Автор: Екатерина Андреевна Завалина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Патриотическое воспитание современных младших школьников: к постановке проблемы»
Раздел: начальное образование
Статья на тему : «Патриотическое воспитание современных младших школьников: к
постановке проблемы».
Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших
задач современной школы. Именно в детстве закладывается фундамент для дальнейшего
развития личности. Понятие «духовное богатство» базируется, прежде всего, на чувстве
патриотизма, которое в той или иной мере присуще гражданам нашей страны, в том числе
и маленьким. Что такое «патриотизм»? «Патриотизм — преданность и любовь к своему
Отечеству, к своему народу» С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка [3, с. 496]. К.
Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и
могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и
могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и
родовыми наклонностями». Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре
невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство
собственного достоинства, привить ему положительные качества. Именно поэтому очень
важно прививать любовь и уважение к своей стране с самого детства. Природа
патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным матерям, друзьям,
речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому
их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными
поступками. Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема, и должна
рассматриваться на государственном уровне. Патриотическое воспитание дошкольников и
школьников – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается
нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения
должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении,
требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим. В современных
подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие,
принципиальность. Современный подход должен базироваться не на изобретении
инновационных методов. Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее
прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории,
культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.
Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры.
Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений
исторических деятелей. Школьникам важно эмоционально пережить исторический
момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы,
связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке.
Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а
подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина. Встречи с
ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях,
связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию
своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.