Автор: Тимофеева Анна Анатольевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №90"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока "Диалог времен А. Шнитке"
Раздел: среднее образование
Учебный предмет «Музыка»
8 класс
Тема урока: «Диалог времен в музыке А. Шнитке».
Музыкальный материал урока: А. Г. Шнитке «Симфония №1», «Concerto
Grosso», музыка из кинофильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
(фрагмент), «Сказка странствий» (фрагмент).
Презентация по теме урока: «Альфред Шнитке».
Тип урока: комбинированный (ознакомление с новым материалом, обобщение и
систематизация материала).
Цель урока: знакомство со стилевыми особенностями творчества А. Г. Шнитке.
Задачи урока
Образовательные:
- приобщить учащихся к творчеству современных композиторов;
- сформировать представление о жизни и творчестве А. Шнитке, о его музыке;
- проследить эволюцию творческого стиля;
-
закрепить
теоретические
определения
и
понятия
по
теме
«Современные
композиторские техники».
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыке современных композиторов;
- воспитание эстетического вкуса.
Развивающие:
-расширение кругозора учащихся;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие навыков работы с наглядно-дидактическим, тестовым материалом.
Теория
1.
Альфред Шнитке: творческий путь
Альфред Гарриевич Шнитке - советский и немецкий композитор, педагог и
музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
А. Шнитке
1934-1998
«Последний гений музыки XX
столетия» - именно так назвал Альфреда
Гарриевича Шнитке выдающийся кинорежиссер Александр Митт. Действительно,
Шнитке является одним из самых ярких представителей российского авангарда,
проявивший себя не только как композитор, но и как философ и теоретик в музыке.
Мировая слава пришла к композитору еще при жизни, но это был путь «через
тернии к звездам». Его музыкальные произведения – это рассказы: о драматических
конфликтах эпохи, о вечных темах добра и зла, жизни и смерти. Его музыка живет
одновременно во всех эпохах, объединяя прошлое и настоящее.
Музыка первой симфонии композитора Шнитке, премьера которой состоялась в
1974 г., создана для большого симфонического оркестра, она представляет собой одно
из главных достижений А. Шнитке.
Композитор обратился в симфонии к разным стилевым моделям: традиционным
песенным жанрам, маршу для духового оркестра, танго, вальсу Штрауса, фрагментам
первого концерта Чайковского, пятой симфонии Бетховена, рок-музыки, эстрадному
шлягеру. В музыке отразилось немыслимое переплетение того разнородного, что
именуется XX веком.
Вторая часть симфонии №1 содержит обширную джазовую импровизацию.
Шнитке использует традиции инструментального театра: в начале произведения
музыканты вбегают на сцену, во второй части — импровизация для солирующих
скрипки и фортепиано, в финале — музыканты постепенно уходят со сцены под
звучащую музыку (так же, как это задумано и в «Прощальной симфонии» Йосефа
Гайдна – композитора 18 века), а потом быстро возвращаются под звон колоколов.
Симфония содержит партии инструментов, играющих за сценой.
В симфонии А. Шнитке отразилась картина нашей современной культуры, в
которой перемешалось высокое и низкое, сложное и простое.
Его собственное творчество также является подтверждением этой открытости
современной музыки различным временам, идеям и стилям. Именно Шнитке
принадлежит введение понятия «полистилистика», означающего одновременное
пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далеким
эпохам. Причем в музыке этого композитора нередко бывает так, что идеи,
воплощенные в современных техниках, связаны с образцами сумрачными и
неопределенными, а «прорывы» в иные стилевые сферы (например, связанные с
музыкой Баха или Генделя) подобны светлым вспышкам, озаряющим все вокруг. Это
особенно ощутимо в произведении А. Шнитке «Concerto grosso».
2.
Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного
оркестра (1976 - 1977)
Concerto grosso (итал. concerto grosso - «большой концерт») – инструментальный
жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и
противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и
группы солистов (итал. concertino, «кончертино»).
А. Шнитке обращался к жанру concerto grosso трижды. И хотя эти произведения
были написаны в разные годы и имеют разные художественные задачи, они обладают
общими чертами, характерными именно для этого жанра, а именно:
контраст тутти и соло;
построение формы по типу рондо – чередующиеся контрастные эпизоды с
одним из них повторяемым (рефреном);
чередование темпов частей – быстро/медленно;
стилизация некоторых барочных тем, которые создают впечатление квазицитат;
полистилистика – новое, что внес композитор ХХ века: сочетание разных
современных стилей и композиторских техник в едином звуковом коллаже.
Стилистические пласты:
Первый – «авторская музыка» (использование современных композиторских
техник).
Второй пласт – музыка прошлого – это цитаты, квазицитаты и аллюзии (в
основном музыка барокко и классицизма).
Третий пласт – музыка быта или сфера банального – «шлягерность».
Идея произведения: победа духовного, гуманистического начала над банальным
и злым. Главные персонажи – темы, а также стили. Линия драматического развития
строится на взаимодействии этих элементов друг с другом.
Прелюдия. Сам композитор назвал эту тему «темой часов»: символ Времени,
объединяющего разные эпохи и стили. Вся прелюдия строится на эхо-образном
повторении секундовых и терцовых интонаций, написанных в зеркале по отношению
друг к другу (интервал в восходящем движении отражает нисходящий интервал).
Токката.
Начальная тема - мир барокко (аллюзия на тему Вивальди). В
соревнование с ней вступают жалобная песенка, додекафонный эпизод, «вредный»
вальсочек.
Речитатив
и
Каденция
–
объединяются
в
одно
целое.
Речитатив
–
напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-таки
попал... А вокруг хаос. Это выражено в противопоставлении солирующих скрипок и
всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до кульминации – начинается
Каденция. Затем наступает просветление: автоцитата из мультфильма «Бабочка».
Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом
деле эта тема вобрала в себя многовековый опыт барочной музыки, но одновременно
она принадлежит нашему времени. Тема a la Вивальди - рефрен, чередующийся с
противоположными по стилям и по смыслу темами. Во втором эпизоде звучит танго,
создающее
стилистический
шок:
«высокому
искусству»
барочной
темы
противопоставляется «музычка».
Постлюдия: воспоминание от «странного» путешествия.
Concerto grosso является ярким примером стиля композитора: использования
современных композиторских техник, направлений и конечно же полистилистики. Как
говорил сам А.Г. Шнитке: «моя задача – закрепить весь этот стилистический
калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности».
Музыкальный материал «Concerto Grosso» использован композитором в работе
над кинофильмами. Например, танго прозвучало в фильме «Агония», главные темы
прелюдии и рондо – «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», заключительные такты
каденции — в мультфильме «Бабочка», в третьей части — тема из фильма
«Восхождение».
Произведение «Concerto Grosso» было использовано как часть музыкального
оформления церемонии открытия ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
3.
Заключение
Почему же композиторы наших дней, освоившие самую сложную технику письма, по-
прежнему обращаются к «старой» музыке, созданной великими мастерами прошлого?
Ведь ясно, что писать так, как писали в прежние века, уже невозможно: у каждой
эпохи своя судьба, свои идеи, свой язык… И все же, когда в самой сложной партитуре,
посреди острых, диссонантных звучаний, мы слышим вдруг чистый голос Моцарта
или Шуберта, нас охватывает ностальгическое чувство по тому прекрасному миру
гармонии, который был когда-то и который мы утратили навсегда. Ведь хорошая
музыка всегда честна: она показывает нам мир таким, какой он есть.
Однако и Бах, и Моцарт, и Глинка, и Чайковский, и многие другие композиторы, чья
музыка входит в ткань современных произведений, сами становятся иными. Их
творчество как особый мир со своими темами, с проблемами, эмоциями отступает,
уходит в тень, сохраняя лишь ту свою сущность, которую мы воспринимаем как
чистый и светлый знак прошлого. Но это прошлое совсем не безучастно, оно не
просто дразнит нас недосягаемостью своей красоты, оно словно сострадает нам,
утратившим связь времен, ищущим пути ее восстановления.
И может быть, в этой сегодняшней тоске по прошлому, в непреходящей ценности
чистых и светлых звучаний «старой» музыки есть залог будущего воссоединения
традиций, когда высокое и милосердное начало вернется в мир людей и осенит своим
прикосновением лучшие творения человеческого духа.
Но не только великие композиторы прошлого продолжают поддерживать и
одухотворять
музыкальные
произведения
современности,
не
только
мировая
литература со всем ее жанровым и образным богатством находит воплощение в
современной музыке. Влияние этих источников огромно, неиссякаемо и, наверное,
еще не раз станет импульсом для великих музыкальных открытий.