Автор: Никольская Марианна Анатольевна
Должность: Педагог ИЗО
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский" ЭЦ "Китежград"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изучение культуры Архаики на занятиях ИЗО
Раздел: дополнительное образование
ГБОУ ДО ДТ "Измайловский" Этнокультурный Центр "Китежград"
Практические задания при изучении темы «Архаика»
Педагога ИЗО Этнокультурного Центра «Китежград»
ДДТ «Измайловский» С-Петербург
Никольской Марианны Анатольевны
Тему «Архаика» учащиеся «Китежграда» начинают изучать на 5-ом году обучения,
в 1-ой четверти. После показа методического материала и наглядных пособий, учащимся
предлагается создать «свою» пещеру. Они закрашивают «стены» пещеры (лист ватмана)
землисто-охристыми оттенками широкой кистью либо губкой, а иногда и руками. Затем,
подобно первобытному художнику, дети рисуют животных мягкими материалами (углём,
сангиной, мелом). Часто рисуют руками. Ребята придумывают свой знак, который что-то
означает, возможно, имя, например: «Зоркий глаз», «Верная рука», «Мудрая сова» и т.п.,
и ставят его в углу «Пещеры». Понятно, что рисуют они животных не для того, чтобы
«поохотится», а, наоборот, чтобы запечатлеть зверей в движении.
Следующим этапом является создание «кусочка» своей пещеры, некое послание в
будущее, то, что потом найдут археологи.
На кусок картона, обильно политом клеем ПВА, дети насыпают песок, размещают
мелкие камушки, и, когда «стена пещеры» подсохнет, то рисуют своё «тотемное
животное». Рисуют и углём, и гуашью, кисточками, палочками, руками. Часто вместо
подписи ставят отпечаток руки или ноги. Такое задание детям всегда очень нравится, так
как перепачкаться в краске не всегда удаётся в обыденной жизни, а душа просит...
Ещё одно задание по теме «Архаика» - это создание амулетов. Здесь используются
природные материалы (горох, фасоль, семечки, семена) в сочетании с тесьмой и
кусочками ткани и кожи. Всё это укладывается в узор на кусочек картона, обильно
политого клеем ПВА. Созданный амулет является оберегом и призван приносить счастье.
И, наконец, третье задание. Это, так называемые, «Находки археолога». Выныривая
из первобытного общества, мы становимся интеллектуалами, людьми творческими и
пытливыми и смотрим на архаику уже из нашего времени. Мы играем в археологов. После
изучения музейных коллекций древностей, ребята создают свои «коллекции», свои
«находки из раскопок». «Раскопки» могут быть произведены в пустыне, в горах, на дне
моря. Каждый сам придумывает свою легенду и обзаводится, соответственно, ракушками,
косточками, бусинами, старинными монетами, красивыми камушками, стёклышками...
Дети с удовольствием наклеивают всё это на клей ПВА, присыпают песочком разных
видов, укладывают ракушки, бусинки, кусочки тростника и т.п. Между прочим, охотно
делятся друг с другом своими «сокровищами» и дружно восхищаются работами
товарищей. Вооружившись широкой кистью, дети аккуратно расчищают песок, чтобы
обнаружить "ценности". И когда они появляются, радуются, как настоящие археологи.
По многолетнему опыту, это задание – одно из самых любимых у детей. Оно
необходимо не только для изучения архаики, но и для воспитания уважения к древности
и к красоте мира.