Напоминание

Конспект урока "Диалог времен А. Шнитке"


Автор: Тимофеева Анна Анатольевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №90"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока "Диалог времен А. Шнитке"
Раздел: среднее образование





Назад




Учебный предмет «Музыка»

8 класс

Тема урока: «Диалог времен в музыке А. Шнитке».

Музыкальный материал урока: А. Г. Шнитке «Симфония №1», «Concerto

Grosso», музыка из кинофильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

(фрагмент), «Сказка странствий» (фрагмент).

Презентация по теме урока: «Альфред Шнитке».

Тип урока: комбинированный (ознакомление с новым материалом, обобщение и

систематизация материала).

Цель урока: знакомство со стилевыми особенностями творчества А. Г. Шнитке.

Задачи урока

Образовательные:

- приобщить учащихся к творчеству современных композиторов;

- сформировать представление о жизни и творчестве А. Шнитке, о его музыке;

- проследить эволюцию творческого стиля;

-

закрепить

теоретические

определения

и

понятия

по

теме

«Современные

композиторские техники».

Воспитательные:

- воспитание интереса и любви к музыке современных композиторов;

- воспитание эстетического вкуса.

Развивающие:

-расширение кругозора учащихся;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие навыков работы с наглядно-дидактическим, тестовым материалом.

Теория

1.

Альфред Шнитке: творческий путь

Альфред Гарриевич Шнитке - советский и немецкий композитор, педагог и

музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

А. Шнитке

1934-1998

«Последний гений музыки XX

столетия» - именно так назвал Альфреда

Гарриевича Шнитке выдающийся кинорежиссер Александр Митт. Действительно,

Шнитке является одним из самых ярких представителей российского авангарда,

проявивший себя не только как композитор, но и как философ и теоретик в музыке.

Мировая слава пришла к композитору еще при жизни, но это был путь «через

тернии к звездам». Его музыкальные произведения – это рассказы: о драматических

конфликтах эпохи, о вечных темах добра и зла, жизни и смерти. Его музыка живет

одновременно во всех эпохах, объединяя прошлое и настоящее.

Музыка первой симфонии композитора Шнитке, премьера которой состоялась в

1974 г., создана для большого симфонического оркестра, она представляет собой одно

из главных достижений А. Шнитке.

Композитор обратился в симфонии к разным стилевым моделям: традиционным

песенным жанрам, маршу для духового оркестра, танго, вальсу Штрауса, фрагментам

первого концерта Чайковского, пятой симфонии Бетховена, рок-музыки, эстрадному

шлягеру. В музыке отразилось немыслимое переплетение того разнородного, что

именуется XX веком.

Вторая часть симфонии №1 содержит обширную джазовую импровизацию.

Шнитке использует традиции инструментального театра: в начале произведения

музыканты вбегают на сцену, во второй части — импровизация для солирующих

скрипки и фортепиано, в финале — музыканты постепенно уходят со сцены под

звучащую музыку (так же, как это задумано и в «Прощальной симфонии» Йосефа

Гайдна – композитора 18 века), а потом быстро возвращаются под звон колоколов.

Симфония содержит партии инструментов, играющих за сценой.

В симфонии А. Шнитке отразилась картина нашей современной культуры, в

которой перемешалось высокое и низкое, сложное и простое.

Его собственное творчество также является подтверждением этой открытости

современной музыки различным временам, идеям и стилям. Именно Шнитке

принадлежит введение понятия «полистилистика», означающего одновременное

пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далеким

эпохам. Причем в музыке этого композитора нередко бывает так, что идеи,

воплощенные в современных техниках, связаны с образцами сумрачными и

неопределенными, а «прорывы» в иные стилевые сферы (например, связанные с

музыкой Баха или Генделя) подобны светлым вспышкам, озаряющим все вокруг. Это

особенно ощутимо в произведении А. Шнитке «Concerto grosso».

2.

Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнного

оркестра (1976 - 1977)

Concerto grosso (итал. concerto grosso - «большой концерт») – инструментальный

жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и

противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и

группы солистов (итал. concertino, «кончертино»).

А. Шнитке обращался к жанру concerto grosso трижды. И хотя эти произведения

были написаны в разные годы и имеют разные художественные задачи, они обладают

общими чертами, характерными именно для этого жанра, а именно:

контраст тутти и соло;

построение формы по типу рондо – чередующиеся контрастные эпизоды с

одним из них повторяемым (рефреном);

чередование темпов частей – быстро/медленно;

стилизация некоторых барочных тем, которые создают впечатление квазицитат;

полистилистика – новое, что внес композитор ХХ века: сочетание разных

современных стилей и композиторских техник в едином звуковом коллаже.

Стилистические пласты:

Первый – «авторская музыка» (использование современных композиторских

техник).

Второй пласт – музыка прошлого – это цитаты, квазицитаты и аллюзии (в

основном музыка барокко и классицизма).

Третий пласт – музыка быта или сфера банального – «шлягерность».

Идея произведения: победа духовного, гуманистического начала над банальным

и злым. Главные персонажи – темы, а также стили. Линия драматического развития

строится на взаимодействии этих элементов друг с другом.

Прелюдия. Сам композитор назвал эту тему «темой часов»: символ Времени,

объединяющего разные эпохи и стили. Вся прелюдия строится на эхо-образном

повторении секундовых и терцовых интонаций, написанных в зеркале по отношению

друг к другу (интервал в восходящем движении отражает нисходящий интервал).

Токката.

Начальная тема - мир барокко (аллюзия на тему Вивальди). В

соревнование с ней вступают жалобная песенка, додекафонный эпизод, «вредный»

вальсочек.

Речитатив

и

Каденция

объединяются

в

одно

целое.

Речитатив

напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-таки

попал... А вокруг хаос. Это выражено в противопоставлении солирующих скрипок и

всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до кульминации – начинается

Каденция. Затем наступает просветление: автоцитата из мультфильма «Бабочка».

Рондо. На первый взгляд тема рондо может показаться цитатой. Но на самом

деле эта тема вобрала в себя многовековый опыт барочной музыки, но одновременно

она принадлежит нашему времени. Тема a la Вивальди - рефрен, чередующийся с

противоположными по стилям и по смыслу темами. Во втором эпизоде звучит танго,

создающее

стилистический

шок:

«высокому

искусству»

барочной

темы

противопоставляется «музычка».

Постлюдия: воспоминание от «странного» путешествия.

Concerto grosso является ярким примером стиля композитора: использования

современных композиторских техник, направлений и конечно же полистилистики. Как

говорил сам А.Г. Шнитке: «моя задача – закрепить весь этот стилистический

калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности».

Музыкальный материал «Concerto Grosso» использован композитором в работе

над кинофильмами. Например, танго прозвучало в фильме «Агония», главные темы

прелюдии и рондо – «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», заключительные такты

каденции — в мультфильме «Бабочка», в третьей части — тема из фильма

«Восхождение».

Произведение «Concerto Grosso» было использовано как часть музыкального

оформления церемонии открытия ХХII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

3.

Заключение

Почему же композиторы наших дней, освоившие самую сложную технику письма, по-

прежнему обращаются к «старой» музыке, созданной великими мастерами прошлого?

Ведь ясно, что писать так, как писали в прежние века, уже невозможно: у каждой

эпохи своя судьба, свои идеи, свой язык… И все же, когда в самой сложной партитуре,

посреди острых, диссонантных звучаний, мы слышим вдруг чистый голос Моцарта

или Шуберта, нас охватывает ностальгическое чувство по тому прекрасному миру

гармонии, который был когда-то и который мы утратили навсегда. Ведь хорошая

музыка всегда честна: она показывает нам мир таким, какой он есть.

Однако и Бах, и Моцарт, и Глинка, и Чайковский, и многие другие композиторы, чья

музыка входит в ткань современных произведений, сами становятся иными. Их

творчество как особый мир со своими темами, с проблемами, эмоциями отступает,

уходит в тень, сохраняя лишь ту свою сущность, которую мы воспринимаем как

чистый и светлый знак прошлого. Но это прошлое совсем не безучастно, оно не

просто дразнит нас недосягаемостью своей красоты, оно словно сострадает нам,

утратившим связь времен, ищущим пути ее восстановления.

И может быть, в этой сегодняшней тоске по прошлому, в непреходящей ценности

чистых и светлых звучаний «старой» музыки есть залог будущего воссоединения

традиций, когда высокое и милосердное начало вернется в мир людей и осенит своим

прикосновением лучшие творения человеческого духа.

Но не только великие композиторы прошлого продолжают поддерживать и

одухотворять

музыкальные

произведения

современности,

не

только

мировая

литература со всем ее жанровым и образным богатством находит воплощение в

современной музыке. Влияние этих источников огромно, неиссякаемо и, наверное,

еще не раз станет импульсом для великих музыкальных открытий.



В раздел образования