Автор: Асламов Александр Сергеевич
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: МсСВУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности»
Раздел: полное образование
Московское суворовское военное училище МО РФ
Отдельная дисциплина «Искусство, МХК и технология»
РЕФЕРАТ
на тему
«Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности»
Выполнил: Асламов А.С.
Москва 2020г.
Содержание
Введение ………………………….…………………………………………………3
Семейные традиции и их влияние
на воспитание и становление личности……………………………………………4
Заключение …..………………………………………………………………...........8
Список использованной литературы …………...……………………………...…..9
2
Введение
Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и
малой социальной группы. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей
средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания.
Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный,
интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в
любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей
со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают
семью от других институтов.
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют
родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи,
обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные
изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом
негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне
вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами,
детьми и родителями.
3
Семейные традиции и их влияние
на воспитание и становление личности.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев,
передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции,
обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер
духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга
поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении
преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и
личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех
сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-
бытовой,
социально-культурной
и
т.д.
Соответственно
особенностям
различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции
национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-
культурные, семейно-бытовые и т.п. Существуют особые традиции в школьной,
студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. [1, 2].
Традиция – то, что держит равновесие жизни. Приверженность к традиции
есть функция охранительная. Каждый тип культуры создает свой тип общения
людей. В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей,
ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек,
включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала
культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно
развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают,
уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые
медленно эволюционируют [1, 2, 3, 6].
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо
обозначена в законодательных документах международного и отечественного
уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации,
Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется
первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других
4
социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить,
дополнить воспитательную деятельность семьи.
Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для
семьи их значение особенно велико. Во-первых, они помогают создать в семье
ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому
из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых,
сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее
традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение
переносится на конкретных членов этой семьи [1,2,5,6].
В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной
степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и
наличие
которых
предопределяет
семейное
счастье,
благоприятный
микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на
значительные
социальные
изменения
в
общественной
жизни.
Хорошей
семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах
и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах
трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о
важных событиях.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более,
чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка –
рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает.
Для
детской
же
психики
ритуалы
приобретают,
говоря
на
языке
психологических
терминов,
опорную
и
стабилизирующую
функции.
С
помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность
в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним
привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение
любви к ребенку [2,6].
Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи:
это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион
5
мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими
воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято
называть семейными традициями, мы почему - то забываем.
Не откроем большого секрета, сказав, что школьник воспринимает мир
глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину
мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для
него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым
словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок
впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и
полностью зависит от родителей. Если большинство привычных семейных
ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в
детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного
дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма,
который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше,
тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно
сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем
больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем [3,4].
Традиции представляются нам чем - то глобальным, чем - то далеким,
происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне.
Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей
семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что
таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные
традиции необычайно важны: с регулярно повторяющимися событиями к детям
приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь
между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и
повзрослевшими детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи
даже видят причину даже проблемного подросткового возраста. Семья – это не
только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый
дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи [1,2].
6
Семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания
ребенка. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает
первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно,
чтобы
то,
чему
родители
учат
ребенка,
подкреплялось
конкретными
примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой;
в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние
традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и
привить семье нечто новое, необходимо знать, что детство формирует ребенка
на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь
знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не
оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую
психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых
домашних
ритуалов,
успокаивающих
малыша
своей
непременной
обязательностью, – передают ребенку ощущение незащищенности дома и
шаткости Вселенной [6]. Таким образом, семейные традиции – это духовный
феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей,
принимающих
статус
не
писанного
семейного
закона,
регулирующего,
интегрирующего и организующего жизнь семьи.
7
Заключение
Традиции и обычаи - это особая форма контакта между людьми. Среди
различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним
из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт
воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими
индивидуальными
особенностями,
со
своим
отношением
к
миру,
к
окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для
формирования личности школьника. Совокупностью семейных функций,
определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются
семейные традиции и обычаи. Они отличают одну семью от другой, придают ей
индивидуальность и своеобразие. Отмечено, что семейные традиции и обычаи
вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия
развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и
тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так
же отражается на личности ребенка.
8
Список литературы
1. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск,
1983.
2. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Семейные праздники: рецепт успеха. - Ярославль,
2006.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для
студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Академия,
2000.
4. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Изд-во Мысль, 1987.
5. Шмаков С.А. Досуговая педагогика. - Екатеринбург, 2004.
6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
9