Напоминание

Патриотическое воспитание учащихся


Авторы: Рожина Галина Михайловна, Галина Михайловна Рожина
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ №35
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: Патриотическое воспитание учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание патриотизма в процессе преподавания истории в условиях

обучения на дому

Важным фактором формирования патриотизма у учащихся является

школьное историческое образование. Содержание курса истории активно

влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных

качеств.

Школьное историческое образование реализуется через разнообразные

виды

уроков

героико-патриотической

тематики:

интегрированные,

проблемные, дискуссии, уроки мужества, уроки-характеристики и т.д. Они

позволяют сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым

событиям, умение анализировать события, определять их значение в судьбе

Отечества. Все этапы истории Отечества рассматриваются нами сквозь

призму исторической судьбы России и Якутии.

Важным фактором патриотического воспитания является национально-

региональный компонент – «совокупность природных, экономических,

экологических,

демографических,

медицинских,

этнопсихологических

особенностей региона». Задача учителя состоит в том, чтобы использовать

историко-культурное наследие родного края, изучить его и донести до своих

учеников. К сожалению, из-за нехватки учебных часов в нашей школе не

всегда получается изучить краеведческий материал во время уроков.

Практика показывает, что школьники плохо знают историю родного края.

Поэтому мы, учителя истории и географии стараемся донести краеведческий

материал до своих учащихся не только через уроки, но и через внеклассную

работу, экскурсии и т.д.

Для своих учащихся я веду кружок «История Якутии». В своей работе

использую учебные пособия: «История Якутии» (с древнейших времен до

1917 г.), автор – учитель истории Верхне-Вилюйской гимназии Н.И.

Васильев, к.п.н. и «История Якутии» (1917 – 2003 гг.)

под редакцией

профессора М.М.Хатылаева.

В ряду эффективных средств исторического образования можно назвать

поисково-исследовательский метод. При изучении краеведческого материала

ученик поставлен в позицию исследователя, стремящегося к активному

самостоятельному

поиску

исторических

фактов.

Например,

интервьюирование. Предмет и проблемы опроса могут быть связаны с

прошлыми историческими эпохами и современностью. Тематика интервью

обычно имеет конкретную проблему, связанную с программным материалом

курса истории России. Во время прохождения темы «Великая Отечественная

война 1941-1945 гг.» некоторым учащимся даю задание, чтобы они взяли

интервью у родственников. Например, Ефимова Маина, 11 класс (у

бабушки), Горьева Эльвира, 11 класс (у отца), Копылова Анастасия, 10 класс

(у бабушки) и т.д. Вопросы интервью они сами составляют. Из анализа

интервью видно, что в те трудные военные годы усиливается гражданская

ответственность и чувство патриотизма у людей. Школьники сопровождали

свои данные фотографиями, документами и т.д.

Таким образом, интервьюирование характеризуется следующим:

1.

Ученик

получает

возможность

непосредственного

общения

с

носителями исторического опыта (бабушки, дедушки, родители и т.д.);

2.

Интервью

является

средством

получения

данных

о

состоянии

общественного мнения, уровне сознания и поведении людей;

3.

Важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер

социальной практики.

Следует отметить, что этот метод помогает формированию гражданских

навыков: обогащения социального опыта путем активного включения в

реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу.

Также, поисково-исследовательская деятельность учащихся стимулирует

их

интерес

к

собственной

биографии.

С

целью

изучения

своего

генеалогического древа школьники опрашивают родственников, узнают

семейные реликвии, традиции, устанавливают важные для семьи даты.

Например, ученица 10 класса Копылова Анастасия (диагноз – ДЦП) 5-й год

занимается изучением своего генеалогического древа. Настя с 6 класса

занимается в кружке «История Якутии». Она – активная участница

школьных, городских, республиканских, всероссийских конкурсов, олимпиад

и НПК. Выступала с темами: «10 поколений семьи Копыловых» (сертификат

за активное участие на городской НПК, посвященной 120-летию Попова Г.А.

– первого профессионального историка Якутии, 2007 г.), «Роль Н.Г.

Чернышевского в жизни моей семьи» (3 место в конкурсе творческих работ

на Республиканской краеведческой олимпиаде «Моя Якутия», 2009 г.)

«Славянские корни моей семьи» (3 место в IV

РНПК «Самсоновские

чтения», 2010 г.), «Путешествие по родному краю» (1 место в городской

историко-краеведческой олимпиаде «Люби и знай свой город и край», (2010

г.), «Мой прадед П.П. Кумечко – активный участник Великой Отечественной

войны» (Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный

конкурс творческих работ, Благодарственное письмо).

Т.о. в результате учащиеся не только знают свои корни, но и могут

рассказать о судьбе представителей рода, их деятельности на благо

Отечества в разные годы.

В целом, изучение школьниками регионального компонента позволяет

осознать свою сопричастность к семье и роду, родному краю, окружающим

людям, осмыслить понятие «Малая Родина».

Хотелось бы обратить внимание, что нынешнее школьное историческое

образование недостаточно ориентировано на формирование патриотических

убеждений учащихся и нуждается, как считают многие историки в серьезной

коррекции с целью усиления патриотического воспитания. В нашей

деятельности

данная

проблема

решается

посредством

не

только

разнообразных

форм

уроков

героико-патриотической

направленности,

эффективных приемов и методов обучения, но больше всего посредством

внеклассной работы, чтобы не остались в стороне учащиеся, которые в силу

своей заболеваемости не могут в достаточной мере компенсировать свои

творческие потенциальные возможности.

В нашей школе учителями ведутся следующие кружки: «История

Якутии»

(Семенова

Н.Н.),

«Занимательная

история»

(Рожина

Г.М.),

«Государственная символика РС(Я) и РФ (Кириллина Т.В.), «Настольные

национальные игры» (Веревкин Р.И.), «Якутский фольклор» (Николаева

О.Н.), «Материальная и духовная культура якутского народа» (Слепцова

К.П.), где школьники приобретают много знаний по иcтории родного края.

Через работу кружков наши учащиеся с ограниченными возможностями

активно привлекаются к участию в различных конкурсах, олимпиадах,

конференциях не только школьного, но и городского, республиканского,

всероссийского уровня и занимают призовые места. Внеклассная работа, по

нашим

наблюдениям,

свидетельствует

о

положительном

влиянии

на

формирование у школьников патриотизма, гражданской ответственности и

правового самосознания, трудолюбия, любознательности. И самое главное,

что во время проведения уроков, внеклассных мероприятий наши дети

забывают о своих недугах, глаза их светятся радостно от сознания того, что

они не забыты, не заброшены, что они полноценные граждане своего

Отечества.

Рожина Г.М.. – учитель истории МОБУ СОШ №35 г. Якутска



В раздел образования