Автор: Михальчук Оксана Борисовна
Должность: воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Раздел: полное образование
УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель – началь-
ник 2 курса (1 роты)
Д
.Клоков
«___» марта 2016 года
Методическая разработка
занятия по основам безопасности жизнедеятельности с суворовцами
Тема «Здоровье человека и факторы, на него влияющие»
Занятие «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»
Цели занятия:
1.
Познакомиться с элементами исследовательской деятельности
2.
Научиться ставить и проводить эксперимент
3.
Научиться давать на основании полученных в ходе эксперимента данных определе-
ния с полными характеристиками изучаемых понятий и явлений
4.
Освоить
практические
навыки
восстановления
физиологических
функций
при
утомлении
Место проведения занятия: взводный класс
Дата проведения: 02 марта 2016 г.
Материальное обеспечение занятия: Интерактивная доска, бланки исследования, тоно-
метр, секундомер, цветные карандаши
Методы работы: эксперимент, исследование, практическая работа
Пояснительная записка.
Фундаментальные методы научного познания — дедукция и индукция, ана-
лиз и синтез, аналогия, типология, сравнение — являются по определению эври-
стическими методами, так как они основаны на логических правилах и приемах,
генерируемых мышлением.
Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают
наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимули-
рующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых
идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения опреде-
ленного класса творческих задач.
Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование уче-
ником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса
его организации, диагностики и осознания. Это частично-поисковый метод, орга-
низация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного
усвоения знаний и способов деятельности.
Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие;
преобразовывать
основные
проблемы
в
ряд
частных,
подчинённых
главной;
проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать
различные направления поисков; проверять решение и т.д.
Система специально разработанных учебных задач помогает суворовцу овла-
деть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее
выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, со-
стоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом
на пути решения проблемы и которые требуют от воспитанников осуществления
поиска. Педагог направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулиру-
ет противоречия и т.д.
При этом в данном занятии элементы эвристического метода вписаны в об-
щую концепцию исследовательского метода, который предполагает поиск реше-
ния целостной проблемной задачи.
Этап заня-
тия
Деятельность препода-
вателя
Деятельность суворовцев
Вводная
часть
Для диагностики
эмоционального со-
стояния и степени
утомления в начале и
в конце занятия су-
воровцам предлага-
ется отметить цвет-
ным кружочком свое
состояние (по методу
цветописи Лутошки-
на)
Закрашивают сектор в бланке
цветным карандашом
Показ
ф р а гм е н т а
мультфильма
«Коля,
Оля и Архимед»
Обозначает
проблему
(Каким
образом
пред-
ставленный
фрагмент
мультфильма
связан
с
темой урока)
Находят корреляцию с темой
урока и занятия, ответы на во-
просы дают не вставая с ме-
ста (с целью соблюдения рав-
ных для всех суворовцев фи-
зиологических
условий
про-
водимого эксперимента)
Озвучивает форму и ме-
тод
проведения
урока,
ведет
обсуждение,
по-
могая
раскрыть
смысл
терминов, встретивших-
ся впервые (исследова-
ние, эвристический ме-
тод, эксперимент)
Задают вопросы, в ходе обсу-
ждения, приходят к понима-
нию
новых
терминов,
прин-
ципов
проведения
экспери-
мента
Оформление бланка
Объясняет правила за-
полнения
Заполняют тему занятия, в
протокол исследования вно-
сят необходимые данные
Основная
часть
(исследова-
тельская)
Обозначение крите-
риев и условий экс-
перимента, выбор
«контрольной груп-
пы», состоящей из из
двух или более суво-
ровцев
Измеряет электронным
тонометром артериаль-
ное давление и пульс су-
воровцев «контрольной
группы»
Выбранные суворовцы под-
тверждают своё согласие на
участие в «контрольной груп-
пе»;
В ходе обсуждения суворовцы
определяют объективные и
субъективные критерии и по-
казатели работоспособности
Показывает и рассказы-
вает как найти пульс на
лучевой и сонной арте-
рии, как рассчитать ко-
личество ударов в мину-
ту
Находят пульсовую волну на
лучевой и сонной артериях,
подсчитывают пульс за 30 се-
кунд, вносят данные в прото-
кол исследования,
Заполнение пробы
«Проставь знаки»
Объясняет правила и
последовательность за-
полнения бланка;
Дает команду, запускает
секундомер, контроли-
рует время выполнения
В течение первых 30 сек. за-
полняют I этап пробы, в тече-
ние следующих 30 сек. запол-
няют II этап, по окончании
времени – отграничивают вы-
полненную часть вертикаль-
ной чертой
Выполнение динами-
Разъясняет правила вы-
Выполняют приседания с
ческой пробы и вне-
сение результатов в
бланк
полнения
Даёт команду к выпол-
нению, запускает секун-
домер, контролирует
правильность выполне-
ния
Делает измерения в
«контрольной группе»
Вносит данные
«контрольной группы» в
протокол на электрон-
ной доске
полной амплитудой и в макси-
мальном темпе в течение пер-
вых 30 сек., подсчитывают ко-
личество приседаний, быстро
вносят данные в бланк «Дина-
мическая проба» I этап.
Далее выполняют приседания
с прежними условиями вы-
полнения в течение следую-
щих 30 сек., количество при-
седаний вносят в бланк «Ди-
намическая проба» II этап.
Подсчитывают ЧСС после вы-
полнения второго этапа, дан-
ные вносят протокол
С целью восстанов-
ления физиологиче-
ских функций, вклю-
чается пауза, запол-
ненная подсчетом
знаков и их правиль-
ности пробы «Про-
ставь знаки»
Разъясняет правила вы-
полнения и цель вклю-
чения данной паузы в
ход занятия
Вносит данные
«контрольной группы» в
протокол на электрон-
ной доске
Наблюдают за своим состоя-
нием, субъективными показа-
телями работоспособности;
Подсчитывают количество об-
работанных знаков, а также
правильность выполнения за-
дания; данные вносят в про-
токол исследования
Выполнение стати-
ческой пробы и вне-
сение результатов в
бланк
Разъясняет правила вы-
полнения
Даёт команду к выпол-
нению, запускает секун-
домер, контролирует
правильность выполне-
ния
Вносит данные
«контрольной группы» в
протокол на электрон-
ной доске
Подсчитывают ЧСС до иссле-
дования, заносят показатели в
бланк;
По команде преподавателя
выполняют положение полу-
приседа (прямой угол в ко-
ленном и тазобедренном су-
ставах, прямые руки вытяну-
ты вперед)
в процессе выполнения стара-
ются сохранять позу, отмеча-
ют на какой секунде выполне-
ние упражнения оказалось не-
возможным;
данные вносят в протокол
«Статическая проба».
Подсчитывают ЧСС после вы-
полнения упражнения и через
5 минут, данные вносят про-
токол
Итоговая
часть
(эвристиче-
ская)
Определение поня-
тий утомления, рабо-
тоспособности,
суперкомпенсации,
восстановления
Организует дискуссию и
обсуждение
На основании анализа полу-
ченных в ходе эксперимента
данных, формулируют поня-
тие утомления, работоспособ-
ности, анализируют законо-
мерности, индивидуальные
особенности, записывают
определения в бланк
Практиче-
ская часть
Овладение навыками
физиологического
восстановления ор-
ганизма «Бодрость за
одну минуту» по
Д.В.Керни
1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук – 5 сек.
2. Быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз
– 5 сек.
3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы
– 5 сек.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично погла-
живайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья –
3 раза
5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже ка-
дыка) большим и указательным пальцами – 3 раза
6. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите с
одной стороны, сосчитав до пяти. Освободите её; дыши-
те глубоко. То же самое проделайте на другой стороне
7. Большим пальцем нащупайте впадину в основании чере-
па (в месте соединения головы с позвоночником). На-
жмите, сосчитав до трёх, отпустите. Повторите три раза
8. Плотно захватите большими и указательными пальцами
ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите
по 3 раза для каждой ноги, быстро потрите верх ступни
пяткой другой ноги
9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и
сзади от ступни до паха.
Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу
разлилась приятная теплота, цель достигнута.
Руководитель занятия
О.Михальчук
ПРИЛОЖЕНИЕ