Напоминание

"Конспект урока русского языка с использованием технологии саморазвития"


Автор: Тверская Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ прогимназии №1752
Населённый пункт: г.Москвы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект урока русского языка с использованием технологии саморазвития"
Раздел: начальное образование





Назад




2 класс

Л.В. Тверская, учитель ГБОУ прогимназии № 1752 г. Москвы

Конспект урока русского языка с использованием

технологии саморазвития

Тема урока: « Разделительный Ъ и Ь знаки».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- правописание букв на месте мягких согласных перед другими согласными;

- обозначение звука [й’] буквами;

- изученные орфограммы;

- состав слова.

Уметь:

- выбирать разделительный знак: Ъ или Ь;

- выполнять основные операции программы ПервоЛого.

Метапредметные результаты (УУД):

Познавательные: осознание учебной задачи; выдвижение идеи, её развития;

работа

с

информацией;

применение

знаково-символических

средств;

выполнение

логических

операций;

установление

причинно-следственных

связей;

использование

компьютерных

технологий

для

решения

учебных

задач.

Регулятивные:

управление

собственной

деятельностью;

осуществление

контроля и коррекции.

Коммуникативные: участие в диалоге, беседе; выполнение правил речевого

поведения, культуры речи; умение работать в группе.

Оборудование

и

наглядность:

мобильный

компьютерный

класс;

интерактивная доска; ПК учителя (презентация и задания для фронтальной

работы), мультимедийный проектор.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

2.

Сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы повторили правописание букв на

месте мягких согласных перед другими согласными, вспомнили как звук [

й’] обозначается буквами.

-

А

сегодня

на

уроке

нам

предстоит

вернуться

к

уже

известным

орфографическим

задачам

и

совместными

усилиями

сделать

новые

интересные открытия.

- Перед сложной работой предлагаю вспомнить то, что нам уже известно.

3. Актуализация опорных знаний.

На

персональных

компьютерах MacOs

в

программе

ПервоЛого

вертикально расположены звуковые схемы слов:

пей, ем, съел, вьюн,

перья.

Учитель:

Ребята, рассмотрите внимательно звуковые схемы к словам и

скажите, какой звук есть во всех этих словах?

Дети: Звук [ й’].

Учитель: Какими буквами обозначается звук [ й’]?

Ответы детей

Слайд 1

На интерактивной доске появляется таблица «Как звук [ й’] обозначается

буквами?»

Учитель: Используя таблицу, обозначьте звуки буквами.

Дети

выполняют

работу

на

персональных

компьютерах

MacOs

в

программе Перволого.

Учитель: Одинаково ли обозначается звук [ й’]?

Дети: Нет.

Учитель: Как обозначили звук [ й’] в первом слове? Обоснуйте выбор

способа обозначения звука.

Ответы детей

Учитель: А во втором слове? Обоснуйте свой ответ.

Ответы детей

При проведении звуко-буквенного

разбора

двух первых слов

важно

выявлять позицию, в которой находится звук [й’], и ею обосновывать выбор

способа обозначения звука.

Учитель:

Какой способ выбрали для обозначения звука [ й’] в третьем

слове? Почему?

Дети: Звук [ й’]

находится после согласного перед гласным, а в таком

положении для его обозначения нужен разделительный знак, Ь или Ъ. Близко

к началу слова

может быть правильным

любой из них, поэтому точно

указать знак нельзя.

Учитель: Я предлагаю вам записать знаки дробью, т.е. показать выбор букв

(Ъ\Ь).

Дети

выполняют

работу

на

персональных

компьютерах

MacOs

в

программе Перволого.

Учитель: В каких ещё словах для звука [й’] есть выбор букв?

Дети: В слове вьюн.

Учитель: Чем пятое слово (перья) отличается от третьего и четвёртого?

Дети: Звук [й’] находится в конце слова, поэтому может быть обозначен

разделительным Ь.

4. Постановка детьми учебной задачи.

Учитель: Теперь у вас

достаточно знаний, чтобы

открыть ещё одно из

правил написания слов.

- Как вы считаете, чему мы

должны сегодня научиться, какое

новое

открытие сделать?

Дети:

Раскрыть

«тайну»

выбора

из

двух

букв

одной,

правильной.

Научиться правильно выбирать Ь или Ъ в словах.

5. Выявление условий употребления Ь и Ъ разделительных знаков.

а) Самостоятельная работа на компьютерах.

Учитель: Сейчас вы попробуете самостоятельно раскрыть эту «тайну».

А поможет вам следующее задание.

На

персональных

компьютерах MacOs

в

программе

ПервоЛого

подготовлено задание.

Задание: Распределите слова в два столбика. Наблюдайте за строением слов.

Ищите различия!

Вьюга, въехал, съеду, пьеса, объявление, вьют, подъезд, воробьи.

Ъ Ь

… …

Дети

выполняют

работу

на

персональных

компьютерах

MacOs

в

программе

Перволого.

Захватывают

слова

с

помощью

инструмента

«ладошка» и перемещают их по экрану.

б) Проверка на интерактивной доске.

Слайд 2

На интерактивной доске mimio заранее подготовлено задание.

Учитель: Какие слова вы перенесли в левый столбик?

Дети: Въехал, съеду, объявление, подъезд.

Учитель передвигает слова на интерактивной доске.

Учитель: Что особенного заметили в строении этих слов?

Дети: У всех слов есть приставки. Приставки оканчиваются на согласный

звук.

Учитель:

Выделите приставки во всех этих словах с помощью инструмента

«рисовалка».

Учитель выделяет маркером приставки на интерактивной доске.

Учитель: Какие слова вы перенесли в правый столбик?

Дети: Вьюга, пьеса, вьют, воробьи.

Учитель передвигает слова на интерактивной доске.

Учитель: Что особенного заметили в строении этих слов?

Дети: В словах нет приставок. Все слова начинаются с корня.

Учитель:

Выделите корень во всех этих словах с помощью инструмента

«рисовалка».

Дети

выполняют

работу

на

персональных

компьютерах

MacOs

в

программе

Перволого.

Учитель

выделяет

маркером

корни

на

интерактивной доске.

в) Вывод. Открытие правила детьми.

Учитель: Что интересного заметили?

Дети: В словах, где есть приставки, оканчивающиеся на согласный звук,

везде пишется разделительный

Ъ.

А там, где нет приставок, пишется

разделительный Ь.

Учитель: Какой вывод можете сделать?

Дети: После приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем

пишется Ъ, а в других частях слова, не после приставок, - Ь.

Учитель: Почему это правило мы не смогли открыть в начале года?

Дети: Так как не знали состав слов.

Учитель: А сейчас я научу вас обозначать эту орфограмму.

Учитель

маркером

на интерактивной доске показывает, как правильно

обозначать

новую

орфограмму.

Дети

выделяют

орфограмму

на

персональных компьютерах MacOs в программе Перволого.

6. Физкультпауза.

Гимнастика для глаз.

7. Уточнение способа действия при выборе разделительного знака.

Учитель: «Тайну» выбора из двух букв одной, правильной мы раскрыли.

Правило вывели. А как же пользоваться этим правилом?

- Что нужно сделать, чтобы обозначить звук [й’] с помощью Ь или Ъ?

Ответы детей:

- Сначала нужно послушать, находится ли звук [й’] после согласного перед

гласным.

- Если да, то тогда нужно узнать, он после приставки или нет.

- Если после приставки, то писать Ъ, а если не после приставки, то писать Ь.

8. Взаимопроверка усвоения темы.

Слайд 3

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам вернуться к словам, с которыми

мы работали в начале урока. В двух из них нам пришлось показать выбор

букв (Ь\Ъ). Попробуйте применить правило, которое вы вывели сегодня на

уроке, и определить какой из разделительных знаков будет писаться в каждом

слове (съел, вьюн).

- Напечатайте эти слова на компьютере, используя текстовый редактор.

Дети

выполняют

работу

на

персональных

компьютерах

MacOs

в

программе Перволого, используя текстовый редактор.

Учитель:

А теперь проверьте друг у друга, правильно ли вы выбран

разделительный знак.

9. Практическая работа в группах. Составление и оформление памятки.

Способ действия при выборе разделительного знака представляется в виде

модели, схемы.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. На компьютерах

изготовить яркую, красивую памятку, которая будет помогать вам запоминать

правило написания слов с Ь и Ъ знаками.

- Составленную и оформленную памятку вы сохраняете и отправляете через

сервер на компьютер учителя.

Все ваши работы я буду выводить

на

интерактивную доску. Кто-то из вашей группы прокомментирует памятку. И

все

вместе

мы

выберем

самую

удачную

памятку.

После

урока

мы

распечатаем её на цветном принтере.

- Но перед началом работы вы обязательно должны договориться, кто какую

часть работы будет выполнять.

Дети выполняют работу на компьютерах

MacOs в программе Перволого.

Составленные и оформленные памятки ребята сохраняют и через сервер

передают на компьютер учителя. После урока каждый получает памятку.

Учитель:

Получена

первая

работа.

Прошу

кого-то

из

группы

прокомментировать её.

Все составленные памятки по очереди выводятся на экран.

Если в памятке есть неточности, дети усовершенствуют её. Аналогичная

работа проводится с остальными группами. Выбирается самая удачная

памятка, которая и остаётся на экране.

10. Физкульминутка.

11. Тренировка в применении нового правила.

Дети

выполняют

работу

на

персональных

компьютерах

MacOs

в

программе

Перволого,

для

работы

с

«Толковым

словарём»

выходят

в

Интернет (сильные учащиеся). Выполненную работу ребята сохраняют и

через

сервер

передают

на

компьютер

учителя.

После

урока

учитель

проверяет работу и оценивает её.

Учитель:

Предлагаю

выполнить

следующее

задание

на

компьютерах,

применяя новые знания.

Задание: Вставь Ь или Ъ. В словах с разделительным Ъ выделяй приставки.

Значение подчёркнутого слова посмотри в « Толковом словаре» В.И.Даля.

Зимой в лесу синичке Зинке понравилось. Столько дерев.ев! Она прыгала

по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с.ест.

Смотрит Зинка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз.

ерошилась. Об.яснила она Зинке свой страх. Провалилась мышь в медвеж.ю

берлогу.

12. Самооценка.

Учитель: Получены все работы. Приступаем к проверке.

Слайд 4

Если в работе

есть ошибки, дети исправляют их во время проверки.

Учитель работает на интерактивной доске.

Учитель:

Кто

нашёл

в

«Толковом

словаре»

В.И.Даля

значение

подчёркнутого слова (взъерошилась)?

Ответы детей

Слайд 5

Учитель: Что особенного в строении этого слова?

Ответы детей

13. Подведение итогов.

Учитель: Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Ответы детей

Учитель: Что нового узнали?

Ответы детей

Учитель: Чему научились?

Ответы детей

14. Домашнее задание (по выбору):

- дописать концовку к тексту, с которым работали на уроке, и озаглавить его;

- придумать и записать (напечатать на компьютере, выложить на форум) свой

текст на любую тему.



В раздел образования