Автор: Конышева Жанна Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Пермский край, город Березники
Наименование материала: статья
Тема: Использование дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»
Использование дыхательной гимнастики в
оздоровлении детей дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре
Конышева Жанна Анатольевна
2020
Основа жизни человека – ритм,
данный каждому его природой,
дыханием.
К.С. Станиславский
Испокон веку дыхание отождествлялось с самой жизнью. Во всех
сказаниях и легендах о создании мира и всего сущего на земле дыхание
являлось главным элементом жизни. Поэтому даже в те далекие от нас
времена врачи в восстановлении «жизненных начал» возлагали большие
надежды на воздух. Древние называли его «пищей человека», в которой
заключена жизненная сила. Уже тогда ведущее место среди лечебных и
профилактических средств отводилось дыхательной гимнастике.
Придя работать в детский сад, я заметила, что самыми частыми
заболеваниями в детском возрасте являются болезни дыхательных путей.
Более половины заболеваний органов дыхания представлены катарами
верхних дыхательных путей или так называемыми острыми респираторными
заболеваниями.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях или в свободной
деятельности, я заметила, что у большинства из них имеются дефекты
дыхания, на которые, к сожалению, ни родители, ни мы - педагоги не
обращаем должного внимания. И отчасти это понятно. Такие дефекты не
очень заметны – ведь нет, не повышенной температуры, ни резких изменений
в общем состоянии ребёнка. Но даже незначительная «неисправность»
носового дыхания вредно отражается на всём организме растущего человека.
Ведь в минуту ребёнок делает более 20 вдохов и выдохов, а в сутки ему
требуется почти десять тысяч литров воздуха! И весь этот воздух должен
пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» - нос. Здесь он
очищается, согревается, увлажняется и становится таким, каким он нужен
организму, вот почему так важно следить за дыханием.
Меня заинтересовала, а затем и увлекла идея научить детей дышать
правильно. Научить дышать? Почему? Ведь дышать, так или иначе, умеют
все. Но делают-то это все по-разному. Также как походка, осанка, манера
жестикулировать у каждого своя, так и «почерк» дыхания индивидуален.
Один ребёнок что-нибудь, рассказывая, спешит выложить всю длиннющую
фразу без передышки, после чего с шумом втягивает в себя воздух, другой –
чуть заволновался, начинает сопеть; один при сильном напряжении
полностью безмолвен, лишь по свистящему учащенному дыханию можно
понять, как ему тяжело; а у другого ребёнка даже самые трудные физические
упражнения не исключают возможности - … петь! И как тут не вспомнить
детского любимца Винни-Пуха с его пыхтелками и сопелками, которые он
исполнял в движении – согласитесь, что не только в сказках, но и в жизни
такое встретишь довольно часто.
Состояние нашей экологии привело к тому, что абсолютно здоровых
детей у нас практически нет. Статистика говорит, что около 95 % детей
имеют какие-либо отклонения в здоровье, из них большую часть составляют
заболевания органов дыхания. Поэтому в качестве главной темы для себя я
определила: «Использование дыхательной гимнастики в оздоровлении детей
дошкольного возраста». Для качественной реализации оздоровительных
задач были намечены приоритетные направления работы с воспитанниками:
- охрана дыхательного аппарата детей;
- формирование правильного дыхания;
- полноценное физическое развитие детей нетрадиционными формами и
методами.
Образ здорового, гармонично развитого человека, стать которым мечтает
каждый, не может обрести плоть и кровь по мановению волшебной палочки.
Над этим надо потрудиться. А ведь всё, как говорится в наших руках. Ещё
академик И.П.Павлов говорил: «Для человеческой личности открыты
чрезвычайные возможности не только направлять и совершенствовать свои
привычки, но и в значительной степени регулировать прирождённую силу и
слабость».
Ну, а с чего начать? Видимо с самого простого и необходимого: убедить
детей в жизненной необходимости правильного дыхания. Для этого я для
своих
малышей
провела
мини-конференцию,
где
дети сами решали
проблемные вопросы: «Можно ли жить, не дыша? Для чего нам нужен
воздух? Чем измерить воздух в нашем организме?» Также с ребятами мы
провели эксперименты: «Что будет, если мы задержим дыхание? Правильно
ли мы дышим? А кто ещё дышит?»
Моих знаний для работы в этом направлении оказалось недостаточно.
Пришлось изучать необходимую литературу. Большим подспорьем мне стали
публикации в периодической печати, книжные издания Л.С.Зайцевой
«Вдохните глубже», В.Г.Куранова «Закаливание часто болеющих детей и
взрослых»,
А.А.Исаева
«Если
хочешь
быть
здоров»,
брошюры
В.В.Овсянникова
«Дыхательная
гимнастика»,
«Правильное
дыхание».
Приходилось собирать материал буквально по крупицам. Ведь взять ту или
иную методику дыхательной терапии полностью я не могла, так как в
настоящее время дети поступают в детские сады с высоким процентом
заболеваемости, а значит ослабленные, с различными отклонениями в
состоянии здоровья.
Опираясь на рекомендации медицинского персонала дошкольного
учреждения мне приходиться апробировать различные технологии, выбирая
из
них
отдельные
упражнения.
В
соответствии
с
медицинскими
рекомендациями при организации физкультурных занятий я осуществляю
индивидуальный подход к детям (на основе состояния их здоровья, темпов
физического развития, их функционального состояния).
Стремясь заинтересовать детей процессом дыхания, я стала
разрабатывать комплексы дыхательной гимнастики и варьировать их.
Например: беру весь комплекс, но с меньшей дозировкой; беру по три-
четыре упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки. При
обучении разным типам дыхания использую отдельные упражнении:
«Воздушный шар» (нижнее дыхание), «Воздушный шар в грудной клетке»
(среднее, рёберное дыхание), «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее
дыхание). И здесь мне помогает сказка про «вершки» и «корешки», в которой
мужик надул медведя, уступив ему при делёжке ботву и оставив себе репу. Я
напоминаю детям о почти бесполезных «вершках» и очень ценных
«корешках». Возможно в дальнейшем, они не будут забывать о том, как
важно дышать не поверхностно, а глубоко.
А ещё я предлагаю воспитанникам самим придумывать дыхательные
упражнения. При проведении физкультурных занятий на улице, показываю
детям, как можно почувствовать чудесный запах чистого воздуха, медленно
вдыхая его носом. Чтобы заинтересовать детей, даю им возможность
проанализировать состав воздуха: «Что вы чувствуете? Мокрые листья,
цветы, траву или что-то совсем другое, чего не чувствую я?». Для
формирования разных типов правильно дыхания у моих малышей я
использую лечебный массаж.
В недавнем прошлом мне в руки попало книжное издание
«Нетрадиционная медицина», в котором были напечатаны асаны «Хатха-
йоги», с которыми в своё время я познакомилась, проходя обучение в
Челябинском
государственном
институте
физической
культуры.
Апробировав данные упражнения для детей дошкольного возраста, я стала
использовать их в своей работе. Таким образом, у меня появилась целая
подборка. Наблюдая за детьми в свободной деятельности, я отмечаю, что мои
дети сами опосредовано, выполняют упражнения на ощущение того или
иного образа, на сосредоточение. Их можно увидеть то в образе «кошки»,
«кобры», «черепахи», то в образе «крокодила», отдыхающего на берегу
тёплой речки.
Для получения наибольшего лечебного эффекта, в комплексе с
дыхательной
гимнастикой
я
применяю
такую
нетрадиционную
оздоровительную методику как, релаксация или медитация. Так, например, в
игре-медитации «Жизнь леса» малыши представляют себя в лесу ранним
утром: взошло солнышко, просыпаются лесные обитатели, улыбаются ему и
начинают своё путешествие среди деревьев и травинок. Дети постепенно
входят в образ солнышка, деревьев, цветов, трав, лесных жителей и им это
очень нравится.
Немаловажным я считаю, в целях оздоровления организма
использование точечного массажа и корригирующей гимнастики. Имея
специальность инструктора лечебной физической культуры, я применяю эти
методики в работе со своими дошколятами. Я рассказываю им о влиянии
точечного массажа на оздоровление организма, и о том, почему так важно
иметь стройную спину и красивую походку. Для этого я разработала
конспекты физкультурных занятий в нетрадиционной форме, подобрала
упражнения в основных видах движений в игровой форме.
Содействуя физическому развитию каждого ребёнка, я нахожусь в
постоянном поиске. Изготовила картотеки: «Лечебная гимнастика», «Хатха-
йога в жизни малышей», «Мышечная релаксация» Д.Джекобсона, подобрала
игровые
упражнения
парадоксальной
дыхательной
гимнастики
и
психогимнастики.
Изучаю
альтернативные
программы,
передовые
педагогические технологии, работы в области дыхательной терапии (В.Д.
Овсянников, К.П.Бутейко, А.Н.Стрельникова).
Конечно же, без помощи родителей я не смогу приобщить детей к
здоровому образу жизни. Поэтому я постаралась и у них вызвать интерес к
физическому воспитанию дошкольников: оформляю сезонные стенды,
провожу консультации по интересующим вопросам, даю рекомендации по
проведению дыхательной гимнастики и изготовлению нестандартного
оборудования в домашних условиях.
В конце каждого учебного года для анализа результативности и оценки
функционального
состояния
дыхательной
системы
детей
использую
специальную пробу - пробу Штанге (задержка дыхания на вдохе). Такая
диагностика показывает, что с нарастанием тренированности время задержки
дыхания
возрастает
и
способствует
качественному
освоению
детьми
основных видов движений.
Конечно, работа по оздоровлению детей дошкольного возраста с
использованием дыхательной гимнастики рассчитана не на один год, но уже
сейчас видно, что меняется главное – отношение к этой проблеме. Таким
образом,
подводя
итоги
своей
работы,
я
вижу,
что
использование
дыхательной гимнастики уже даёт положительные результаты: ребята стали
меньше болеть, их движения стали более упорядоченными, дети научились
понимать связь между характером дыхательных упражнений и их целью.
Данные диагностики убеждают в том, что моя система использования
дыхательной гимнастики в приобщении дошкольников к здоровому образу
жизни даёт лечебный эффект, а значит, способствует сохранению и
восстановлению здоровья – самого ценного, что есть у человека.
На практике я убедилась, что всё это – лишь начало большой и серьёзной
работы
по
совершенствованию
и
укреплению
дыхательной
системы,
внедрению в практику новых технологий, разработке конспектов занятий и
игр с использованием дыхательной гимнастики. А значит, права Любовь
Степановна Зайцева, кандидат педагогических наук, профессор НИИ
физической культуры, которая говорит: «Кажется, что может быть проще
вдоха? Разве что только выдох! Но даже то, что даровано нам природой
всегда можно усовершенствовать!» - Итак: давайте совершенствовать!