Автор: Абутьева Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ "ДО "Нурлатская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Нурлат РТ
Наименование материала: Сценарий литературно-музыкального монтажа
Тема: "Детям блокадного Ленинграда посвящается..."
Раздел: дополнительное образование
Сценарий
литературно-музыкального монтажа
посвящённого детям блокадного Ленинграда
На сцену выходят дети блокадного Ленинграда…
Звучит фонограмма песни «Утомленные солнцем»
1.Мальчик-шахматист
22 июня 1941 г. Всю ночь мне не давало спать какое-то жужжанье за
окном. Когда наконец к утру оно немного затихло, поднялась заря. Сейчас в
Ленинграде стоят лунные, светлые, короткие ночи. Но когда я взглянул
в окно, я увидел, что по небу ходят несколько прожекторов…. Все-таки я
заснул…. Проснулся я в одиннадцатом часу дня, вернее, утра. Наскоро
оделся, умылся, поел и пошел в сад Дворца пионеров. (...)
Выйдя на улицу, я заметил что-то особенное. У ворот нашего дома я
увидел дворника с противогазом и красной повязкой на руке. У всех
подворотен было то же самое. Милиционеры были с противогазами, и даже
на всех перекрестках говорило радио. Что-то такое подсказывало мне, что по
городу введено угрожающее положение.
Придя во Дворец, я застал только двоих шахматистов. (...) Расставляя
шахматы на доске, я услышал что-то новое, обернувшись, я заметил кучку
ребят, столпившихся вокруг одного небольшого парнишки. Я прислушался
и... замер...
(голос Левитана)
1 девочка
22 июня 1941 года. В 12 часов дня объявили, что началась война. По
радио выступал товарищ Молотов с речью…
(звучит речь Молотова)
Мама плакала… а я улыбалась. (...)
Весь день 22-го прошёл в хлопотах: бегали с Вовой и мамой по
магазинам и в сберкассу. (...)
Днём побежала в художественную школу к Петру Павловичу Казакову.
Рисунков я не взяла, и шла так, поделиться впечатлениями.
Пётр Павлович был у себя в новом кабинете. Я нерешительно постояла
перед дверью и вошла. Он поздоровался и спросил: «Ты работы принесла
или так побеседовать?» Я сказала, что «так». «А я вот работы собираю,
думаю, на фронт идти придётся».
Мы поговорили, так… о войне, о том, что немцы взяли.. сколько сбили
самолётов, Пётр Павлович собрал работы, мольберт, и мы вышли. На улице
было ветрено, но тепло. Шли молча, мне хотелось спросить какой он лётчик,
но не решилась. Вместе дошли до угла Среднего, Пётр Павлович пожал мне
руку, попрощались и... он ушел, а я пошла домой. (...)
2 мальчик
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
3 мальчик
8 сентября.
Началось самое жуткое.
Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе
поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... 12
«юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные
разрывы, но стекла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были
чрезвычайно большой силы. Я с Ирой бросился вниз. Взрывы не
прекращались. Я побежал обратно к себе. Откуда-то прибежала мама,
прорвалась по улице. Скоро дали отбой. Результат фашистской бомбежки
оказался весьма плачевный. Полнеба было в дыму. Бомбили гавань,
Кировский завод… Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось
море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым… дым проникает всюду, и даже
здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него.
Это была первая настоящая бомбежка нашего города… Ленинград.
Сейчас настанет ночь, ночь с 8 на 9 сентября. Что эта ночь принесет?...
2 девочка
9 сентября 1941 года.
Вчера ленинградцы получили боевое крещение. Тревога началась в 7 ч.
вечера. Я, как обычно, пошла считать людей, вдруг воздух задрожал,
раздалась стрельба из зениток, слышались разрывы бомб вдалеке, в воздухе
появились немецкие самолеты. Меня стрельба застала на лестнице, ведущей
к бомбоубежищу. Я не могу определить, а тем более написать, какие чувства
овладели мной. Знаю только, что ноги и руки дрожали, а сама я старалась не
бояться. (...) Тревога длилась часа полтора. Вначале самолеты летели, и был
бой прямо над нашей улицей, нашим двором. Все небо было усеяно мелкими
белыми облачками от взрывов зенитных снарядов. Затем бой удалился от
нас, выстрелы стали слабее, а издалека, со стороны Невского, но гораздо
дальше, стали видны два огромных столба дыма. Дым поднимался кверху,
расходился тучей, и скоро все небо покрылось темным облаком с краями,
розовеющим от вечернего солнца. Чем-то роковым казалась эта туча…
3 девочка
Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде-
нас-детей оставалось четыреста тысяч детей — от младенцев до школьников.
Детским чутьём мы понимали, что в наши дом пришла большая беда. Нас
хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов и
бомбёжек.
Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые
тяжёлые дни. Это было невероятно трудно из-за бомбёжек, морозов и голода.
Во время налётов ученики перебирались в бомбоубежища.
В городе не работала канализация и водопровод, не было света. За водой
приходилось ходить с вёдрами на Неву…
4 девочка
В метельной ночи Ленинграда
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется, а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Везут — и за вымершим садом
Их след исчезает в cнегу,
А небо трясет канонада—
На месть и на гибель врагу.
5 девочка
10 ноября
…сегодня – последний день декады. Завтра – будет свой сахар, хлеб... и
хлеб!! Через ночь...
У нас не выкуплено на эту декаду 400 г крупы, 615 г масла, 100 г муки...
а этих продуктов нигде нет. Где они выдаются, возникают огромные очереди,
сотни и сотни людей на улице, на морозе, а привозят (...) чего-нибудь в этом
роде человек на 80-100. А люди стоят, мерзнут и ни с чем уходят. Люди
встают в 4 часа утра, стоят до 9 вечера по магазинам и ничего не достают. И
больно, а ничем не поможешь… Сейчас тревога…. Она уже длится часа
два… Нужда, голод заставляют идти в магазины, на мороз, в длинную
очередь, в людскую давку... Провести так недели, а затем уже никаких
желаний не останется у тебя. Останется тупое, холодное безразличие ко
всему происходящему. Недоедаешь, недосыпаешь, холодаешь…
4 мальчик
29 ноября 1941 года
Это случилось 16-го. Прошло уже много дней, так что воспоминание не
очень ярко. В наш дом, во двор, попала фугасная бомба. Упала она удачно –
только одна жертва. У нас вылетели стекла и рамы. Был большой переполох,
немножко страшно. Сейчас вспоминаю обо всем уже спокойно. В те дни
меня брало раздумье: жили люди, имели свои важные дела, много дел, а вот
упала бомба – и все собрались, и копошатся, и починяют свои жилища,
позабыв обо всем другом, и дом шумит, словно муравейник.
Настали тяжелые дни – дни тоски, апатии и физического страдания.
Жаль, что нет школы – нет цели, занятия. Все пусто и тяжело.
5 мальчик
5 декабря.
Мама права, надо верить всегда в лучшее. Сейчас надо верить, что мы
эвакуируемся. Так должно быть. И будет. Хотя мама еле ходит – она
поправится, хотя Ира жалуется на боли в левом боку – пройдет. Хотя я и
мама не обуты, у нас нет валенок и теплых вещей – мы вырвемся из этого
голодного плена – Ленинграда. Но сейчас уже вечер, идет тревога, бьют
зенитки, рвутся бомбы... Разыгрывается жутчайшая лотерея, где выигрыш
для человека – жизнь, а проигрыш – смерть. Такова жизнь…Голод…
Жестокий голод!
1 мальчик-шахматист
12 декабря
5 часов вечера, а мамы нет. Значит, это что-то плохое. Либо дело с
карточкой всплыло, маму, быть может, даже задержали в бюро, либо с мамой
произошел какой-нибудь несчастный случай, быть может, она сейчас уже
в больнице или даже морге...
А все это из-за карточки. И почему мама взяла эту карточку? Из-за меня,
из-за моего голодного вида. Это я толкнул ее на преступление, я виновник
будущей нищенской жизни мамы и сестрёнки, не говоря уж о зле,
причиненном самому себе. Я виновник всего этого! Я пойду добровольцем в
ополчение и хоть на фронте сделаю доброе дело, погибнув за родину.
1 девочка
3 января. Чуть ли не последняя запись в дневнике. Боюсь, что и она-то...
и дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней
странице написать слово «конец». Уже кто-нибудь другой запишет его
словами «смерть». А я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать!
Я теперь каждую ночную тревогу уношу с собой дневник. Папа,
вероятно, догадывается о содержании моего «свертка в газете». Однажды он
сказал мне: «Ты сожги свой дневничок, а то придет немец, прочитает»... Я
ответила что-то несвязное… Теперь часто действительно раздумываю над
этими его словами. В самом деле – что делать? Жечь? – быть может,
придется и сжечь, а жалко, очень жалко, ведь скоро будет уже два года. (..
2 мальчик
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий нас
пришло тысячи. В 12-15 лет мы становились станочниками и сборщиками,
выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.
Чтобы мы могли работать за станками и сборочными верстаками, для нас
изготавливали деревянные подставки.
Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался
голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба
были самыми низкими. По карточкам нам выдавали 125 грамм хлеба,
изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% — муки.
Тысячи детей умирали от голода
2 девочка
С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень
страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда
впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка.
Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и
нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и
мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.
3 девочка
Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.
И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…
3 мальчик
Голод – одно из страшных физических страданий. Как и другие
физические страдания, его нельзя передать полностью на словах или в
письме - его надо испытать. Это страшное чувство: хочется есть.
Хочется есть что-нибудь – хлеб, картошку, дуранду, мясо, сахар, шоколад –
лишь бы есть, лишь бы побольше. Остальные чувства и мысли
притупляются, думаешь о еде, о прошлой еде, о будущих счастливых
временах. В будущем ставишь себе первую проблему – насытиться;
представляешь, как устроишь жизнь...
Утром каша, обязательно вкусная, горячая каша с маслом. Потом чай
или какао, хлеб, булка, сахар, всего много, всего в избытке... Смешно, но об
этом думаешь часто, очень часто. Кажется странным, как можно было
раньше так мало есть, как можно было уделять так мало внимания питанию
4 девочка
13 января 1942 года. Подошел и прошел Новый год. Мы его немножко
встретили да около 12 и уснули. Сначала мне очень хотелось отпраздновать
сам момент Нового года, я спорила, плакала, а потом – ничего. Пусть весь
год я буду спать так же сладко.
Сейчас очень, очень тяжелое положение в городе. На Новый год, на
январь возлагались такие надежды. А на деле – никаких улучшений. Хлеба
все те же 200 г, продукты вот только сегодня стали давать за 1-ю декаду.
Люди мрут, как мухи. Блокада все еще не прорвана.
Я начинаю понимать многие новые вещи. Я лучше узнала Папу, Маму,
их хорошие и плохие черты, лучше узнала и себя. (...)
Только бы пережить! Когда же все это кончится?
4 мальчик
28 февраля 1942 года. Сегодня мне исполнилось 15 лет. Как не похож
этот мой день рождения на то, что я ждал, о чем мечтал. Много писать не
буду – нет сил и желания, всего не описать, да и просто все это я и так буду
помнить всю жизнь.
18-го умер Папа. О, как просто все это случилось. Болела Мама, Папа
жил на Почтамте, был в стационаре и немножко подправился, потом вдруг
заболел, ничего не ел, стал чахнуть и... около часа дня 18-го умер... Мы
сделали все, что могли, но было уже поздно. Врач говорит, что Папа был
обречен, что третья степень истощения уже неизлечима…
Не думал я, что четырнадцати лет останусь без отца.
5 девочка
Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я
отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги
не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные
для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты,
разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками,
детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.
Я рисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведет…
Здесь деревья…,там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах…
6 девочка-маленькая
«Мне было 5 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. На Урал нас
везли в товарных поездах вместе со скотом. Когда наш эшелон разбомбили,
мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых
отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь —
расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая
кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и
пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя».
1 девочка
Кто-то родом из детства… Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
2 девочка
Я была ленинградской школьницей, вашей ровесницей. 900 дней и ночей
город на Неве был оторван от Большой земли — он находился в блокаде. На
жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания
был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок,
но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250
граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов. То есть ребёнок
получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125
граммов) — это была суточная норма.
3 девочка
Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
(дети по очереди делают шаг вперёд и читают слова)
- Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне
улыбались и говорили: «Спасибо!»
- А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое
платье я бы сшила своей мамочке!
- У меня была мечта – стать врачом. Детским. Я, был бы очень добрый,
как доктор Айболит!
- Я мечтала стать геологом, потом решила стать поваром. Чтобы никогда
больше не голодать.
- А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила,
что у меня талант…
-Мне хотелось путешествовать и открывать новые острова…это же так
здорово увидеть, как живут люди на другом конце света…живут…
4 девочка
Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…
(Звучит песня «Дети всей земли»)