Автор: Рузанова Василиса Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 1 "Белоснежка"
Населённый пункт: Шарыпово
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: инновационные технологии в образовании "Чувствительные ладошки"
Раздел: дошкольное образование
«ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ
ЛАДОШКИ»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ.
В.А.Рузанова
Учитель-логопед
МАДОУ№1
«Белоснежка»
Актуальность
.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов,
психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием
песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания
ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно,
взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Именно в песочнице
создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается
«мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и
развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны,
существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более
интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если
учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную
психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и
гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. . Иными словами,
использование песочницы в педагогической практике дает комплексный
образовательно-терапевтический эффект.
.
История метода «Песочная терапия»
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом,
замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром
Маргарет Ловенфельд в 1939 году.
Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в
основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик
Дора Калфф.
Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего
времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, Грабенко
Татьяна Михайловна - сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт и
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна -доктор психологии, сказкотерапевт,
автор психолого-педагогической технологии “Комплексная Сказкотерапия”, создали
систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно
доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Преимущества метода «Песочная терапия» (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным является реализация принципа
природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с
речевыми нарушениями:
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой;
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с
«особыми» детьми;
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать
ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы: быть
сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным;
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные
окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние
речевые зоны в коре головного мозга;
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе
карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение
ребёнка и естественно развивает моторику рук.
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное
удовольствие, а не дидактизированное обучение
.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с
детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения
успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством
технологии «Песочная терапия».
Задачи:
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую
задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память),
когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук;
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и
комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в
песочнице.
Предполагаемый результат:
У детей интенсивно развиты высшие психические функции
(внимание, восприятие, память, мышление, воображение),
когнитивные процессы, а так же речь;
Сформированы речевые навыки общения;
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного
интеллекта»;
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом
моделирования ситуации – создание своеобразной
демоверсии);
Дети свободно используют грамматические категории языка;
Автоматизированы корригируемые звук;
Детям дана новая площадка, создана мотивация для
получения знаний;
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки
взаимодействия в группе.
Деятельность по реализации
педагогической практики осуществляется
на основе следующих принципов в работе
с детьми:
Создание естественной стимулирующей среды в
которой ребенок чувствует себя комфортно и
защищено, проявляя творческую активность.
“Оживление” абстрактных символов: букв, цифр,
геометрических фигур, и пр.
Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных
ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Организация игрового процесса:
Демонстрация песочницы.
Демонстрация коллекции игрушек.
Знакомство с правилами игр на песке.
Совместное формулирование темы и содержания
«занятия».
Завершение «занятия». Ритуал. Обратная связь.
Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10
см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не
создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов -
цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его
необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок:
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи
сказок, герои мультфильмов и т.д.),
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные,
жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в
названии которых есть заданные звуки),
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта,
орудия труда и др.),
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
Развитие диафрагмального дыхания
Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам,
применяя игровые моменты:
·Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
·Выдыхай медленно и плавно.
·Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей
выравнивает дорогу перед машинкой;
«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
«ЯМКА»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно,
плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»
В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку
располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
«ДОРОГА К ДРУГУ»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке
дорожку от одной игрушки до другой;
«СЕКРЕТ»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка
обнаружить спрятанное;
«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок,
дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
Пальчиковый практикум.
- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то
большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-
рожки», «один пальчик-все пальчики») .
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в
песок.
«ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ»
Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух
соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство
сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: Песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт»,
«Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры. Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно
придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики
могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается
бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки
Пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры
команды получают медали.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и
сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует
использовать сопряженную и отраженную речь.
«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка -
дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках
воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок)
заканчивает фразу. (и наоборот)
«ДРУЗЬЯ»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а
у Миши резиновый мяч»).
«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня
горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)
«ДВЕ ИГРУШКИ»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос)
от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Артикуляционные упражнения
«ЛОШАДКА»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам,
«скакать по песку» или по воде.
«ИНДЮКИ»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл»,
пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«КАЧЕЛИ»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем
ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в
том же направлении.
«ЧАСИКИ»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем
ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по
песку или по воде.
«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п»,
ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.
Развитие фонематического слуха.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«ДВА ГОРОДА»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные
картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и
раскладывает на две группы.
"МОЙ ГОРОД".
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.
Ход игры. Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть
заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно
составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.
«СТРОИТЕЛИ» (2-3 ЗАНЯТИЯ)
Цель. Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить
дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из
жителей поход в гости).
«ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель. Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного,
так и множественного числа.
Оборудование: Песочница с влажным песком.
Ход игры. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка
рассказать, что изменилось в песочной картине.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их
названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий,
блюдце - пластмассовое).
«РОДНЫЕ СЛОВА»
Цель. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных
слов.
Оборудование: песочница с песком, песочные часы.
Ход игры. В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:-
песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится
идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.
«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»
Цель. Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками.
Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного
числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка
лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый -
лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход игры. Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он
очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и
забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям
леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя
роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД»
Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение
работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания
окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-
сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
.
Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние
детей;
положительная динамика в развитии образного
мышления;
тактильной чувствительности;
зрительно-моторной координации;
ориентировки в пространстве;
сенсо-моторного восприятия.
Выводы.
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным
решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада.
Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать
каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами
коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять
интеграцию в процессе обучения и развития.
У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации
корригирующих звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и
умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети
более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что
начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в
группе.
Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большый
воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников –
игровой.
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
От Пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
Которые питают источник творческой мысли..
Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке.
Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н.
Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!