Напоминание

"Здоровый образ жизни и профилактика утомления"


Автор: Михальчук Оксана Борисовна
Должность: воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Раздел: полное образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель – началь-

ник 2 курса (1 роты)

Д

.Клоков

«___» марта 2016 года

Методическая разработка

занятия по основам безопасности жизнедеятельности с суворовцами

Тема «Здоровье человека и факторы, на него влияющие»

Занятие «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»

Цели занятия:

1.

Познакомиться с элементами исследовательской деятельности

2.

Научиться ставить и проводить эксперимент

3.

Научиться давать на основании полученных в ходе эксперимента данных определе-

ния с полными характеристиками изучаемых понятий и явлений

4.

Освоить

практические

навыки

восстановления

физиологических

функций

при

утомлении

Место проведения занятия: взводный класс

Дата проведения: 02 марта 2016 г.

Материальное обеспечение занятия: Интерактивная доска, бланки исследования, тоно-

метр, секундомер, цветные карандаши

Методы работы: эксперимент, исследование, практическая работа

Пояснительная записка.

Фундаментальные методы научного познания — дедукция и индукция, ана-

лиз и синтез, аналогия, типология, сравнение — являются по определению эври-

стическими методами, так как они основаны на логических правилах и приемах,

генерируемых мышлением.

Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают

наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимули-

рующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых

идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения опреде-

ленного класса творческих задач.

Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование уче-

ником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса

его организации, диагностики и осознания. Это частично-поисковый метод, орга-

низация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного

усвоения знаний и способов деятельности.

Целостная задача требует следующих умений: анализировать её условие;

преобразовывать

основные

проблемы

в

ряд

частных,

подчинённых

главной;

проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать

различные направления поисков; проверять решение и т.д.

Система специально разработанных учебных задач помогает суворовцу овла-

деть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее

выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, со-

стоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом

на пути решения проблемы и которые требуют от воспитанников осуществления

поиска. Педагог направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулиру-

ет противоречия и т.д.

При этом в данном занятии элементы эвристического метода вписаны в об-

щую концепцию исследовательского метода, который предполагает поиск реше-

ния целостной проблемной задачи.

Этап заня-

тия

Деятельность препода-

вателя

Деятельность суворовцев

Вводная

часть

Для диагностики

эмоционального со-

стояния и степени

утомления в начале и

в конце занятия су-

воровцам предлага-

ется отметить цвет-

ным кружочком свое

состояние (по методу

цветописи Лутошки-

на)

Закрашивают сектор в бланке

цветным карандашом

Показ

ф р а гм е н т а

мультфильма

«Коля,

Оля и Архимед»

Обозначает

проблему

(Каким

образом

пред-

ставленный

фрагмент

мультфильма

связан

с

темой урока)

Находят корреляцию с темой

урока и занятия, ответы на во-

просы дают не вставая с ме-

ста (с целью соблюдения рав-

ных для всех суворовцев фи-

зиологических

условий

про-

водимого эксперимента)

Озвучивает форму и ме-

тод

проведения

урока,

ведет

обсуждение,

по-

могая

раскрыть

смысл

терминов, встретивших-

ся впервые (исследова-

ние, эвристический ме-

тод, эксперимент)

Задают вопросы, в ходе обсу-

ждения, приходят к понима-

нию

новых

терминов,

прин-

ципов

проведения

экспери-

мента

Оформление бланка

Объясняет правила за-

полнения

Заполняют тему занятия, в

протокол исследования вно-

сят необходимые данные

Основная

часть

(исследова-

тельская)

Обозначение крите-

риев и условий экс-

перимента, выбор

«контрольной груп-

пы», состоящей из из

двух или более суво-

ровцев

Измеряет электронным

тонометром артериаль-

ное давление и пульс су-

воровцев «контрольной

группы»

Выбранные суворовцы под-

тверждают своё согласие на

участие в «контрольной груп-

пе»;

В ходе обсуждения суворовцы

определяют объективные и

субъективные критерии и по-

казатели работоспособности

Показывает и рассказы-

вает как найти пульс на

лучевой и сонной арте-

рии, как рассчитать ко-

личество ударов в мину-

ту

Находят пульсовую волну на

лучевой и сонной артериях,

подсчитывают пульс за 30 се-

кунд, вносят данные в прото-

кол исследования,

Заполнение пробы

«Проставь знаки»

Объясняет правила и

последовательность за-

полнения бланка;

Дает команду, запускает

секундомер, контроли-

рует время выполнения

В течение первых 30 сек. за-

полняют I этап пробы, в тече-

ние следующих 30 сек. запол-

няют II этап, по окончании

времени – отграничивают вы-

полненную часть вертикаль-

ной чертой

Выполнение динами-

Разъясняет правила вы-

Выполняют приседания с

ческой пробы и вне-

сение результатов в

бланк

полнения

Даёт команду к выпол-

нению, запускает секун-

домер, контролирует

правильность выполне-

ния

Делает измерения в

«контрольной группе»

Вносит данные

«контрольной группы» в

протокол на электрон-

ной доске

полной амплитудой и в макси-

мальном темпе в течение пер-

вых 30 сек., подсчитывают ко-

личество приседаний, быстро

вносят данные в бланк «Дина-

мическая проба» I этап.

Далее выполняют приседания

с прежними условиями вы-

полнения в течение следую-

щих 30 сек., количество при-

седаний вносят в бланк «Ди-

намическая проба» II этап.

Подсчитывают ЧСС после вы-

полнения второго этапа, дан-

ные вносят протокол

С целью восстанов-

ления физиологиче-

ских функций, вклю-

чается пауза, запол-

ненная подсчетом

знаков и их правиль-

ности пробы «Про-

ставь знаки»

Разъясняет правила вы-

полнения и цель вклю-

чения данной паузы в

ход занятия

Вносит данные

«контрольной группы» в

протокол на электрон-

ной доске

Наблюдают за своим состоя-

нием, субъективными показа-

телями работоспособности;

Подсчитывают количество об-

работанных знаков, а также

правильность выполнения за-

дания; данные вносят в про-

токол исследования

Выполнение стати-

ческой пробы и вне-

сение результатов в

бланк

Разъясняет правила вы-

полнения

Даёт команду к выпол-

нению, запускает секун-

домер, контролирует

правильность выполне-

ния

Вносит данные

«контрольной группы» в

протокол на электрон-

ной доске

Подсчитывают ЧСС до иссле-

дования, заносят показатели в

бланк;

По команде преподавателя

выполняют положение полу-

приседа (прямой угол в ко-

ленном и тазобедренном су-

ставах, прямые руки вытяну-

ты вперед)

в процессе выполнения стара-

ются сохранять позу, отмеча-

ют на какой секунде выполне-

ние упражнения оказалось не-

возможным;

данные вносят в протокол

«Статическая проба».

Подсчитывают ЧСС после вы-

полнения упражнения и через

5 минут, данные вносят про-

токол

Итоговая

часть

(эвристиче-

ская)

Определение поня-

тий утомления, рабо-

тоспособности,

суперкомпенсации,

восстановления

Организует дискуссию и

обсуждение

На основании анализа полу-

ченных в ходе эксперимента

данных, формулируют поня-

тие утомления, работоспособ-

ности, анализируют законо-

мерности, индивидуальные

особенности, записывают

определения в бланк

Практиче-

ская часть

Овладение навыками

физиологического

восстановления ор-

ганизма «Бодрость за

одну минуту» по

Д.В.Керни

1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук – 5 сек.

2. Быстро потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз

– 5 сек.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы

– 5 сек.

4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично погла-

живайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья –

3 раза

5. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже ка-

дыка) большим и указательным пальцами – 3 раза

6. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите с

одной стороны, сосчитав до пяти. Освободите её; дыши-

те глубоко. То же самое проделайте на другой стороне

7. Большим пальцем нащупайте впадину в основании чере-

па (в месте соединения головы с позвоночником). На-

жмите, сосчитав до трёх, отпустите. Повторите три раза

8. Плотно захватите большими и указательными пальцами

ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите. Повторите

по 3 раза для каждой ноги, быстро потрите верх ступни

пяткой другой ноги

9. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и

сзади от ступни до паха.

Если, заканчивая самомассаж, вы чувствуете, что по телу

разлилась приятная теплота, цель достигнута.

Руководитель занятия

О.Михальчук

ПРИЛОЖЕНИЕ



В раздел образования