Напоминание

«Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности»


Автор: Асламов Александр Сергеевич
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: МсСВУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности»
Раздел: полное образование





Назад




Московское суворовское военное училище МО РФ

Отдельная дисциплина «Искусство, МХК и технология»

РЕФЕРАТ

на тему

«Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности»

Выполнил: Асламов А.С.

Москва 2020г.

Содержание

Введение ………………………….…………………………………………………3

Семейные традиции и их влияние

на воспитание и становление личности……………………………………………4

Заключение …..………………………………………………………………...........8

Список использованной литературы …………...……………………………...…..9

2

Введение

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и

малой социальной группы. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей

средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания.

Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный,

интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в

любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей

со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают

семью от других институтов.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют

родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи,

обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные

изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом

негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне

вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами,

детьми и родителями.

3

Семейные традиции и их влияние

на воспитание и становление личности.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев,

передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции,

обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер

духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга

поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении

преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и

личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех

сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-

бытовой,

социально-культурной

и

т.д.

Соответственно

особенностям

различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции

национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-

культурные, семейно-бытовые и т.п. Существуют особые традиции в школьной,

студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. [1, 2].

Традиция – то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции

есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения

людей. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей,

ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек,

включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала

культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно

развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают,

уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые

медленно эволюционируют [1, 2, 3, 6].

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо

обозначена в законодательных документах международного и отечественного

уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,

Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется

первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других

4

социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить,

дополнить воспитательную деятельность семьи.

Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для

семьи их значение особенно велико. Во-первых, они помогают создать в семье

ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому

из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых,

сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее

традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение

переносится на конкретных членов этой семьи [1,2,5,6].

В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной

степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и

наличие

которых

предопределяет

семейное

счастье,

благоприятный

микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на

значительные

социальные

изменения

в

общественной

жизни.

Хорошей

семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах

и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах

трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о

важных событиях.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более,

чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка –

рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает.

Для

детской

же

психики

ритуалы

приобретают,

говоря

на

языке

психологических

терминов,

опорную

и

стабилизирующую

функции.

С

помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность

в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним

привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение

любви к ребенку [2,6].

Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи:

это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион

5

мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими

воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято

называть семейными традициями, мы почему - то забываем.

Не откроем большого секрета, сказав, что школьник воспринимает мир

глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину

мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для

него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым

словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок

впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и

полностью зависит от родителей. Если большинство привычных семейных

ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в

детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного

дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма,

который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше,

тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно

сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем

больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем [3,4].

Традиции представляются нам чем - то глобальным, чем - то далеким,

происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне.

Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей

семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что

таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные

традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям

приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь

между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и

повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи

даже видят причину даже проблемного подросткового возраста. Семья – это не

только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый

дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи [1,2].

6

Семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания

ребенка. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает

первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно,

чтобы

то,

чему

родители

учат

ребенка,

подкреплялось

конкретными

примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой;

в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние

традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и

привить семье нечто новое, необходимо знать, что детство формирует ребенка

на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь

знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не

оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую

психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых

домашних

ритуалов,

успокаивающих

малыша

своей

непременной

обязательностью, – передают ребенку ощущение незащищенности дома и

шаткости Вселенной [6]. Таким образом, семейные традиции – это духовный

феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей,

принимающих

статус

не

писанного

семейного

закона,

регулирующего,

интегрирующего и организующего жизнь семьи.

7

Заключение

Традиции и обычаи - это особая форма контакта между людьми. Среди

различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним

из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт

воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими

индивидуальными

особенностями,

со

своим

отношением

к

миру,

к

окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для

формирования личности школьника. Совокупностью семейных функций,

определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются

семейные традиции и обычаи. Они отличают одну семью от другой, придают ей

индивидуальность и своеобразие. Отмечено, что семейные традиции и обычаи

вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия

развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и

тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так

же отражается на личности ребенка.

8

Список литературы

1. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск,

1983.

2. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Семейные праздники: рецепт успеха. - Ярославль,

2006.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для

студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Академия,

2000.

4. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Изд-во Мысль, 1987.

5. Шмаков С.А. Досуговая педагогика. - Екатеринбург, 2004.

6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

9



В раздел образования