Автор: Паршкова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 43 (здание 3)
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья: проблемы адаптации"
Раздел: дошкольное образование
Г. Тула ул. М. Жукова 10-в МБОУ ЦО № 43 (ЗДАНИЕ 3)
Воспитатель Паршкова Ирина Викторовна
Г. Тула, ул. М. Жукова, д. 16, кор. 2, кВ. 46
i.parshkova@yandex
Детский сад и семья: проблемы адаптации.
Работая в группе раннего возраста, поневоле каждый год сталкиваешься с
одними и теми же проблемами. Оформляя ребенка в детский сад, родители,
конечно же, переживают: как встретят, будет ли ему хорошо в яслях, как его
будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: ведь
родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми, до этого все
происходило на их глазах, а теперь? Но не только родители в это время
волнуются, как пройдет процесс привыкания детей, а главное их родителей на
первой стадии знакомства никто не скажет: и вот ты уже и вторая мама, и
бабушка, и педагог, и психолог. Не секрет, бытует мнение, что в группах раннего
возраста работать не сложно, что там делать, главное, чтобы носы и попки были
в порядке, но так ли это? С чего надо начинать, как правильно и грамотно
построить свою работу, чтобы ребенок принял педагога, доверился, пошел без
оглядки?
Цель данной статьи – доведение до внимания родителей, готовящих своих
детей к поступлению в детский сад, обобщенной и полезной информации.
Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к
различным условиям внешней среды. Социальная адаптация – приспособление
человека к условиям новой социальной среды.
Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания – сложный.
Насколько правильно сумеет педагог понять нужды ребенка, его интересы,
наклонности и не усугубить его состояние, зависит характер периода
адаптации. Для этого нужно своевременно удовлетворить эти нужды, чтобы
снять эмоциональное напряжение; организовать режимные процессы ребенка и
согласовать методику их проведения с семьей; организовать деятельность,
способствующую формированию потребностей более высокого уровня; выбрать
приемы и методы педагогического воздействия, соответствующие характеру
поведения ребенка. Воспитатель знает, что для того, чтобы по-настоящему
управлять поведением детей (а не только направлять) в период адаптации,
необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на
знании ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного
воспитания, но это лишь половина успеха.
Чтобы ребенок мог быстро и по возможности безболезненно адаптироваться
к условиям общественного воспитания, именно в семье необходимо готовить
его к поступлению в детский сад. Но, к сожалению, нередко родители
встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят
своего ребенка в группу. Родители не всегда в должной мере осознают, что,
приходя в детский сад, ребенок попадает в другие условия, ему не совсем
понятно, что происходит, а вернее, совсем не понятно: ломается привычный
стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно;
почему-то уходит самый родной человек; оставляют с совершенно
незнакомыми людьми; призывают к самостоятельности, а еще совсем недавно
все было так хорошо… Как тут не заплакать, не закричать, не затопать ногами:
ведь теперь ты не самый главный, а один из многих. Очень часто ребенок
раннего возраста не может быстро и безболезненно принять все эти изменения,
особенно если ему не помогают взрослые. Стоит за несколько дней до
поступления в детский садик познакомить с ним ребенка: показать игровую
комнату, игрушки, рассказать, как будет здорово играть здесь с другими
детишками. Это «первое свидание» непременно должно быть окрашено
теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных
качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми своими новыми заботами
обязательно справится, и будет чувствовать себя в садике как дома.
Следовательно, на данном этапе можно решить одну из проблем: согласование
тактики введения ребенка в систему общественного воспитания, единство
требований, приемов и методов воздействия – непременное условие его
благополучной адаптации.
Режим дня ребенка в семье является одним из факторов, который очень
важен для процесса привыкания. Несовпадение домашнего режима с режимом
детского сада отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится
капризным, вялым, безразличным к происходящему. Нет необходимости
доказывать, насколько важно выполнение режима дня, в соответствии с
возрастом ребенка для состояния его здоровья и спокойного, уравновешенного
поведения. Так мы решим еще одну проблему – привычка к режиму дня
поможет ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад,
существенно облегчит привыкание к новым для него условиям.
Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его
физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей
мере, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям. И здесь очень важно в
тандеме с педагогом обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в
любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка выполнять доступные
физические упражнения, уделять необходимое внимание одежде по сезону.
Как правило, не во всех семьях уделяется достаточное внимание
формированию необходимых культурно-гигиенических навыков и привычек,
навыков самообслуживания. Нередко дети двух-трех летнего возраста приходят
в детский сад, не умея самостоятельно есть, одеваться, раздеваться,
пользоваться носовым платком или салфетками, не просятся на горшок.
Конечно же никто из детишек не останется голодным и мокрым, воспитатель не
станет требовать в одночасье изменить все свои привычки, или совсем
отказаться от них, но, тем не менее, своевременная беседа родителей с
педагогом поможет раскрыть основные закономерности формирования
необходимых навыков и полезных привычек для общего развития, их
последовательность, а главное отпадет решение еще одной проблемы, нужно
лишь запастись терпением.
Самой главной и основной причиной затруднений при адаптации детей
является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми: чем уже круг
общения ребенка до поступления в детский сад, тем длительнее формируются у
него отношения с воспитателем и сверстниками. Как показывает практика,
родители чаще всего учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат
умению общаться. Родители должны вовлекать своего ребенка в контакты с
людьми, не являющимися членами семьи, так они словами, мимикой, всеми
понятными ребенку средствами выражают свое дружественное расположение к
тем людям, в общение с которыми хотят вовлечь малыша. Подчеркивая свое
одобрительное отношение к чужим взрослым, помогают ребенку преодолеть
боязнь, неуверенность. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и
круг общения со сверстниками, и здесь родители должны показать примеры
общения, научить, как правильно обратиться к другому ребенку, как поделиться
игрушкой, не обижать его, пожалеть плачущего и т.д. Раскройте малышу
«секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Научить ребенка вступать в контакт со взрослыми и детьми – решение одной из
основных задач при подготовке маленького человека к поступлению в детский
сад.
В заключении хочется сказать, безусловно, в проведении любого процесса
главная роль принадлежит воспитателю. Развивая у ребенка различные умения,
формируя потребность в общении, создавая положительное отношение ко всем
процессам, педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных
задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет
и облегчает протекание процесса адаптации. Но без поддержки родителей это
сделать будет сложно, поэтому, содействуя и помогая воспитателю, родители в
первую очередь помогают своему ребенку. Не показывайте, что вы волнуетесь,
боитесь или в чем-то не уверены. Воспитатели, работающие на группе раннего
возраста, как никто из педагогов знают, что такое адаптационный период для
ребенка, ведь для вновь поступившего малыша детский садик, несомненно,
является новым, еще неизведанным пространством, с новым окружением и
новыми отношениями.
Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы навыки общения и
культурно-гигиенические, безболезненно и быстро привыкают к условиям
общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются, растут
крепкими и здоровыми.
Приходите к нам, мы Вас ждем!
Список литературы.
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение,
2011.
2. Алямовская Е. П. Ясли – это серьезно. –М.: Линка – Пресс, 2009.
3. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление ДОУ. – 2012.
- №3.
4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:
Практическое пособие / Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006.
5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 2003.
6. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6 т. – М.: Педагогика,
1984.
7. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое
пособие. – ООО «ТЦ Сфера», 2005.
8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:
Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М.:
Линка – Пресс. 2001.
9. Заводчикова О.Г., Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и
семьи. – М.: Просвещение, 2007.
10. Калинина Р., Семенова Л.. Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад //
Дошкольное воспитание. – 2008 №4.
11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста //
Дошкольное воспитание. – 2006 №1.
12. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999 №2.
13. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду: из опыта московских
педагогов. – М.: Линка – Пресс, 2005.
14. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание.
– 2006 №4.