Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения
Автор: Калинина Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Статья Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения Раздел: среднее профессиональное
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения
Аннотация: в статье освещены вопросы организации педагогической
работы по формированию у детей с ОВЗ (умственная отсталость) навыков
здоровьесбережения.
Ключевые
слова: здоровьесберегающие технологии, дети с ОВЗ
(умственная отсталость).
В настоящее время чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и
для будущего
России
продолжает
оставаться
проблема
сохранения
и
укрепления здоровья детей.
Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей заставляет искать
новые стратегии, направленные на снижение уровня заболеваемости и
сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса.
На
решение
данной
проблемы
в
соответствии
с
проектом
Федерального Государственного Образовательного Стандарта направлена
системно организованная работа в школьных и дошкольных учреждениях,
именуемая здоровьесберегающими технологиями.
К
здоровьесберегающим
технологиям
от н о с я т с я : медико-
профилактические,
физкультурно-оздоровительные,
технологии
о б е с п еч е н и я социально-психологического
благополучия
ребенка,
технологии
здоровьесбережения и
здоровьеобогащения
педагогов,
технологии
ва леологичес к о г о
п р о с в е щ е н и я
р о д и т е л е й ,
здоровьесберегающие образовательные технологии.
В состав физкультурно-оздоровительных технологий входят: развитие
физических качеств, двигательной активности, становление физической
культуры воспитанников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о
здоровье.
В
технологию
обеспечения
социа льно-психологиче ского
благополучия
ребенка входит
технология
психолого-педагогического
сопровождения развития.
Цель
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
-
пропаганда здорового образа жизни, формирование необходимых знаний,
умений и навыков, использование их в повседневной жизни; укрепление
здоровья
детей
через
занятия
физкультурой и
спортом,
знакомство
со
спортивными играми; воспитание негативного отношения к алкоголизму,
курению и наркомании, а также расширение кругозора детей о значении
питания
в
жизни
и
деятельности
человека,
формирование
знаний
о
разнообразии пищи, ее целебных свойствах и культуре питания.
Организация педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ
(умственная отсталость) навыков здоровьесбережения в нашем учреждении
сосредоточена,
прежде
всего,
на
создании
условий
для формирования
навыков
сохранения
и
укрепления
здоровья. Данная работа ведется в
разных направлениях и предусматривает несколько этапов.
Подготовительный этап. Изучение представлений детей о здоровье
и
здоровом образе жизни; определение содержания; планирование видов
работы и организационных форм.
Основной
этап.
Расширение
представлений
детей
о
ЗОЖ
через
различные виды деятельности. Основная форма работы - организованная
образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Закрепляющий
этап. Закрепление и систематизация представлений
детей о ЗОЖ.
В
своей
работе
по
данному
направлению
мы
используем
такие
профилактические
программы,
как
«Азбука
здоровья
и физического
воспитания», «Мой выбор», «Разговор о правильном питании».
В силу психофизических особенностей наших воспитанников мы
стараемся организовать коррекционно-педагогический процесс так, чтобы
предлагаемый теоретический материал был доступен, актуален для детей,
вызывал
интерес
и
потребность
применения
в
повседневной
жизни.
Поэтому
все
занятия
проводятся
в
игровой
форме,
содержание
этих
занятий
наполнено
игровыми
сюжетами.
Например,
к
воспитанникам
приходят
герои
мультфильмов
кот
Леопольд,
Матроскин
и
др.
и
учат
правильно
питаться, следить
за
чистотой
своего
тела,
рассказывают
о
разнообразии и пользе витаминов. Доктор Айболит рассказывает о том, как
предупредить инфекционные заболевания, как избежать отравлений, оказать
первую помощь при перегревании, травмах, укусах животных. Вместе с
милиционером дядей Стёпой дети изучают правила дорожного движения.
Часто на свои занятия для беседы мы приглашаем медицинских работников.
Врач вместе с Зайцем Колгейтом рассказывает детям, как ухаживать за
зубами, как сохранить улыбку красивой, освещает вопросы правильного
сбалансированного питания.
Одним из широко используемых нами методов реализации учебно-
воспитательных задач профилактических программ являются экскурсии. В
ходе экскурсии проводятся беседы и практика. Так, например, во время
экскурсии
в
фитнес-центр
«Х-фит»
была
проведена
беседа
на
тему:
«Влияние двигательной активности на состояние здоровья человека». Дети
получили представление о работе фитнес-центра, о различных спортивных
и
оздоровительных
направлениях.
Вместе
с
инструктором
наши
воспитанники под музыкальное сопровождение выполняли ритмические
упражнения с мячом и эспандером. Заключительным этапом стал просмотр
фотографий,
сделанных
во
время
экскурсии
и
обобщающая
беседа
с
детьми.
Ценность
этого
метода
заключается
в
том,
что
воспитанники
в
реальных,
естественных
условиях
уточняют
и
расширяют
свои
представления о здоровом образе жизни, о способах поддержания здоровья,
закрепляют
знания,
сформированные
на
занятиях,
учатся
общаться
с
новыми людьми, т.е. в процессе экскурсии формируется и обогащается
социальный опыт детей. А, как известно, чем больше и разнообразнее
социальный опыт наших воспитанников, тем больше шансов, что они
будут эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе
сопротивляться негативному давлению), смогут анализировать свои чувства
и
переживания. Все
эти
свойства
и
качества
обеспечивают
подростку
личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а
значит, снижают вероятность его знакомства с алкоголем и наркотическими
веществами.
Кроме
того,
воспитанию
внимательного
отношения
к
своему
здоровью
в
нашей
группе
способствуют
различные
спортивные
мероприятия.
Так,
у
нас
организован
спортивный
кружок,
где
дети
обучаются
играть
в
настольный
теннис.
Проводятся
соревнования
по
разным видам спорта внутри учреждения, наши воспитанники регулярно
участвуют в городских, окружных и районных спортивных мероприятиях.
Состояние здоровья детей с ОВЗ требует особенно внимательного
отношения
к
организации
коррекционно-педагогической
деятельности:
режиму занятий, учебной нагрузки, разумного сочетания труда и отдыха,
методическим требованиям, эмоциональному климату в группе. Без этих
факторов невозможно сохранить здоровье детей.
Улучшить
состояние
ребёнка,
отодвинуть
утомление,
снять
усталость помогает применение на занятиях физкультминуток.
Это может
быть как музыкальная физкультминутка, так и физкультминутка, связанная
с
изучаемой
темой
(например,
присядем,
когда
услышим
название
животного, хлопнем в ладоши, услышав название птицы и т.д.).
Каждый
комплекс
физкультминуток
состоит
из
4-5
упражнений,
повторяемых
4-6
раз. В
комплекс
подбираются
простые,
доступные
упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения
охватывают
большие
группы
мышц,
в
основном те,
которые
непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения.
Во время занятий и во внеучебной деятельности мы используем
комплексы упражнений из развивающей кинезиологической программы,
учитываем
оптимальную
продолжительность
различных
видов
деятельности.
Всё
это
предохраняет
от
утомления
и
повышения
функционального напряжения.
Кроме
того,
важное
место
в
коррекционно-педагогической
деятельности
мы
отводим
здоровьесберегающим
образовательным
технологиям,
предусматривающим
соблюдение
режима
смены
динамических поз; использование схем зрительных траекторий; зрительно-
пространственную
активность
детей;
проведение
динамических пауз,
релаксации, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики и пр.
В режиме смены динамических поз часть занятия дети проводят
стоя:
они
могут
слушать,
рассматривать
удаленные
предметы.
Другую
часть занятия дети проводят сидя, тем самым сохраняется и укрепляется
позвоночник. В начале внедрения данного режима дети могут стоять не
более 3-5 минут. Затем длительность нахождения детей в положении стоя
может быть увеличена до половины занятия.
Схемы
зрительных
траекторий
используются
для
разминок
и
упражнений
на
зрительную
координацию.
Упражнения
проводятся
в
сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного
стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или
стене
располагаются
различные
зрительные
ориентиры,
а детям
предлагается
найти
глазами
какую-либо
игрушку
или
фигуру,
затем
«пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу - вверх,
сверху - вниз.
Согласно
режиму
зрительно-пространственной
активности,
детям
предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут
быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и другое.
Динамические
паузы
проводятся
во
время
занятий
для
предупреждения утомляемости детей и могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида
занятия. Во время занятий также возможно применение различных форм
релаксации с прослушиванием записей спокойной классической музыки
(Чайковский, Рахманинов), звуков природы и т.д.
Медицинские работники нашего учреждения отвечают за медико–
профилактический блок здоровьесберегающих технологий и работает в
тесном контакте с педагогическим коллективом. Медперсонал оказывает
п о м о щ ь
п е д а г о г а м
в
о р г а н и з а ц и и
и н д и в и д у а л ь н о г о
и
дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом особенностей
психофизического
развития;
д а ют
р е ком е н д а ц и и
п о
м е д и ко -
педагогической
коррекции,
подбору профиля
трудового
обучения,
профессиональной ориентации.
Важными факторами,
оказывающими влияние на работоспособность
и
состояние здоровья
детей
с
ОВЗ,
являются
соблюдение: воздушно-
теплового
режима, освещённости, влажности, режима
проветривания,
правильного
подбора
мебели
и
оборудования.
Эти
вопросы
также
находятся под контролем медиков.
Основными видами и формами работы по формированию у детей с
ОВЗ навыков здоровьесбережения являются: занятия, беседы, наблюдения,
опыты, прогулки, игры, досуги, соревнования, праздники, экскурсии, Дни
здоровья,
выставки
изобразительной
деятельности,
оздоровительные
и
закаливающие мероприятия, чтение с комментированием художественной и
познавательной литературы по тематике ЗОЖ.
Педагогами нашей группы разработано тематическое планирование
физкультурно-познавательных
занятий
с
целью
развития
интереса
к
физической культуре
и
здоровому
образу
жизни.
Задачи
этих
занятий
разнообразны:
воспитывать
интерес
к
движениям
и
желание
самостоятельно заниматься физическими упражнениями; углублять знания
о
пользе
физических
упражнений,
о
роли
двигательной
активности;
формировать элементарные представления об особенностях строения и
физиологии
человека,
о
полезных
и
вредных
привычках,
о
предупреждении некоторых заболеваний и травматизма; учить приемам
расслабления, аутотренингу, навыкам самомассажа.
Для
закрепления
и
систематизирования
представлений
наших
во с пит а нников
о
зд оров ье
и ЗОЖ
разработаны
методические
рекомендации по совместной проектной деятельности детей и взрослых
«Здоровый образ жизни».
В рамках проекта собран богатый теоретический и практический
материал:
фотографии,
иллюстрации,
детские
рисунки,
коллективные
аппликации и поделки, открытки и т.д.
Использование методик здоровьесберегающего обучения в нашем
учреждении
позволяет
повысить
не
только
эффективность учебного
процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями
здоровья. Главное в этой работе - неукоснительное соблюдение принципа
систематичности, регулярности и междисциплинарного взаимодействия.
Список используемой литературы:
1.
Воронова
Е.А.
Здоровый
образ
жизни
в
современной
школе:
программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону,Феникс, 2011 г.
2.
Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность.
Волгоград. Изд-во «Учитель» 2011 г.
3.
Петлякова
Э.Н.
Уроки
здоровья
в
начальной
школе:
стандарты
второго поколения. Ростов-на-Дону.
4.
П р ото п о п о ва
В . А .
Уп р а вл е н и е
з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и м
образовательным
пространством
современной
школы.
Волгоград.
Изд-во «Учитель» 2014 г.
5.
Селевко М.Т. Современные образовательные технологии, Ярославль,
1998 г.
6.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления
детей. – М: ТЦ Сфера, 2005 г.
7.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8.
Харитонова
Л.А.
Здоровьесберегающие
технологии
в
начальной
школе. Ростов-н/Д,Феникс, 2011 г.
9.
Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2009 г.