Автор: Бурякова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с семьей в условиях реализации ФГОС
Аннотация
Цель представленной работы – анализ взаимодействия с семьей в
условиях реализации ФГОС. Методология исследования – анализ научной
литературы по заданной проблеме, индукция.
Ключевые слова: взаимодействие, реализация ФГОС, ДОУ, школа,
семья, знания.
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта (ФГОС) огромное внимание уделяется работе с семьёй.
Рассмотрим эту проблему в 2 направлениях: взаимодействие ДОУ с
родителями и взаимодействие школы и семьи в условиях реализации ФГОС.
Семья и дошкольное учреждение являются источниками, формирующими
наше будущее поколение. Именно здесь складываются межличностные
отношения, а родители являют собой пример для подражания.
Согласованность действий родителей и ДОУ улучшает качество
дошкольного образования.
Важной задачей стандарта является обеспечение семьи психолого-
педагогической поддержкой, повышение уровня знаний по развитию и
образованию, охране и укреплению здоровья детей [1]. Родители станут
активными участниками воспитательного процесса, выполнять единые
требования в воспитании ребёнка, если оказывать им педагогическую
помощь.
Основные принципы сотрудничества ДОУ семьёй.
1. Доброжелательный настрой на общение.
2.Индивидуальный подход в работе с родителями и детьми.
3.Сотрудничество как союз равных партнёров.
4. Подготовка мероприятия по работе с родителями должна быть
тщательной и серьезной.
5. Динамичность развития ДОУ. Детский сад сегодня это мобильная
система, быстро реагирующая на запросы семьи образовательного и
воспитательного характера [2].
Важно
вместе
с
родителями
создавать
общее
культурно-
образовательное пространство «детский сад-семья», активизируя и обогащая
их организационные умения, поддерживая уверенность в собственных
педагогических способностях через разные формы взаимодействия, помогая
папам и мамам становиться активными участниками процесса воспитания
детей.
Формы взаимодействия с семьей:
• наглядно-информационные – информационные стенды для изучения
родителями материалов по вопросам дошкольной педагогики и психологии;
тренинги и игровые практикумы, фотоотчёты, выставки детских работ;
родительские
собрания;
переписка
родителей
с
коллективом
через
«Почтовый ящик», «Электронную почту», «Телефон доверия»;
•
совместная деятельность
ДОУ
и родителей:
мастер- классы,
проектная деятельность, День дублёра (в течение 2 часов в разные
промежутки времени родители побывают в роли воспитателя);
•
совместные
мероприятия:
дни
открытых
дверей,
организация
спортивных мероприятий, конкурсов и тематических праздников.
Творческий союз взаимодействия родителей и ДОУ – это постоянный
поиск новых способов партнёрства с семьёй и неуклонное следование
выбранной цели [3].
ФГОС свидетельствует о том, что семья играет немаловажную роль в
процессе обучения школьников. Взаимодействие родителей и школы
направлено на восстановление духовных ценностей семьи, улучшение
взаимопонимания в семьях, на повышение педагогических знаний родителей
и совершенствование их воспитательных функций [4].
Родители, будучи партнерами при взаимодействии со школой, должны
знать:
1. Устав образовательного учреждения.
2. Прописанный порядок разрешения конфликтов.
3. Программу обучения.
4. План учебной и воспитательной работы класса.
5. Координаты классного руководителя и администрации школы.
Режим работы.
Семья должна быть уверена, что педагоги открыты к сотрудничеству и
готовы
к
разрешению
проблем.
Классный
руководитель
обязан
способствовать сплочению семьи и знать условия его пребывания дома.
Оптимальными
формами
общения
педагога
с
родителями
являются
индивидуальные и групповые. Индивидуальная работа – это обмен опытом,
консультация, совместное решение проблем.
Групповые формы:
• родительские собрания, совместная организация творческих дел,
материально-техническая
помощь,
лекции,
семинары,
тренинги,
конференции, практикумы,
• родительский совет школы, родительские комитеты.
Такие формы и методы работы повышают педагогическую культуру
семьи, усиливают её воспитательные функции, укрепляют сотрудничество
семьи и родителей.
Остаётся помнить: все вместе – педагоги и родители делают одно
общее дело, обучая, воспитывая достойных людей. Именно на партнёрских
началах нужно выстраивать систему оптимальных взаимоотношений с
семьёй.
Список литературы
1. Симонович Я.М., Симонович А.С. Детский сад: прошлое в
настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала / Сост. и
ред. А.С.Русаков. М.: ТЦ Сфера, СПб: Образовательные проекты, 2014. 128 с.
2. Организация детского сада в начале 20 века / Ред.-сост. А.С.Русаков.
М.: ТЦ Сфера; СПб: Образовательные проекты, 2014. 128 с.
3. Классическая социальная психология: учебн. пос. для студ. вузов /
Под ред. Е.И.Рогова. М.: ВЛАДОС, 2018. 414 с.
4.
Майер
А.А.,
Файзуллаева
Е.Д.
Детско-взрослое
сообщество:
развитие взрослых и детей. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.