Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г.Москвы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект урока русского языка с использованием технологии саморазвития"
Раздел: начальное образование
2 класс
Л.В. Тверская, учитель ГБОУ прогимназии № 1752 г. Москвы
Конспект урока русского языка с использованием
технологии саморазвития
Тема урока: « Разделительный Ъ и Ь знаки».
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать:
- правописание букв на месте мягких согласных перед другими согласными;
- обозначение звука [й’] буквами;
- изученные орфограммы;
- состав слова.
Уметь:
- выбирать разделительный знак: Ъ или Ь;
- выполнять основные операции программы ПервоЛого.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные: осознание учебной задачи; выдвижение идеи, её развития;
работа
с
информацией;
применение
знаково-символических
средств;
выполнение
логических
операций;
установление
причинно-следственных
связей;
использование
компьютерных
технологий
для
решения
учебных
задач.
Регулятивные:
управление
собственной
деятельностью;
осуществление
контроля и коррекции.
Коммуникативные: участие в диалоге, беседе; выполнение правил речевого
поведения, культуры речи; умение работать в группе.
Оборудование
и
наглядность:
мобильный
компьютерный
класс;
интерактивная доска; ПК учителя (презентация и задания для фронтальной
работы), мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы повторили правописание букв на
месте мягких согласных перед другими согласными, вспомнили как звук [
й’] обозначается буквами.
-
А
сегодня
на
уроке
нам
предстоит
вернуться
к
уже
известным
орфографическим
задачам
и
совместными
усилиями
сделать
новые
интересные открытия.
- Перед сложной работой предлагаю вспомнить то, что нам уже известно.
3. Актуализация опорных знаний.
На
персональных
компьютерах MacOs
в
программе
ПервоЛого
вертикально расположены звуковые схемы слов:
пей, ем, съел, вьюн,
перья.
Учитель:
Ребята, рассмотрите внимательно звуковые схемы к словам и
скажите, какой звук есть во всех этих словах?
Дети: Звук [ й’].
Учитель: Какими буквами обозначается звук [ й’]?
Ответы детей
Слайд 1
На интерактивной доске появляется таблица «Как звук [ й’] обозначается
буквами?»
Учитель: Используя таблицу, обозначьте звуки буквами.
Дети
выполняют
работу
на
персональных
компьютерах
MacOs
в
программе Перволого.
Учитель: Одинаково ли обозначается звук [ й’]?
Дети: Нет.
Учитель: Как обозначили звук [ й’] в первом слове? Обоснуйте выбор
способа обозначения звука.
Ответы детей
Учитель: А во втором слове? Обоснуйте свой ответ.
Ответы детей
При проведении звуко-буквенного
разбора
двух первых слов
важно
выявлять позицию, в которой находится звук [й’], и ею обосновывать выбор
способа обозначения звука.
Учитель:
Какой способ выбрали для обозначения звука [ й’] в третьем
слове? Почему?
Дети: Звук [ й’]
находится после согласного перед гласным, а в таком
положении для его обозначения нужен разделительный знак, Ь или Ъ. Близко
к началу слова
может быть правильным
любой из них, поэтому точно
указать знак нельзя.
Учитель: Я предлагаю вам записать знаки дробью, т.е. показать выбор букв
(Ъ\Ь).
Дети
выполняют
работу
на
персональных
компьютерах
MacOs
в
программе Перволого.
Учитель: В каких ещё словах для звука [й’] есть выбор букв?
Дети: В слове вьюн.
Учитель: Чем пятое слово (перья) отличается от третьего и четвёртого?
Дети: Звук [й’] находится в конце слова, поэтому может быть обозначен
разделительным Ь.
4. Постановка детьми учебной задачи.
Учитель: Теперь у вас
достаточно знаний, чтобы
открыть ещё одно из
правил написания слов.
- Как вы считаете, чему мы
должны сегодня научиться, какое
новое
открытие сделать?
Дети:
Раскрыть
«тайну»
выбора
из
двух
букв
одной,
правильной.
Научиться правильно выбирать Ь или Ъ в словах.
5. Выявление условий употребления Ь и Ъ разделительных знаков.
а) Самостоятельная работа на компьютерах.
Учитель: Сейчас вы попробуете самостоятельно раскрыть эту «тайну».
А поможет вам следующее задание.
На
персональных
компьютерах MacOs
в
программе
ПервоЛого
подготовлено задание.
Задание: Распределите слова в два столбика. Наблюдайте за строением слов.
Ищите различия!
Вьюга, въехал, съеду, пьеса, объявление, вьют, подъезд, воробьи.
Ъ Ь
… …
Дети
выполняют
работу
на
персональных
компьютерах
MacOs
в
программе
Перволого.
Захватывают
слова
с
помощью
инструмента
«ладошка» и перемещают их по экрану.
б) Проверка на интерактивной доске.
Слайд 2
На интерактивной доске mimio заранее подготовлено задание.
Учитель: Какие слова вы перенесли в левый столбик?
Дети: Въехал, съеду, объявление, подъезд.
Учитель передвигает слова на интерактивной доске.
Учитель: Что особенного заметили в строении этих слов?
Дети: У всех слов есть приставки. Приставки оканчиваются на согласный
звук.
Учитель:
Выделите приставки во всех этих словах с помощью инструмента
«рисовалка».
Учитель выделяет маркером приставки на интерактивной доске.
Учитель: Какие слова вы перенесли в правый столбик?
Дети: Вьюга, пьеса, вьют, воробьи.
Учитель передвигает слова на интерактивной доске.
Учитель: Что особенного заметили в строении этих слов?
Дети: В словах нет приставок. Все слова начинаются с корня.
Учитель:
Выделите корень во всех этих словах с помощью инструмента
«рисовалка».
Дети
выполняют
работу
на
персональных
компьютерах
MacOs
в
программе
Перволого.
Учитель
выделяет
маркером
корни
на
интерактивной доске.
в) Вывод. Открытие правила детьми.
Учитель: Что интересного заметили?
Дети: В словах, где есть приставки, оканчивающиеся на согласный звук,
везде пишется разделительный
Ъ.
А там, где нет приставок, пишется
разделительный Ь.
Учитель: Какой вывод можете сделать?
Дети: После приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем
пишется Ъ, а в других частях слова, не после приставок, - Ь.
Учитель: Почему это правило мы не смогли открыть в начале года?
Дети: Так как не знали состав слов.
Учитель: А сейчас я научу вас обозначать эту орфограмму.
Учитель
маркером
на интерактивной доске показывает, как правильно
обозначать
новую
орфограмму.
Дети
выделяют
орфограмму
на
персональных компьютерах MacOs в программе Перволого.
6. Физкультпауза.
Гимнастика для глаз.
7. Уточнение способа действия при выборе разделительного знака.
Учитель: «Тайну» выбора из двух букв одной, правильной мы раскрыли.
Правило вывели. А как же пользоваться этим правилом?
- Что нужно сделать, чтобы обозначить звук [й’] с помощью Ь или Ъ?
Ответы детей:
- Сначала нужно послушать, находится ли звук [й’] после согласного перед
гласным.
- Если да, то тогда нужно узнать, он после приставки или нет.
- Если после приставки, то писать Ъ, а если не после приставки, то писать Ь.
8. Взаимопроверка усвоения темы.
Слайд 3
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам вернуться к словам, с которыми
мы работали в начале урока. В двух из них нам пришлось показать выбор
букв (Ь\Ъ). Попробуйте применить правило, которое вы вывели сегодня на
уроке, и определить какой из разделительных знаков будет писаться в каждом
слове (съел, вьюн).
- Напечатайте эти слова на компьютере, используя текстовый редактор.
Дети
выполняют
работу
на
персональных
компьютерах
MacOs
в
программе Перволого, используя текстовый редактор.
Учитель:
А теперь проверьте друг у друга, правильно ли вы выбран
разделительный знак.
9. Практическая работа в группах. Составление и оформление памятки.
Способ действия при выборе разделительного знака представляется в виде
модели, схемы.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. На компьютерах
изготовить яркую, красивую памятку, которая будет помогать вам запоминать
правило написания слов с Ь и Ъ знаками.
- Составленную и оформленную памятку вы сохраняете и отправляете через
сервер на компьютер учителя.
Все ваши работы я буду выводить
на
интерактивную доску. Кто-то из вашей группы прокомментирует памятку. И
все
вместе
мы
выберем
самую
удачную
памятку.
После
урока
мы
распечатаем её на цветном принтере.
- Но перед началом работы вы обязательно должны договориться, кто какую
часть работы будет выполнять.
Дети выполняют работу на компьютерах
MacOs в программе Перволого.
Составленные и оформленные памятки ребята сохраняют и через сервер
передают на компьютер учителя. После урока каждый получает памятку.
Учитель:
Получена
первая
работа.
Прошу
кого-то
из
группы
прокомментировать её.
Все составленные памятки по очереди выводятся на экран.
Если в памятке есть неточности, дети усовершенствуют её. Аналогичная
работа проводится с остальными группами. Выбирается самая удачная
памятка, которая и остаётся на экране.
10. Физкульминутка.
11. Тренировка в применении нового правила.
Дети
выполняют
работу
на
персональных
компьютерах
MacOs
в
программе
Перволого,
для
работы
с
«Толковым
словарём»
выходят
в
Интернет (сильные учащиеся). Выполненную работу ребята сохраняют и
через
сервер
передают
на
компьютер
учителя.
После
урока
учитель
проверяет работу и оценивает её.
Учитель:
Предлагаю
выполнить
следующее
задание
на
компьютерах,
применяя новые знания.
Задание: Вставь Ь или Ъ. В словах с разделительным Ъ выделяй приставки.
Значение подчёркнутого слова посмотри в « Толковом словаре» В.И.Даля.
Зимой в лесу синичке Зинке понравилось. Столько дерев.ев! Она прыгала
по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с.ест.
Смотрит Зинка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз.
ерошилась. Об.яснила она Зинке свой страх. Провалилась мышь в медвеж.ю
берлогу.
12. Самооценка.
Учитель: Получены все работы. Приступаем к проверке.
Слайд 4
Если в работе
есть ошибки, дети исправляют их во время проверки.
Учитель работает на интерактивной доске.
Учитель:
Кто
нашёл
в
«Толковом
словаре»
В.И.Даля
значение
подчёркнутого слова (взъерошилась)?
Ответы детей
Слайд 5
Учитель: Что особенного в строении этого слова?
Ответы детей
13. Подведение итогов.
Учитель: Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Ответы детей
Учитель: Что нового узнали?
Ответы детей
Учитель: Чему научились?
Ответы детей
14. Домашнее задание (по выбору):
- дописать концовку к тексту, с которым работали на уроке, и озаглавить его;
- придумать и записать (напечатать на компьютере, выложить на форум) свой
текст на любую тему.