Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Зарипова Алсу Раисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Бирюлинский детский сад"Белочка"
Населённый пункт: п.Бирюли
Наименование материала: программа
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

«Бирюлинский детский сад «Белочка»

Высокогорского

муниципального

р а й о н а

Ре с п убл и к и

Т а т а р с т а н

_____________

/Тахавиева

Г. Р. /

«____» ____________2015г.

Рассмотрено

и

согласовано

на

педагогическом

(установочном)

с о в е т е

о т

« _ _ _ _ »

____________2015г.

Рабочая программа

по нравственно-патриотическому воспитанию

МБДОУ «Бирюлинский детский сад «Белочка»

общеразвивающего вида

Высокогорского муниципального района РТ

2015-2016 уч.год

Содержание

1. Пояснительная записка.

2 . Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению

вариативной программы.

Цель и задачи программы.

Формы организации детей.

3. Перспективно – тематическое планирование по вариативной программе.

4.

Перечень

необходимых

для

осуществления

воспитательно

образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

Пояснительная записка.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из

задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к

близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному

поселку и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию

любви

к

родному

поселку

и

родной

стране.

В

чем

проявляются

патриотические

чувства

у

детей

дошкольного

возраста?

Как

дошкольник

может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал

дошкольного

возраста

как

периода

формирования

личности

уникален.

И

дело

даже

не

в

том,

что

именно

в

этом

возрасте

можно

эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних

периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве

наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок

воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его

школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо

помнить,

что

дошкольник

воспринимает

окружающую

его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному

поселку

у

него

проявляются

в

чувстве

восхищения

своим

поселком.

Воспитание

патриотизма

невозможно

также

без

формирования

чувств:

удовлетворения

и

привязанности

к

месту

рождения

и

жительства,

определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и

общения

с

другими

взрослыми:

жителями

дома,

поселка,

работниками

образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при

знакомстве

с

местными

достопримечательностями.

Чтобы

у

ребенка

сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать

положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать

умение

видеть

и

понимать

красоту

окружающей

жизни,

желание

узнать

больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре,

истории

и

окружающей

природы.

Психологи

утверждают:

нравственные

качества

не

могут

возникнуть

путем

естественного

«созревания».

Их

развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления

и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и

методов

воспитания,

от

условий

в

которых

живет

ребенок.

Именно

эти

чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с

родным поселком.

Программные

документы,

определяющие

воспитательно-образовательный

процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время

ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным

городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине. При

этом

предполагалось,

что

решение

поставленной

задачи

будет

являться

естественным

следствием

формирования

достаточно

разносторонних

представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных

учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни

людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор

программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к

пониманию,

что

их

посёлок

это

частица

Родины.

Быть

гражданином,

патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание

любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно

сочетаться

с

формированием

отношения

к

культуре

других

народов,

к

каждому человеку в отдельности.

Проанализировав,

рекомендуемый

объем

знаний

и

умений

детей

по

нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача,

как,

не

перегружая

детей

учебными

занятиями,

сделать

нравственно-

патриотическое

воспитание

не

самоцелью,

а

естественным

процессом

и

результатом всей проводимой работы.

Актуальность темы.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня

одна из наиболее актуальных. Очень важно, чтобы дети как можно раньше

поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, Республика

Татарстан. В ФГОС у детей дошкольного возраста направление нравственно-

патриотическое воспитание

входит

в

область

социально-личностного

направления развития детей. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей

малой родине, служение Отечеству;

Социальную

солидарность

свобода

личное

и

национальная,

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,

справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Гражданственность

служение

Отечеству,

правовое

государство,

гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,

свобода совести и вероисповедание.

2. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и

освоению вариативной программы

Цели: Формирование основ гражданственности и патриотизма (воспитание

качеств

человека,

которые

составляют

основу

его

коммуникативной,

гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей,

воспитание уважения к культуре и истории родного посёлка).

Задачи программы:

Формирование любви к родному посёлку, интереса к его прошлому и

настоящему.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице,

детскому саду, краю, стране.

Воспитание любовь к родному дому, семье, детскому саду, чувства

гордости за своих земляков.

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам

истории, культуры края, сохранения традиции.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству

русского народа и своего региона.

Формы

организации

образовательного

процесса. Организация

жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей

программы

осуществляется

в

двух

основных

моделях

организации

образовательного процесса:

совместной деятельности взрослого и детей

самостоятельной

деятельности

детей

(формы

организации

детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная).

Решение

образовательных

задач

в

рамках

первой

модели

совместной

деятельности

взрослого

и

детей

осуществляется

как

в

виде

непосредственно

образовательной

деятельности

(не

сопряженной

с

одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за

детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе

режимных

моментов

(решение

образовательных

задач

сопряжено

с

одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми –

утренним

приемом

детей,

прогулкой,

подготовкой

ко

сну,

организацией

питания и др.).

Непосредственно

образовательная

деятельность

реализуется

через

организацию различных видов детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Музыкальная

Изобразительная (можно включить разделы по изо)

Восприятие художественной литературы с использованием фольклора

Конструктивная

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Двигательная

Методы и приемы:

целевые прогулки и экскурсии;

наблюдения;

рассказ,

объяснение

воспитателя

в

сочетании

с

показом

и

непосредственным наблюдением детей;

беседы с детьми;

игры-головоломки;

использование художественной литературы, фольклора (народных игр,

хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);

проведение фольклорных праздников «Татарстан – республика моя!»,

«Проводы зимы», «Посиделки», «Масленица»» и др.

использование

современных

информационных

технологий,

мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;

разучивание с детьми современных песен и стихотворений;

приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому

пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты

в

космос,

состязания

спортсменов,

календарные

обрядовые

праздники,

«День

защитника

Отечества»,

«День

Победы»,

«День

посёлка» и т.д.).



В раздел образования