Напоминание

«Используемые на уроках адаптивной физической культуры: способы организации урока, средства, методы и приемы»


Автор: Игнатьева Ирина Серафимовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГОКУ "СКШ №33 города Братска"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Используемые на уроках адаптивной физической культуры: способы организации урока, средства, методы и приемы»
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»

Доклад на тему:

«Используемые на уроках адаптивной физической культуры: способы

организации урока, средства, методы и приемы»

Разработчик: Игнатьев Ирина Серафимовна

учитель физической культуры

Братск 2020

год

Доклад

Обобщение педагогического опыта

Тема «Используемые на уроках адаптивной физической культуры:

способы организации урока, средства, методы и приемы»

В моей работе на уроках адаптивной физической культуры я использую

методы, способы организации урока, средства и приемы, способствующие

дифференцированному подходу к обучающемся. Самым главным

приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный

подход к каждому ребенку. Работая с детьми с ограниченными

возможностями здоровья, я применяю такие подходы:

Дифференцированное обучение: с целью большей индивидуализации

обучения, это - введение специальных разделов в рабочую программу для

детей с ОВЗ, - систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний

слабовидящие, слабослышащие, дети с задержкой психического развития

дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с искривлением

позвоночника. Готовясь к урокам, для этих детей я использую

индивидуальные карточки – задания. При подготовке спортивных состязаний

для них комбинирую варианты заданий, которые они отрабатывают в рамках

занятий по внеурочной деятельности.

Способы организации детей на уроках

- фронтальный;

- поточный;

- индивидуальный.

Использование разнообразных средств, для предотвращения утомления:

- чередование двигательной и практической деятельности;

- выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами;

- использование интересного и красочного дидактического материала и

средств наглядности для активизации обучающихся;

- физические упражнения;

- корригирующие упражнения;

- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр.

Материально-технические средства адаптивной физической культуры:

спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное, не

стандартное оборудование.

Повышение уровня активности является одной из важнейших характеристик

всех психических процессов, во многом определяющая успешность их

протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения

школьников с ОВЗ на уроках адаптивной физической культуры.

Специальные методы:

1. наглядный метод (иллюстрация, демонстрация и др. ;

2.практический метод (упражнения);

Методы контроля;

Самоконтроля и взаимоконтроля.

Приемы и средства обучения, способствующих познавательной

деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на

уроках адаптивной физической культуры, способствующих раскрытию и

развитию потенциала ребенка.

Специализированные компьютерные технологии.

Специфические методы.

1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно

полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих

условий:

- наличие предписанной программы движений техника выполнения,

порядок повторений, изменения и связи друг с другом;

- точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а так же

нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;

- создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка

распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов,

тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование

нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д. Этот метод направлен на

обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и

навыков, развитие психофизических качеств.

2. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается

по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания,

позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и

системы организма.

Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений,

повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за

другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.

При использовании этого метода нужно: 1. начинать с нагрузки не более 20-

30% от максимальных возможностей каждого ребенка; 2. оптимальное

количество упражнений 6-8 подбираются в соответствии с индивидуальными

возможностями ребенка; 3. постепенно повышать скорость преодоления

кругов.

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

1. Воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности

организма и выполнение этих упражнения на каждом из снарядов,

расположенных в определенной последовательности.

2. Подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической

подготовки.

3. Использование упражнений с различными предметами.

Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать

следующее:

1. Тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе

занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность

выполнения.

2. Повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных

способностей ребенка до максимального.

3. Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений.

Игровой метод отражает методические особенности игры и игр.

Упражнений, которые широко используются в физическом воспитании .Он

близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность

совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко

используются сюжетные и не сюжетные, а так же спортивные игры. Метод

дает возможность совершенствования двигательных навыков,

самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества.

Игровые действия развивают познавательные способности, морально

волевые качества, формируют поведение ребенка.

Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий

физических упражнений и используется во всех возрастных группах.

Широко использую общедидактические методы: наглядный, вербальный,

практический. Наглядные методы формируют представления в движении,

яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают

сенсорные способности.

Вербальные методы активизируют сознание ребенка, способствуют

осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению

физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в

различных ситуациях.

Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребенка,

правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы

строго регламентированы.

К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе

относятся: 1. Создание мотивации;

2. Согласованность активной работы и отдыха;

3. Непрерывность процесса; 4. Необходимость поощрения; 5. Социальная

направленность занятий; 6. Активизации нарушенных функций

7.Сотрудничество с родителям; 8.Воспитательная работа.. Опираясь на

эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии,

применяю такие эффективные приемы, как: - игровые ситуации - игровые

тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими -

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и

зажимы. Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой

спортом состоит из следующих правил:

Правило: 1. не лишать ребенка возможности заботиться о себе самом;

2. поощрять любые проявления его инициативы, 3. отмечать его успехи в

физическом развитии; 4. по мере достижения успехов резко не сокращать

внимание к нему, чтобы у ребенка не создалось впечатления о потере

внимания к нему. Необходим добросовестный контроль за качеством умений

и навыков. Продолжение эмоционального и интеллектуального развития,

чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же,

чтобы у ребенка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение,

что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений .

На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к

каждому ребенку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не

подчеркивая его состояние. Даю посильные задания для выполнения;

контролируя выполнение задания; не выделяю среди сверстников;

привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для

помощи в судействе; если состояние здоровья позволяет выполнять то или

иное упражнение, обучающийся выполняет его вместе со всеми, чтобы

ребенок не чувствовал ущербность от сверстников. Работая с детьми с ОВЗ,

считаю, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение,

дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и

самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации

природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям,

увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае,

мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение

образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, все это должно

осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При

подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной

стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать

излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне

неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого

ученика. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за

малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребенку с

отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и

возможностях. Важнейшей частью своей работы считаю регулярные

контакты с родителями детей с отклонениями в состоянии здоровья. Эти

контакты позволяют расширить знания родителей о физическом развитии

детского организма, о профилактике заболеваний, об элементарных навыках

в физическом воспитании своих детей.

Заключение: Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод,

что используемые на уроках адаптивной физической культур: методы,

способы организации урока, средства, и приемы для детей с ОВЗ повышают

интерес к занятиям адаптивной физической культуры. Обучающиеся

участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более

продвинутых уровнях игры во время занятий в игровых группах. Дает

возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде,

позволяет задействовать групповую учебную деятельность. Помимо данных

положительных влияний уроки по адаптивной физической культуре имеют

еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для

двигательного подражания; формируется способность к преодолению

физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной

жизни; осознается необходимость своего личного вклада в двигательную

активность; появляется желание улучшать свои физические кондиции.

Принципы проведения урока построены на поддержке, взаимопомощи,

равноправии и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он может

общаться на равных, понять, какие качества нужны для общения с другими

детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции,

убедиться в собственном физическом потенциале. Опыт приобретенных на

таких уроков несет положительный эффект. Для них эти уроки это новые

навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление

эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие

ребенка с ОВЗ как равного, проявление чувства ответственности за другого ,

развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого,

осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она

действительно необходима. Участвуя

совместно в образовательном процессе дети с ОВЗ учатся толерантному

отношению друг к другу. Таким образом, используемые мною на уроках

адаптивной физической культуры методы, способы организации урока,

средства, и приемы повышают интерес у обучающегося к занятия адаптивной

физической культуры. Способствуют процессу ликвидации различных

барьеров для наибольшей поддержки каждого обучащегося и максимального

раскрытия его потенциала.



В раздел образования