Автор: Зарипова Алсу Раисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Бирюлинский детский сад"Белочка"
Населённый пункт: п.Бирюли
Наименование материала: программа
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
«Бирюлинский детский сад «Белочка»
Высокогорского
муниципального
р а й о н а
Ре с п убл и к и
Т а т а р с т а н
_____________
/Тахавиева
Г. Р. /
«____» ____________2015г.
Рассмотрено
и
согласовано
на
педагогическом
(установочном)
с о в е т е
о т
« _ _ _ _ »
____________2015г.
Рабочая программа
по нравственно-патриотическому воспитанию
МБДОУ «Бирюлинский детский сад «Белочка»
общеразвивающего вида
Высокогорского муниципального района РТ
2015-2016 уч.год
Содержание
1. Пояснительная записка.
2 . Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
вариативной программы.
Цель и задачи программы.
Формы организации детей.
3. Перспективно – тематическое планирование по вариативной программе.
4.
Перечень
необходимых
для
осуществления
воспитательно
–
образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.
Пояснительная записка.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному
поселку и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию
любви
к
родному
поселку
и
родной
стране.
В
чем
проявляются
патриотические
чувства
у
детей
дошкольного
возраста?
Как
дошкольник
может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал
дошкольного
возраста
как
периода
формирования
личности
уникален.
И
дело
даже
не
в
том,
что
именно
в
этом
возрасте
можно
эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних
периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве
наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок
воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его
школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо
помнить,
что
дошкольник
воспринимает
окружающую
его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
поселку
у
него
проявляются
в
чувстве
восхищения
своим
поселком.
Воспитание
патриотизма
невозможно
также
без
формирования
чувств:
удовлетворения
и
привязанности
к
месту
рождения
и
жительства,
определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и
общения
с
другими
взрослыми:
жителями
дома,
поселка,
работниками
образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при
знакомстве
с
местными
достопримечательностями.
Чтобы
у
ребенка
сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать
положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать
умение
видеть
и
понимать
красоту
окружающей
жизни,
желание
узнать
больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре,
истории
и
окружающей
природы.
Психологи
утверждают:
нравственные
качества
не
могут
возникнуть
путем
естественного
«созревания».
Их
развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления
и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и
методов
воспитания,
от
условий
в
которых
живет
ребенок.
Именно
эти
чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с
родным поселком.
Программные
документы,
определяющие
воспитательно-образовательный
процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время
ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным
городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине. При
этом
предполагалось,
что
решение
поставленной
задачи
будет
являться
естественным
следствием
формирования
достаточно
разносторонних
представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных
учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни
людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор
программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к
пониманию,
что
их
посёлок
–
это
частица
Родины.
Быть
гражданином,
патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание
любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно
сочетаться
с
формированием
отношения
к
культуре
других
народов,
к
каждому человеку в отдельности.
Проанализировав,
рекомендуемый
объем
знаний
и
умений
детей
по
нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача,
как,
не
перегружая
детей
учебными
занятиями,
сделать
нравственно-
патриотическое
воспитание
не
самоцелью,
а
естественным
процессом
и
результатом всей проводимой работы.
Актуальность темы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Очень важно, чтобы дети как можно раньше
поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, Республика
Татарстан. В ФГОС у детей дошкольного возраста направление нравственно-
патриотическое воспитание
входит
в
область
социально-личностного
направления развития детей. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей
малой родине, служение Отечеству;
Социальную
солидарность
–
свобода
личное
и
национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность
–
служение
Отечеству,
правовое
государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир,
свобода совести и вероисповедание.
2. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и
освоению вариативной программы
Цели: Формирование основ гражданственности и патриотизма (воспитание
качеств
человека,
которые
составляют
основу
его
коммуникативной,
гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей,
воспитание уважения к культуре и истории родного посёлка).
Задачи программы:
Формирование любви к родному посёлку, интереса к его прошлому и
настоящему.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице,
детскому саду, краю, стране.
Воспитание любовь к родному дому, семье, детскому саду, чувства
гордости за своих земляков.
Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам
истории, культуры края, сохранения традиции.
Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству
русского народа и своего региона.
Формы
организации
образовательного
процесса. Организация
жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей
программы
осуществляется
в
двух
основных
моделях
организации
образовательного процесса:
совместной деятельности взрослого и детей
самостоятельной
деятельности
детей
(формы
организации
детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение
образовательных
задач
в
рамках
первой
модели
–
совместной
деятельности
взрослого
и
детей
–
осуществляется
как
в
виде
непосредственно
образовательной
деятельности
(не
сопряженной
с
одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за
детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных
моментов
(решение
образовательных
задач
сопряжено
с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми –
утренним
приемом
детей,
прогулкой,
подготовкой
ко
сну,
организацией
питания и др.).
Непосредственно
образовательная
деятельность
реализуется
через
организацию различных видов детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Музыкальная
Изобразительная (можно включить разделы по изо)
Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
Конструктивная
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Двигательная
Методы и приемы:
целевые прогулки и экскурсии;
наблюдения;
рассказ,
объяснение
воспитателя
в
сочетании
с
показом
и
непосредственным наблюдением детей;
беседы с детьми;
игры-головоломки;
использование художественной литературы, фольклора (народных игр,
хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
проведение фольклорных праздников «Татарстан – республика моя!»,
«Проводы зимы», «Посиделки», «Масленица»» и др.
использование
современных
информационных
технологий,
мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому
пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты
в
космос,
состязания
спортсменов,
календарные
–
обрядовые
праздники,
«День
защитника
Отечества»,
«День
Победы»,
«День
посёлка» и т.д.).