Автор: Чиркова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №210" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: игра-занятие
Тема: "Обобщающая беседа об осени"
Раздел: дошкольное образование
«Обобщающая беседа об осени»
(игра – занятие)
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени: постепенно дни
становятся короче, холоднее, часто идут дожди, в конце осени – ноябре –
устанавливается постоянный снежный покров. Все живое готовится к зиме:
растения, животные – звери, птицы, насекомые, рыбы, лягушки и т. д. Люди
убирают урожай, заготавливают овощи, фрукты, утепляют дом, готовят
теплую одежду.
Предварительная работа:
1. Составление рассказов об осени.
2. Разделиться на команды, придумать название команд, приготовить
эмблемы, пригласить жюри. Разделить детей на 3 команды и назвать их
«Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». На эмблемах изображены веточки с
зелеными листьями, с желтыми листьями, с красными листьями.
3. Рассмотреть репродукции картин художников.
Оборудование: страницы календаря трех осенних месяцев, картинки с
изображением животных и растений, листья, плоды деревьев.
Организация: вся группа.
Ход игры – занятия:
- Сегодня у нас необычное занятие – игра КВН. Мы вспомним все об осени.
Называю название команд, капитанов, жюри, напоминаю о правилах игры.
Первое задание разминка.
- Каждая команда должна объяснить народное название своего месяца:
«Почему сентябрь называют ревун, хмурень; октябрь – грязник,
листопадник; ноябрь – полузимник?»
Подвести итог первого задания – разминки.
Второе задание.
- Посмотрите на свою страницу и расскажите, какая была погода?
- Выбрать лучший рассказ.
- Вопрос для всех команд: кто быстрее и точнее ответит: «Почему от начала к
концу осени становилось холоднее? (солнце поздно всходит, рано заходит,
плохо греет, его постоянно закрывают облака, тучи)
Музыкальная пауза.
Песня «Осень» муз. И. Фроловой.
Третье задание.
- Посмотрите на страницу календаря и расскажите, какие изменения
происходили с деревьями, кустарниками, с травой.
- Волшебница осень раскрасила листья деревьев в разные цвета.
Найдите листья березы, клена, тополя.
Вопрос для всех команд:
- Хорошо или плохо, что деревья и кустарники сбросили листья? (хорошо,
иначе на засохших листьях после снегопада задерживался бы снег, ветки под
его тяжестью обламывались)
Подвести итог этого задания.
Четвертое задание.
- После листопада на многих деревьях хорошо видны плоды. Поиграем в
игру «С какой ветки детки?» Каждая команда получает три картинки с
изображениями деревьев – березы, клена, рябины и плоды одного из
деревьев.
Музыкальная пауза.
«Веселый хоровод» муз. М. Красев.
Пятое задание.
Отгадывание загадок.
- Какая из команд больше всего даст правильных ответов.
Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (ветер)
Надо мною, над тобою,
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (туча)
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (дождик)
Несу я урожаи
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я… (осень)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи (капуста)
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят (осень).
Подвести итог кто больше отгадал загадок.
Шестое задание.
- Каждая команда получит конверт, в нем три картинки с изображением
лесных животных. Нужно выбрать одно животное и рассказать о том, как оно
готовилось к зиме.
Вопрос для всех команд:
-Почему еж, медведь впадают в спячку?
Седьмое задание.
-К зиме готовились не только звери, птицы, насекомые, но и люди. А как?
(дети рассказывают)
Восьмое задание.
- Осень – красивое время года!
Поэты написали много стихов об осени. Прочтите стихотворение о своем
месяце.
Девятое задание.
-Многие взрослые и дети любят осень. Расскажите, за что вы любите свой
месяц.
Последнее задание.
- Вы хорошо рассказали об осени. На некоторые вопросы вам помог ответить
календарь. Сейчас надо кратко сказать, какой была осень в этом году.
Дети подбирают прилагательные для характеристики осени: золотая,
дождливая, теплая, богатая, хмурая, долгая и т. д.
Жюри подводит итоги игры. Кто-либо из членов жюри дает оценку
командам, отмечая полные, точные, оригинальные ответы детей.
После того как выявлен победитель, можно послушать песню об осени и в
танце изобразить осеннее дерево, листопад.