Автор: Борисова Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГОБУ Спасская КШИ
Населённый пункт: г. Спасск-Дальний, Приморский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Адаптированная программа по логопедии для учащихся с особыми образовательными (интеллектуальными) потребностями и сложными дефектами развития, 2 класс (34 часа)"
Раздел: начальное образование
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Спасская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГОБУ Спасская КШИ
____________ М. В. Бредюк
Приказ №_91____
от « 14 » 08. 2020 г.
Адаптированная программа
по логопедии
для учащихся с особыми образовательными
(интеллектуальными) потребностями и сложными
дефектами развития
2 класс (индивидуальное обучение)
Учитель
Борисова Александра Александровна
2020-2021 учебный год
Содержание адаптированной программы по логопедии для учащихся с особыми
образовательными (интеллектуальными) потребностями и сложными дефектами развития, 2
класс (индивидуальное обучение):
Пояснительная записка;
Характеристика обучающихся;
Цель программы;
Задачи программы;
Содержание изучаемого курса
Форма и режим занятий;
Сроки реализации программы;
Формы контроля;
Ожидаемый результат;
Программа учителя-логопеда для учащихся для учащихся с особыми
образовательными (интеллектуальными) потребностями
и сложными
дефектами развития, 2 класс (индивидуальное обучение):
- Цель;
- Основные направления;
- Методы и приемы;
- Календарно- тематическое планирование.
Программно-методическое обеспечение.
2
Пояснительная записка
Уровень образования: начальное.
Рабочая
программа
учителя-логопеда
коррекционно-развивающего
обучения
учащихся со специфическим недоразвитием речи разработана:
●
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-
ФЗ.
●
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
●
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
●
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
●
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с
расстройством аутистического спектра (вариант 2).
●
с учетом диагностических данных учащихся группы.
Характеристика обучающихся
Детский аутизм
рассматривается как первазивное (всепроникающее) нарушение
развития, затрагивающее все сферы психики ребенка. И сами проблемы контакта таких детей
в настоящее время рассматриваются в контексте этой множественной дефицитарности.
Выделяются нарушения тонической составляющей психических процессов, процессов
регуляции активности, аномально высокая чувствительность к сенсорным стимулам.
Предполагается, что снижение порога дискомфорта в восприятии таких этологически
значимых впечатлений: как человеческое лицо, голос, прикосновения может формировать у
ребенка поведение избегания. Их не радует новизна, для них не характерно стремление
преодолеть
трудности.
Одним
из
основных
признаков
дефицитарности
развития
инстинктивно обусловленных форм поведения являются трудности общения даже в самых
простых формах тактильного, голосового, глазного контакта.
Речевое развитие детей с аутизмом
Трудности развития невербальной коммуникации. Ребенок не обращается сам и почти
не отзывается на имя, не организуется речью, плохо выполняет самые простые инструкции.
Речь может практически не развиваться, дети остаются мутичными или начинают
произносить слова вне коммуникации. Мутизм - это не обязательно полное отсутствие речи:
ребенок может замолчать совсем, может вокализировать, щебетать, чмокать, скрипеть, но
может и интонировать нечто схожее с речью, но вне коммуникации.
Отмечается эхолалия, т.е. повторение услышанного слова или даже фразы, причем
иногда достаточно отчетливое воспроизведение сложных звукосочетаний. Проблема в том,
что эти возможности проявляются случайно, не фиксируются и не воспроизводятся снова.
Понимание речи других людей таким ребенком могут оцениваться лишь по
косвенным признакам, по учету в его поведении вербальной информации.
Речь свернутая (телеграфный стиль), с трудностями освоения первого лица.
Проблемы развития речи проявляются на ряду с нарушениями развития средств
невербальной коммуникации – адекватной жестикуляции, мимики, интонации, которая в
данном случае тоже не поддерживает коммуникацию.
Характерна особая просодика детей с аутизмом: вокализации мутичных детей крайне
необычны, у говорящих детей тоже странные интонации, и ударения. Характерны необычное
звучание и изменение темпа, высоты и силы голоса, монотонные, скандированные или
спецефически певучие интонации, шепот при начале эхолаличной речи.
3
Сложности развития развернутых гибких форм речевого взаимодействия. Как уже
отмечалось, дети удивляют абсолютной грамотностью и могут успешно и с удовольствием
изучать иностранные языки, при этом учителя отмечают, что и свой собственный язык они
осваивают как иностранный.
Звуки речи могут вызывать у таких детей сенсорный дискомфорт, в тоже время
специфических трудностей,
связанных с развитием
фонематического
восприятия
у
высокофункциональных детей с аутизмом выявлено не было.
Аутичные дети с нормальным интеллектом могут не испытывать проблем с
номинацией объектов, понимают значения слов, хотя при этом и затрудняются в их
использовании.
В связи с этим, общим выводом стало: специфических проблем лингвистического
развития эти дети не имеют и проблемы речевого развития таких детей скорее связаны с
семантикой и проявляются при использовании речи для коммуникации.
Проблемы семантики, применения лингвистической компетентности в коммуникации
проявляется и в понимании, и в использовании речи. Так, выявлено, что аутичные дети
воспринимают высказывания менее полно, чем норма со сходным уровнем невербального
интеллекта, но слабость их связана не с трудностями понимания стратегии порядка слов в
предложении, а в меньшей ориентации на реальное знание о происходящих событиях. Для
всех детей с аутизмом кто развивает некоторую способность к символической коммуникации
- речи, знаку, письму, проблемой является именно ее использование, и дело, похоже, не в
отсутствии потребности в коммуникации. Аутичные дети не дали больше ответов, нелепых,
независящих от реальных обстоятельств, но было показано, что они менее откликаются на
комментарий взрослого, не ищут информацию, а скорее имитируют речь взрослых, когда те
обеспечивают для них структуру ответа в форме простых предложений.
Специфика речи при аутизме - это стереотипные высказывания, часто не очень
понятные другому человеку, поскольку они опираются лишь на личные ассоциации и
отражают избирательные интересы ребенка, при недостатке спонтанной речи, решающей
задачи
активной
целенаправленной
коммуникации.
Нарушения
активного
целенаправленного использования речи таким ребенком касается не только области
коммуникации, возникают проблемы использования речи в целенаправленном рассуждении,
в осуществлении функции планирования и контроля. Можно заметить, что дети с аутизмом
имеют более общие трудности применения речи для активного целенаправленного решения
жизненных задач.
Можно
сказать,
что
как
и
при
попытках
произвольной
организации
целенаправленного моторного действия ребенок с аутизмом может проявить множественные
признаки диспраксии, так и при организации целенаправленного речевого действия могут
выявиться множественные разноуровневые проблемы его организации, дублирующие
проблемы
сенсомоторной
алалии,
отражающие
трудности
организации
и
гибкой
реорганизации программы целенаправленного речевого действия.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно
неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в
употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
- Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих
понятий, временных и пространственных понятий.
- Несформированность
навыков словообразования и словоизменения, ошибки в
употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных
с существительными.
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные
синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых
синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
4
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления (трудности овладения
учебными понятиями, терминами.).
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала
(недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.).
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых
явлений (трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе
учебной работы).
- Недостаточное
развитие
произвольности
в
общении
и
деятельности
(недостаточное развитие связной речи).
- Низкий уровень учебной мотивации.
Цель программы: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений
письма и чтения.
Задачи программы:
●
Развитие понимания обращенной речи;
●
Формирование простой фразы;
●
Развитие навыка диалогического взаимодействия;
●
Формирование произвольного речевого высказывания;
●
Накопление, расширение и активизация словаря;
●
Формирование навыков и профилактика нарушений письма и чтения;
●
Формирование альтернативных средств коммуникации;
●
Развитие высших психических функций.
Содержание изучаемого курса
Количество учебных недель - 34:
I четверть: 8 недель/8 часов.
II четверть. 8 недель/8 часов.
III четверть. 10 недель/10 часов.
IV четверть. 8 недель/8 часов.
Количество часов за год всего 34. Из них на индивидуальную работу - 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание курса включает:
Начальная диагностика - 1 час;
Начальная диагностика - 1 час;
Развитие понимания обращенной речи - 9 часов;
Формирование альтернативных средств коммуникации - 6 часов;
Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного
праксиса - 3 часов;
Накопление словаря - 6 часов;
Формирование фразы - 2 часа;
Формирование навыков письма и чтения - 6 часов;
Итоговая диагностика - 1 час.
Форма и режим занятий:
5
Решение
данных
задач
осуществляется:
на
индивидуальных
занятиях
продолжительностью 25-30 минут.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы контроля:
●
Диагностика речи в начале учебного года.
●
Обследование навыков письменной речи по рабочим тетрадям.
●
Обследование устной речи и навыков письменной речи в конце учебного года.
Ожидаемый результат:
●
Ученик с положительной мотивацией к обучению.
●
Ученик, имеющий индивидуальный уровень речевого развития, необходимый
для усвоения образовательных программ.
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
_____________ И.А. Андрошина
Протокол МО _№ 1_
от « 13 » 08. 2020 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
_____________ Н.Ю. Гладун
« 13 » 08. 2020 г.
6
Программа
учителя-логопеда
для учащихся для учащихся с особыми образовательными
(интеллектуальными) потребностями и сложными дефектами развития,
2 класс (индивидуальное обучение)
Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и
чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
●
Самостоятельное построение простой фразы;
●
Развитие понятийной стороны речи;
●
Расширение словаря;
●
Развитие навыков письма и чтения;
●
Формирование навыка диалогического взаимодействия;
●
Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с
этим допускается временная коррекция программы.
Перечисленные ниже направления работы не являются этапами коррекционных
занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4-х
до 5-ти направлений).
Методы и приемы
коррекционной работы
- это различные упражнения,
направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и активного словаря;
упражнения
совершенствующие
графо-моторные
навыки;
создание
ситуаций,
способствующих к диалоговому взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые
игры; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом
материале каждого занятия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
2 класс (индивидуальное обучение)
(занятие 1 раз в неделю)
№ п/п
Тема
Дата
Начальная диагностика (1 час)
1.
Диагностика понимания устной и обращенной речи. Диагностика
связной и письменной речи.
Развитие понимания обращенной речи. (9 часов)
2.
Устанавливает зрительный контакт и выполнение простых инструкций.
Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих
действий с речевой инструкций. Выработка учебного стереотипа.
3.
Части тела и предметы: узнавание и называние их. Узнавание и
7
показывание картинок по словесной инструкции. Выработка учебного
стереотипа.
4.
Выработка учебного стереотипа. Слова-действия. Показывание действий
самостоятельно или по подражанию и на картинке.
5.
Узнавание предметов по их назначению. Называние или показывание
желаемых предметов. Называет и показывает назначения предметов.
Выработка учебного стереотипа.
6.
Развитие умения делать выбор: Да/Нет (предпочтение и не
предпочтение). Имитирование действий в паре со звуком. Выработка
учебного стереотипа.
7.
Развитие умения отвечать на социальные вопросы (Как тебя зовут?
Сколько лет?). Выработка учебного стереотипа.
8.
Формы, фигуры, цвета, их узнавание и называние. Выработка учебного
стереотипа.
9.
Буквы и числа узнавание и называние. Выработка учебного стереотипа.
10.
Узнавание и называние комнат в квартире и мест общего пользования
(парк, магазин), их функций. Выработка учебного стереотипа.
Формирование альтернативных средств коммуникации (6 часов)
11.
Использование коммуникационной системы обмена изображениями
или PECS.
12.
Использование коммуникативных досок и “да/нет-систем”.
Использование предметных символов. Составление календаря
активности.
13.
Составление визуального расписания с помощью графических символов.
Прикрепление картинок и графических изображений в распространенных
местах, введение в “рутину”.
14.
Использование мануальных знаков (жесты). Манипулирование
игрушками с жестовым сопровождением (например театрализованная игра
“Теремок”)
15.
Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически
изображаем его).
16.
Обучение глобальному чтению. Соотнесение объектов и картинок с
написанным словом и картинок разной степени абстракции с написанным
словом.
Автоматизация нормированного произношения.
Развитие артикуляционного праксиса (3 часов)
17.
Упражнений для стимуляции движений нижней челюсти. Жевательная
гимнастика. Упражнения на динамическую организацию движений языка
и челюстей. Произношение чистоговорок и обучение распевкам.
8
18.
Упражнения на динамическую организацию движений языка вне рта и
внутри рта. Упражнения на развитие подвижности, точности движений
языка. Произношение чистоговорок и обучение распевкам.
19.
Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха. Заучивание
стихов, предложений и слов с выраженным ритмическим рисунком.
Накопление словаря (6 часов)
20.
Накопление пассивного словаря слов-предметов (рассматривание
предметов, наблюдения за животными). Обследование, приёмы
сравнения.
21.
Накопление пассивного словаря слов-признаков. Сравнение, обобщение
и классификация предметов.
22.
Накопление пассивного словаря слов-действий (наблюдение за
деятельностью взрослых). Рассматривание картин с малознакомым
содержанием, с пояснениями и рассказом.
23.
Чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок. Развития
образной речи на пословицах, поговорках, прибаутках. Объяснение и
толкование новых слов из прочитанных произведений.
24.
Соотнесение неизвестных слов с уже известными,
многократные
проговаривание слов детьми в разном контексте.
25.
Гимнастика и самомассаж губ и щечных мышц. Упражнения на
динамическую
организацию
движений
языка
и
губ.
Синонимы.
Антонимы. Многозначные слова.
Формирование фразы (2 часа)
26.
Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.
Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета и
простого действия).
27.
Упражнений для стимуляции движений нижней челюсти. Жевательная
гимнастика. Упражнения на динамическую организацию движений языка
и челюстей. Формирование простого/распространенного предложения.
Формирование навыков письма и чтения ( 6 часов)
28.
Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики (графодиктанты,
штриховка, обводка, соединение точек). Развитие пространственных
отношений на листе бумаги. Границы строки. Подготовительные
упражнения для развития кисти руки и мелких мышц пальцев: рисование
и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
29.
Гимнастика для глаз. Подготовительные упражнения для развития
глазомера: рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным
движением руки. Выработка связного и ритмичного написания букв и их
соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке.
30.
Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.
9
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук) и целыми словами. Чтение прямых и
обратных слогов.
31.
Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ.
Гимнастика и самомассаж губ и щечных мышц. Обозначение звуков
соответствующими буквами рукописного шрифта.
32.
Упражнений для стимуляции движений нижней челюсти. Жевательная
гимнастика. Упражнения на динамическую организацию движений языка
и челюстей. Осознанное чтение слов, словосочетаний. Осознанное
чтение предложений и маленьких текстов.
33.
Пальчиковая гимнастика. Самомассаж кистей рук. Знакомство с
начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений. Списывание слов и предложений с
печатного/письменного образца.
Итоговая диагностика (1 час)
34.
Диагностика понимания устной и обращенной речи. Диагностика
связной и письменной речи.
10
Программно-методическое обеспечение
1.
Быстрова Г.А. “Логопедические игры и задания”
2.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. “Сборник упражнений по исправлению
недостатков письма и чтения”
3.
Ефименкова Л.М. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов”
4.
Зегебарт Г.М. “Учение без мучения. Коррекция дисграфии”
5.
Зегебарт Г.М. “Чтение. От слова к тексту. Тетрадь для младших школьников”,
“Чтение. От текста к смыслу. Тетрадь для младших школьников”
6.
Козырева Л.М. «Программно-методические материалы для логопедических
занятий» Академия развития, Ярославль, 2006г.
7.
Козырева О.А. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку, чтению и
развитию речи.
8.
Краузе Е.Н. “Артикуляционная гимнастика”
9.
Краузе Е.Н. “Практическая логопедия”
10.
Лынская М.И. “Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с
использованием инновационных технологий”
11.
Мазанова Е.В. «Методические рекомендации учителям-логопедам школьных
логопунктов по организации коррекционной работы», Самара 2005г.
12.
Мазанова Е.В. Комплект альбомов.
13.
Меттус Е.В.,
Турта О.С., Литвина А.В. “Логопедические занятия со
школьниками”
14.
Нагаева Л.Г. “100 занимательных игр и упражнений.
15.
Николаева И.М. “Практикум по русскому языку” 1-4 классы
16.
Нуриева Л.Г. “Развитие речи у аутичных детей. Методическое пособие и
наглядные материалы”
17.
Овчинникова Т.С. “Артикуляционная и пальчиковая гимнастика”
18.
Прищепова И.В. “Речевое развитие младших школьников”
19.
Стребелева
Е.А.,
Фроликова
О.А.
“Эффективная
коррекция
для
первоклассников в играх и упражнениях”
20.
Стронская И.М. “Русский язык за 5 шагов” 1-4 классы
21.
Цуканова С.П , Бетц Л.Л. “Я учусь говорить и читать”
22.
Яворская О.Н. “Занимательные задания логопеда”
23.
Яковлева Н.Н., Аристова Т.А. “Коррекция нарушений письменной речи”
24.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно-методическое письмо о работе
учителя-логопеда при общеобразовательной школе», Москва 1996г.
11