Напоминание

"Детский сад и семья: проблемы адаптации"


Автор: Паршкова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 43 (здание 3)
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Детский сад и семья: проблемы адаптации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Г. Тула ул. М. Жукова 10-в МБОУ ЦО № 43 (ЗДАНИЕ 3)

Воспитатель Паршкова Ирина Викторовна

Г. Тула, ул. М. Жукова, д. 16, кор. 2, кВ. 46

i.parshkova@yandex

Детский сад и семья: проблемы адаптации.

Работая в группе раннего возраста, поневоле каждый год сталкиваешься с

одними и теми же проблемами. Оформляя ребенка в детский сад, родители,

конечно же, переживают: как встретят, будет ли ему хорошо в яслях, как его

будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: ведь

родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми, до этого все

происходило на их глазах, а теперь? Но не только родители в это время

волнуются, как пройдет процесс привыкания детей, а главное их родителей на

первой стадии знакомства никто не скажет: и вот ты уже и вторая мама, и

бабушка, и педагог, и психолог. Не секрет, бытует мнение, что в группах раннего

возраста работать не сложно, что там делать, главное, чтобы носы и попки были

в порядке, но так ли это? С чего надо начинать, как правильно и грамотно

построить свою работу, чтобы ребенок принял педагога, доверился, пошел без

оглядки?

Цель данной статьи – доведение до внимания родителей, готовящих своих

детей к поступлению в детский сад, обобщенной и полезной информации.

Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к

различным условиям внешней среды. Социальная адаптация – приспособление

человека к условиям новой социальной среды.

Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания – сложный.

Насколько правильно сумеет педагог понять нужды ребенка, его интересы,

наклонности и не усугубить его состояние, зависит характер периода

адаптации. Для этого нужно своевременно удовлетворить эти нужды, чтобы

снять эмоциональное напряжение; организовать режимные процессы ребенка и

согласовать методику их проведения с семьей; организовать деятельность,

способствующую формированию потребностей более высокого уровня; выбрать

приемы и методы педагогического воздействия, соответствующие характеру

поведения ребенка. Воспитатель знает, что для того, чтобы по-настоящему

управлять поведением детей (а не только направлять) в период адаптации,

необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на

знании ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного

воспитания, но это лишь половина успеха.

Чтобы ребенок мог быстро и по возможности безболезненно адаптироваться

к условиям общественного воспитания, именно в семье необходимо готовить

его к поступлению в детский сад. Но, к сожалению, нередко родители

встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят

своего ребенка в группу. Родители не всегда в должной мере осознают, что,

приходя в детский сад, ребенок попадает в другие условия, ему не совсем

понятно, что происходит, а вернее, совсем не понятно: ломается привычный

стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно;

почему-то уходит самый родной человек; оставляют с совершенно

незнакомыми людьми; призывают к самостоятельности, а еще совсем недавно

все было так хорошо… Как тут не заплакать, не закричать, не затопать ногами:

ведь теперь ты не самый главный, а один из многих. Очень часто ребенок

раннего возраста не может быстро и безболезненно принять все эти изменения,

особенно если ему не помогают взрослые. Стоит за несколько дней до

поступления в детский садик познакомить с ним ребенка: показать игровую

комнату, игрушки, рассказать, как будет здорово играть здесь с другими

детишками. Это «первое свидание» непременно должно быть окрашено

теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положительных

качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми своими новыми заботами

обязательно справится, и будет чувствовать себя в садике как дома.

Следовательно, на данном этапе можно решить одну из проблем: согласование

тактики введения ребенка в систему общественного воспитания, единство

требований, приемов и методов воздействия – непременное условие его

благополучной адаптации.

Режим дня ребенка в семье является одним из факторов, который очень

важен для процесса привыкания. Несовпадение домашнего режима с режимом

детского сада отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится

капризным, вялым, безразличным к происходящему. Нет необходимости

доказывать, насколько важно выполнение режима дня, в соответствии с

возрастом ребенка для состояния его здоровья и спокойного, уравновешенного

поведения. Так мы решим еще одну проблему – привычка к режиму дня

поможет ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад,

существенно облегчит привыкание к новым для него условиям.

Особое значение при поступлении ребенка в детский сад имеет его

физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни в большей

мере, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям. И здесь очень важно в

тандеме с педагогом обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в

любое время года, проводить гимнастику, учить ребенка выполнять доступные

физические упражнения, уделять необходимое внимание одежде по сезону.

Как правило, не во всех семьях уделяется достаточное внимание

формированию необходимых культурно-гигиенических навыков и привычек,

навыков самообслуживания. Нередко дети двух-трех летнего возраста приходят

в детский сад, не умея самостоятельно есть, одеваться, раздеваться,

пользоваться носовым платком или салфетками, не просятся на горшок.

Конечно же никто из детишек не останется голодным и мокрым, воспитатель не

станет требовать в одночасье изменить все свои привычки, или совсем

отказаться от них, но, тем не менее, своевременная беседа родителей с

педагогом поможет раскрыть основные закономерности формирования

необходимых навыков и полезных привычек для общего развития, их

последовательность, а главное отпадет решение еще одной проблемы, нужно

лишь запастись терпением.

Самой главной и основной причиной затруднений при адаптации детей

является отсутствие у них опыта общения со взрослыми и детьми: чем уже круг

общения ребенка до поступления в детский сад, тем длительнее формируются у

него отношения с воспитателем и сверстниками. Как показывает практика,

родители чаще всего учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат

умению общаться. Родители должны вовлекать своего ребенка в контакты с

людьми, не являющимися членами семьи, так они словами, мимикой, всеми

понятными ребенку средствами выражают свое дружественное расположение к

тем людям, в общение с которыми хотят вовлечь малыша. Подчеркивая свое

одобрительное отношение к чужим взрослым, помогают ребенку преодолеть

боязнь, неуверенность. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и

круг общения со сверстниками, и здесь родители должны показать примеры

общения, научить, как правильно обратиться к другому ребенку, как поделиться

игрушкой, не обижать его, пожалеть плачущего и т.д. Раскройте малышу

«секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

Научить ребенка вступать в контакт со взрослыми и детьми – решение одной из

основных задач при подготовке маленького человека к поступлению в детский

сад.

В заключении хочется сказать, безусловно, в проведении любого процесса

главная роль принадлежит воспитателю. Развивая у ребенка различные умения,

формируя потребность в общении, создавая положительное отношение ко всем

процессам, педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных

задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет

и облегчает протекание процесса адаптации. Но без поддержки родителей это

сделать будет сложно, поэтому, содействуя и помогая воспитателю, родители в

первую очередь помогают своему ребенку. Не показывайте, что вы волнуетесь,

боитесь или в чем-то не уверены. Воспитатели, работающие на группе раннего

возраста, как никто из педагогов знают, что такое адаптационный период для

ребенка, ведь для вновь поступившего малыша детский садик, несомненно,

является новым, еще неизведанным пространством, с новым окружением и

новыми отношениями.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы навыки общения и

культурно-гигиенические, безболезненно и быстро привыкают к условиям

общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются, растут

крепкими и здоровыми.

Приходите к нам, мы Вас ждем!

Список литературы.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение,

2011.

2. Алямовская Е. П. Ясли – это серьезно. –М.: Линка – Пресс, 2009.

3. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей //Управление ДОУ. – 2012.

- №3.

4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:

Практическое пособие / Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2006.

5. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 2003.

6. Выготский Л. С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6 т. – М.: Педагогика,

1984.

7. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое

пособие. – ООО «ТЦ Сфера», 2005.

8. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:

Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. – М.:

Линка – Пресс. 2001.

9. Заводчикова О.Г., Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и

семьи. – М.: Просвещение, 2007.

10. Калинина Р., Семенова Л.. Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад //

Дошкольное воспитание. – 2008 №4.

11. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста //

Дошкольное воспитание. – 2006 №1.

12. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999 №2.

13. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду: из опыта московских

педагогов. – М.: Линка – Пресс, 2005.

14. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации. // Дошкольное воспитание.

– 2006 №4.



В раздел образования