Напоминание

урок литературного чтения в 3 классе А.С.Пушкин "Цветок"


Автор: Нурмухаметова Регина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№3
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: урок литературного чтения в 3 классе А.С.Пушкин "Цветок"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Цветок».

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным

произведением.

Задачи

Образовательные: учить вычитывать настроение лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способ-

ности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художествен-

ным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, вы-

разительность.

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия

Лирический герой

Межпредметные связи

Связь с русским языком, живописью и окружающим миром.

Оборудование

-Учебник «Литературное чтение» 3 кл. (Программа «Перспективная начальная школа»);

-Электронные физкультминутки;

-Презентация к уроку.

Задачи этапа урока

Деятельность

Планируемые результаты

Время

(вида работ)

учителя

Задания для учащихся

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи:

Мотивировать, заин-

тересовать учащихся

предстоящей работой

на уроке. Создать ком-

фортную, эмоциональ-

ную обстановку на уро-

ке.

-Здравствуйте ребята!

-

Какое у вас настроение?

-Мне тоже радостно от встречи с вами.

-Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии,

а сопровождать нас будут музыка и живопись.

Развивают свою художествен-

ную образную речь, логиче-

ское мышление; учатся выска-

зывать свою точку зрения.

Уметь выделять существен-

ную информацию из рассказа

учителя; осуществлять актуа-

лизацию жизненного опыта;

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли

в устной форме; (Коммуника-

тивные УУД).

2 мин

II. Постановка учебной задачи

Задачи:

Создать творческую и

в то же время деловую

атмосферу с элемента-

ми поиска, размышле-

ния на этапе определе-

ния темы, цели урока и

задач.

-Ребята, что у меня в руках? (книга).

-В этой книге лежит предмет-секрет. Как вы думаете, что это за предмет мо-

жет быть? (закладка, письмо, записка, засушенный листок или цветок).

Учитель достает цветок

- Что вы можете рассказать об этом цветке? (цвет, форма, размер, запах)

- Кому он принадлежит? А как вы думаете, что меня заставило засушить

этот цветок? (какие- то воспоминания, приятные моменты из жизни и тд.)

-Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок именно с такого секрета?

(Наверное, мы будем изучать произведение, в котором будет говориться о

цветке, о его описании или о какой-то истории связанной с цветком)

-Совершенно верно, сегодня на уроке мы познакомимся с стихотворением

А.С.Пушкина «Цветок». Откройте учебник на странице 151 и послушайте

пожалуйста стихотворение.

Учитель читает стихотворение

- Я думаю, что и вы знакомы с Александром Сергеевичем Пушкиным (фото

А.С. на слайде). Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?

-Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть в данном стихотворении то на-

строение, то видение той картины, в которой он рисует данное стихотворе-

ние.

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы с вами будем (учиться вычитывать настроение лирического

героя.)

Учатся наблюдать, слушать,

делать выводы, прогнозиро-

вать, высказывать своё мне-

ние, вести диалог, осознавать

свою учебную задачу.

Уметь выделять необхо-

димую информацию из

различных творческих, ин-

теллектуальных игр, вы-

двигать гипотезу и обосно-

вывать её (Познаватель-

ные УУД);

Уметь слушать в соответ-

ствии с целевой установ-

кой, принимать и сохра-

нять учебную задачу (Ре-

гулятивные УУД).

Уметь оформлять свои

мысли в устной форме

(Коммуникатиные УУД).

2 мин

III. Решение учебной задачи

Задача:

Формировать навыки

правильного, созна-

тельного, беглого и,

как результат, вырази-

тельного чтения; пер-

вичные исследователь-

ские умения при работе

с текстом; комплексно

осуществлять образо-

вательные и воспита-

тельные задачи в про-

цессе работы над

произведением; форми-

руя у школьников уни-

версальные учебные

действия как основу

умения учиться

-Ребята, давайте еще раз с вами прочитаем стихотворение. Кто нам его прочи-

тает?

Ученик читает стихотворение

-

Понравилось ли вам стихотворение? Какое чувство у вас возникло при его

прочтении?(чувство грусти, печали). А почему у вас возникло именно такое

чувство?

-Ребята, а кто рассказывает о цветке?(лирический герой). Как вы думаете какое

у него настроение?(грустное).

-Волнует ли лирического героя прошлая жизнь этого цветка? Докажите строч-

ками из текста.

-А еще чья жизнь интересует героя? Можно ли сказать, что героя волнуют чув-

ства тех людей, которые жили задолго до него?

-

Давайте попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам вырази-

тельно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произ-

ведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, ри-

суемую автором и понять настроение героя. Кто нам прочитает первую стро-

фу?

Цветок засохший, безуханный

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

-Как автор описывает цветок? Какой он? Значение какого слова вам не понят-

но? Кто объяснит нам значение данного слова?

- О чем мы узнаем в первой строфе? (О лирическом герои). Ребята, а кто такой

лирический герой? (это образ- переживание, созданный в конкретном поэтиче-

ском творении).

-Кто желает прочитать вторую строфу?

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положён сюда зачем?

-Чем наполнена вторая строфа? (Вопросами). Что это значит? О чем мы узнаем

во второй строфе? (Что герой начал размышлять

,

где мог расцвести этот цве-

ток, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столе-

тии? Сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый

день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и

равнодушный человек или человек с любящим сердцем? Где цвел? Когда? ка-

кой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою?

Идёт самооценка собственных

возможностей в выразитель-

ности чтения; возникает ин-

терес к чтению, к происходя-

щим событиям; идёт фор-

мирование эстетически гра-

мотного читателя; происходит

осмысление окружающей нас

действительности.

Учащиеся читают, размышля-

ют, отвечают на вопросы и

учителя, и учащихся; наблю-

дают за «словом», за развити-

ем сюжета (чувств и пережи-

ваний лирического героя);

анализируют, сравнивают,

обощают, делают выводы,

формируют собственную точ-

ку зрения, отстаивают её с по-

мощью текста;

Уметь анализировать сте-

пень выразительности чте-

ния (Познавательные

УУД)

Понимать на слух содер-

жание произведения (Ком-

муникативные УУД);

Осуществлять взаимо-

контроль; принимать и

сохранять учебную задачу

(Регулятивные УУД).

10 мин.

И положен сюда зачем? Почему этот цветок был сорван и засушен?).

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

-Какую картину рисует герой в третьем четверостишье? (счастливую встречу

влюбленных)

-Роковой? Как вы это понимаете? (Прощание близких людей перед долгой раз-

лукой)

И жив ли тот, т та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

-Чем наполнена четвертая строфа? (Герой также продолжает размышлять. Те-

перь ему интересно, а жива ли та или тот, кто сорвал этот цветок)

-А как вы понимаете слово «сей». (Это указательное местоимение. То же, что и

этот).

-Теперь разобрав стихотворение, кто желает прочитать его выразительно? А

все остальные внимательно слушают.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Мотивировать учащих-

ся к оцениванию своей

работы на уроке.

-Ребята, напомните, какая цель у нас была на уроке? (учиться вычитывать

настроение лирического героя.)

-В стихотворениях всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о

природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие

чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?

Учащиеся учатся интерпрети-

ровать содержание произведе-

ния.

Учатся согласовывать усилия по

решению учебной задачи, догова-

риваться и приходить к общему

мнению в совместной деятельно-

сти; Учатся принимать и сохра-

нять учебную задачу, вносить

коррективы

15мин.

V. Рефлексия



В раздел образования