Напоминание

Изучение культуры Архаики на занятиях ИЗО


Автор: Никольская Марианна Анатольевна
Должность: Педагог ИЗО
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский" ЭЦ "Китежград"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Изучение культуры Архаики на занятиях ИЗО
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ ДО ДТ "Измайловский" Этнокультурный Центр "Китежград"

Практические задания при изучении темы «Архаика»

Педагога ИЗО Этнокультурного Центра «Китежград»

ДДТ «Измайловский» С-Петербург

Никольской Марианны Анатольевны

Тему «Архаика» учащиеся «Китежграда» начинают изучать на 5-ом году обучения,

в 1-ой четверти. После показа методического материала и наглядных пособий, учащимся

предлагается создать «свою» пещеру. Они закрашивают «стены» пещеры (лист ватмана)

землисто-охристыми оттенками широкой кистью либо губкой, а иногда и руками. Затем,

подобно первобытному художнику, дети рисуют животных мягкими материалами (углём,

сангиной, мелом). Часто рисуют руками. Ребята придумывают свой знак, который что-то

означает, возможно, имя, например: «Зоркий глаз», «Верная рука», «Мудрая сова» и т.п.,

и ставят его в углу «Пещеры». Понятно, что рисуют они животных не для того, чтобы

«поохотится», а, наоборот, чтобы запечатлеть зверей в движении.

Следующим этапом является создание «кусочка» своей пещеры, некое послание в

будущее, то, что потом найдут археологи.

На кусок картона, обильно политом клеем ПВА, дети насыпают песок, размещают

мелкие камушки, и, когда «стена пещеры» подсохнет, то рисуют своё «тотемное

животное». Рисуют и углём, и гуашью, кисточками, палочками, руками. Часто вместо

подписи ставят отпечаток руки или ноги. Такое задание детям всегда очень нравится, так

как перепачкаться в краске не всегда удаётся в обыденной жизни, а душа просит...

Ещё одно задание по теме «Архаика» - это создание амулетов. Здесь используются

природные материалы (горох, фасоль, семечки, семена) в сочетании с тесьмой и

кусочками ткани и кожи. Всё это укладывается в узор на кусочек картона, обильно

политого клеем ПВА. Созданный амулет является оберегом и призван приносить счастье.

И, наконец, третье задание. Это, так называемые, «Находки археолога». Выныривая

из первобытного общества, мы становимся интеллектуалами, людьми творческими и

пытливыми и смотрим на архаику уже из нашего времени. Мы играем в археологов. После

изучения музейных коллекций древностей, ребята создают свои «коллекции», свои

«находки из раскопок». «Раскопки» могут быть произведены в пустыне, в горах, на дне

моря. Каждый сам придумывает свою легенду и обзаводится, соответственно, ракушками,

косточками, бусинами, старинными монетами, красивыми камушками, стёклышками...

Дети с удовольствием наклеивают всё это на клей ПВА, присыпают песочком разных

видов, укладывают ракушки, бусинки, кусочки тростника и т.п. Между прочим, охотно

делятся друг с другом своими «сокровищами» и дружно восхищаются работами

товарищей. Вооружившись широкой кистью, дети аккуратно расчищают песок, чтобы

обнаружить "ценности". И когда они появляются, радуются, как настоящие археологи.

По многолетнему опыту, это задание – одно из самых любимых у детей. Оно

необходимо не только для изучения архаики, но и для воспитания уважения к древности

и к красоте мира.



В раздел образования