Автор: Нурмухаметова Регина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№3
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: урок литературного чтения в 3 классе А.С.Пушкин "Цветок"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Цветок».
Цель
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным
произведением.
Задачи
Образовательные: учить вычитывать настроение лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способ-
ности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
Планируемые результаты
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художествен-
ным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, вы-
разительность.
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Основные понятия
Лирический герой
Межпредметные связи
Связь с русским языком, живописью и окружающим миром.
Оборудование
-Учебник «Литературное чтение» 3 кл. (Программа «Перспективная начальная школа»);
-Электронные физкультминутки;
-Презентация к уроку.
Задачи этапа урока
Деятельность
Планируемые результаты
Время
(вида работ)
учителя
Задания для учащихся
Предметные
УУД
I. Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать, заин-
тересовать учащихся
предстоящей работой
на уроке. Создать ком-
фортную, эмоциональ-
ную обстановку на уро-
ке.
-Здравствуйте ребята!
-
Какое у вас настроение?
-Мне тоже радостно от встречи с вами.
-Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии,
а сопровождать нас будут музыка и живопись.
Развивают свою художествен-
ную образную речь, логиче-
ское мышление; учатся выска-
зывать свою точку зрения.
Уметь выделять существен-
ную информацию из рассказа
учителя; осуществлять актуа-
лизацию жизненного опыта;
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли
в устной форме; (Коммуника-
тивные УУД).
2 мин
II. Постановка учебной задачи
Задачи:
Создать творческую и
в то же время деловую
атмосферу с элемента-
ми поиска, размышле-
ния на этапе определе-
ния темы, цели урока и
задач.
-Ребята, что у меня в руках? (книга).
-В этой книге лежит предмет-секрет. Как вы думаете, что это за предмет мо-
жет быть? (закладка, письмо, записка, засушенный листок или цветок).
Учитель достает цветок
- Что вы можете рассказать об этом цветке? (цвет, форма, размер, запах)
- Кому он принадлежит? А как вы думаете, что меня заставило засушить
этот цветок? (какие- то воспоминания, приятные моменты из жизни и тд.)
-Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок именно с такого секрета?
(Наверное, мы будем изучать произведение, в котором будет говориться о
цветке, о его описании или о какой-то истории связанной с цветком)
-Совершенно верно, сегодня на уроке мы познакомимся с стихотворением
А.С.Пушкина «Цветок». Откройте учебник на странице 151 и послушайте
пожалуйста стихотворение.
Учитель читает стихотворение
- Я думаю, что и вы знакомы с Александром Сергеевичем Пушкиным (фото
А.С. на слайде). Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?
-Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть в данном стихотворении то на-
строение, то видение той картины, в которой он рисует данное стихотворе-
ние.
- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
Сегодня мы с вами будем (учиться вычитывать настроение лирического
героя.)
Учатся наблюдать, слушать,
делать выводы, прогнозиро-
вать, высказывать своё мне-
ние, вести диалог, осознавать
свою учебную задачу.
Уметь выделять необхо-
димую информацию из
различных творческих, ин-
теллектуальных игр, вы-
двигать гипотезу и обосно-
вывать её (Познаватель-
ные УУД);
Уметь слушать в соответ-
ствии с целевой установ-
кой, принимать и сохра-
нять учебную задачу (Ре-
гулятивные УУД).
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме
(Коммуникатиные УУД).
2 мин
III. Решение учебной задачи
Задача:
Формировать навыки
правильного, созна-
тельного, беглого и,
как результат, вырази-
тельного чтения; пер-
вичные исследователь-
ские умения при работе
с текстом; комплексно
осуществлять образо-
вательные и воспита-
тельные задачи в про-
цессе работы над
произведением; форми-
руя у школьников уни-
версальные учебные
действия как основу
умения учиться
-Ребята, давайте еще раз с вами прочитаем стихотворение. Кто нам его прочи-
тает?
Ученик читает стихотворение
-
Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство у вас возникло при его
прочтении?(чувство грусти, печали). А почему у вас возникло именно такое
чувство?
-Ребята, а кто рассказывает о цветке?(лирический герой). Как вы думаете какое
у него настроение?(грустное).
-Волнует ли лирического героя прошлая жизнь этого цветка? Докажите строч-
ками из текста.
-А еще чья жизнь интересует героя? Можно ли сказать, что героя волнуют чув-
ства тех людей, которые жили задолго до него?
-
Давайте попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам вырази-
тельно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произ-
ведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, ри-
суемую автором и понять настроение героя. Кто нам прочитает первую стро-
фу?
Цветок засохший, безуханный
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
-Как автор описывает цветок? Какой он? Значение какого слова вам не понят-
но? Кто объяснит нам значение данного слова?
- О чем мы узнаем в первой строфе? (О лирическом герои). Ребята, а кто такой
лирический герой? (это образ- переживание, созданный в конкретном поэтиче-
ском творении).
-Кто желает прочитать вторую строфу?
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда зачем?
-Чем наполнена вторая строфа? (Вопросами). Что это значит? О чем мы узнаем
во второй строфе? (Что герой начал размышлять
,
где мог расцвести этот цве-
ток, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столе-
тии? Сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый
день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и
равнодушный человек или человек с любящим сердцем? Где цвел? Когда? ка-
кой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою?
Идёт самооценка собственных
возможностей в выразитель-
ности чтения; возникает ин-
терес к чтению, к происходя-
щим событиям; идёт фор-
мирование эстетически гра-
мотного читателя; происходит
осмысление окружающей нас
действительности.
Учащиеся читают, размышля-
ют, отвечают на вопросы и
учителя, и учащихся; наблю-
дают за «словом», за развити-
ем сюжета (чувств и пережи-
ваний лирического героя);
анализируют, сравнивают,
обощают, делают выводы,
формируют собственную точ-
ку зрения, отстаивают её с по-
мощью текста;
Уметь анализировать сте-
пень выразительности чте-
ния (Познавательные
УУД)
Понимать на слух содер-
жание произведения (Ком-
муникативные УУД);
Осуществлять взаимо-
контроль; принимать и
сохранять учебную задачу
(Регулятивные УУД).
10 мин.
И положен сюда зачем? Почему этот цветок был сорван и засушен?).
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
-Какую картину рисует герой в третьем четверостишье? (счастливую встречу
влюбленных)
-Роковой? Как вы это понимаете? (Прощание близких людей перед долгой раз-
лукой)
И жив ли тот, т та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
-Чем наполнена четвертая строфа? (Герой также продолжает размышлять. Те-
перь ему интересно, а жива ли та или тот, кто сорвал этот цветок)
-А как вы понимаете слово «сей». (Это указательное местоимение. То же, что и
этот).
-Теперь разобрав стихотворение, кто желает прочитать его выразительно? А
все остальные внимательно слушают.
IV. Подведение итога урока.
Задача:
Мотивировать учащих-
ся к оцениванию своей
работы на уроке.
-Ребята, напомните, какая цель у нас была на уроке? (учиться вычитывать
настроение лирического героя.)
-В стихотворениях всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о
природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие
чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
Учащиеся учатся интерпрети-
ровать содержание произведе-
ния.
Учатся согласовывать усилия по
решению учебной задачи, догова-
риваться и приходить к общему
мнению в совместной деятельно-
сти; Учатся принимать и сохра-
нять учебную задачу, вносить
коррективы
15мин.
V. Рефлексия