Авторы: Рожина Галина Михайловна, Галина Михайловна Рожина
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: Патриотическое воспитание учащихся
Раздел: полное образование
Воспитание патриотизма в процессе преподавания истории в условиях
обучения на дому
Важным фактором формирования патриотизма у учащихся является
школьное историческое образование. Содержание курса истории активно
влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных
качеств.
Школьное историческое образование реализуется через разнообразные
виды
уроков
героико-патриотической
тематики:
интегрированные,
проблемные, дискуссии, уроки мужества, уроки-характеристики и т.д. Они
позволяют сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым
событиям, умение анализировать события, определять их значение в судьбе
Отечества. Все этапы истории Отечества рассматриваются нами сквозь
призму исторической судьбы России и Якутии.
Важным фактором патриотического воспитания является национально-
региональный компонент – «совокупность природных, экономических,
экологических,
демографических,
медицинских,
этнопсихологических
особенностей региона». Задача учителя состоит в том, чтобы использовать
историко-культурное наследие родного края, изучить его и донести до своих
учеников. К сожалению, из-за нехватки учебных часов в нашей школе не
всегда получается изучить краеведческий материал во время уроков.
Практика показывает, что школьники плохо знают историю родного края.
Поэтому мы, учителя истории и географии стараемся донести краеведческий
материал до своих учащихся не только через уроки, но и через внеклассную
работу, экскурсии и т.д.
Для своих учащихся я веду кружок «История Якутии». В своей работе
использую учебные пособия: «История Якутии» (с древнейших времен до
1917 г.), автор – учитель истории Верхне-Вилюйской гимназии Н.И.
Васильев, к.п.н. и «История Якутии» (1917 – 2003 гг.)
под редакцией
профессора М.М.Хатылаева.
В ряду эффективных средств исторического образования можно назвать
поисково-исследовательский метод. При изучении краеведческого материала
ученик поставлен в позицию исследователя, стремящегося к активному
самостоятельному
поиску
исторических
фактов.
Например,
интервьюирование. Предмет и проблемы опроса могут быть связаны с
прошлыми историческими эпохами и современностью. Тематика интервью
обычно имеет конкретную проблему, связанную с программным материалом
курса истории России. Во время прохождения темы «Великая Отечественная
война 1941-1945 гг.» некоторым учащимся даю задание, чтобы они взяли
интервью у родственников. Например, Ефимова Маина, 11 класс (у
бабушки), Горьева Эльвира, 11 класс (у отца), Копылова Анастасия, 10 класс
(у бабушки) и т.д. Вопросы интервью они сами составляют. Из анализа
интервью видно, что в те трудные военные годы усиливается гражданская
ответственность и чувство патриотизма у людей. Школьники сопровождали
свои данные фотографиями, документами и т.д.
Таким образом, интервьюирование характеризуется следующим:
1.
Ученик
получает
возможность
непосредственного
общения
с
носителями исторического опыта (бабушки, дедушки, родители и т.д.);
2.
Интервью
является
средством
получения
данных
о
состоянии
общественного мнения, уровне сознания и поведении людей;
3.
Важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер
социальной практики.
Следует отметить, что этот метод помогает формированию гражданских
навыков: обогащения социального опыта путем активного включения в
реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу.
Также, поисково-исследовательская деятельность учащихся стимулирует
их
интерес
к
собственной
биографии.
С
целью
изучения
своего
генеалогического древа школьники опрашивают родственников, узнают
семейные реликвии, традиции, устанавливают важные для семьи даты.
Например, ученица 10 класса Копылова Анастасия (диагноз – ДЦП) 5-й год
занимается изучением своего генеалогического древа. Настя с 6 класса
занимается в кружке «История Якутии». Она – активная участница
школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсов, олимпиад
и НПК. Выступала с темами: «10 поколений семьи Копыловых» (сертификат
за активное участие на городской НПК, посвященной 120-летию Попова Г.А.
– первого профессионального историка Якутии, 2007 г.), «Роль Н.Г.
Чернышевского в жизни моей семьи» (3 место в конкурсе творческих работ
на Республиканской краеведческой олимпиаде «Моя Якутия», 2009 г.)
«Славянские корни моей семьи» (3 место в IV
РНПК «Самсоновские
чтения», 2010 г.), «Путешествие по родному краю» (1 место в городской
историко-краеведческой олимпиаде «Люби и знай свой город и край», (2010
г.), «Мой прадед П.П. Кумечко – активный участник Великой Отечественной
войны» (Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный
конкурс творческих работ, Благодарственное письмо).
Т.о. в результате учащиеся не только знают свои корни, но и могут
рассказать о судьбе представителей рода, их деятельности на благо
Отечества в разные годы.
В целом, изучение школьниками регионального компонента позволяет
осознать свою сопричастность к семье и роду, родному краю, окружающим
людям, осмыслить понятие «Малая Родина».
Хотелось бы обратить внимание, что нынешнее школьное историческое
образование недостаточно ориентировано на формирование патриотических
убеждений учащихся и нуждается, как считают многие историки в серьезной
коррекции с целью усиления патриотического воспитания. В нашей
деятельности
данная
проблема
решается
посредством
не
только
разнообразных
форм
уроков
героико-патриотической
направленности,
эффективных приемов и методов обучения, но больше всего посредством
внеклассной работы, чтобы не остались в стороне учащиеся, которые в силу
своей заболеваемости не могут в достаточной мере компенсировать свои
творческие потенциальные возможности.
В нашей школе учителями ведутся следующие кружки: «История
Якутии»
(Семенова
Н.Н.),
«Занимательная
история»
(Рожина
Г.М.),
«Государственная символика РС(Я) и РФ (Кириллина Т.В.), «Настольные
национальные игры» (Веревкин Р.И.), «Якутский фольклор» (Николаева
О.Н.), «Материальная и духовная культура якутского народа» (Слепцова
К.П.), где школьники приобретают много знаний по иcтории родного края.
Через работу кружков наши учащиеся с ограниченными возможностями
активно привлекаются к участию в различных конкурсах, олимпиадах,
конференциях не только школьного, но и городского, республиканского,
всероссийского уровня и занимают призовые места. Внеклассная работа, по
нашим
наблюдениям,
свидетельствует
о
положительном
влиянии
на
формирование у школьников патриотизма, гражданской ответственности и
правового самосознания, трудолюбия, любознательности. И самое главное,
что во время проведения уроков, внеклассных мероприятий наши дети
забывают о своих недугах, глаза их светятся радостно от сознания того, что
они не забыты, не заброшены, что они полноценные граждане своего
Отечества.
Рожина Г.М.. – учитель истории МОБУ СОШ №35 г. Якутска