Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Установление контакта с ребенком, пережившим травмирующее событие
Раздел: полное образование
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ, ПЕРЕЖИВШИМ
ТРАВМИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ
Основная идея: травмированный ребенок не может положиться на себя,
на свое окружение; нарушена связь с окружающим миром, любая связь
воспринимается ребенком, как опасность для самого себя (защитные реакции
от разочарования).
В результате работы ребенок должен ощутить, что его приняли таким,
какой он есть. Специалисту необходимо оценить, какая дистанция ребенку
необходима (по реакции тела ребенка, с помощью которой он говорит
«стоп»).
Важна
надежность
педагога
(ребенок
может
на
педагога
положиться: слово, данное ребенку, необходимо выполнять).
Важно сохранять контакт глаз: существует негласное правило в
общении: кто слушает - тот больше смотрит, кто рассказывает - больше
отвлекается от контакта глаз, переводя взгляд от собеседника.
Необходимо соблюдение «высотного равенства».
Определение комфортной дистанции (соблюдение границ – расстояние
вытянутой руки сохраняется в близких отношениях; если в отношении
ребенка применено физическое насилие - нарушение границ, необходимо
выбрать оптимальную дистанцию – либо ближе, либо дальше, - следить за
сигналами ребенка).
Важно замечать сигналы ребенка: расстроен, испытывает страх
(отразить чувства, но без углубления в коррекцию состояния).
Необходимо присоединение по темпу и громкости речи, движениям.
Но если ребенок кричит – перейти на шепот.
Действительно очень сложно общаться с людьми, которые пережили
сильное эмоциональное потрясение. Вступая в контакт с пострадавшим,
первое, что необходимо сделать, это дать понять ребенку, что вы здесь,
чтобы помочь: «Моя работа помогать детям, защищать их от опасности».
Наряду
с
приемами
активного
слушания,
которые
следует
по
возможности использовать при общении с пострадавшими детьми, можно
назвать следующие общие принципы общения с пострадавшими.
Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время
аварийно-спасательных работ:
Не
должно
быть
сложных
предложений,
сложно
построенных
словесных оборотов в речи, например: "Извини, пожалуйста, …., не могли бы
ты…", т.к. пострадавшему трудно будет уследить за ходом ваших мыслей.
При работе в зоне чрезвычайных ситуаций необходимо давать
короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы "не". Не
давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить (даже если вы
обещаете из хороших побуждений, например, чтобы успокоить ребенка),
потому что в случае не выполнения их, ребенок вряд ли вам поверит во
второй раз, а контакт, состоявшийся между вами ранее - скорее всего, будет
разрушен.
Запрет на фразу: "Все будет хорошо"! связан именно с невыполнимым
обещанием. Вы не можете знать, когда у ребенка все будет хорошо и будет
ли вообще (в случае смерти родителей или потери крова). Говоря такие
фразы, вы берёте ответственность за результат на себя, а когда результат не
соответствует вашим прогнозом, а вам уже поверили, то возможно
возникновение у пострадавших острых стрессовых реакций, наиболее
распространенная - это агрессия.
Общаясь с пострадавшими детьми необходимо говорить правду,
однако, подавая информацию надо помнить следующее. Информация должна
быть: дозированная, актуальная, достоверная;
Специалистам, работающим с пострадавшими детьми, необходимо
также контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в
речи (тембр, громкость голоса, интонация) и в мимике и жестикуляции.
Голос не должен отражать неуверенность и сомнение. Речь должна быть
чёткой (не рубленная по слогам), с уверенной интонацией. Рекомендуется
строить ее в побудительном наклонении и с элементами внушения: "Я с
тобой, помощь пришла!", "Слушай меня!", "Встань…", "Выпей воды…"
Общаясь с пострадавшими детьми, важно помнить о выражении своего
лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать, что Вы
сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения
в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к.
такие эмоции "очень заразны" и могут привести к массовой агрессии или
панике.