Автор: Аристова Татьяна Александровна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской области
Населённый пункт: с. Лермонтово
Наименование материала: авторская программа спецкурса по французскому языку
Тема: "М.Ю. Лермонтов - герой своего и нашего времени"
Раздел: среднее образование
Обсуждено на педсовете Утверждаю.
протокол №1 Директор школы
от29.08.2007г. ___________Пахомова Л.Н.
приказ № 15 от 29.08.2007
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Лермонтово Белинского района Пензенской области
ПРОГРАММА
спецкурса по французскому языку
«М.Ю.Лермонтов – герой
своего и нашего времени»
Составитель: Аристова Т.А.,
учитель французского языка.
2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель настоящего курса – обучение школьников французскому языку на основе
материалов, связанных с жизнью и творчеством нашего земляка М. Ю. Лермонтова.
Темы, связанные с жизнью, окружением и творчеством поэта, интегрируются с те-
мами, изучаемыми в данных классах на уроках французского языка по программе
общеобразовательной школы. При введении так называемых «лермонтовских» тем
учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Курс имеет не только познавательное, но и развивающее значение, способ-
ствует большему обогащению словарного запаса учащихся. Обучение иностранному
языку в совокупности с дополнительными материалами по жизни и творчеству
М.Ю. Лермонтова преследует комплексную реализацию основных целей обучения:
воспитательных:
формирование уважения к языку на основе сопоставления изучаемого языка с
родным;
воспитание активности в решении коммуникативных и познавательных поис-
ковых задач;
приобщение к самостоятельному выполнению заданий;
образовательных:
развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению фран-
цузского языка;
развитие потребности в самообразовании;
развитие интеллектуальных способностей (память, мышление, воля…);
развитие общеучебных умений (работа со словарем, со справочной литерату-
рой).
практических:
обучение иноязычному общению в контексте диалога культур;
обучение этике дискуссионного общения;
формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и
иноязычной культуры.
Программа курса нацелена на осмысление учащимся значимости «малой» роди-
ны, наполняет их души чувством гордости за свой край, любви к Родине и к людям,
окружающим их.
Постановлением Правительства Российской Федерации №393 от 11.02.2002г.
утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010
года, в которой отмечается, что цель модернизации образования состоит в обеспече-
нии его соответствия запросам ХХI века, социальным и экономическим потребно-
стям развития страны, запросам личности, общества, государства.
В соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократиза-
ции общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная
жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Повышение требований к
коммуникативному аспекту владения иностранным языком влечет за собой поиски
новых форм и приемов обучения.
Для достижения нового качества обучения иностранному языку необходим
личностно-ориентированный подход к процессу обучения, который учитывает ин-
тересы, проблемы учащегося, развивает индивидуальные способности каждого, фор-
мирует духовно богатую, образованную личность, развивает навыки самообразова-
ния, самостоятельность, автономность учащихся в учебной деятельности. При этом
учащиеся выполняют творческие, проблемные задания, проектные работы. Лич-
ностно-ориентированный подход обеспечивает культуроведческую направленность
обучения, приобщает школьников к культуре страны изучаемого языка. Однако ис-
тинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком зна-
нии истории культуры своей страны, своего края, своей «малой» родины.
Программа «Лермонтов – герой своего и нашего времени» соответствует Зако-
ну РФ об образовании, Концепции модернизации российского образования, Декла-
рации прав ребенка.
Цель данной программы: всесторонне развивать личность учащихся 5-11
классов, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные возможности, при-
общая их к общечеловеческим ценностям, а именно: к культуре, истории, реалиям
не только страны изучаемого языка, но и языка своей Родины, формируя при этом
уважение и любовь к языку на основе сопоставления изучаемого языка с родным,
включая учащихся в диалог культур.
Обучение языку осуществляется на основе достижений литературы и искусства
как общего достижения человечества. Ярким представителем русской и мировой ху-
дожественной культуры является М.Ю. Лермонтов, детские годы и время творче-
ских вдохновений которого прошли на тарханской земле, носящей в данное время
имя великого поэта. Сокровенную любовь к Тарханам, к своей «малой» родине он
пронес через всю свою короткую жизнь.
С целью успешного осуществления культурной преемственности в программе
учитывается тематическая связь проводимых уроков с изложением биографии и
творчества поэта, осуществляется последовательное изучение материала в зависи-
мости от возраста учащихся, от их индивидуальных особенностей. Приобщая детей
к изучению жизни и творчества великого поэта, важно учитывать при этом особен-
ности детей 5-7 классов: их любознательность и широту интересов, непроизвольное
запоминание, неустойчивое внимание, конкретно-образное мышление, любовь к
игре. Именно для учащихся этого возраста характерна высокая познавательная ак-
тивность. Предусматривается решение следующих основных задач по классам:
5 класс
В этот период проходит заочное знакомство учащихся с семьей М.Ю. Лер-
монтова: рассказы о родителях и бабушке поэта; а также знакомство с музеем-запо-
ведником «Тарханы» в разные времена года. Программа настоящего спецкурса
предусматривает для пятиклассников решение следующих задач:
осуществить первое знакомство с семьей Лермонтова и музеем-заповедником
«Тарханы»;
развивать творческие способности учащихся;
обогащать духовную среду ребенка»;
формировать эстетический вкус.
При прохождении темы «Nous sommes quatre» («Нас четверо») предлагается ис-
пользование богатого наглядного материала о членах семьи Лермонтова. Этот мате-
риал является основой для монологической речи. Продолжением данной темы ста-
нет конкурс на лучший рассказ о семье Лермонтова.
При прохождении темы «A chaque saison ses plaisirs» («Каждому времени года
свое очарование») рекомендуется использовать набор диапозитивов, фотографий и
иллюстраций с видами музея в разные времена года. Рекомендуется проведение экс-
курсий, интегрированных уроков с целью пополнения лексических единиц и совер-
шенствования следующих речевых умений:
1.
репродуцировать элементарные связные взыскания о родном крае, о своей
«малой» родине, о ее красоте, достоинстве на основе опорных схем;
2.
выражать свое отношение к сказанному, используя речевые клише типа: «мне
понравилось» (не понравилось), «по моему мнению». Продолжением темы
станет конкурс на описание пейзажей родного края.
6 класс
При прохождении темы «Faisons connaissanсе» («Давайте познакомимся») уча-
щиеся посещают музей-заповедник «Тарханы» с целью знакомства с подробностями
пребывания поэта в Тарханах и развития интереса к прошлому родного села, а также
с целью обогащения словарного запаса учащихся, нужного для определения на-
именований объектов, расположенных на территории музея (роща, мост, овраг и
др.).
Задачи аудирования и основные учебные действия, подлежащие совершенствова-
нию:
умение воспринимать на слух речь учителя, построенную в основном на изу-
ченном языковом материале и включающую до 3% незнакомых слов;
вычленить в речевом потоке нужную информацию.
Тема заканчивается составлением краткого путеводителя «Памятные места в Тар-
ханах» с указанием этих объектов на иностранном языке.
При прохождении темы «Bonne rentrέe» («Начало учебного года»), учащиеся зна-
комятся с учебой Лермонтова в Московском университетском благородном пансио-
не, со сравнительным анализом систем оценок лермонтовского и нашего времени,
его успехах, увлечениях, творческих способностях. Все это заканчивается беседой
об успеваемости в классе, об увлечениях учащихся. Предлагается проведение разно-
образных викторин, тестов.
Предусматривается обучение учащихся диалогу – обмену мнениями, информа-
цией. Ведение этого вида диалога предполагает совершенствование следующих уме-
ний:
умение обмениваться информацией и адекватно реагировать на нее;
умение выражать свою точку зрения;
умение проявлять высокую речевую активность.
При прохождении темы «Dis – moi, qui est ton ami» («Скажи, кто твой друг»)
уместно познакомить учащихся с детьми, которые окружали поэта в Тарханах, рас-
крыть значимость детских увлечений в становлении личности М.Ю. Лермонтова.
Предлагается проведение серии интегрированных уроков:
1.
Французский язык – изобразительное искусство : учащиеся знакомятся с дет-
скими рисунками М.Ю. Лермонтова.
2.
Французский язык – трудовое обучение: учащиеся узнают о его увлечениях
лепкой фигур из крашеного воска.
3.
Французский язык – физическая культура: учащиеся знакомятся с детскими
играми: катание со снеговых гор, воинские игры (игра в войну, разбойников).
На третьем уроке дети рассказывают о своем хобби. Эти уроки рекомендованы
для решения следующих основных задач:
сформировать в каждом ребенке естественную связь с опытом прошлого;
развивать творческие способности учащихся;
формировать эстетический вкус на основе знакомства с произведениями ис
кусства;
расширять кругозор учащихся через знакомство с детскими забавами, увлече-
ниями поэта и впечатлениями от них;
заинтересовать ребят творческой деятельностью.
Благодаря получению новой информации увеличивается лексический запас
странном языке.
При прохождении темы «Il έtait une fois»(« Жил – был») разумно применить
методику глобального подражания. Детям предоставляется возможность обобщить,
систематизировать начальные знания о жизни М.Ю.Лермонтова в Тарханах при на-
личии смоделированной учителем ситуации. Поэтапно предлагаются учащимся
необходимые для выполнения задания, лексические единицы и синтаксические
конструкции. Этот урок преследует решение следующих задач:
Σ развитие инициативности, самостоятельности учащихся в осуществлении
общения на французском языке;
Σ развитие воображения;
Σ расширение кругозора в процессе решения познавательных заданий;
Σ стимулирование детской фантазии, поиска, творчества. Заключительным уро-
ком данной темы станет сочинение – миниатюра « Жил – был».
При прохождении темы «Bonjour,Paris» (Здравствуй, Париж») предлагается
использовать лучшие сочинения-миниатюры, составленные учащимися и учителем
о Тарханах к теме «Жил-был». Задачи чтения и учебные действия, подлежащие фор-
мированию:
выделить в тексте смысловые вехи;
определить значение определенных слов (на основе сходства с родным языком
по словообразовательным элементам, несущим существенную для понимания
основного содержания информацию);
пользоваться в процессе чтения сносками;
пользоваться словарем;
учить учащихся понимать основное содержание текста, не обращаясь к слова-
рю за значением этих слов.
Показатели понимания текста:
выписать из текста наиболее существенную информацию;
составить план;
ответить на вопросы к тексту;
выразить свое отношение, мнение (с опорой на текст).
7 класс
При прохождении темы «Il έtait un petit navire» («Плыла, качаясь лодочка») об-
ращается внимание на историческое прошлое Франции и России, в частности дается
представление о взятии Бастилии и о роли Бородинского сражения в Отечественной
войне 1812 года. Предлагается интегрированный урок (французский язык– история):
история создания стихотворения «Бородино».
Главные задачи:
дать учащимся научную информацию о Бородинском сражении;
познакомить учащихся со стихотворением «Бородино», воссоздающем знаме-
нитое историческое событие и содержащем в себе богатый местный краевед-
ческий материал;
воспитывать чувство патриотизма, гордость за свое Отечество.
Для реализации принципа доступности и наглядности использовать фрагмент
материала из электронного учебника истории, возможности компьютера.
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
уметь отвечать на вопросы;
кратко передавать содержание прочитанного, используя опоры;
автоматизировать новые лексические единицы;
выражать свое отношение к прочитанному.
Продолжением этого урока может быть дискуссия на тему « Современные от-
ношения между Россией и Францией».
При прохождении темы «Les copains» («Друзья»), после подтемы «Француз-
ский язык – более чем совершенство», предлагается проведение устного журнала с
использованием материала И.Я.Ш. №3 2003г. стр. 81-85 (« Le francais comme
on l aime» d après I. Atamanova {Minsk} и рассказов учащихся о роли иностранных
языков в жизни М.Ю. Лермонтова.
Устный журнал заканчивается рядом упражнений для тренировки учащихся в
диалогическом и монологическом высказываниях.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями, сформированными на
основе языковых знаний и навыков, а также страноведческих и региональных зна-
ний:
умение устно осуществлять общение в стандартных ситуациях учебной сферы
общения;
умение вести диалог-обмен мнениями (умение выразить свою точку зрения,
дать эмоциональную оценку роли иностранного языка в жизни).
При прохождении темы: «Ah! vоus dirai je, maman» («Я вам скажу, мама»), по-
сле подтемы «Faites la fệte» («Устраивайте праздник»), рекомендуется проведение
интегрированного урока (французский язык – литературное краеведение), позволяю-
щего увидеть глазами Лермонтова-ребенка поэзию крестьянских праздников. Дан-
ный урок способствует расширению кругозора детей через знакомство со страновед-
ческим материалом «Праздники во Франции» (ИЯ №2 1997 г. стр. 42) и фрагментов
с историко-культурными традициями «малой» родины. В процессе прохождения
данных тем учащиеся должны овладевать следующими умениями:
пополнять лексический запас за счет ознакомления с праздниками лер-
монтовских времен;
понимание собеседника с помощью переспроса, просьбы пояснить, перевести,
повторить;
кратко передать основное содержание.
При планировании уроков в 5-7 классах рекомендуется включить зарядки-
релаксации лермонтовских времен, в которых отражались манера жизни народа, их
обычай; т.е. связь с историей, отводя на это 3-5 минут. Цель проведения релаксации
– снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции,
что ведет к усвоению материала. В игре развиваются творческие, мыслительные
способности ребенка:
хорошо отрабатывается произношение;
активизируется лексический и грамматический материал;
развиваются навыки аудирования устной речи.
Для учащихся 8-9 классов характерен переход от образно-эмоционального к ра-
ционально-логическому восприятию.
На уроках иностранного языка, посвященных творчеству великого поэта, Лер-
монтов должен быть осознан как нравственный ориентир, проявляющийся в нормах
и принципах поведения, в характере межличностных отношений. Нельзя полностью
раскрыть личность поэта, если не познакомить учащихся с событиями, обществен-
ными условиями, давшими толчок к развитию его творчества.
8 класс
При прохождении темы «Fermez les yeux et ecoutez le guitariste» («Закройте гла-
за и слушайте гитариста») рекомендуется провести интегрированный урок ( фран-
цузский – литература - музыка). Чтобы лучше представлять личность поэта, дать
оценку его творческой деятельности, необходимо ознакомиться с основными моти-
вами поэзии Лермонтова.
Этот урок преследует следующие задачи:
пробуждать интерес к литературе, поэзии изучаемого языка и культурному
наследию своей страны;
формировать художественный вкус;
расширять кругозор учащихся;
углублять знание языка, поскольку при этом происходит запоминание не
только лексических единиц, но и выражений, целых строф;
развивать навыки самостоятельной работы;
расширять словарный запас.
Письменный жанр как один из важных жанров музыкального творчества
способен:
точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа стра-
ны изучаемого языка и своей страны;
стимулировать образное мышление и формировать хороший вкус;
воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности;
помочь формированию слухо-произносительных, интонационных и лексико-
грамматических навыков и умений.
Продолжением этого урока станет конкурс на лучшего «переводчика», прослу-
шивание романсов на стихи Лермонтова.
9 класс
Цель уроков в 9 классе – обобщить, систематизировать и углубить знания уча-
щихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, полученные в 5-8 классах:
подвести учащихся к осмыслению значимости своей «малой» родины;
воспитывать чувство гордости и чувство ответственности за свою «малую ро-
дину.
Для заключительного этапа по теме «Je visite un musέе» («Я посещаю музей»)
рекомендуется:
1.
изучение плана-схемы барского дома, ознакомление с экскурсионным матери-
алом по барскому дому;
2.
разработка учащимися уроков-экскурсий по музею (использование проектной
методики обучения) или рефератов на темы по жизни и творчеству Лермонто-
ва, которые могут засчитываться учащимся при сдаче экзаменов за 9 класс по
французскому языку (по решению педсовета).
Предусматривается развитие следующих умений и навыков:
последовательная работа по заданной тематике;
работа с книгой, с различными видами словарей, с учебником, справочной ли-
тературой, использовать перевод;
письменный перевод в связи с изученными темами.
Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, по-
исковой деятельности, предполагает формирование:
механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую си-
туацию;
языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
ценностных ориентаций, чувств и эмоций;
готовности вступать в иноязычное общение.
10 класс
Для учащихся 10-11 классов характерно рационально-логическое восприятие
окружающего мира посредством сравнительного анализа. При прохождении темы
«Le voyage» («Путешествие») рекомендуется провести три урока:
1.
Путешествие на различных видах транспорта. Виды транспорта времен
Лермонтова (сравнительный анализ путешествий).
а) Детские поездки с бабушкой на Кавказ.
б) Посещение усадеб родственников в каникулы (во время учебы Лермонтова
в Московском благородном пансионе).
2.
Путешествие в прошлое нашего села.
Можно сконцентрировать внимание учащихся на том, как жили люди раньше,
т.е. провести путешествие в прошлое своего села и познакомить с книгой «Лер-
монтовские Тарханы» П.А. Фролова, в которой описана жизнь односельчан во вре-
мена Лермонтова.
3.
Конкурс-викторина «Лермонтов и путешествие» (урок-закрепление).
Проведение конкурса-викторины на тему «Лермонтов и путешествие» по во-
просам, приготовленным детьми, с использованием иллюстрированного материала.
Данные уроки преследуют решение следующих задач:
обогащение словарного запаса учащихся;
знакомство учащихся с историческим прошлым нашего края посредством
сравнительного анализа;
развитие у учащихся более эмоционального восприятия окружающего мира.
При прохождении темы «Сердечное волнение» после подтемы «Франкоговоря-
щие страны» рекомендуется провести два урока:
1.
«Страны с французским языком общения».
В качестве домашнего задания можно порекомендовать учащимся подгото-
вить вопросы по плану к следующему уроку, уроку-интервью:
а) географическое положение страны изучаемого языка;
б) столица, гимн;
в) климат;
г) города и реки;
д) знаменитые люди страны;
е) достопримечательности.
2. Урок-интервью с человеком, посетившим страну изучаемого языка и посвятив-
шим всю свою сознательную жизнь заботе о процветании нашего села (Т.М. Мель-
никовой, директором музея-заповедника «Тарханы»).
В качестве домашнего задания может быть предложен письменный перевод от-
ветов Т.М. Мельниковой на вопросы учащихся.
Уроки по данной теме преследуют следующие задачи:
обобщение ранее изученного материала на основе интервью с человеком, по-
сетившим Францию;
обогащение словарного запаса учащихся;
воспитание любви ко всем странам мира, а также к своему родному краю;
развитие навыка перевода с русского языка на французский и с французского
на русский.
При прохождении темы «C
’
est ma planеte ả moi» («Эта планета принадлежит
мне») можно предложить вниманию учащихся тему «Флора и фауна музея-заповед-
ника «Тарханы». Действительно, в нашей жизни основную роль играет окружающая
среда, т.е. флора и фауна. Уместно познакомить учащихся с Красной книгой и с пар-
ком музея нашего села, к которому мы должны бережно относиться. Познакомить с
деревьями, посаженными при жизни Лермонтова: вяз, дуб, клен, липы и др.
Рекомендуется творческая групповая работа с использованием словарей:
кто больше назовет и охарактеризует различные виды деревьев на террито-
рии музея-заповедника «Тарханы».
Урок по данной теме преследует решение следующих задач:
воспитание у учащихся чувства ответственности за сохранение и преумно-
жение парка музея-заповедника «Тарханы»;
воспитание чувства любви к Родине, к «малой» родине;
обогащение словарного запаса с использованием различных видов слова-
рей.
11 класс
При прохождении темы «Un metier de demain» («Профессия завтрашнего дня»)
рекомендуется проведение двух уроков:
1.
«Урок-интервью» с работниками музея: экскурсоводом, хранителем фондов
и др. (знакомство с профессиями, которые пригодятся учащимся).
2.
«Кем бы я хотел быть» (обмен мнениями в виде диалога на основе опорных
слов и выражений с целью обоснования своих суждений).
Закрепление знаний о профессиях можно начать со слов Маяковского «У меня
растут года…».
Данные уроки преследуют решение следующих задач:
помочь учащимся, направляя их и объясняя им с помощью специалистов из
музея значимость того великого дела, которым они занимаются, способствуя
этим определению в выборе профессии, возвращению в дальнейшем выпуск-
ников для работы в музее;
воспитывать у учащихся чувство ответственности за все, что ты делаешь в
жизни, за то, чтобы жизнь свою принести на пользу людям, обществу, своей
Родине;
обогащение словарного запаса учащихся;
развитие логического мышления у учащихся на основе построения связанных
высказываний;
развитие грамматических навыков.
После прохождения тем за курс 10-11 классов учащимся рекомендуется пере-
чень следующих тем для рефератов с целью проверки знаний за истекший период по
жизни и творчеству Лермонтова, который можно предложить в качестве предмета
по выбору во время экзаменов.
Тематика рефератов за курс 10-11 класс: «Мы и окружающий нас мир», «Мы в
ответе за процветание нашей планеты в будущем», « Но хочет все душа моя во всем
дойти до совершенства » и др.
Цель курса «Лермонтов – герой своего и нашего времени» заключается в том,
чтобы постепенно раскрыть учащимся сущность становления Лермонтова-поэта,
Лермонтова-человека, помочь понять его духовный мир, освоить его поэтическое
наследие. Это позволит учащимся осознать, что любой из нас, живущих ныне, дол-
жен трудиться в полную силу, чтобы оставить свой след на земле. Такой жажде дея-
тельности учат нас бессмертные строки Лермонтова:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
ПРОГРАММА КУРСА
«Лермонтов – герой своего и нашего времени»
5 класс
I. 1. Семейная атмосфера, окружающая Лермонтова ребенка. Отец, мать, бабушка
поэта Е.А. Арсеньева.
2. Конкурс на лучший рассказ «О семье».
II. 1. Музей в разные времена года.
2.
Конкурс на описание пейзажей родного края.
6 класс
I. 1. Места пребывания поэта в Тарханах.
2. Составление краткого путеводителя «Памятные места в Тарханах» (с указанием
этих объектов на французском языке).
II. 1. Учеба Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе (его
успехи, увлечения).
2. Беседа об успеваемости и об увлечениях учащихся в классе.
III. 1.а) Детские забавы, увлечения:
детские рисунки поэта;
увлечение лепкой фигур из крашеного воска.
б) Детские игры:
катание со снеговых гор;
воинские игры (игра в войну, разбойников).
2.Ваше хобби.
IV. 1. Обобщение ранее изученных тем о жизни Лермонтова на основе опорных
схем (см. пред. темы).
2.Творческие сочинения-миниатюры «Жил-был» (на основе учебных опор).
V. 1. Работа с лучшими сочинениями-миниатюрами «Жил-был».
Вырази свое отношение к лучшим написанным сочинениям «Жил-был».
7 класс
I.1. Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. Стихотворение
«Бородино».
2. Дискуссия «Отношение между Россией и Францией на современном этапе».
II. 1. Роль иностранного языка в жизни Лермонтова.
2. Ваше отношение к иностранным языкам (обмен мнениями).
III. 1. Тарханские народные праздники лермонтовской поры и участие в них Миши.
2. Ваши любимые праздники (обмен мнениями).
8 класс
I. 1. Основные мотивы поэзии Лермонтова.
2. Конкурс на лучшего переводчика стихов Лермонтова.
9 класс
I. 1. Изучение плана-схемы барского дома, ознакомление с экскурсионным материа-
лом по барскому дому.
2. Разработка уроков-экскурсий по музею (проектная работа).
10 класс
I. 1. Путешествие на различных видах транспорта. Виды транспорта времен Лер-
монтова (сравнительный анализ).
2. Путешествие в прошлое своего села (жизнь односельчан во времена Лер-
монтова).
3. Конкурс-викторина «Лермонтов и путешествие».
II. 1. Страны с французским языком общения.
2. Урок-интервью с директором музея-заповедника «Тарханы» Т.М. Мельнико-
вой.
III. Творческая групповая работа «Различные виды деревьев, цветов на террито-
рии музея-заповедника «Тарханы».
11 класс
1. Урок-интервью с работниками музея (знакомство с профессиями: экскурсово-
дом, хранителем фондов и др.).
2. «Кем бы я хотел быть?» (диалог обмен мнениями).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
класс
Темы на француз-
ском языке
Темы по жизни и твор-
честву М.Ю. Лермонто-
ва
Когда про-
водит-ся.
Вид уро-
ка
1.
2.
3.
4.
5
5
6
6
«Nous sommes
quatre» («Нас четве-
ро»).
«A chaque saison ses
plaisirs» («Каждому
времени года свое
очарование»).
«Faisons connais-
sance» («Давайте по-
знакомимся»).
«Bonne rentrέe» («На-
чало учебного
года»).
1.Семейная атмосфера,
окружающая Лермонто-
ва ребенка. Отец, мать,
бабушка поэта.
2. Конкурс на лучший
рассказ о семье.
1.Музей в разные време-
на года.
2. Конкурс на описание
рисунков о родном крае.
1. Места пребывания
поэта в Тарханах.
2. Составление краткого
путеводителя «Памят-
ные места в Тарханах».
1. Учеба Лермонтова в
Московском универ-
ситетском благородном
пансионе.
2. Беседа об успеваемос-
ти и об увлечениях уча-
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
Урок-
ознаком-
ление
Урок-
конкурс
Интегри-
рован-ны
й урок
(Музыка
и фр. яз.)
Урок-
конкурс
Урок-
экскур-
сия
Урок-
иссле-
дование
Урок-
ознаком-
ление.
Урок-
обмен
мнени-
№
п/п
класс
Темы на
фанцузском языке
щихся класса.
Темы по жизни и
творчеству М.Ю.
Лермонтова
Когда
проводит-
ся.
ями
Вид
урока.
5.
6.
7.
8.
9.
6
6
6
7
7
«Dis – moi qui est ton
ami»(«Скажи, кто
твой друг?»).
«Il έtait une fois»
(«Жил-был»).
«Bonjour, Paris»
(Здравствуй, Па-
риж»).
«Il έtait un petit na-
vire» («Плыла, кача-
ясь лодочка»).
«Les copains» (Дру-
зья»).
1. Детские рисунки Лер-
монтова.
2. Увлечение Лермонто-
ва лепкой фигур из кра-
шеного воска.
3. а) Детские игры: ката-
ние со снеговых гор,
воинские игры (игра в
войну, разбойников...);
б) Ваше хобби.
1. Обобщение ранее изу-
ченных тем о жизни
М.Ю. Лермонтова на ос-
нове опорных схем.
2. Творческие сочине-
ния-миниатюры «Жил-
был».
1. а) Работа с лучшими
сочинениями-миниатю-
рами «Жил-был».
б) Вырази свое отноше-
ние к лучшим написан-
ным сочинениям «Жил-
был».
1. Роль Бородинского
сражения в Отечествен-
ной войне 1812 года.
Стихотворение «Бороди-
но».
2. Дискуссия «Отноше-
ния между Россией и
Францией на современ-
ном этапе».
1. а) Роль иностранного
языка в жизни М.Ю.
Лермонтова.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
Серия
интегри-
рован-
ных уро-
ков
Урок-
обмен
мнени-
ями
Урок-
закреп-
ление
Урок-
анализ
Урок-
ознаком-
ление
Устный
журнал,
обмен
№
п/п
класс
Темы на
французском языке
б) Ваше отношение к
иностранному языку.
Темы по жизни и
творчеству М.Ю.
Лермонтова
хождения
темы.
Когда
проводит-
ся.
мнения-
ми
Вид
урока.
10.
11.
12.
13.
14.
7
8
9
10
10
«Ah! Vous dirai – je,
maman» («Я вам ска-
жу, мама»).
«Fermez les yeux et
έcoutez le guitariste»
(«Закройте глаза и
слушайте гитарис-
та»).
«Je visitе un musέe»
(«Я посещаю му-
зей»).
«Les voyages» («Пу-
тешествия»).
«Combats du сoeur»
(«Сердечные волне-
ния»).
1. а) Тарханские народ-
ные праздники лермон-
товской поры и участие
в них Миши.
б) Ваши любимые
праздники.
1. Основные мотивы
поэзии Лермонтова.
2. Конкурс на лучшего
переводчика стихов Лер-
монтова.
1. Изучение плана-схе-
мы барского дома, озна-
комление с экскурсион-
ным материалом по бар-
скому дому.
2. Оформление книг-
раскладушек с экскур-
сиями по барскому
дому.
1. Путешествие на раз-
личных видах транспор-
та. Виды транспорта
времен Лермонтова.
2. Путешествие в прош-
лое нашего села.
3. Конкурс-викторина
«Лермонтов и путешест-
вие».
1. Страны с француз-
ским языком общения.
2. Интервью с директо-
ром музея-заповедника
«Тарханы» Т.М. Мель-
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На протя-
жении изу-
чения дан-
ной темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хожде-ния
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
Кино-
урок
Урок-
беседа
Урок-
лекция
Урок-
исследо-
вание
Проект-
ная рабо-
та
Урок-
анализ
Урок-
экскур-
сия
Урок-
конкурс
Урок-
беседа
Урок-
интер-
вью
никовой.
№
п/п
класс
Темы на француз-
ском языке
Темы по жизни и твор-
честву М.Ю. Лермонто-
ва
Когда про-
водит-ся.
Вид уро-
ка
15.
16.
10
11
«C
’
est ma planete ả
moi» («Эта планета
принадлежит мне»).
«Un métier de de-
main» («Профессия
завтрашнего дня»).
1. а) Флора и фауна му-
зея-заповедника «Тар-
ханы».
б) Творческая работа
в группах.
1. Интервью с работни-
ками музея.
2. «Кем бы я хотел
быть?»
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
На заклю-
чительном
этапе про-
хождения
темы.
Урок-
ознаком-
ление
Урок-
интер-
вью
Урок-
обмен
мнения-
ми
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Андреевич-Кривич С.А.. Тарханская пора. Саратов., 1976.
2.
Андроников И.Л., авт. предисл. По лермонтовским местам:Москва и Подмо-
сковье.Пензенский край.Ленинград и его пригороды. Кавказ/ Сост.О.В.Мил-
лер. М.: Профиздат, 1989.
3.
Арзамасцев В.П. «Места, воспетые поэтом». Саратов., 1981.
4.
Бородский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Библиография, т.1. М., 1945.
5.
Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1989.
6.
Иванова Т.А. Лермонтов в Москве. М., 1979.
7.
Мануйлов В.А. Лермонтов в Тарханах. Пенза., 1949.
8.
Мельникова Т.М. «И дышит непонятная святая прелесть в них…» Рассказы о
реликвиях Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Пенза., 1994.
9.
Мельникова Т.М. Музей-заповедник «Тарханы». - Саратов: Приволж.кн. изд-
во (Пенз. отд-ние), 1990.
10.Методические рекомендации по проведению экскурсий по Барскому дому му-
зея-заповедника «Тарханы».
11.Фролов П.А. «Лермонтовские Тарханы», - Саратов: Приволж.кн. изд-во (Пенз.
отд-ние), 1987.