Автор: Лошманова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 244"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Конспект
Тема: Путешествие по реке времени: "История создания ручки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 244 городского округа Самара»
Путешествие по реке времени «История создания ручки»
в подготовительной группе
Выполнила воспитатель: Лошманова Н.В.
Самара 2020
Цель: Формирование представлений детей о истории ручки.
Задачи:
1.Знакомить детей с историей ручки;
2.Учить понимать функции и назначение ручки;
3. Учить устанавливать причинно - следственные связи между способами употребления и
назначением;
4.Пополнить словарный запас.
Материал: бумага, угольки, гусиное перо, баночки с песком, ветки, камни, палочка -
стиль, чернильный набор, ручки, иллюстрации.
Словарь: ручка, перо, уголек, палочка – стиль, металлическое перо, шариковая ручка.
Предварительная работа: рисование угольками, мелками, перышками, ручкой,
рассматривание иллюстраций "Письменность на Руси".
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
В белом поле по дороге
мчится конь мой одноногий
и на много-много лет
оставляет он свой след. (Ручка)
Воспитатель: Молодцы, загадку вы отгадали. Сегодня почтальон принес нам необычное
письмо.
Воспитатель показывает письмо
Давайте, посмотрим, что там написано.
Воспитатель читает письмо
Дети здравствуйте! Меня зовут Карандаш. У меня есть подруга, имя ее - Ручка, и с ней
случилась беда!У нас есть знакомый первоклассник, которого зовут Витя. Витя совсем не
любит учиться, он лентяй. Пришел Витя со школы и все свои школьные принадлежности
забросил на полку, на полку забросил и мою лучшую подругу - ручку. Ручка на полке
лежит и сильно плачет. Витя сказал, что ручка ему совсем не нужна, еще в древности
люди обходились без этого предмета, и обойтись без него можно и сейчас. Можно найти
что - то намного удобнее и лучше, чем ручка.
- Ребятки, нужно помочь карандашу, выручить ручку, да и лентяю Вите доказать, что без
ручки обойтись невозможно, и она всем необходима!
Воспитатель: Сейчас мы с вами проследим историю ручки с помощью «Реки времени».
Ребята, как вы думаете, какая была первая шариковая ручка? Как она выглядила?
Поглядите на предметы, которые перед вами лежат, может они вам подскажут?
Дети: Я думаю в древности писали ветками и камнями.
Воспитатель: Это обыкновенная палочка, которой писали на песке. И самый
обыкновенный уголь, которым писали на камнях. Давайте с вами попробуем написать
надпись на песке веточкой от дерева, а кто-то возьмет уголек и камушки и попробуют что-
то написать.
Получается писать, трудно, хорошо видно?
Как вы думаете такое письмо на песке долго сохранялось?
Дети: Его ветром сдувало или закапывало.
Воспитатель: А еще что , если этот песок был возле реки или моря?
Дети: Его мочило водой, смывало.
Воспитатель: А письмо на камне углем долго сохранялось?
Дети: Его смывало дождем.
Воспитатель: Такие рисунки сохранялись не долго, но есть рисунки , которые
сохранились до сегоднешнего дня. Это ребята наскальные рисунки.
Древней человек писал на скалах, на камнях. Но чем он писал, вы как думаете?
Дети: Камнем.
Воспитатель: Правильно, острым камушком, выбивая на скалах вот такие рисунки.
Вот через эти наскальные рисунки и надписи мы и узнаем чем занимались люди в
древности. Как они жили на кого охотились.
Чуть позже люди стали писать на глиняных дощечках. Я приготовила вам глиняные
дощечки, как на них писали , как вы думаете?
А писали они обыкновенной деревянной палочкой, на мягкой глине. Глина застывала, но
со временем она начинала трескаться и крошиться. Попробуйте вместе писать.
Воспитатель: Когда изобрели бумагу, какой ручкой писали?
Дети : Пером.
Демонстрация гусиного пера
- Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей, бекасов -
водоплавающих птиц. Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей.
- Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила. А чтобы
избежать клякс, в его кончике делали маленькую щелочку и нажимая на такое перо,
чернила по щели текли на бумагу.
Демонстрация чернильного набора.
- Ребятки, как вы считаете, кто пользовался гусиным пером?
Дети: Писатели, ученики.
Воспитатель: От одного гуся можно было получить 10 - 20 перьев, годных для письма. По
окрестностям деревень и городов гуляли большие гусиные стада, так что всем перьев
хватало.
- Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин все свои сказки, стихотворения
написал гусиным пером.
Воспитатель: Чернилами писать интересно , но не удобно, они быстро заканчиваются. И
приходиться часто макать в чернила.
На смену гусиному перу пришло перо металлическое.
Давайте попробуем писать? Удобно писать таким пером?
Дети: Нет не удобно, кляксы.
Воспитатель: Какой же ручка стала дальше, в какую она превратилась?
А кто из вас знает , как устроена шариковая ручка?
Дети: В ручки есть стержень заполненный пастой- чернилами, на конце есть шарик,
который при движении руки крутиться и оставляет след . В дезодорантах тоже есть
шарик.
Возьмите лупу, увеличительной стекло, и рассмотрите этот шарик
Дети проводят опыт с лупой.
Давайте порисуем, так же все происходит и в ручке.
Давайте проверим ваши знания .Перед вами картинки временных промежутков ,ваша
задача распределить правильно в какой отрезок времени писали этими ручками.
Давайте отойдем и проверим все ли мы так сделали правильно?
Вот видите , какую долгую жизнь прожила шариковая ручка.
Воспитатель: Ребята, многому вы научились! Наше занятие подошло к концу. Мы с вами
разобрались, что Витя не прав. Витя обязательно должен понять: нельзя обойтись без
ручки!