Напоминание

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 8 класс (учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта)


Автор: Кладницкая Ирина Михайловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Березовка Березовского района Пермский край
Наименование материала: диагностические материалы
Тема: Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 8 класс (учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта)
Раздел: среднее образование





Назад




Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

8 класс (учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта)

I четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове ударение падает на 1-й слог?

а) включИт б) включишь в) балованный г) черпать

А2 НН – пишется

1) мыши…ый

2) ветре…ик

3) свежемороже…ый

4) линова…ый

5) гости…ица

А3 В каком сочетании слов пишется ни?

1) н…сколько удивимся

2) н…кого не терпел

3) н…где ступить

4) н…кому рассказать

А4 Найди слово, которое пишется через дефис.

1) (в) сердцах

2) (на) изусть

3) (без) устали

4) строго (настрого)

А5 В каком ряду все наречия пишутся раздельно ?

1) (на) смерть, (на) удалую, (на) выпуск, (на) глаз

2) (на) двое, (на) изусть, (на) редкость, (на) утёк

3) (со) зла, (без) толку, (с) налёта, (на) совесть

4) (на) скаку, (на) половину, (в) тайне, (в) обхват.

А6 Укажи предложение, в котором подлежащее выражено глаголом:

1) Наступило, наконец, пятнадцатое мая.

2) Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.

3) Лиса семерых волков проведет.

4) Цену назвали сразу.

7. Укажи предложение с составным именным сказуемым:

1)Слово — серебро, молчание — золото.

2) Петр решил помочь брату.

3)Андрей готов был распоряжаться даже Киевом.

4)Он остановился и немного задумался.

А8 Укажи предложения, в которых сказуемое с подлежащим

согласовано неверно:

1)

Сколько лет прошло с того памятного дня?

2)

Кое-кто забыли о своих обязанностях.

3)

Большинство школьников приступило к выполнению упражнения.

4)

Пришли к мудрецу множество людей.

А9 Укажи предложение, в котором между подлежащим и сказуемым

ставится тире:

1) Жизнь прекрасна и удивительна!

2) Антон не ученик нашего класса.

3) Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.

4) Хотеть значит победить

А10 Укажи предложение, в котором есть косвенное дополнение:

1) Бабушка вязала свитер.

2) Я пишу письмо другу.

3) Я рисую картину.

4) С горы хорошо видно дом и школу.

А11 Установи соответствие:

1. описание

2. повествование

3. рассуждение

а) изобразительное, информативное;

б) доказательство, объяснение, размышление;

в) предмета, места, состояния окружающей среды

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

(1) Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то,

что он проник в её тайны и воспел её, то эта благодарность, прежде всего,

выпала бы на долю М.М.Пришвина. (2) Человек, живущий в согласии со

своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. (3)

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни писатель, если бы остался

агрономом (это его первая профессия). (4) Во всяком случае, он вряд ли

открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой

поэзии (на это у него просто не хватило бы времени).

(5) Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость

постоянных открытий». (6) И всё у Пришвина блистает поэзией, как трава от

росы.

(По К.Паустовскому)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании ПРОНИК В

ТАЙНЫ (предложение 1).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетание(-я) , построенное(-ые) на

основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 Укажи номер предложения с определением, выраженным причастным

оборотом.

В6 Укажи способ и средство связи 6-го предложения с пятым.

В7 Из предложений 5 – 6 выпиши слово с чередующейся гласной в корне.

В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложении 6?

В

9 Из предложения 2 выпиши грамматическую основу.

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове ударение падает на 1-й слог?

а) досыта б) отвар в) шофёр г) квартал

А2 Найди слово, в котором пишется одна Н

1) разочарова…ый спутник

2) говорил взволнова…о

3) собрание организова…о

4) шли медле… о

А3 В каких сочетаниях слов пишется не?

1) н…чуть не волновался

2) н…как не соглашался

3) н…когда не ссоримся

4) н…где упасть яблоку

А4 Найди слово, которое пишется через дефис.

1) ( по) летнему полю

2) (в) рассыпную

3) смотреть (в) верх

4) мало (мальски)

А5 В каком ряду все наречия пишутся слитно?

1) (на) бело, (до) полусмерти, (с) голоду, (по) полудни

2) (на) показ, (в) врод, (за) мужем, (на) взничь

3) (в) полоборота, (в) начале, (на) бекрень, (на) удачу

4) (на) конец, (в) расплох, (в) общем, (в) далеке.

А6 Укажи предложение, в котором подлежащее выражено именем

существительным:

1) Набрали полную корзину грибов.

2) Что-то будто придержало Извекова.

3) Антон — ученик нашего класса.

4) В его фигуре было что-то беспомощное.

А7 Укажи предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Он встал и сразу же сел.

2)И стали три пальмы на Бога роптать.

3) Вскоре пошел сильнейший дождь.

4) Лиза решилась на это.

А8 Укажи предложение, в котором сказуемое с подлежащим согласовано

неверно:

1)

В комнате находился отец, брат и дядя нашего героя.

2)

На конференции присутствовали декан, преподаватель, студенты.

3)

В боях под Сталинградом принимали участие 1 и 2 Украинские

фронты.

4)

На лице у него попеременно выступали то страх, то тоска и досада.

А9 Объясни постановку или отсутствие тире в предложении:

Жизнь прожить ( ) не поле перейти.

1)тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именем

существительным.

2) тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым тире никогда не

ставится.

3) тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание

НЕ

4) тире ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ

А10 Укажи предложение с прямым дополнением:

1) Девочки в поле собирали васильки.

2) Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.

3) На стене висел портрет А. Пушкина.

4) Около дома лежали дрова.

А11 Установи соответствие:

1. описание

2. повествование

3. рассуждение

а) доказательство, объяснение, размышление;

б) изобразительное, информативное;

в) предмета, места, состояния окружающей среды

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

(1)Главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая на

земле ценность… (2) У этого зла есть свой предел – фашизм – распад связей

между людьми, то состояние, когда человек перестаёт видеть в других людях

людей.

(3)Фашизм – это сложная система расчеловечивания. (4) Это ужас

бесчувственности. (5) Ужас фашизма состоит в том, что он убивает

общепризнанную мораль, извечные нравственные нормы, стирает заповеди.

(6) Приходилось видеть врачей, которые до нацизма были обычными

врачами, потом вступили в нацистскую партию, в СС, стали врачами-

убийцами. (7)Бесчувственно убивали. (8) Бесчувственно лечили. (9) Чувства

тут ни при чём.

(По Л.Гинзбургу)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании УБИВАЕТ

МОРАЛЬ (предложение 5).

В4 Выпиши из предложений 5 – 6 словосочетание, построенное на основе

подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.

В5 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

В6 Укажи способ и средство связи 2-го предложения с первым.

В7

Из предложений 6 – 7 выпиши наречие, правописание которого

зависит от правописания прилагательного, от которого оно образовано.

В8 Укажи номер предложения, в котором используется средство речевой

выразительности ГРАДАЦИЯ.

В9 Из предложения 3 выпиши грамматическую основу.

II четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?

1) досУг 2) еретИк 3) жалюзИ 4) иксЫ

А2 Найди слово, в котором пишутся НН

1) ветка слома…а

2) лакирова…ая

3) собрание хорошо организова…о

4) золочё…ая рама

А3 В каком ряду все наречия пишутся слитно ?

1) (на) перегонки, (на) встречу, (на) прокат, (во) век

2) (до) упаду, (в) сердцах, (с) плеча, (по) одаль

3) (на) стороже, (в) смятку, (до) суха, (в) одиночку

4) (на) завтра, (на) угад, (без) умолку, (в) рукопашную.

А4 Укажи, на месте каких букв пишется не?

а б в г

Гнилое дерево н…куда н… годится: что н… сделаешь, всё развалится. Н…

д

что иное так н… интересовало мальчика, как физика.

А5 Укажи слово, которое пишется через дефис.

1) идти (по) весеннему снегу

2) (по) праздничному городу

3) жгло (по) вчерашнему

4) (по) зимнему пути

5) (по) настоящему делу

А6 Найди односоставное предложение:

1) Какая ночь!

2) Кругом все колышется.

3) Рано наступает темнота.

4) Никто не сможет мне перечить!

А7 Определи тип предложения:

Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды…

1) безличное

2) определённо – личное

3) неопределённо – личное.

4) назывное

А8 Найди неопределённо – личное предложение:

1) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

2) В дверь постучали.

3) В полях темнело.

4) Мороз и солнце! День чудесный.

А9 Неполные предложения – это:

1) предложения, состоящие из одной грамматической основы;

2) предложения с пропущенными членами, которые легко можно

восстановить по смыслу.

3) предложения с одним главным членом;

А10 Укажи неверное утверждение:

1) Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии

общественной жизни.

2) Репортаж сообщает о событии как о свершившемся факте.

3)Зачин репортажа должен быть динамичным.

4) Центральная часть репортажа обычно представляет собой текст-

повествование.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

(2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну

книгу, это невольно влечёт за собой обмен мнениями. (3) А если это книга

большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои

оживают и входят в наш дом. (4) Смогу мысленно собрать на особую

полку книги, что читали сообща и вслух. (5) Их мы знаем, помним,

любим, как никакие другие.

(6)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (7) Попробуйте

читать дома вместе и вслух! (8) Было же что-то такое в домашнем чтении,

если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных

поколений. (9) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими

близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(ПО С.Львову)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3

Определи тип подчинительной связи в словосочетании

ОЧЕНЬ

СБЛИЖАЕТ (предложение 1).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетание, построенное на основе

подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 Укажи номера предложений с однородными членами.

В6 Укажи способ и средство связи 2-го предложения с третьим.

В7 Из предложений 2 – 3 выпиши слово с приставкой, написание гласной

в которой зависит от значения приставки.

В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложении 6?

В9 Укажите номер простого определённо-личного предложения.

В10 Сколько грамматических основ в предложении № 9?

В11 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?

1) мозаИчный 2) оптОвый 3) прозОрлива, 4) слИвовый

А2 НН – пишется

1) купирова…ый

2) толоко…ый

3)реше…ые задачи

4) жела…ый

А3 Найди слова, которые пишутся раздельно.

1) смотреть (ис) подлобья

2) выучить (на) изусть

3) надеть шапку (на) бекрень

4) стоять (на) часах

5) действовать (в) слепую

А4 Укажи, на месте каких букв пишется не?

а б в

За напрасный труд н…кто спасибо н… скажет. Куда бы малина н…

г д

заманила, а родное село назад привело. Он н… разу н… был здесь.

А5 Укажи слово, которое пишется через дефис.

1) (по) зимнему лесу

2) (по) новому методу

3) (по) русскому обычаю

4) холодно (по) зимнему

А6 Укажи односоставное предложение:

1) Вечерний час.

2) В долину тень сползла.

3) Стены серы.

4) Россия — моя Родина.

А7 Определи тип предложения:

Не цвести цветам поздней осенью.

1) безличное

2) определённо – личное

3) неопределённо – личное.

4) назывное

А8 Найди определённо – личное предложение:

1)На город спустились сумерки.

2) В лесу не слышно голосов птиц.

3) Люблю грозу в начале мая.

А9 Неполные предложения – это:

1) предложения с одним главным членом;

2) предложения, состоящие из одной грамматической основы;

3) предложения с пропущенными членами, которые легко можно

восстановить по смыслу.

А10 Укажи неверное утверждение:

1) Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии

общественной жизни.

2) Концовка репортажа чаще всего содержит оценку события, краткий вывод.

3) Репортаж сообщает о событии как о свершившемся факте.

4) Центральную часть репортажа обычно организуют глаголы.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

(1) В одном из словарей написано, что красивое – это то, что «радует

глаз и разум». (2) Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских

стихов, но что можно сказать о красоте науки, мысленных построений,

которых не нарисовать на бумаге, не высечь из камня, не переложить на

музыку? (3) Аналогом одухотворённости в искусстве является красота

логических построений в науке.

(4) Красота науки, как и искусства, определяется ощущением

соразмерности, взаимосвязанности и взаимообусловленности частей,

образующих в целое, и отражает гармонию мира. (5) В искусстве всякое

творение индивидуально и неповторимо – образ Дон-Жуана создавали

Мольер, Байрон, Пушкин, и каждый по-своему. (6) А в науке задача

состоит

в

том,

чтобы

найти

закон

природы,

не

зависящий

от

индивидуальности учёного… (7) И тем не менее…

(По Л.Мигдалу)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании О КРАСОТЕ

МУЗЫКИ (предложение 2).

В4

Выпиши из предложения 3 словосочетание, построенное на основе

подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 Укажи номер предложения, в котором используется цитата.

В6 Укажи способ и средство связи 3 и 4 предложений.

В7

Из предложений 5 – 6 выпиши слово, написание НЕ с которым

регулируется наличием у него зависимых слов.

В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложениях 2, 4, 5,

6?

В9

Укажи номер сложного предложения , в состав которого входит

безличное предложение.

В10 Сколько грамматических основ в предложении № 6?

В11 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

III четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

1. В каком слове верно выделен ударный гласный звук?

1) окрУжит 2) закУпорить 3) кухОнный 4) кОрысть

А2 Найди слово, в котором пишутся НН

1) несея…ые травы

2) лома…ые стулья

3)прочита…ая книга

4)рана перевяза…а

5)идеалы возвыше…ы

А3 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) выдать (на) года, пробовать (по) всякому

2) поговорить (по) свойски, (по) видимому следу

3) заклеить (крест) накрест, куда (нибудь).

4) когда (то), понимать (по) латыни

А4 В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

1) На зачёте нужно было переводить тексты, (не) глядя в словарь, что

заставило (не)мало поволноваться.

2) Он (не)хотя признал, что справедливо наказан за ничем (не)оправданный

поступок.

3) (Не)смотря на (не)прекращающийся третьи сутки ливень, мы (не)стали

менять свой маршрут.

4) (Не)чистый воздух, (не)ласковое море, (не)весёлая компания заставили нас

продлить отдых: мы увлеклись вовсе (не)шуточным делом – подводной

охотой.

А5 Найди безличное предложение:

1) Вот парадный подъезд.

2) Умную голову почитают смолоду.

3) Тут снега налетает метра на три.

4) Парк давно закрыли.

А6 Укажи предложение с обособленными определениями:

1) Прибитая снегом трава лежала полосами (В. Арсенъев).

2) Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на

западной окраине неба (Л/. Шолохов).

3) Худенький низенький быстрый в рваной фуфайке и широких штанах он

был настоящим хозяином побережья (К. Паустовский).

4) Прорубленная через вековой сосновый лес просека уходила далеко, к

самому горизонту. Проглянувшее сквозь тучи осеннее солнце неяркими

пятнами ложилось на сырую после вчерашнего дождя хвою (К. Симонов).

А7 Укажи пример с пунктуационной ошибкой:

1).Посыпал самый первый снег

2). Однажды ноябрьскими дождливыми сумерками он возвращался домой из

порта.

3).

В горном ущелье около 700 лет назад стали разводить больших лохматых

собак.

4). Прижавшись к дереву, лежал маленький, мокрый щенок.

А8 Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

(В, Брюсов.)

2) Отколе , умная, бредёшь ты голова? (И.Крылов)

3) Не прав твой, о, небо, святой приговор. (М. Лермонтов)

А9 В какой схеме допущена пунктуационная ошибка:

1) O, O, O, и O.

2) как O, так и O.

3) O, O, O - словом, O.

4) или O, или O.

А10 Укажи предложение с вводными конструкциями

(знаки препинания не расставлены):

1)А тогда мне казалось что все изменится к лучшему.

2)Он действовал исключительно по своему усмотрению.

3)Она прекратила разговор однако не ушла.

5)Ветер однако усилился.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

1) Иван Кулибин – талантливый русский изобретатель. 2) Первый русский

телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями,

гениальные проекты деревянных мостов – всё это великое изобретение

Кулибина.

3) Но была у этого человека настоящая страсть – часы. 4) Любовь к часам

появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. 5) Он делал непохожие

на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас, по

мнению многих знатоков, невозможно не подивиться.

( Из газет)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3

Определи

тип

подчинительной

связи

в

словосочетании

ПРИВОДИМЫЕ В ДЕЙСТВИЕ (предложение 2).

В4 Выпиши из предложения 3 словосочетания, построенные на основе

подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 Укажи номер предложения, в котором есть вводная конструкция.

В6 Укажи способ и средство связи 3 и 4 предложений.

В7 Из предложений 1 – 3 выпиши прилагательное, образованное от

имени существительного, в суффиксе которого пишется НН.

В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложении № 2?

В9 Укажи номер предложения, в котором есть обобщающее слово при

однородных членах.

В10 Сколько грамматических основ в предложении № 5?

В11 Укажи номер предложения, в котором есть обособленное определение.

Вариант II

А1 В каком слове неверно выделен ударный гласный звук?

1) принЯли 2) прИбыл 3) киломЕтр 4) дремОта

А2 Нн – пишется

1)труже…ик

2) соле…ые огурцы

3) моното…ый

4) отчая…ый поступок

5) златокова…ый

А3 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (мало) мальски грамотный, (в) пятых

2) опять (таки), (в) пятых классах

3) как (будто), будь (по) вашему

4) всё (таки), (всего) навсего три года

А4 В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?

1) Свидетель (не)договаривал главного, останавливаясь на (не) волнующих

ледователя подробностях.

3) (Не)решённые вовремя проблемы со здоровьем, на которые всегда

(не)хватает времени, впоследствии принесут (не)мало хлопот.

3) (Не)заменимый в компании работник совсем (не)ожиданно принял

решение, которое расценили как (не)лепую шутку.

4) Ни с чем (не)сравнимая красота открылась взору путешественника,

подошедшего к вершине (не)хоженой тропой.

А5 Найди назывное предложение:

1) Совсем тепло.

2) Апрель двадцать второго года.

3) В углах комнаты темно.

4) Идёмте верхней тропой.

А6 Укажи предложение с обособленными определениями:

1) Я возвратился к Зурину грустен и молчалив (А.С. Пушкин).

2) Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около

фонарей (С. Т. Аксаков)

3) Высокий чуть горбящийся с рыжеватыми пушистыми усами весь круто

прожаренный солнцем Италии он показался мне не по возрасту крепким

(Б. Лидин).

А7 В каком предложении нужно поставить запятую?

1).

Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

2). Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста.

3).Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.

4)На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

А8 Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Ну тащися, Сивка пашней – десятиной. (А.Кольцов)

2) О первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А.Фет)

3) Как недогадлива ты, няня! (А. Пушкин)

4) Ещё, друзья, мы сердцем юны. (А.Одоевский)

А9 В какой схеме допущена ошибка:

1) O: O,O,O.

2) O, а именно: O, O, O.

3) , как O, так и O.

4) не то O, не то O.

А10 Укажи предложения, в которых есть вводные конструкции

(знаки препинания не расставлены):

1) Казалось тишина и покой царствовали на земле.

2) Это случается очень часто.

3) Вряд ли вам это удастся.

4) Он говорят никогда не отличался храбростью.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

1) С чего начать разговор о России? 2) Мне, русскому, это непросто:

большое видится на расстоянии.

3)Россия велика. 4)На её территории можно разместить тридцать Франций

или почти два Китая….

5)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? 6) Это и

безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга

в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и

Кубани; это и города – миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не

слышавшие паровозного гудка.

( По Б. Короткову)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3 Определи тип подчинительной связи в словосочетании НАЧАТЬ

РАЗГОВОР (предложение 1).

В4 Выпиши из предложения 5 словосочетание, построенное на основе

подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 Укажи номер предложения, в котором есть вводная конструкция.

В6 Укажи способ и средство связи 3 и 4 предложений.

В7 Из предложений 1 - 5 выпиши слово, написание НЕ с которым

регулируется правилом: «НЕ с наречиями пишется слитно, если нет

противопоставления».

В8 Какое изобразительное средство использует автор в предложении 6?

В9 Укажи номер нераспространённого предложения.

В10 Сколько грамматических основ в предложении № 6?

В11 Укажи номера предложений, в которых есть однородные члены.

IV учебная четверть

Вариант I

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове верно выделен ударный гласный звук?

1) звОнит 2) пОртфель 3) красИвее 4) ломотА

А2 В каком слове пишется Н?

1) Нужно поступать обдума…о.

2) Решение тщательно обдумо..о.

3) Ответы продума..ы и точны.

4) Непридума..ые истории всем интересны.

А3 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (черно)бурка, (историко)архивный

2) (пол)лодки, (Южно)Сахалинск

3) (алма)атинец, (экс)чемпион

4) (пол)яблоневого сада, (сельско)хозяйственный

А4 Укажи предложения, в которых на месте пропуска не ставится

запятая:

1) Во всякое время дня приходилось мне ездить на станцию из своего села (?)

или в село со станции (В. Солоухин).

2) Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на лесной поляне (?)

или за рыбной ловлей на берегу озера (?) или на отдыхе (М. Пришвин).

3) Там шла кучка лип, хотела было образовать аллею, но вдруг ушла в лес (?)

да братски перепуталась с ельником, березняком (И. Гончаров).

4) А лиса ждет (?) не дождется, пока птенцы выведутся (М. Пришвин).

5) Вошел декан факультета (?) профессор Звягинцев.

А5 Укажи однородные определения:

1) Красные синие рубахи

2) Старый дубовый стол

3) Новая синяя блузка

4) Большой чёрный камень

А6 Какие предложения осложнены обособленными определениями?

(Знаки не расставлены)

1) Мягко похрустывая пухом рассыпается под ногами снег.

2) Голос его был тих вкрадчив и неуверен.

3) Нестройные но воодушевлённые звуки понеслись по роще.

4) Дождь нудный и бесконечный всё ещё лил и лил.

5) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась

с необыкновенной силой.

6) Сначала они только молча разглядывали беспомощную пугливо

озиравшуюся по сторонам девушку.

А7 Найди предложения, в которых необходимо обособить

обстоятельства. Укажи причину обособления:

а - деепричастный оборот;

б - одиночное деепричастие;

в - обстоятельство, имеющее уступительное значение;

г - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом:

1) Выполняли они сою работу спустя рукава.

2) Пробравшись к двери он постоял несколько минут молча.

3) Вследствие ожидаемого разлива поход был отложен.

4) Из кустов выбегает заяц-беляк прыгает на камень сидя прислушивается

к гону лисицы.

5) несмотря на усталость путешественники отправились в дальнейший

путь.

6) Он работал не покладая рук.

7) Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.

А8 Укажи предложения с уточняющим членом.

1) Уже тогда рядом с тротуаром был устроен тротуар на сваях, высокий и

узкий.

2) Книга эта написана чистым, как ключевая вода, языком.

3) Самые скороспелые грибы достигают полного развития в три дня.

4) Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого

жилось веселее и лучше.

А9 Найди соответствия:

а) «Дяденька, - захныкал Петя привычным голосом, - пропустите, мы живём

тут недалеко».

б) «Как я Счастлив, что родился в России», - подумал Кипренсикй.

в) « Что это? – шёпотом спросил Петя. – Ящики?»

г) «Что же, по-вашему, нам нужно делать?» - спросил он, явно издеваясь над

присутствующими.

д) Старик покачал головой и заметил нежно: «Спит и ничего не чует».

1 .«П? – а. – П?»

2. «П, -а, - п».

3. А: «П».

1.

«П», - а.

2.

«П?» - а.

А10 Найди и отметь предложение, в котором знаки препинания

расставлены верно:

1) Ещё И.С.Тургенев заметил, что «язык Тютчева поражает смелостью и

красотой своих оборотов».

2) «Фет есть преимущественно поэт впечатлений природы» - указывал

В.П.Боткин в статье о стихотворениях прекрасного художника.

3) Анализируя «Бородино» М.Ю.Лермонтова, В.Г.Белинский отмечал,

что это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью.

4) Афанасий Фет с удивительным мастерством передаёт свежесть и

обаяние весенних ощущений:

«Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла крылом».

А11 Укажи неверное утверждение:

1)Задача статьи – привлечь внимание к какому-нибудь вопросу, проблеме.

2) По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.

3) По типу речи проблемная статья – описание.

4) Почти в каждом портретном очерке есть следующие составные части:

описание внешности героя; рассказ о его деле, профессии, творчестве;

отдельные факты биографии; описание особенностей героя, его речи; эпизод,

раскрывающий в герое главное.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

(1) Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его

походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда,

впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его

человеческих качеств, его культуры.

(2) А ведь бывает и так, что человек не говорит, «плюётся словами». (3)

Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные

выражения. (4) Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он

хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех

обстоятельств, умнее всех окружающих, над всеми смеётся, ничего не

боится.

(5)А на самом деле он потому и обзывает своими циничными

выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, что он

трус и робок, неуверен в себе.

(Д.С.Лихачёв)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3

Определи тип подчинительной связи в словосочетании

ХОЧЕТ

ПОКАЗАТЬ (предложение 4)

В4 Выпиши из предложения 2 словосочетание, построенное на основе

подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.

В5 Укажи номер предложения, в котором используется вводное слово.

В6 Укажите способ и средство связи 2 и 3 предложений.

В7 Из предложений 3 – 5 выпиши слово, написание НЕ с которым

регулируется правилом: «НЕ с краткими прилагательными пишется так же,

как и с полными».

В8 Укажи номера предложений с цитатами.

В9 Сколько грамматических основ в предложении № 5?

Вариант II

Правильные ответы обводи кружком

А1 В каком слове верно выделен ударный гласный звук?

1) кранЫ 2) докумЕнт 3) кровотОчащий 4) вклЮчит

А2 В каком слове пишется Н?

1) Группа организова…а и серьёзна.

2) Спотсмены неорганизова…ы, поэтому проигрывают.

3) Ведите себя организова…о!

4) Группы организова…ы для начала занятий.

А3 В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)утра, (правда)истина

2) (проектно)конструкторский, (черно)волосый

3) (длинно)шеий, (снежно)белый

4) (светло)зелёный, ((время)препровождение

А4 Укажи предложения, в которых нужно поставить одну запятую:

1) Душа обязана трудиться и день (?) и ночь (?) и день (?) и ночь (Я.

Заболоцкий).

2) Я даю ему работу (?) и очень интересную (А. Н. Островский).

3) Старый (?) черный (?) шелковый платок окутывал огромную шею Дикого

Барина (И.С. Тургенев}.

4) Матросы ни словом (?) ни жестом не выдали своей тревоги (К.

Паустовский).

А5

Укажи однородные определения:

1) Царственный дубовый лес.

2) Красивые стройные деревья.

3) Широкая липовая аллея.

4) Узкая багровая полоса

.

А6 Найди соответствия:

а) Настало утро, серенькое, тёплое.

б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

1. приложение, стоящее после определяемого слова;

2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение;

3. распространённое определение, стоящее после определяемого слова;

4. два нераспространённых определения, стоящих после определяемого

слова;

5. приложение, относящееся к личному местоимению;

А7 Найди предложения, в которых необходимо обособить

обстоятельства. Укажи причину обособления:

а - деепричастный оборот;

б - одиночное деепричастие;

в - обстоятельство, имеющее уступительное значение;

г - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом:

1) Выполняли они сою работу спустя рукава.

2) Пробравшись к двери он постоял несколько минут молча.

3) Вследствие ожидаемого разлива поход был отложен.

4) Из кустов выбегает заяц-беляк прыгает на камень сидя прислушивается

к гону лисицы.

5) несмотря на усталость путешественники отправились в дальнейший

путь.

6) Он работал не покладая рук.

7) Лейтенант обнаружив отсутствие револьвера вызвал денщика.

А8 Укажи предложение с уточняющим членом:

1) И, в конце концов, перестань напоминать мне о случившемся.

2) Все предметы, в особенности ветки деревьев, рельефно выделялись

на темнеющем небе.

3) Привлеченные ярким огнём, бабочки весь вечер кружили над

столом.

4) Мы, помимо подготовки к экзаменам, успевали посещать все

выставки и концерты.

А9 Найди соответствия:

а) Гуров, глядя на неё теперь, думал: «Каких только не бывает в

жизни встреч!»

б) «Они на обрыв полезли, - быстро и тихо сказал мальчик. –

Терентий их повёл на катакомбы».

в) «Возле города,- вспоминает один из моих товарищей, -тогда

была берёзовая роща».

г) «А в самом деле, где теперь мои друзья?» - думал лейтенант.

д) « Нам необходимо встретиться», - сказал он.

1. «П?» -а.

2. «П, - а, - п».

3. А: «П!»

4. «П», - а.

5. «П, - а. – П».

А10 Найди и отметь предложение, в котором знаки препинания

расставлены верно:

1) В.Г.Белинский писал - «Создаёт человека природа, но развивает и

образует общество».

2) «Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» - провозгласил

М.Горький в одном из своих произведений.

3) Иван Киреевский, размышляя о творчестве А.С.Пушкина, писал, что

ещё одно важное качество в характере его поэзии – соответствие со

временем.

4) С удивительным мастерством И.Бунин в одном из стихотворений

передаёт красоту зимнего утра:

«За окнами – снега, степная гладь и ширь,

На переплётах рам – следы ночной пурги…

Как тих и скучен дом! Как съёжился снегирь

От стужи за окном…»

А11 Укажи неверное утверждение:

1)Задача статьи – привлечь внимание к какому-нибудь вопросу, проблеме.

2) По композиции статья не отличается от репортажа и очерка.

3) Герой портретного очерка – человек высоких моральных качеств, человек,

преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знания, опыт.

4) По типу речи проблемная статья – описание.

Прочитай текст и выполни задания. Ответ записывай словом или

цифрами, между цифрами не забывай ставить запятую

(1)Вопрос, о чём разговаривать, тесно связан с вопросом о такте. (2)

Такт – латинское слово и значит «прикосновение». (3) «Прикосновение»

должно быть безболезненным, деликатным: в этом вся задача такта.

4) …Такт в разговоре, главным образом, заключается в том, что

человек умеет ставить себя на место собеседника, умеет забывать о том,

что тот старается скрыть, и, наоборот, помнить и говорить лишь о том, что

тот желает знать. (5) Тактичный человек никогда не скажет чего-нибудь

такого, что его собеседник может принять на свой счёт, он никогда не

поставит вопроса, ответить на который собеседнику неприятно. (6)

Тактичный человек не станет фамильярничать с собеседником, когда это

может быть неприятно последнему.

(7) Вообще, тактичный – это синоним благовоспитанного, вежливого,

внимательного, обходительного человека.

(Н. Абрамов)

В1 К какому стилю речи относится текст?

В2 Определи тип речи текста.

В3

Определи тип подчинительной связи в словосочетании УМЕЕТ

ЗАБЫВАТЬ (предложение 4)

В4 Выпиши из предложения 2 словосочетание, построенное на основе

подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

В5 Укажи номер предложения, в котором есть вводное слово.

В6 Укажите способ и средство связи 1 и 2 предложений.

В7 Из предложений 3 – 4 выпиши слово, написание приставки в котором

зависит от её значения.

В8 Сколько грамматических основ в предложении № 6?



В раздел образования