Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения


Автор: Калинина Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





О.В. Калинина

ГКУ ЦССВ «Доверие»

г. Москвы, Россия

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения

Аннотация:
в статье освещены вопросы организации педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ (умственная отсталость) навыков здоровьесбережения.
Ключевые

слова:
здоровьесберегающие технологии, дети с ОВЗ (умственная отсталость). В настоящее время чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей заставляет искать новые стратегии, направленные на снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья всех субъектов образовательного процесса. На решение данной проблемы в соответствии с проектом Федерального Государственного Образовательного Стандарта направлена системно организованная работа в школьных и дошкольных учреждениях, именуемая здоровьесберегающими технологиями. К здоровьесберегающим технологиям от н о с я т с я : медико- профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии о б е с п еч е н и я социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, технологии ва леологичес к о г о п р о с в е щ е н и я р о д и т е л е й , здоровьесберегающие образовательные технологии. В состав физкультурно-оздоровительных технологий входят: развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры воспитанников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. В технологию обеспечения социа льно-психологиче ского благополучия ребенка входит технология психолого-педагогического сопровождения развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - пропаганда здорового образа жизни, формирование необходимых знаний, умений и навыков, использование их в повседневной жизни; укрепление здоровья детей через занятия физкультурой и спортом, знакомство со спортивными играми; воспитание негативного отношения к алкоголизму, курению и наркомании, а также расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека, формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах и культуре питания. Организация педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ (умственная отсталость) навыков здоровьесбережения в нашем учреждении сосредоточена, прежде всего, на создании условий для формирования навыков сохранения и укрепления здоровья. Данная работа ведется в разных направлениях и предусматривает несколько этапов. Подготовительный этап. Изучение представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; определение содержания; планирование видов работы и организационных форм. Основной этап. Расширение представлений детей о ЗОЖ через различные виды деятельности. Основная форма работы - организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. Закрепляющий этап. Закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ. В своей работе по данному направлению мы используем такие профилактические программы, как «Азбука здоровья и физического воспитания», «Мой выбор», «Разговор о правильном питании».
В силу психофизических особенностей наших воспитанников мы стараемся организовать коррекционно-педагогический процесс так, чтобы предлагаемый теоретический материал был доступен, актуален для детей, вызывал интерес и потребность применения в повседневной жизни. Поэтому все занятия проводятся в игровой форме, содержание этих занятий наполнено игровыми сюжетами. Например, к воспитанникам приходят герои мультфильмов кот Леопольд, Матроскин и др. и учат правильно питаться, следить за чистотой своего тела, рассказывают о разнообразии и пользе витаминов. Доктор Айболит рассказывает о том, как предупредить инфекционные заболевания, как избежать отравлений, оказать первую помощь при перегревании, травмах, укусах животных. Вместе с милиционером дядей Стёпой дети изучают правила дорожного движения. Часто на свои занятия для беседы мы приглашаем медицинских работников. Врач вместе с Зайцем Колгейтом рассказывает детям, как ухаживать за зубами, как сохранить улыбку красивой, освещает вопросы правильного сбалансированного питания. Одним из широко используемых нами методов реализации учебно- воспитательных задач профилактических программ являются экскурсии. В ходе экскурсии проводятся беседы и практика. Так, например, во время экскурсии в фитнес-центр «Х-фит» была проведена беседа на тему: «Влияние двигательной активности на состояние здоровья человека». Дети получили представление о работе фитнес-центра, о различных спортивных и оздоровительных направлениях. Вместе с инструктором наши воспитанники под музыкальное сопровождение выполняли ритмические упражнения с мячом и эспандером. Заключительным этапом стал просмотр фотографий, сделанных во время экскурсии и обобщающая беседа с детьми. Ценность этого метода заключается в том, что воспитанники в реальных, естественных условиях уточняют и расширяют свои представления о здоровом образе жизни, о способах поддержания здоровья,
закрепляют знания, сформированные на занятиях, учатся общаться с новыми людьми, т.е. в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт детей. А, как известно, чем больше и разнообразнее социальный опыт наших воспитанников, тем больше шансов, что они будут эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), смогут анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с алкоголем и наркотическими веществами. Кроме того, воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в нашей группе способствуют различные спортивные мероприятия. Так, у нас организован спортивный кружок, где дети обучаются играть в настольный теннис. Проводятся соревнования по разным видам спорта внутри учреждения, наши воспитанники регулярно участвуют в городских, окружных и районных спортивных мероприятиях. Состояние здоровья детей с ОВЗ требует особенно внимательного отношения к организации коррекционно-педагогической деятельности: режиму занятий, учебной нагрузки, разумного сочетания труда и отдыха, методическим требованиям, эмоциональному климату в группе. Без этих факторов невозможно сохранить здоровье детей. Улучшить состояние ребёнка, отодвинуть утомление, снять усталость помогает применение на занятиях физкультминуток. Это может быть как музыкальная физкультминутка, так и физкультминутка, связанная с изучаемой темой (например, присядем, когда услышим название животного, хлопнем в ладоши, услышав название птицы и т.д.). Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые
непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения. Во время занятий и во внеучебной деятельности мы используем комплексы упражнений из развивающей кинезиологической программы, учитываем оптимальную продолжительность различных видов деятельности. Всё это предохраняет от утомления и повышения функционального напряжения. Кроме того, важное место в коррекционно-педагогической деятельности мы отводим здоровьесберегающим образовательным технологиям, предусматривающим соблюдение режима смены динамических поз; использование схем зрительных траекторий; зрительно- пространственную активность детей; проведение динамических пауз, релаксации, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики и пр. В режиме смены динамических поз часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Другую часть занятия дети проводят сидя, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник. В начале внедрения данного режима дети могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность нахождения детей в положении стоя может быть увеличена до половины занятия. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, а детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру, затем «пробежать» глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу - вверх, сверху - вниз. Согласно режиму зрительно-пространственной активности, детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и другое. Динамические паузы проводятся во время занятий для
предупреждения утомляемости детей и могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида занятия. Во время занятий также возможно применение различных форм релаксации с прослушиванием записей спокойной классической музыки (Чайковский, Рахманинов), звуков природы и т.д. Медицинские работники нашего учреждения отвечают за медико– профилактический блок здоровьесберегающих технологий и работает в тесном контакте с педагогическим коллективом. Медперсонал оказывает п о м о щ ь п е д а г о г а м в о р г а н и з а ц и и и н д и в и д у а л ь н о г о и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития; д а ют р е ком е н д а ц и и п о м е д и ко - педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации. Важными факторами, оказывающими влияние на работоспособность и состояние здоровья детей с ОВЗ, являются соблюдение: воздушно- теплового режима, освещённости, влажности, режима проветривания, правильного подбора мебели и оборудования. Эти вопросы также находятся под контролем медиков. Основными видами и формами работы по формированию у детей с ОВЗ навыков здоровьесбережения являются: занятия, беседы, наблюдения, опыты, прогулки, игры, досуги, соревнования, праздники, экскурсии, Дни здоровья, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение с комментированием художественной и познавательной литературы по тематике ЗОЖ. Педагогами нашей группы разработано тематическое планирование физкультурно-познавательных занятий с целью развития интереса к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи этих занятий разнообразны: воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями; углублять знания о пользе физических упражнений, о роли двигательной активности;
формировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека, о полезных и вредных привычках, о предупреждении некоторых заболеваний и травматизма; учить приемам расслабления, аутотренингу, навыкам самомассажа. Для закрепления и систематизирования представлений наших во с пит а нников о зд оров ье и ЗОЖ разработаны методические рекомендации по совместной проектной деятельности детей и взрослых «Здоровый образ жизни». В рамках проекта собран богатый теоретический и практический материал: фотографии, иллюстрации, детские рисунки, коллективные аппликации и поделки, открытки и т.д. Использование методик здоровьесберегающего обучения в нашем учреждении позволяет повысить не только эффективность учебного процесса, но и уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное в этой работе - неукоснительное соблюдение принципа систематичности, регулярности и междисциплинарного взаимодействия.

Список используемой литературы:
1. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону,Феникс, 2011 г. 2. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2011 г. 3. Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения. Ростов-на-Дону. 4. П р ото п о п о ва В . А . Уп р а вл е н и е з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ и м образовательным пространством современной школы. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2014 г. 5. Селевко М.Т. Современные образовательные технологии, Ярославль, 1998 г. 6. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления детей. – М: ТЦ Сфера, 2005 г. 7. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 8. Харитонова Л.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Ростов-н/Д,Феникс, 2011 г. 9. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград. Изд-во «Учитель» 2009 г.


В раздел образования