Напоминание

Установление контакта с ребенком, пережившим травмирующее событие


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Установление контакта с ребенком, пережившим травмирующее событие
Раздел: полное образование





Назад




УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ, ПЕРЕЖИВШИМ

ТРАВМИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ

Основная идея: травмированный ребенок не может положиться на себя,

на свое окружение; нарушена связь с окружающим миром, любая связь

воспринимается ребенком, как опасность для самого себя (защитные реакции

от разочарования).

В результате работы ребенок должен ощутить, что его приняли таким,

какой он есть. Специалисту необходимо оценить, какая дистанция ребенку

необходима (по реакции тела ребенка, с помощью которой он говорит

«стоп»).

Важна

надежность

педагога

(ребенок

может

на

педагога

положиться: слово, данное ребенку, необходимо выполнять).

Важно сохранять контакт глаз: существует негласное правило в

общении: кто слушает - тот больше смотрит, кто рассказывает - больше

отвлекается от контакта глаз, переводя взгляд от собеседника.

Необходимо соблюдение «высотного равенства».

Определение комфортной дистанции (соблюдение границ – расстояние

вытянутой руки сохраняется в близких отношениях; если в отношении

ребенка применено физическое насилие - нарушение границ, необходимо

выбрать оптимальную дистанцию – либо ближе, либо дальше, - следить за

сигналами ребенка).

Важно замечать сигналы ребенка: расстроен, испытывает страх

(отразить чувства, но без углубления в коррекцию состояния).

Необходимо присоединение по темпу и громкости речи, движениям.

Но если ребенок кричит – перейти на шепот.

Действительно очень сложно общаться с людьми, которые пережили

сильное эмоциональное потрясение. Вступая в контакт с пострадавшим,

первое, что необходимо сделать, это дать понять ребенку, что вы здесь,

чтобы помочь: «Моя работа помогать детям, защищать их от опасности».

Наряду

с

приемами

активного

слушания,

которые

следует

по

возможности использовать при общении с пострадавшими детьми, можно

назвать следующие общие принципы общения с пострадавшими.

Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время

аварийно-спасательных работ:

Не

должно

быть

сложных

предложений,

сложно

построенных

словесных оборотов в речи, например: "Извини, пожалуйста, …., не могли бы

ты…", т.к. пострадавшему трудно будет уследить за ходом ваших мыслей.

При работе в зоне чрезвычайных ситуаций необходимо давать

короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы "не". Не

давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить (даже если вы

обещаете из хороших побуждений, например, чтобы успокоить ребенка),

потому что в случае не выполнения их, ребенок вряд ли вам поверит во

второй раз, а контакт, состоявшийся между вами ранее - скорее всего, будет

разрушен.

Запрет на фразу: "Все будет хорошо"! связан именно с невыполнимым

обещанием. Вы не можете знать, когда у ребенка все будет хорошо и будет

ли вообще (в случае смерти родителей или потери крова). Говоря такие

фразы, вы берёте ответственность за результат на себя, а когда результат не

соответствует вашим прогнозом, а вам уже поверили, то возможно

возникновение у пострадавших острых стрессовых реакций, наиболее

распространенная - это агрессия.

Общаясь с пострадавшими детьми необходимо говорить правду,

однако, подавая информацию надо помнить следующее. Информация должна

быть: дозированная, актуальная, достоверная;

Специалистам, работающим с пострадавшими детьми, необходимо

также контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в

речи (тембр, громкость голоса, интонация) и в мимике и жестикуляции.

Голос не должен отражать неуверенность и сомнение. Речь должна быть

чёткой (не рубленная по слогам), с уверенной интонацией. Рекомендуется

строить ее в побудительном наклонении и с элементами внушения: "Я с

тобой, помощь пришла!", "Слушай меня!", "Встань…", "Выпей воды…"

Общаясь с пострадавшими детьми, важно помнить о выражении своего

лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать, что Вы

сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения

в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к.

такие эмоции "очень заразны" и могут привести к массовой агрессии или

панике.



В раздел образования