Автор: Никифорова Анастасия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8
Населённый пункт: город Собинка, Владимирская область
Наименование материала: Психологический тренинг для родителей и педагогов групп раннего возраста
Тема: "Проблемы воспитания детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тренинг
для родителей и педагогов групп
.
раннего возраста
"
Проблемы воспитания детей раннего
"
возраста
Подготовила: Никифорова А.В.
педагог-психолог
МБДОУ детский сад № 8 «Росинка»
2020г.
Тренинг для родителей и педагогов групп
раннего возраста.
"Проблемы воспитания детей раннего
возраста"
Подготовила: Никифорова А.В.
педагог-психолог МБДОУ детский сад №8 «Росинка».
Цель: Содействовать формированию компетентности родителей и
педагогов в вопросах
развития, воспитания и обучения детей раннего
возраста.
Создание условий для обмена опытом.
Задачи:
Мотивационная компетенция: - способствовать становлению потребности
родителя в реализации воспитательной функции;
Технологическая компетенция: - содействовать активному и осознанному
овладению родителями умениями анализировать ситуации взаимодействия
взрослого с ребенком;
Коммуникативная компетенция: - способствовать обогащению
коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия
родителя и педагогов с ребенком раннего возраста
Материал: мешочек,
грецкие
орехи
(20шт.);
карточки
с
вариантами
невербальных высказываний к игре «соскучился...» для родителей, варианты
невербальных высказываний к игре «соскучился...» для педагогов, ножницы
по кол-ву участников, цветная бумага.
Продолжительность: 10-15 мин.
1.
Упражнение "Грецкий орех"
Педагог- психолог:
Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый
возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели,
обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты,
т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.
(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников,
родители их разбирают)
Педагог- психолог:
Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю
обратно на стол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.
(Участники тренинга выполняют задание.)
Педагог- психолог:
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер,
дефекты и т. д.)
На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых
нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности
дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые
"черточки". Нужно их только почувствовать и понять.
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и
предварительных
мероприятий,
проводимых
родителями
в
период
адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.
2. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при
взаимодействии с детьми раннего возраста»
Цель:
Дать
возможность
участникам
поразмышлять
над
проблемами,
волнующими
многих
родителей,
обращающихся
за
консультацией к психологу.
Упражнение проводится в подгруппах. В течение нескольких минут
каждая подгруппа пытается выделить по 2—3 качества, необходимых
взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти
качества необходимо представить в виде психологической скульптуры — без
слов, а только с помощью невербальных средств общения.
В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены
группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как
все подгруппы представят свои творческие работы, проводится обсуждение в
кругу.
В качестве одного из выводов, говорится, что дети раннего возраста
большую часть информации получают от невербальных средств общения.
3. Упражнение «Соскучился…»
Цель: Развитие выразительных движений, необходимых при общении
с малышом.
Тренер знакомит участников упражнения с одной из ситуаций
(образцы ситуаций даны ниже) и выдает карточку с возможными вариантами
ответов на происходящее.
Затем каждому участнику выдается карточка с номером (от
1 до 24). Это номер высказывания, которое участник должен будет
представить с помощью мимики и жестов. Упражнение может проходить как
в кругу, так и в подгруппах по 5—7 человек.
1-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)
Ситуация «Представьте, что Вы — воспитатель и проводите открытое
занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент
открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа...»
2-Й ВАРИАНТ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
«Вам необходимо выполнить дома некоторую работу, требующую
определенного внимания и сосредоточенности. Чтобы ребенок Вам не
мешал, Вы попросили кого-либо из родственников (мужа, мать, свекровь и т.
д.) посидеть с ребенком в другой комнате в течение часа. Прошло ровно 10
минут, и вдруг открывается дверь и в комнату врывается Ваше чадо».
В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:
Насколько понятны и выразительны были их жесты?
Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?
Какие личностные качества развивает данное упражнение?
Данное упражнение, как правило, проходит достаточно весело, в
быстром
темпе. Но если группа не готова к выполнению этого упражнения, его можно
заменить более легким вариантом.
СПИСОК ВЫСКАЗЫВАНИЙ К УПРАЖНЕНИЮ
«Соскучился/Опоздал»
Вариант для воспитателей:
1. Опять опоздал!
2. Что случилось? Я так волнуюсь. Всю валерианку выпила.
3. Как хорошо, что ты пришел!
4. Где ты был?
5. Почему опоздал?
6. Может быть, тебе будильник подарить?
7. Сережа, кушать хочешь?
8. Иди на горшок! Быстро!
9. Подожди минуточку.
10. Не мешай! Отойди! Потом зайдешь!
11. Мой ручки и садись кушать, мой хороший.
12. Поздоровайся с ребятками.
13. Здравствуй, мое солнышко ненаглядное.
14. Как я соскучилась без тебя.
15. Как жаль, что ты опоздал. Мы уже занимаемся.
16. Марш в группу!
17. Садись скорее с нами слушать сказку про Колобка.
18. Чем бы ты хотел заниматься?
19. Это недопустимо! О чем думает твоя мама?
20. Наконец-то! Я так тебя жду!
21. Мешаешь работать, сбиваешь с толку!
22. Закрой дверь!
23. Ласточка моя, голубчик мой!
24. Сереженька, поздоровайся с ребятками.
25. Детки, поздоровайтесь с Сережей.
26. Проходи тихо и не кричи — и так мешаешь.
Вариант для родителей:
1. Сережа, ты уже соскучился?
2. А ну марш в другую комнату!
3. Я же попросила, не выходить ко мне.
4. Ты пришел помочь маме?
5. Не мешай.
6. Что-нибудь случилось?
7. Могу я спокойно поработать в этом доме?
8. Мой зайчик пришел.
9. Тебе плохо без меня?
10. Я работаю.
11. Как хорошо, что ты пришел!
12. Сереженька, сладкий мой!
13. Я тебя умоляю, посиди в соседней комнате.
14. Заходи, но только тихо.
15. Если еще раз откроешь дверь, уложу спать.
16. Ты что не можешь без меня 40 минут посидеть?
17. Придется работать ночью.
18. Радость ты моя.
19. Садись к маме на колени и молчи.
20. Быстро выйди из комнаты.
21. Из-за тебя я без работы останусь.
22. Солнышко мое.
23. Почему ты такой грустный?
24. О Боже! Пойду работать к соседям.
4. Игра «Горячо, утюг!»
Цель: Отработка навыков взаимодействия взрослого и ребенка в
экстремальной ситуации.
Перед выполнением упражнения ведущий говорит о том, что зачастую
родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни
ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать
ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова
взрослого
провоцируют его делать наоборот (Например, что будет делать ребенок на
слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть
позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому
из
них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребенок.
(Можно не подходить, а кидать мяч, озвучивая ситуацию) Например: «Ваш
ребенок уже протягивает руку к горячему утюгу». Участник, к которому
обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребенка.
Проводить игру желательно в быстром темпе, называя первые
пришедшие в голову слова. Можно отвести определенное время для каждого
ответа,
например, одну минуту. Когда все участники выполнят задание, можно
провести обсуждение (по кругу), в процессе которого каждый скажет,
доволен ли он своим решением.
СПИСОК СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ
«ГОРЯЧО, УТЮГ»
Ваш ребенок:
1. Тянет руку к горячему утюгу.
2. Пытается включить газовую плиту.
3. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу.
4. Перегибается через перила на шестом этаже.
5. Подносит ко рту рюмку с водкой.
6. Выбегает на проезжую часть улицы.
7. Замахивается лопаткой на злую собаку.
8. Размахивает клюшкой перед витриной фешенебельного магазина.
9. Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати.
10. Открывает кран с горячей водой.
11. Целится из рогатки в Вашего гостя.
12. Хочет кинуть камень в экран телевизора.
13. Сует палец в пасть злой соседской собаке.
14. Стремительно выбегает на тонкий лед пруда.
15. Вот-вот наступит на крышку полуоткрытого люка.
16. Пытается открыть работающую стиральную машину.
17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону.
18. Засовывает карандаш в электрическую розетку.
19. Тянет в рот иголку.
20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо.
21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем.
22. Собирается вылить суп из тарелки в аквариум.
23. Хочет попробовать еду из собачьей миски.
24. Сыплет соду вместо соли в кипящий суп.
25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.
5. Практическая работа с цветной бумагой
Психолог предлагает взять бумагу и вырезать силуэт своего ребенка.
(Воспитатели или родители вырезают из бумаги силуэт своего ребенка).
Вывод:
как и каждое изделие, которое получилось у вас в результате
практической работы, разное, так и каждый ребенок неповторим.
6. Упражнение «Что я ожидаю от ребенка ...»
У каждого из вас есть дети, вы вкладываете много сил и энергии в их
воспитание. А почему, для чего вы это делаете, что вы ожидаете от ребенка?
Напишите, пожалуйста, на силуэтах ваших детей свои ожидания, затем
зачитайте их. (Воспитатели или родители записывают, а потом зачитывают).
Какие мысли у вас возникли при выполнении этой задачи?
Задумывались ли вы над путями достижения того, что вы хотите?
Как вы думаете, что такое безусловная любовь, безусловное принятие?
Очень часто так случается, что родители хотят от ребенка того, чего не
смогли достичь сами, пытаются самореализоваться за счет ребенка.
Рефлексия:
Вопросы к участникам:
Ваши ощущения от работы.
Что Вам понравилось больше всего?
Что хотелось бы изменить?