Автор: Дмитриева Валентина Борисовна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: ГБП ОУ
Населённый пункт: город Кимры,Тверская область
Наименование материала: Лабораторная работа
Тема: Значение двигательной активности для здоровья человека
Раздел: среднее профессиональное
Раздел 1: Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни.
Лабораторная работа: Значение двигательной активности для здоровья человека
Цели: изучить основные показатели двигательной активности, измерить личные показатели
силы кисти, сердечно-дыхательную выносливость, работы ваших лёгких (объём выдыхаемого возду-
ха).
Оборудование:
- инструкция по выполнению работы;
- динамометр кистевой ДК-25 для определения силы кисти;
- пакфлеуметр (спирометр) для определения объёма выдыхаемого воздуха;
Теоретический материал:
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохране-
ния и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний. Поня-
тие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в
процессе своей жизнедеятельности.
Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обяза-
тельные условия здорового образа жизни.
Среди факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей и
подростков, двигательной активности принадлежит едва ли не первостепенная роль.
Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций цен-
тральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более
приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается
частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление.
Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается
выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление лег-
ких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо
приспосабливаться к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения
способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и
развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая ра-
ботоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.
Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармонич-
ному и полноценному развитию организма.
Люди, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют и другие преимущества перед мало-
подвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряже-
нию, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Установленного стандарта определения хорошей физической формы нет, однако специали-
сты пришли к общему мнению относительно оценки ее отдельных составляющих
Основные составляющие тренированности организма:
Сердечно-дыхательная выносливость
Мышечная сила и выносливость
Скоростные качества
Гибкость
Сердечно-дыхательная выносливость — способность выдерживать в течение длительно-
го времени физическую нагрузку умеренной интенсивности; показатель того, насколько эффек-
тивно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активно-
сти.
Работающая мышца потребляет кислород и вырабатывает углекислоту. Потребление орга-
низмом кислорода — главная составляющая тренированности. Физические упражнения (нагрузки)
увеличивают способность сердечно-сосудистой и дыхательной систем снабжать работающие
Раздел 1: Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни.
мышцы кислородом и забирать у них углекислоту.
Поскольку непрерывная нагрузка тренирует сердце, оно приобретает способность выбрасы-
вать с каждым сокращением больше крови, чем нетренированное. Чем интенсивнее упражнения и
чем дольше выполняет их человек, тем выше становятся функциональные способности его орга-
низма.
Существует два типа упражнений — аэробные (требующие кислорода) и анаэробные (не
требующие кислорода). Аэробными называют упражнения, использующие для длительного напря-
жения мышц энергию, для высвобождения которой нужен кислород. Анаэробными называют
упражнения, использующие для кратковременных вспышек мышечной активности энергию, запа-
сенную организмом.
Непрерывные интенсивные упражнения, продолжающиеся более 2 мин (бег, плавание на
большие дистанции, велосипедные и лыжные гонки), тренируют аэробную систему. В присут-
ствии кислорода мышцы эффективно вырабатывают энергию.
Такие нагрузки, как поднятие тяжестей, бег на короткие дистанции, волейбол, тренируют
анаэробную систему.
Мышечная сила и выносливость
Мышечная сила — сила, которую способна развить мышца при поднятии, перемещении
или толкании какого-либо предмета. Она нужна каждому хотя бы для того, чтобы выполнять про-
стейшие повседневные дела. Если силу не поддерживать, со временем все труднее будут даваться
даже самые простые формы физической активности (например, хождение пешком) и увеличится
риск бытовых травм. Даже чтобы поднять чемодан с пола и удержать его в руке, требуется мы-
шечная сила.
Мышечная выносливость означает способность человека в течение некоторого времени
поддерживать мышечное сокращение или повторно сокращать какую-нибудь группу мышц. При
помощи поочередных сгибаний и разгибаний туловища можно определить выносливость мышц
живота, а при помощи отжиманий — выносливость мышц плеч, груди и рук.
Средствами развития силы мышц служат различные силовые упражнения, среди которых
можно выделить упражнения с внешним сопротивлением, а также с преодолением веса собствен-
ного тела.
Упражнения с внешним сопротивлением — это упражнения с тяжестями, с партнером, с со-
противлением других предметов (резиновые амортизаторы, различные эспандеры и т. п.), с
преодолением сопротивления внешней среды (бег в гору, по песку, снегу, воде).
Упражнения с преодолением веса собственного тела — это гимнастические упражнения
(подъем переворотом, подтягивание на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на бру-
сьях, лазание по канату и др.), легкоатлетические прыжковые, упражнения в преодолении препят-
ствий на специальных тренировочных полосах.
Скоростные качества необходимы человеку для передвижения с максимальной скоро-
стью, при исполнении различных прыжков, связанных с перемещением тела, в единоборствах и
спортивных играх. Кроме высоких скоростных характеристик протекания нервных процессов для
них необходим еще и достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного
аппарата.
Основные средства развития быстроты — упражнения, требующие энергичных двигатель-
ных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Гибкость — это свойство опорно-двигательного аппарата человека по расширению преде-
лов движения отдельных звеньев организма. Развивают гибкость при помощи упражнений на рас-
тягивание мышц и связок.
Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных
движений: сгибаний-разгибаний, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения
можно выполнять самостоятельно или с партнером, с различными отягощениями или простейши-
ми тренировочными приспособлениями. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на
развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики дви-
гательной деятельности конкретного человека.
Раздел 1: Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни.
Подростки обычно отличаются очень хорошей гибкостью и выносливостью, а силу они на-
бирают с возрастом. Важно поддерживать и улучшать эти качества, чтобы сохранить их и в зрелые
годы.
К сожалению, сейчас большой бедой большинства подростков, юношей, девушек (да и
взрослых стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность. Эпоха научно-технической револю-
ции привела к уменьшению доли ручного труда за счет механизации и автоматизации трудовых
процессов. Развитие городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалато-
ры, движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели к широкому
распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии — понижению двигательной ак-
тивности.
Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все виды физиче-
ской активности: физкультура, спорт, туризм, физический труд. Регулярные занятия физкультурой
и спортом, ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки на работе, пешие прогулки, туризм
призваны компенсировать двигательное голодание. Случайные физические нагрузки не решают
дела, поскольку они, как правило, воздействуют на одну группу мышц. Укрепить физическую под-
готовленность, развиваться пропорционально и разносторонне позволяют только специально про-
думанные комплексные физические упражнения.
Однако, занимаясь физкультурой, участвуя в
спортивных играх и турпоходах, следует помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны
для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому разви-
тию. Чрезмерные физические нагрузки могут принести неокрепшему организму не меньший вред,
чем малоподвижный образ жизни
Задание№1
.
Прочитайте внимательно теоретический материал и ответьте на вопросы:
1. Что вы понимаете под двигательной активностью?
2. Какие физические качества надо иметь для обеспечения хорошего уровня здоровья? Ка-
ковы пути их формирования?
3. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств.
Задание№2
. Определите соответствие терминов и их определений цифрами.
№
Термин
№
Определение
1
Двигательная актив-
ность, физическая
культура и спорт
1
понижение двигательной активности
2
Мышечная сила
2
способность человека в течение некоторого времени поддер-
живать мышечное сокращение или повторно сокращать ка-
кую-нибудь группу мышц
3
Сердечно-дыхательная
выносливость
3
сила, которую способна развить мышца при поднятии, пере-
мещении или толкании какого-либо предмета
4
Гибкость
4
эффективные средства сохранения и укрепления здоровья,
гармоничного развития личности, профилактики заболева-
ний. Понятие «двигательная активность» включает в себя
сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе
своей жизнедеятельности.
5
Мышечная выносли-
вость
5
это свойство опорно-двигательного аппарата человека по
расширению пределов движения отдельных звеньев орга-
низма
6
Гиподинамия
6
способность выдерживать в течение длительного времени
физическую нагрузку умеренной интенсивности; показатель
того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают
организм кислородом при длительной физической активно-
сти.
Раздел 1: Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни.
Задание№3 Определите свою сердечно-дыхательную выносливость. Результаты проверьте
по таблице. Результат запишите в тетрадь.
Категория
Показатель работы сердца
в зависимости от числа сердечных сокращений в минуту
Очень
высо-
кий
высокий
средний
низкий
Очень низкий
Девушки
Меньше 82
82-90
92-96
98-102
Больше 102
Юноши
Меньше 72
72-76
78-82
84-88
Больше 88
Задание №4 Определите силу кисти с помощью ручного динамометра. Результаты проверь-
те по таблице и занесите в тетрадь
Категория
Показатель силы кисти
Очень
высо-
кий
высокий
средний
низкий
Девушки
Больше 20
12,5-15
7,5-10
До 5
Юноши
Больше 25
17,5-20
12.5-15
До 7,5
Задание№5 С помощью спирометра определите ваш объём выдыхаемого воздуха
. Свои пока-
затели определите по таблице.
Отличный показатель
Хороший показатель
Средний показатель
Низкий показатель
650-850
300-650
100-300
До 100
Результаты 3,4,5 заданий записываем в формате: (высокий, средний, низкий, очень
низкий)
Показатели
Ваш результат в цифрах
Ваш показатель
Показатель работы сердца
Показатель силы кисти
Объём выдыхаемого воздуха