение художественных произведений;
Рассказы педагога и детей;
Сочинение историй;
Беседы;
Слушание музыки;
Рисование;
Разгадывание кроссвордов;
Экскурсии;
Мини-конкурсы, игры - соревнования, викторины;
Мини-музей.
Перспективный план средней группы
Мероприятия
Темы
Методический
комплект
Сроки,
ответственный
Коммуникация
и
ФЦКМ
«Что такое героизм?»
«С чего начинается
Родина?»
Под
ред.
Кондрыкинской.
О к т я б р ь
2 0 1 4 ,
воспитатели
«История
русского
государства»
Д а н и л и н а
Г. Н .
«Дошкольнику
об
истории в культуре
России»
Ноябрь 2014
«Мой город родной»
« Н а ш а
р о д и н а
Россия»
«Наша армия родная»
Декабрь 2014
Февраль 2015
«День космонавтики»
Алешина Н.В.
«Патриотическое
воспитание
дошкольников»
Апрель 2015
воспитатель
« 9
м а я
-
Д е н ь
Победы»
Май 2015
воспитатель
18
художественно
эстетическое
развитие
Аппликация
« Д о м а
н а
н а ш е й
улице»
К о м а р о в а
Т . С .
« З а н я т и е
п о
изобразительной
д е я т е л ь н о с т и
в
детском саду»
Ноябрь 2014
воспитатель
Рисование
«
Кукла
в
национальном
костюме»
Январь 2014
Конструирование
из
бумаги
«Буденовка»
Л и ш т в а н
З . В .
«Конструирование»
Рисование «Солдат на
посту»
К о м а р о в а
Т . С .
« З а н я т и е
п о
изобразительной
д е я т е л ь н о с т и
в
детском саду»
Февраль 2015
воспитатель
Аппликация
«Наша
армия родная»
К а з а к о в а
Т . Г .
« Р а з в и в а й т е
у
дошкольников
творчество»
Конструирование
из
б у м а г и
« Ш л е м
космонавта»
Л и ш т в а н
З . В .
Конструироваание
Апрель 2015
19
Ознакомление
с
художественной
литературой
Выставки
Индивидуальные
беседы
Воспитатель
Май 2015
Октябрь,
февраль,
май 2014-2015
Октябрь 2014
Апрель 2015
Февраль 2015
Ноябрь 2014
Февраль 2015
Аппликация
«Летим
на луну»
Аппликация
«Салют»
Баруздин
С.А.
«Кто
построил
этот
дом»,
Пришвин М.М. «Моя
Родина»
Ушинский К.Д. «Наше
Отечество»,
Кассиль
Л . А .
«
Т в о и
защитники»
«Наша малая Родина»
« К о с м о н а в т ы
н а
луне»
«
М о й
п а п а
-
защитник Родины»
«
Беседа
об
улицах
города,
как
давали
К а з а к о в а
Т . Г .
« Р а з в и в а й т е
у
дошкольников
творчество»
20
Перспективный план работы по реализации проекта
Старшая группа
Мероприятия
Темы
Методический
комплект
Сроки,
ответсвеннный
1.
Коммуникация,
ФЦКМ
« О
ч е м
рассказали
запахи?»
« С
ч е г о
начинается
Родина?» Под ред.
Кондрыкинской
Октябрь 2014
воспитатель
«История
возникновения
родного
города»
АлешинаН.В.
«Патриотическое
воспитание
дошкольников»
Викторина
«Прогулка
по
родному
городу»
« С
ч е г о
начинается
Родина?» Под ред.
Кондрыкинской
Октябрь 2014
Воспитатель,
музыкальный
руководитель
«Памятники
родного
города»
АлешинаН.В.
«Патриотическое
воспитание
дошкольников»
Ноябрь 2014,
воспитатель
« Н а
р е к е
Каменке»
Д а н и л и н а
Г. Н .
«Дошкольнику
об
истории в культуре
России»
«Конкурс
знатаков
родного
города»
АлешинаН.В.
«Патриотическое
воспитание
дошкольников»
Декабрь 2014,
Воспиталь,
музыкальный
руководитель
21
«Москва город
древний»
Д а н и л и н а
Г. Н .
«Дошкольнику
об
истории в культуре
России»
Декабрь
2014,
воспитатель
« М о с к в а
–
столица
России»
«Россия
на
карте мира»
Январь
2015,
воспитатель
«Летят
самолеты»
« С
ч е г о
начинается
Родина?» Под ред.
Кондрыкинской
Февраль
2015,
воспитатель,
музыкальный
руководитель
12.
Худ оже с т ве н н о
-
эстетическое
развитие
3 . О з н а к о м л е н и е
с
художественной
литературой
Рисование
«Пограничник
с собакой»
Ко м а р о в а
Т. С .
« З а н я т и е
п о
изобразительной
деятельно сти
в
детском саду»
Май 2015
воспитатели
Рисование
«Са лют
н а д
г о р о д о м
в
честь
Праздника
Победы»
Плещеев А.Н. «Отдохну - ка, сяду у
лесной опушки»; Бунин И.А.
«Родина»
Октябрь 2014
Баруздин С.А. «Кто построил этот
дом»,
Пришвин
М.М.
« Моя
Родина»
Ноябрь 2014
22
Кассиль
Л.А.
«У
нас
в
Москве»,
Михалков С. «Кремлевские звезды»
Декабрь 2014
Исаковский
М.В.
«Наша
страна»,
Тычина П. «Родина»
Январь 2015
Ушинский К.Д. «Наше Отечество»,
Кассиль Л.А. « Твои защитники»
Февраль2015
Н и к и т и н
И . С .
« Р у с ь » ,
Александрова З.Н. « Родина»
Март 2015
Орлов
В.Н.
«Дом
над
крышей
голубей», Водопьянов М.В.
«Космонавт-1»
Апрель 2015
Благинина
Е.А.
«Миру
–
мир»,
Баруздин
С.А.
«Шел
по
улице
солдат»
Май 2015
5.
З н а к о м с т в о
с
репродукциями
картин
К.Васильев «Прощание славянки»
Май 2015
6.
Выставки
7.Индивидуальные
беседы
«С чего начинается Родина»
«Наши
солдаты
молодцы,
наши
солдаты удальцы!»
Ноябрь 2014
Февраль 2015
«Дорога к звездам»
Апрель 2015
«Цветы победителям»
Май 2015
«Улицы нашего города, названные
в
ч е с т ь
г е р о е в
В е л и к о й
Отечественной войны»
Октябрь,
ноябрь 2014
23
«Быль для детей»
Апрель 2015
«День Победы»
Май2015
8. Целевые прогулки
9.
Взаимодействие
со
специалистами
10.Работа с родителями
К
памятникам:
Кунавина
Г.П.,
погибшим железнодорожникам.
Взаимодействие
с
музыкальным
руководителем:
Ф р о н т.
З а н я т и е
« Тв о и
защитники»
Р а з в л е ч е н и е
« Д е н ь
защитника Отечества»
Взаимодействие с воспитателем по
ФИЗО:
Проведение
спортивного
праздника
«День
защитника
Отечества»
Проведение
спортивного
праздника
«Мы
сильные,
ловкие, смелые»
Привлечение
к
организации
совместных выставок
Разучивание с детьми стихов,
песен на военную тематику.
Май 2015
Февраль 2015
Февраль 2015
Май 2015
В течение года
24
Рекомендации:
Посетить памятники воинам,
павшим за свободу Родины.
Прочитать книги на военную
тематику
Побеседовать
с
детьми
о
членах
семьи
-
участниках
Великой
О т еч е с т в е н н о й
войны, показать награды
Подобрать иллюстративный
материал.
Подготовительная группа
Мероприятия
Темы
Методический
комплект
Сроки
ответственный
25
1.
Коммуникаци,
ФЦКМ
2.Художественное
развитие
«Каменск-
уральский
спортивный»
« М о й
г о р о д
родной»
«История
возникновения
Москвы»
«Россия – Родина
моя»
«Символика
страны»
«Россия
на
шаре
земном»
«Защитники
земли русской»
«День защитники
Отечества»
«День
космонавтики»
« Б о е ва я
с л а в а
нашего народа»
Конструирование
и з
б у м а г и
«кремлевская
башня»
Рисование «Кукла
« С
ч е г о
начинается
Родина?»
Под
ред.
Кондрыкинско
й
Данилина
Г.Н.
Дошкольнику
об
истории
в
культуре
Россиии
С
ч е г о
начинается
Родина?
Под
ред.
Кондрыкинско
й
Алешина
Н.В.Патриотич
еское
воспитание
дошкольников
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Апрель 2016
Май 2016
Октябрь 2016
26
в
национальном
костюме»
Рисование «Наша
армия родная»
Аппликация
«Корабли
на
рейде»
Р и с о в а н и е
«
Лети
,
ракета
к
звездам»
Конструирование
«Самолет»
Лепка
«Пограничник
с
собакой»
Ноябрь 2016
Февраль 2017
Февраль2017
Апрель 2017
Май 2017
Май 2017
Ушинский К.Д. «Наше Отечество»,
Кассиль Л.А. « Твои защитники»
Февраль 2017
Орлов
В.Н.
«
Дом
над
крышей
голубей»,
Водопьянов
М.В,
«
Космонавт-1»
Апрель 2017
Благинина
Е,А,
«
Миру
–мир»,
Баруздин
С.А.
«
Шел
по
улице
солдат»
Май 2017
27
В. Васнецов «Богатыри»
К.Васильев «Прощание славянки»
Декабрь 2016
Май 2017
«С чего начинается Родина»
«Наша
армия
родная»
(боевая
техника»
«Фотовыставка
Мой
дедушка
–
защитник Отечества»
«Мы дети твои , Земля»
«Нам нужен мир»
Ноябрь2016
Февраль 2017
Апрель 2017
Май 2017
28
«Скульптурные памятники и
обелиски воинам, павшим за
свободу Родины»
« Б о е в а я
т е х н и к а
и
е е
значение»
«Города герои»
П о
ул и ц а м
н а ш е го
р а й о н а ,
носящим
имена
героев
Великой
О т е ч е с т в е н н о й
в о й н ы
( у л .
Кунавина, пр. Победы)
Взаимодействие
с
музыкальным
руководителем:
Фронт.
Занятие
«
Тво и
защитники»
Р а з в л е ч е н и е
« Д е н ь
защитника Отечества»
П од го т о в к а
к
у ч а с т и ю
спортивной игры «Зарничка»
Взаимодействие с воспитателем по
ФИЗО:
Проведение
спортивного
праздника
«День
защитника
Отечества»
Проведение
спортивного
праздника
«Мы
сильные,
ловкие, смелые»
Участие
в
спортивной
игре
«Зарничка»
Привлечение
к
организации
совместных выставок.
Разучивание
с
детьми
стихов,
песен на военную тематику.
Рекомендации:
Подобрать
иллюстративный
материал;
Сделать
альбом
«День
защитника Отечества»
Февраль 2017
Май2017
Май 2017
Февраль 2017
Май 2017
Февраль 2017
Май 2017
29
Заключение по проекту
Воспитание патриотических чувств у детей способствует более успешному
формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина-
патриота Родины способной успешно выполнять гражданские обязанности
в мирное и военное время.
Воспитание любви к Родине, родному городу как начало патриотизма и
первых чувств гражданственности связывает воспитательную работу с
окружающей социальной жизнью. Знакомство дошкольников с
защитниками Отечества зарождает в них чувство гордости и любви.
Патриотическое воспитание сегодня - вопрос от решения которого зависит
будущее каждого человека, живущего в России, и всей страны в целом.
Поэтому этот вид деятельности очень важен и нужен в воспитательном
процессе детского сада.
В данной работе определена и спроектирована целостная система
формирования патриотических чувств у дошкольников, где взаимосвязаны
все ее компоненты и от каждого компонента зависит успешность
реализации проекта.
В процессе формирования патриотических чувств используются различные
приемы и методы, учитывающие психологические особенности
дошкольников.
Во время межаттестационного периода предполагается начать деятельность по
реализации педагогического проекта «Защитники Отечества».
30
Заключение
Анализ результатов проделанной мной работы за межаттестационный период
показал , что у 93% детей сформированы такие качества как:
физическую
и
познавательную
активность,
наблюдательность,
умение
рассуждать,
вступать
в
диалог,
отстаивать
свою
точку
зрения,
адекватно
оценивать
своих
товарищей,
а
так
же
такие
качества
как
отзывчивость,
трудолюбие, общительность, сплоченность.
Результаты анкетирования родителей свидетельствует о том. Что 95% родителей
удовлетворены качеством образовательных услуг и стилем взаимоотношений с
детьми, что говорит об эффективности моей деятельности.
Результаты
педагогической
деятельности
подтвердили
реальность
поставленных
на межаттестационный период задач и обоснованность выбора
условий, влияющих на результаты развития детей.
Моя профессия - работа с детьми, открывать в них желание к познанию нового и
даже трудного, интересного, необычного. Я стараюсь внести в работу с детьми-
заинтересованность.
Мне очень хочется, чтобы у моих детей, прежде всего было желание быть самим
собой, сделать свое открытие. В каждом рисунке - открытие, в каждом движении
–жизнь.
За время работы я научилась многому: использовать разнообразные методы и
приемы, освоила новые технологии,
постоянно повышаю свою квалификацию;
также рост профессионального мастерства невозможен без самообразования.
В детском саду недолжно быть иных проблем и задач, кроме одной, самой
главной: ребенок. Его настоящее и будущее.
Чтобы
воспитать
личность,
воспитатель
должен
быть
личностью.
Его
человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммунитет
31
против зла. И на дороге радостного познания мира важно, чтобы никто из детей
не остался в стороне, чтобы на каждого ребенка воспитателю хватило душевной
мощности.
Литература:
1.
Новый закон Российской Федерации « Об образовании»
2.
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении 2013 г»
3.
Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до
школы»
4.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
5.
Вересова Т. «раз, два,три, четыре, пять-вышли пальчики гулять»
Екатеринбург ,1996 г.
6. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной
работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
7. .Н. И. Еременко «здоровьесберегающие технологии в ДОУ» 2005г.
8.В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии». 1996
9.Э.М. Казин «Основы индивидуального здоровья человека».
10.Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит черезсемью. //Управление ДОУ
№7,2006.
11.Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе педагога».
12.Спиваковский А.С. «игра-это серьезно» М.,1981г.
13.Пастухова И.О. Структурная модель оздоровительной работы в
ДОУ.//Управление ДОУ №4,2004
14.Утехина К. «развитие графических навыков письма у дошкольников» ж.
«дошкольное воспитание»№5, 1998г.
32
15. Цвынтарный В. «играем пальчиками и развиваем речь», С- Петербург,1998г.
Приложение 5
Памятка для родителей
В условиях семьи необходимо соблюдать тот же четкий распорядок дня
и занятий детей, что и в детском саду.
- У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту ( стол,
стул, кровать).
- Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги
согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел
прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола);
можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над
столом.
-Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с
прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
-Обратить внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с
высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется
неправильная осанка, появляется сколиоз.
33
- Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно
размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками,
горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение
мышц и вызывает быстрое утомление.
- Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось
бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и
ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного
корсета и нарушению осанки.
Приложение 4
Анкета для родителей
1.
Когда ваш ребенок слушает рассказ, какая поза для него привычна:
- сидя;
-лежа;
-свернувшись калачиком;
-положение головы________________________________________________
-спина прямая;
-спина сгорбленная;
-другая
поза_______________________________________________________
2.
Отметьте позу вашего ребенка во время еды:____________________
3.
Отметьте позу вашего ребенка во время рисования:_______________
4.
Отметьте позу вашего ребенка во время ходьбы:___________________
5.
Назовите привычное положение головы и плеч во время свободной
деятельности ребенка:______________________________________________
34
6.
Сколько времени приблизительно ребенок тратит на бег и прыжки?
___________________________________________________________
7.
Любит ли ваш ребенок двигаться энергично?________________________
8.
Как ваш ребенок выполняет бег: легкими или топающими шагами?
___________________________________________________________
9.
Что побуждает ребенка к бегу и прыжкам?__________________________
10.
Как ваш ребенок приземляется: жестко или мягко?_________________
11.
Исправляется ли он после сделанного замечания?___________________
Приложение 5
Игры и упражнения для первоначальной правильной осанки
Название игры,
упражнения
Основные задачи
Дозировка
1
2
3
Приседание у стены
Научить детей на
шаблоне. Касаясь
стены затылком,
лопатками,
ягодицами и
пятками, приседать и
вставать, сохраняя
правильную осанку
6 подходов по 3-4
раза
«Держи плечи прямо»
Научить детей
правильно держать
плечи и грудь при
естественной стойке,
выполнять
упражнения с
гимнастическими
палками. Закреплять
навыки ползания по
скамейке.
4-5 раз с интервалом
30-50 сек.
35
«Подтяни живот»
Научить детей
подтягивать живота.
Развивать мышцы
живота и спины
4-5 раз с интервалом
30-40с.
«Выпрями ноги»
Научить правильной
постановке стоп.
Развивать мышцы
ног. Учить выполнять
разнообразные
прыжки и подскоки
6 подходов по 5-6 раз
«Аист»
Научить стоять на
одной ноге на
шаблоне с
отпечатками стоп,
сохраняя
правильную осанку.
Упражнять мышцы
плеч, груди, живота.
3-4 раза по 8-10 с.
«Не урони мешочек»
Научить переносить
на голове мешочек с
песком, выполнять
повороты
6-8 раз по 1,5 -2 мин.
«Пастух и овцы»
Научить выполнять
упражнения с палкой
за спиной, за головой
4-5 раз по 2-3 мин. С
интервалом 30-40 с.
36