Напоминание

"М.Ю. Лермонтов - герой своего и нашего времени"


Автор: Аристова Татьяна Александровна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской области
Населённый пункт: с. Лермонтово
Наименование материала: авторская программа спецкурса по французскому языку
Тема: "М.Ю. Лермонтов - герой своего и нашего времени"
Раздел: среднее образование





Назад




Обсуждено на педсовете Утверждаю.

протокол №1 Директор школы

от29.08.2007г. ___________Пахомова Л.Н.

приказ № 15 от 29.08.2007

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Лермонтово Белинского района Пензенской области

ПРОГРАММА

спецкурса по французскому языку

«М.Ю.Лермонтов – герой

своего и нашего времени»

Составитель: Аристова Т.А.,

учитель французского языка.

2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель настоящего курса – обучение школьников французскому языку на основе

материалов, связанных с жизнью и творчеством нашего земляка М. Ю. Лермонтова.

Темы, связанные с жизнью, окружением и творчеством поэта, интегрируются с те-

мами, изучаемыми в данных классах на уроках французского языка по программе

общеобразовательной школы. При введении так называемых «лермонтовских» тем

учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Курс имеет не только познавательное, но и развивающее значение, способ-

ствует большему обогащению словарного запаса учащихся. Обучение иностранному

языку в совокупности с дополнительными материалами по жизни и творчеству

М.Ю. Лермонтова преследует комплексную реализацию основных целей обучения:

воспитательных:

формирование уважения к языку на основе сопоставления изучаемого языка с

родным;

воспитание активности в решении коммуникативных и познавательных поис-

ковых задач;

приобщение к самостоятельному выполнению заданий;

образовательных:

развитие языковых способностей и устойчивого интереса к изучению фран-

цузского языка;

развитие потребности в самообразовании;

развитие интеллектуальных способностей (память, мышление, воля…);

развитие общеучебных умений (работа со словарем, со справочной литерату-

рой).

практических:

обучение иноязычному общению в контексте диалога культур;

обучение этике дискуссионного общения;

формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты родной и

иноязычной культуры.

Программа курса нацелена на осмысление учащимся значимости «малой» роди-

ны, наполняет их души чувством гордости за свой край, любви к Родине и к людям,

окружающим их.

Постановлением Правительства Российской Федерации №393 от 11.02.2002г.

утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года, в которой отмечается, что цель модернизации образования состоит в обеспече-

нии его соответствия запросам ХХI века, социальным и экономическим потребно-

стям развития страны, запросам личности, общества, государства.

В соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократиза-

ции общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная

жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Повышение требований к

коммуникативному аспекту владения иностранным языком влечет за собой поиски

новых форм и приемов обучения.

Для достижения нового качества обучения иностранному языку необходим

личностно-ориентированный подход к процессу обучения, который учитывает ин-

тересы, проблемы учащегося, развивает индивидуальные способности каждого, фор-

мирует духовно богатую, образованную личность, развивает навыки самообразова-

ния, самостоятельность, автономность учащихся в учебной деятельности. При этом

учащиеся выполняют творческие, проблемные задания, проектные работы. Лич-

ностно-ориентированный подход обеспечивает культуроведческую направленность

обучения, приобщает школьников к культуре страны изучаемого языка. Однако ис-

тинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком зна-

нии истории культуры своей страны, своего края, своей «малой» родины.

Программа «Лермонтов – герой своего и нашего времени» соответствует Зако-

ну РФ об образовании, Концепции модернизации российского образования, Декла-

рации прав ребенка.

Цель данной программы: всесторонне развивать личность учащихся 5-11

классов, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные возможности, при-

общая их к общечеловеческим ценностям, а именно: к культуре, истории, реалиям

не только страны изучаемого языка, но и языка своей Родины, формируя при этом

уважение и любовь к языку на основе сопоставления изучаемого языка с родным,

включая учащихся в диалог культур.

Обучение языку осуществляется на основе достижений литературы и искусства

как общего достижения человечества. Ярким представителем русской и мировой ху-

дожественной культуры является М.Ю. Лермонтов, детские годы и время творче-

ских вдохновений которого прошли на тарханской земле, носящей в данное время

имя великого поэта. Сокровенную любовь к Тарханам, к своей «малой» родине он

пронес через всю свою короткую жизнь.

С целью успешного осуществления культурной преемственности в программе

учитывается тематическая связь проводимых уроков с изложением биографии и

творчества поэта, осуществляется последовательное изучение материала в зависи-

мости от возраста учащихся, от их индивидуальных особенностей. Приобщая детей

к изучению жизни и творчества великого поэта, важно учитывать при этом особен-

ности детей 5-7 классов: их любознательность и широту интересов, непроизвольное

запоминание, неустойчивое внимание, конкретно-образное мышление, любовь к

игре. Именно для учащихся этого возраста характерна высокая познавательная ак-

тивность. Предусматривается решение следующих основных задач по классам:

5 класс

В этот период проходит заочное знакомство учащихся с семьей М.Ю. Лер-

монтова: рассказы о родителях и бабушке поэта; а также знакомство с музеем-запо-

ведником «Тарханы» в разные времена года. Программа настоящего спецкурса

предусматривает для пятиклассников решение следующих задач:

осуществить первое знакомство с семьей Лермонтова и музеем-заповедником

«Тарханы»;

развивать творческие способности учащихся;

обогащать духовную среду ребенка»;

формировать эстетический вкус.

При прохождении темы «Nous sommes quatre» («Нас четверо») предлагается ис-

пользование богатого наглядного материала о членах семьи Лермонтова. Этот мате-

риал является основой для монологической речи. Продолжением данной темы ста-

нет конкурс на лучший рассказ о семье Лермонтова.

При прохождении темы «A chaque saison ses plaisirs» («Каждому времени года

свое очарование») рекомендуется использовать набор диапозитивов, фотографий и

иллюстраций с видами музея в разные времена года. Рекомендуется проведение экс-

курсий, интегрированных уроков с целью пополнения лексических единиц и совер-

шенствования следующих речевых умений:

1.

репродуцировать элементарные связные взыскания о родном крае, о своей

«малой» родине, о ее красоте, достоинстве на основе опорных схем;

2.

выражать свое отношение к сказанному, используя речевые клише типа: «мне

понравилось» (не понравилось), «по моему мнению». Продолжением темы

станет конкурс на описание пейзажей родного края.

6 класс

При прохождении темы «Faisons connaissanсе» («Давайте познакомимся») уча-

щиеся посещают музей-заповедник «Тарханы» с целью знакомства с подробностями

пребывания поэта в Тарханах и развития интереса к прошлому родного села, а также

с целью обогащения словарного запаса учащихся, нужного для определения на-

именований объектов, расположенных на территории музея (роща, мост, овраг и

др.).

Задачи аудирования и основные учебные действия, подлежащие совершенствова-

нию:

умение воспринимать на слух речь учителя, построенную в основном на изу-

ченном языковом материале и включающую до 3% незнакомых слов;

вычленить в речевом потоке нужную информацию.

Тема заканчивается составлением краткого путеводителя «Памятные места в Тар-

ханах» с указанием этих объектов на иностранном языке.

При прохождении темы «Bonne rentrέe» («Начало учебного года»), учащиеся зна-

комятся с учебой Лермонтова в Московском университетском благородном пансио-

не, со сравнительным анализом систем оценок лермонтовского и нашего времени,

его успехах, увлечениях, творческих способностях. Все это заканчивается беседой

об успеваемости в классе, об увлечениях учащихся. Предлагается проведение разно-

образных викторин, тестов.

Предусматривается обучение учащихся диалогу – обмену мнениями, информа-

цией. Ведение этого вида диалога предполагает совершенствование следующих уме-

ний:

умение обмениваться информацией и адекватно реагировать на нее;

умение выражать свою точку зрения;

умение проявлять высокую речевую активность.

При прохождении темы «Dis – moi, qui est ton ami» («Скажи, кто твой друг»)

уместно познакомить учащихся с детьми, которые окружали поэта в Тарханах, рас-

крыть значимость детских увлечений в становлении личности М.Ю. Лермонтова.

Предлагается проведение серии интегрированных уроков:

1.

Французский язык – изобразительное искусство : учащиеся знакомятся с дет-

скими рисунками М.Ю. Лермонтова.

2.

Французский язык – трудовое обучение: учащиеся узнают о его увлечениях

лепкой фигур из крашеного воска.

3.

Французский язык – физическая культура: учащиеся знакомятся с детскими

играми: катание со снеговых гор, воинские игры (игра в войну, разбойников).

На третьем уроке дети рассказывают о своем хобби. Эти уроки рекомендованы

для решения следующих основных задач:

сформировать в каждом ребенке естественную связь с опытом прошлого;

развивать творческие способности учащихся;

формировать эстетический вкус на основе знакомства с произведениями ис

кусства;

расширять кругозор учащихся через знакомство с детскими забавами, увлече-

ниями поэта и впечатлениями от них;

заинтересовать ребят творческой деятельностью.

Благодаря получению новой информации увеличивается лексический запас

странном языке.

При прохождении темы «Il έtait une fois»(« Жил – был») разумно применить

методику глобального подражания. Детям предоставляется возможность обобщить,

систематизировать начальные знания о жизни М.Ю.Лермонтова в Тарханах при на-

личии смоделированной учителем ситуации. Поэтапно предлагаются учащимся

необходимые для выполнения задания, лексические единицы и синтаксические

конструкции. Этот урок преследует решение следующих задач:

Σ развитие инициативности, самостоятельности учащихся в осуществлении

общения на французском языке;

Σ развитие воображения;

Σ расширение кругозора в процессе решения познавательных заданий;

Σ стимулирование детской фантазии, поиска, творчества. Заключительным уро-

ком данной темы станет сочинение – миниатюра « Жил – был».

При прохождении темы «Bonjour,Paris» (Здравствуй, Париж») предлагается

использовать лучшие сочинения-миниатюры, составленные учащимися и учителем

о Тарханах к теме «Жил-был». Задачи чтения и учебные действия, подлежащие фор-

мированию:

выделить в тексте смысловые вехи;

определить значение определенных слов (на основе сходства с родным языком

по словообразовательным элементам, несущим существенную для понимания

основного содержания информацию);

пользоваться в процессе чтения сносками;

пользоваться словарем;

учить учащихся понимать основное содержание текста, не обращаясь к слова-

рю за значением этих слов.

Показатели понимания текста:

выписать из текста наиболее существенную информацию;

составить план;

ответить на вопросы к тексту;

выразить свое отношение, мнение (с опорой на текст).

7 класс

При прохождении темы «Il έtait un petit navire» («Плыла, качаясь лодочка») об-

ращается внимание на историческое прошлое Франции и России, в частности дается

представление о взятии Бастилии и о роли Бородинского сражения в Отечественной

войне 1812 года. Предлагается интегрированный урок (французский язык– история):

история создания стихотворения «Бородино».

Главные задачи:

дать учащимся научную информацию о Бородинском сражении;

познакомить учащихся со стихотворением «Бородино», воссоздающем знаме-

нитое историческое событие и содержащем в себе богатый местный краевед-

ческий материал;

воспитывать чувство патриотизма, гордость за свое Отечество.

Для реализации принципа доступности и наглядности использовать фрагмент

материала из электронного учебника истории, возможности компьютера.

Учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

уметь отвечать на вопросы;

кратко передавать содержание прочитанного, используя опоры;

автоматизировать новые лексические единицы;

выражать свое отношение к прочитанному.

Продолжением этого урока может быть дискуссия на тему « Современные от-

ношения между Россией и Францией».

При прохождении темы «Les copains» («Друзья»), после подтемы «Француз-

ский язык – более чем совершенство», предлагается проведение устного журнала с

использованием материала И.Я.Ш. №3 2003г. стр. 81-85 (« Le francais comme

on l aime» d après I. Atamanova {Minsk} и рассказов учащихся о роли иностранных

языков в жизни М.Ю. Лермонтова.

Устный журнал заканчивается рядом упражнений для тренировки учащихся в

диалогическом и монологическом высказываниях.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями, сформированными на

основе языковых знаний и навыков, а также страноведческих и региональных зна-

ний:

умение устно осуществлять общение в стандартных ситуациях учебной сферы

общения;

умение вести диалог-обмен мнениями (умение выразить свою точку зрения,

дать эмоциональную оценку роли иностранного языка в жизни).

При прохождении темы: «Ah! vоus dirai je, maman» («Я вам скажу, мама»), по-

сле подтемы «Faites la fệte» («Устраивайте праздник»), рекомендуется проведение

интегрированного урока (французский язык – литературное краеведение), позволяю-

щего увидеть глазами Лермонтова-ребенка поэзию крестьянских праздников. Дан-

ный урок способствует расширению кругозора детей через знакомство со страновед-

ческим материалом «Праздники во Франции» (ИЯ №2 1997 г. стр. 42) и фрагментов

с историко-культурными традициями «малой» родины. В процессе прохождения

данных тем учащиеся должны овладевать следующими умениями:

пополнять лексический запас за счет ознакомления с праздниками лер-

монтовских времен;

понимание собеседника с помощью переспроса, просьбы пояснить, перевести,

повторить;

кратко передать основное содержание.

При планировании уроков в 5-7 классах рекомендуется включить зарядки-

релаксации лермонтовских времен, в которых отражались манера жизни народа, их

обычай; т.е. связь с историей, отводя на это 3-5 минут. Цель проведения релаксации

– снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции,

что ведет к усвоению материала. В игре развиваются творческие, мыслительные

способности ребенка:

хорошо отрабатывается произношение;

активизируется лексический и грамматический материал;

развиваются навыки аудирования устной речи.

Для учащихся 8-9 классов характерен переход от образно-эмоционального к ра-

ционально-логическому восприятию.

На уроках иностранного языка, посвященных творчеству великого поэта, Лер-

монтов должен быть осознан как нравственный ориентир, проявляющийся в нормах

и принципах поведения, в характере межличностных отношений. Нельзя полностью

раскрыть личность поэта, если не познакомить учащихся с событиями, обществен-

ными условиями, давшими толчок к развитию его творчества.

8 класс

При прохождении темы «Fermez les yeux et ecoutez le guitariste» («Закройте гла-

за и слушайте гитариста») рекомендуется провести интегрированный урок ( фран-

цузский – литература - музыка). Чтобы лучше представлять личность поэта, дать

оценку его творческой деятельности, необходимо ознакомиться с основными моти-

вами поэзии Лермонтова.

Этот урок преследует следующие задачи:

пробуждать интерес к литературе, поэзии изучаемого языка и культурному

наследию своей страны;

формировать художественный вкус;

расширять кругозор учащихся;

углублять знание языка, поскольку при этом происходит запоминание не

только лексических единиц, но и выражений, целых строф;

развивать навыки самостоятельной работы;

расширять словарный запас.

Письменный жанр как один из важных жанров музыкального творчества

способен:

точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа стра-

ны изучаемого языка и своей страны;

стимулировать образное мышление и формировать хороший вкус;

воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу личности;

помочь формированию слухо-произносительных, интонационных и лексико-

грамматических навыков и умений.

Продолжением этого урока станет конкурс на лучшего «переводчика», прослу-

шивание романсов на стихи Лермонтова.

9 класс

Цель уроков в 9 классе – обобщить, систематизировать и углубить знания уча-

щихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, полученные в 5-8 классах:

подвести учащихся к осмыслению значимости своей «малой» родины;

воспитывать чувство гордости и чувство ответственности за свою «малую ро-

дину.

Для заключительного этапа по теме «Je visite un musέе» («Я посещаю музей»)

рекомендуется:

1.

изучение плана-схемы барского дома, ознакомление с экскурсионным матери-

алом по барскому дому;

2.

разработка учащимися уроков-экскурсий по музею (использование проектной

методики обучения) или рефератов на темы по жизни и творчеству Лермонто-

ва, которые могут засчитываться учащимся при сдаче экзаменов за 9 класс по

французскому языку (по решению педсовета).

Предусматривается развитие следующих умений и навыков:

последовательная работа по заданной тематике;

работа с книгой, с различными видами словарей, с учебником, справочной ли-

тературой, использовать перевод;

письменный перевод в связи с изученными темами.

Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, по-

исковой деятельности, предполагает формирование:

механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую си-

туацию;

языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

ценностных ориентаций, чувств и эмоций;

готовности вступать в иноязычное общение.

10 класс

Для учащихся 10-11 классов характерно рационально-логическое восприятие

окружающего мира посредством сравнительного анализа. При прохождении темы

«Le voyage» («Путешествие») рекомендуется провести три урока:

1.

Путешествие на различных видах транспорта. Виды транспорта времен

Лермонтова (сравнительный анализ путешествий).

а) Детские поездки с бабушкой на Кавказ.

б) Посещение усадеб родственников в каникулы (во время учебы Лермонтова

в Московском благородном пансионе).

2.

Путешествие в прошлое нашего села.

Можно сконцентрировать внимание учащихся на том, как жили люди раньше,

т.е. провести путешествие в прошлое своего села и познакомить с книгой «Лер-

монтовские Тарханы» П.А. Фролова, в которой описана жизнь односельчан во вре-

мена Лермонтова.

3.

Конкурс-викторина «Лермонтов и путешествие» (урок-закрепление).

Проведение конкурса-викторины на тему «Лермонтов и путешествие» по во-

просам, приготовленным детьми, с использованием иллюстрированного материала.

Данные уроки преследуют решение следующих задач:

обогащение словарного запаса учащихся;

знакомство учащихся с историческим прошлым нашего края посредством

сравнительного анализа;

развитие у учащихся более эмоционального восприятия окружающего мира.

При прохождении темы «Сердечное волнение» после подтемы «Франкоговоря-

щие страны» рекомендуется провести два урока:

1.

«Страны с французским языком общения».

В качестве домашнего задания можно порекомендовать учащимся подгото-

вить вопросы по плану к следующему уроку, уроку-интервью:

а) географическое положение страны изучаемого языка;

б) столица, гимн;

в) климат;

г) города и реки;

д) знаменитые люди страны;

е) достопримечательности.

2. Урок-интервью с человеком, посетившим страну изучаемого языка и посвятив-

шим всю свою сознательную жизнь заботе о процветании нашего села (Т.М. Мель-

никовой, директором музея-заповедника «Тарханы»).

В качестве домашнего задания может быть предложен письменный перевод от-

ветов Т.М. Мельниковой на вопросы учащихся.

Уроки по данной теме преследуют следующие задачи:

обобщение ранее изученного материала на основе интервью с человеком, по-

сетившим Францию;

обогащение словарного запаса учащихся;

воспитание любви ко всем странам мира, а также к своему родному краю;

развитие навыка перевода с русского языка на французский и с французского

на русский.

При прохождении темы «C

est ma planеte ả moi» («Эта планета принадлежит

мне») можно предложить вниманию учащихся тему «Флора и фауна музея-заповед-

ника «Тарханы». Действительно, в нашей жизни основную роль играет окружающая

среда, т.е. флора и фауна. Уместно познакомить учащихся с Красной книгой и с пар-

ком музея нашего села, к которому мы должны бережно относиться. Познакомить с

деревьями, посаженными при жизни Лермонтова: вяз, дуб, клен, липы и др.

Рекомендуется творческая групповая работа с использованием словарей:

кто больше назовет и охарактеризует различные виды деревьев на террито-

рии музея-заповедника «Тарханы».

Урок по данной теме преследует решение следующих задач:

воспитание у учащихся чувства ответственности за сохранение и преумно-

жение парка музея-заповедника «Тарханы»;

воспитание чувства любви к Родине, к «малой» родине;

обогащение словарного запаса с использованием различных видов слова-

рей.

11 класс

При прохождении темы «Un metier de demain» («Профессия завтрашнего дня»)

рекомендуется проведение двух уроков:

1.

«Урок-интервью» с работниками музея: экскурсоводом, хранителем фондов

и др. (знакомство с профессиями, которые пригодятся учащимся).

2.

«Кем бы я хотел быть» (обмен мнениями в виде диалога на основе опорных

слов и выражений с целью обоснования своих суждений).

Закрепление знаний о профессиях можно начать со слов Маяковского «У меня

растут года…».

Данные уроки преследуют решение следующих задач:

помочь учащимся, направляя их и объясняя им с помощью специалистов из

музея значимость того великого дела, которым они занимаются, способствуя

этим определению в выборе профессии, возвращению в дальнейшем выпуск-

ников для работы в музее;

воспитывать у учащихся чувство ответственности за все, что ты делаешь в

жизни, за то, чтобы жизнь свою принести на пользу людям, обществу, своей

Родине;

обогащение словарного запаса учащихся;

развитие логического мышления у учащихся на основе построения связанных

высказываний;

развитие грамматических навыков.

После прохождения тем за курс 10-11 классов учащимся рекомендуется пере-

чень следующих тем для рефератов с целью проверки знаний за истекший период по

жизни и творчеству Лермонтова, который можно предложить в качестве предмета

по выбору во время экзаменов.

Тематика рефератов за курс 10-11 класс: «Мы и окружающий нас мир», «Мы в

ответе за процветание нашей планеты в будущем», « Но хочет все душа моя во всем

дойти до совершенства » и др.

Цель курса «Лермонтов – герой своего и нашего времени» заключается в том,

чтобы постепенно раскрыть учащимся сущность становления Лермонтова-поэта,

Лермонтова-человека, помочь понять его духовный мир, освоить его поэтическое

наследие. Это позволит учащимся осознать, что любой из нас, живущих ныне, дол-

жен трудиться в полную силу, чтобы оставить свой след на земле. Такой жажде дея-

тельности учат нас бессмертные строки Лермонтова:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

ПРОГРАММА КУРСА

«Лермонтов – герой своего и нашего времени»

5 класс

I. 1. Семейная атмосфера, окружающая Лермонтова ребенка. Отец, мать, бабушка

поэта Е.А. Арсеньева.

2. Конкурс на лучший рассказ «О семье».

II. 1. Музей в разные времена года.

2.

Конкурс на описание пейзажей родного края.

6 класс

I. 1. Места пребывания поэта в Тарханах.

2. Составление краткого путеводителя «Памятные места в Тарханах» (с указанием

этих объектов на французском языке).

II. 1. Учеба Лермонтова в Московском университетском благородном пансионе (его

успехи, увлечения).

2. Беседа об успеваемости и об увлечениях учащихся в классе.

III. 1.а) Детские забавы, увлечения:

детские рисунки поэта;

увлечение лепкой фигур из крашеного воска.

б) Детские игры:

катание со снеговых гор;

воинские игры (игра в войну, разбойников).

2.Ваше хобби.

IV. 1. Обобщение ранее изученных тем о жизни Лермонтова на основе опорных

схем (см. пред. темы).

2.Творческие сочинения-миниатюры «Жил-был» (на основе учебных опор).

V. 1. Работа с лучшими сочинениями-миниатюрами «Жил-был».

Вырази свое отношение к лучшим написанным сочинениям «Жил-был».

7 класс

I.1. Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. Стихотворение

«Бородино».

2. Дискуссия «Отношение между Россией и Францией на современном этапе».

II. 1. Роль иностранного языка в жизни Лермонтова.

2. Ваше отношение к иностранным языкам (обмен мнениями).

III. 1. Тарханские народные праздники лермонтовской поры и участие в них Миши.

2. Ваши любимые праздники (обмен мнениями).

8 класс

I. 1. Основные мотивы поэзии Лермонтова.

2. Конкурс на лучшего переводчика стихов Лермонтова.

9 класс

I. 1. Изучение плана-схемы барского дома, ознакомление с экскурсионным материа-

лом по барскому дому.

2. Разработка уроков-экскурсий по музею (проектная работа).

10 класс

I. 1. Путешествие на различных видах транспорта. Виды транспорта времен Лер-

монтова (сравнительный анализ).

2. Путешествие в прошлое своего села (жизнь односельчан во времена Лер-

монтова).

3. Конкурс-викторина «Лермонтов и путешествие».

II. 1. Страны с французским языком общения.

2. Урок-интервью с директором музея-заповедника «Тарханы» Т.М. Мельнико-

вой.

III. Творческая групповая работа «Различные виды деревьев, цветов на террито-

рии музея-заповедника «Тарханы».

11 класс

1. Урок-интервью с работниками музея (знакомство с профессиями: экскурсово-

дом, хранителем фондов и др.).

2. «Кем бы я хотел быть?» (диалог обмен мнениями).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

класс

Темы на француз-

ском языке

Темы по жизни и твор-

честву М.Ю. Лермонто-

ва

Когда про-

водит-ся.

Вид уро-

ка

1.

2.

3.

4.

5

5

6

6

«Nous sommes

quatre» («Нас четве-

ро»).

«A chaque saison ses

plaisirs» («Каждому

времени года свое

очарование»).

«Faisons connais-

sance» («Давайте по-

знакомимся»).

«Bonne rentrέe» («На-

чало учебного

года»).

1.Семейная атмосфера,

окружающая Лермонто-

ва ребенка. Отец, мать,

бабушка поэта.

2. Конкурс на лучший

рассказ о семье.

1.Музей в разные време-

на года.

2. Конкурс на описание

рисунков о родном крае.

1. Места пребывания

поэта в Тарханах.

2. Составление краткого

путеводителя «Памят-

ные места в Тарханах».

1. Учеба Лермонтова в

Московском универ-

ситетском благородном

пансионе.

2. Беседа об успеваемос-

ти и об увлечениях уча-

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

Урок-

ознаком-

ление

Урок-

конкурс

Интегри-

рован-ны

й урок

(Музыка

и фр. яз.)

Урок-

конкурс

Урок-

экскур-

сия

Урок-

иссле-

дование

Урок-

ознаком-

ление.

Урок-

обмен

мнени-

п/п

класс

Темы на

фанцузском языке

щихся класса.

Темы по жизни и

творчеству М.Ю.

Лермонтова

Когда

проводит-

ся.

ями

Вид

урока.

5.

6.

7.

8.

9.

6

6

6

7

7

«Dis – moi qui est ton

ami»(«Скажи, кто

твой друг?»).

«Il έtait une fois»

(«Жил-был»).

«Bonjour, Paris»

(Здравствуй, Па-

риж»).

«Il έtait un petit na-

vire» («Плыла, кача-

ясь лодочка»).

«Les copains» (Дру-

зья»).

1. Детские рисунки Лер-

монтова.

2. Увлечение Лермонто-

ва лепкой фигур из кра-

шеного воска.

3. а) Детские игры: ката-

ние со снеговых гор,

воинские игры (игра в

войну, разбойников...);

б) Ваше хобби.

1. Обобщение ранее изу-

ченных тем о жизни

М.Ю. Лермонтова на ос-

нове опорных схем.

2. Творческие сочине-

ния-миниатюры «Жил-

был».

1. а) Работа с лучшими

сочинениями-миниатю-

рами «Жил-был».

б) Вырази свое отноше-

ние к лучшим написан-

ным сочинениям «Жил-

был».

1. Роль Бородинского

сражения в Отечествен-

ной войне 1812 года.

Стихотворение «Бороди-

но».

2. Дискуссия «Отноше-

ния между Россией и

Францией на современ-

ном этапе».

1. а) Роль иностранного

языка в жизни М.Ю.

Лермонтова.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

Серия

интегри-

рован-

ных уро-

ков

Урок-

обмен

мнени-

ями

Урок-

закреп-

ление

Урок-

анализ

Урок-

ознаком-

ление

Устный

журнал,

обмен

п/п

класс

Темы на

французском языке

б) Ваше отношение к

иностранному языку.

Темы по жизни и

творчеству М.Ю.

Лермонтова

хождения

темы.

Когда

проводит-

ся.

мнения-

ми

Вид

урока.

10.

11.

12.

13.

14.

7

8

9

10

10

«Ah! Vous dirai – je,

maman» («Я вам ска-

жу, мама»).

«Fermez les yeux et

έcoutez le guitariste»

(«Закройте глаза и

слушайте гитарис-

та»).

«Je visitе un musέe»

(«Я посещаю му-

зей»).

«Les voyages» («Пу-

тешествия»).

«Combats du сoeur»

(«Сердечные волне-

ния»).

1. а) Тарханские народ-

ные праздники лермон-

товской поры и участие

в них Миши.

б) Ваши любимые

праздники.

1. Основные мотивы

поэзии Лермонтова.

2. Конкурс на лучшего

переводчика стихов Лер-

монтова.

1. Изучение плана-схе-

мы барского дома, озна-

комление с экскурсион-

ным материалом по бар-

скому дому.

2. Оформление книг-

раскладушек с экскур-

сиями по барскому

дому.

1. Путешествие на раз-

личных видах транспор-

та. Виды транспорта

времен Лермонтова.

2. Путешествие в прош-

лое нашего села.

3. Конкурс-викторина

«Лермонтов и путешест-

вие».

1. Страны с француз-

ским языком общения.

2. Интервью с директо-

ром музея-заповедника

«Тарханы» Т.М. Мель-

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На протя-

жении изу-

чения дан-

ной темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хожде-ния

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

Кино-

урок

Урок-

беседа

Урок-

лекция

Урок-

исследо-

вание

Проект-

ная рабо-

та

Урок-

анализ

Урок-

экскур-

сия

Урок-

конкурс

Урок-

беседа

Урок-

интер-

вью

никовой.

п/п

класс

Темы на француз-

ском языке

Темы по жизни и твор-

честву М.Ю. Лермонто-

ва

Когда про-

водит-ся.

Вид уро-

ка

15.

16.

10

11

«C

est ma planete ả

moi» («Эта планета

принадлежит мне»).

«Un métier de de-

main» («Профессия

завтрашнего дня»).

1. а) Флора и фауна му-

зея-заповедника «Тар-

ханы».

б) Творческая работа

в группах.

1. Интервью с работни-

ками музея.

2. «Кем бы я хотел

быть?»

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

На заклю-

чительном

этапе про-

хождения

темы.

Урок-

ознаком-

ление

Урок-

интер-

вью

Урок-

обмен

мнения-

ми

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Андреевич-Кривич С.А.. Тарханская пора. Саратов., 1976.

2.

Андроников И.Л., авт. предисл. По лермонтовским местам:Москва и Подмо-

сковье.Пензенский край.Ленинград и его пригороды. Кавказ/ Сост.О.В.Мил-

лер. М.: Профиздат, 1989.

3.

Арзамасцев В.П. «Места, воспетые поэтом». Саратов., 1981.

4.

Бородский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Библиография, т.1. М., 1945.

5.

Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1989.

6.

Иванова Т.А. Лермонтов в Москве. М., 1979.

7.

Мануйлов В.А. Лермонтов в Тарханах. Пенза., 1949.

8.

Мельникова Т.М. «И дышит непонятная святая прелесть в них…» Рассказы о

реликвиях Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Пенза., 1994.

9.

Мельникова Т.М. Музей-заповедник «Тарханы». - Саратов: Приволж.кн. изд-

во (Пенз. отд-ние), 1990.

10.Методические рекомендации по проведению экскурсий по Барскому дому му-

зея-заповедника «Тарханы».

11.Фролов П.А. «Лермонтовские Тарханы», - Саратов: Приволж.кн. изд-во (Пенз.

отд-ние), 1987.



В раздел образования