Автор: Игнатьева Ирина Серафимовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОКУ "СКШ №33 города Братска"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Используемые на уроках адаптивной физической культуры: способы организации урока, средства, методы и приемы»
Раздел: начальное образование
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»
Доклад на тему:
«Используемые на уроках адаптивной физической культуры: способы
организации урока, средства, методы и приемы»
Разработчик: Игнатьев Ирина Серафимовна
учитель физической культуры
Братск 2020
год
Доклад
Обобщение педагогического опыта
Тема «Используемые на уроках адаптивной физической культуры:
способы организации урока, средства, методы и приемы»
В моей работе на уроках адаптивной физической культуры я использую
методы, способы организации урока, средства и приемы, способствующие
дифференцированному подходу к обучающемся. Самым главным
приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный
подход к каждому ребенку. Работая с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, я применяю такие подходы:
Дифференцированное обучение: с целью большей индивидуализации
обучения, это - введение специальных разделов в рабочую программу для
детей с ОВЗ, - систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний
слабовидящие, слабослышащие, дети с задержкой психического развития
дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с искривлением
позвоночника. Готовясь к урокам, для этих детей я использую
индивидуальные карточки – задания. При подготовке спортивных состязаний
для них комбинирую варианты заданий, которые они отрабатывают в рамках
занятий по внеурочной деятельности.
Способы организации детей на уроках
- фронтальный;
- поточный;
- индивидуальный.
Использование разнообразных средств, для предотвращения утомления:
- чередование двигательной и практической деятельности;
- выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами;
- использование интересного и красочного дидактического материала и
средств наглядности для активизации обучающихся;
- физические упражнения;
- корригирующие упражнения;
- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр.
Материально-технические средства адаптивной физической культуры:
спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное, не
стандартное оборудование.
Повышение уровня активности является одной из важнейших характеристик
всех психических процессов, во многом определяющая успешность их
протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения
школьников с ОВЗ на уроках адаптивной физической культуры.
Специальные методы:
1. наглядный метод (иллюстрация, демонстрация и др. ;
2.практический метод (упражнения);
Методы контроля;
Самоконтроля и взаимоконтроля.
Приемы и средства обучения, способствующих познавательной
деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на
уроках адаптивной физической культуры, способствующих раскрытию и
развитию потенциала ребенка.
Специализированные компьютерные технологии.
Специфические методы.
1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно
полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих
условий:
- наличие предписанной программы движений техника выполнения,
порядок повторений, изменения и связи друг с другом;
- точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а так же
нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;
- создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка
распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов,
тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование
нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д. Этот метод направлен на
обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и
навыков, развитие психофизических качеств.
2. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается
по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания,
позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и
системы организма.
Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений,
повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за
другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
При использовании этого метода нужно: 1. начинать с нагрузки не более 20-
30% от максимальных возможностей каждого ребенка; 2. оптимальное
количество упражнений 6-8 подбираются в соответствии с индивидуальными
возможностями ребенка; 3. постепенно повышать скорость преодоления
кругов.
Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:
1. Воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности
организма и выполнение этих упражнения на каждом из снарядов,
расположенных в определенной последовательности.
2. Подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической
подготовки.
3. Использование упражнений с различными предметами.
Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать
следующее:
1. Тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе
занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность
выполнения.
2. Повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных
способностей ребенка до максимального.
3. Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игр.
Упражнений, которые широко используются в физическом воспитании .Он
близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность
совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко
используются сюжетные и не сюжетные, а так же спортивные игры. Метод
дает возможность совершенствования двигательных навыков,
самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества.
Игровые действия развивают познавательные способности, морально
волевые качества, формируют поведение ребенка.
Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий
физических упражнений и используется во всех возрастных группах.
Широко использую общедидактические методы: наглядный, вербальный,
практический. Наглядные методы формируют представления в движении,
яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают
сенсорные способности.
Вербальные методы активизируют сознание ребенка, способствуют
осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению
физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в
различных ситуациях.
Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребенка,
правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы
строго регламентированы.
К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе
относятся: 1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная
направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций
7.Сотрудничество с родителям; 8.Воспитательная работа.. Опираясь на
эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии,
применяю такие эффективные приемы, как: - игровые ситуации - игровые
тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими -
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и
зажимы. Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой
спортом состоит из следующих правил:
Правило: 1. не лишать ребенка возможности заботиться о себе самом;
2. поощрять любые проявления его инициативы, 3. отмечать его успехи в
физическом развитии; 4. по мере достижения успехов резко не сокращать
внимание к нему, чтобы у ребенка не создалось впечатления о потере
внимания к нему. Необходим добросовестный контроль за качеством умений
и навыков. Продолжение эмоционального и интеллектуального развития,
чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же,
чтобы у ребенка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение,
что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений .
На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к
каждому ребенку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не
подчеркивая его состояние. Даю посильные задания для выполнения;
контролируя выполнение задания; не выделяю среди сверстников;
привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для
помощи в судействе; если состояние здоровья позволяет выполнять то или
иное упражнение, обучающийся выполняет его вместе со всеми, чтобы
ребенок не чувствовал ущербность от сверстников. Работая с детьми с ОВЗ,
считаю, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение,
дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и
самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации
природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям,
увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае,
мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение
образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, все это должно
осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При
подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной
стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать
излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне
неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого
ученика. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за
малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребенку с
отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и
возможностях. Важнейшей частью своей работы считаю регулярные
контакты с родителями детей с отклонениями в состоянии здоровья. Эти
контакты позволяют расширить знания родителей о физическом развитии
детского организма, о профилактике заболеваний, об элементарных навыках
в физическом воспитании своих детей.
Заключение: Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод,
что используемые на уроках адаптивной физической культур: методы,
способы организации урока, средства, и приемы для детей с ОВЗ повышают
интерес к занятиям адаптивной физической культуры. Обучающиеся
участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более
продвинутых уровнях игры во время занятий в игровых группах. Дает
возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде,
позволяет задействовать групповую учебную деятельность. Помимо данных
положительных влияний уроки по адаптивной физической культуре имеют
еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для
двигательного подражания; формируется способность к преодолению
физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной
жизни; осознается необходимость своего личного вклада в двигательную
активность; появляется желание улучшать свои физические кондиции.
Принципы проведения урока построены на поддержке, взаимопомощи,
равноправии и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он может
общаться на равных, понять, какие качества нужны для общения с другими
детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции,
убедиться в собственном физическом потенциале. Опыт приобретенных на
таких уроков несет положительный эффект. Для них эти уроки это новые
навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление
эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие
ребенка с ОВЗ как равного, проявление чувства ответственности за другого ,
развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого,
осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она
действительно необходима. Участвуя
совместно в образовательном процессе дети с ОВЗ учатся толерантному
отношению друг к другу. Таким образом, используемые мною на уроках
адаптивной физической культуры методы, способы организации урока,
средства, и приемы повышают интерес у обучающегося к занятия адаптивной
физической культуры. Способствуют процессу ликвидации различных
барьеров для наибольшей поддержки каждого обучащегося и максимального
раскрытия его потенциала.