Напоминание

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников, через музыкальное воспитание


Авторы: Старикова Люция Равильевна, Чуракова Ирина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад 17"
Населённый пункт: Пермский край, город Березники
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников, через музыкальное воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование духовно – нравственных качеств у дошкольников

через музыкальную деятельность

Музыкальный руководитель: Старикова Л.Р.

В последнее время всему мировому сообществу, включая и Россию, в

качестве универсального образца построения государства личности

предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого

заключается в приоритете материальных интересов и прогматических

ценностей над духовными и нравственными. В условиях ломки сложившихся

нравственных идеалов Российского общества опыт работы с детьми

показывает, что формирование нравственных идеалов, эстетических чувств у

дошкольников приобретает особую актуальность в системе образования.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном

образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем

результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов

детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество

сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в

разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом

агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,

волевая и духовная незрелость. Во все времена было так, что борьба света и

тьмы проходила по молодым. У людей зрелых хватает опыта переоценивать

информацию, которую они получают, а дети настроены на восприятие. В

наше время многая молодёжь не только воспринимает новое, но и менее

критично

воспринимает

то,

что

говорит

им

старшее

поколение.

Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются

формы

коллективной

деятельности.

Одна

из

проблем

современного

образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается

историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности

брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои

проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми,

кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на

сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности

показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте

происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов

поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь и детям и

родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и

передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные

предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность,

которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за

сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка

являются

основным

средством

духовно-нравственного

воспитания,

а

основной формой - служение добру, служение людям.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой нравственного воспитания. А

значит именно мы, совместно с родителями обязаны заложить основы

духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка, направляя их

на путь, который ведёт к основной жизненной позиции: «Уклонись от зла и

сотвори благо».

Необходимые условия для работы по данной теме:

- интеграция со специалистами

-интерес детей и родителей

-материальное обеспечение проекта

-методические разработки

Задачи:

*С педагогами:

- Оптимизация взаимодействия субъектов образовательного процесса.

-Внедрение моделей уважения и любви человека к окружающему миру

человека к человеку.

*С родителями:

-Повышение уровня коммуникативной компетентности.

-Обогащение родительско - детских отношений опытом диалогического

эмоционально-насыщенного общения, развитие способности к пониманию,

принятию точки зрения собеседника.

*С детьми

-Развивать эмоциональную отзывчивость, самопознание, положительную

оценку.

-Формировать представление о чувстве любви, уважения, трудолюбия на

основе произведений устного творчества, сказок, классической русской

литературы и музыки.

Предлагаю формы и методы работы:

-«Круглый стол»

-«Семинар – практикум»

- «Мастер - класс»

-«Фотовыставки»

-«Фоторепортажи»

-«Акции»

-«Итоговая конференция»

-«Клуб выходного дня»

-«Музыкальные праздники, развлечения»

-«Тематические занятия»

-«Конкурсы совместного творчества»

-«Выставка рисунков»

-«Творческие встречи»

-«Экскурсии»

-«Музыкально-психологический тренинг»

Наименование мероприятий

Модернизация образовательного процесса

1.Приобретение методической художественной литературы, устного

народного творчества и русских народных сказок, способствующей

пониманию, принятию точки зрения собеседника.

2.Создание видеотек и картотек музыкально – песенного, художественного

репертуара.

3.Приобретение детских костюмов, атрибутов, оборудования для

театрализованных, танцевальных постановок.

4.Оформление в группах дидактических пособий для детей «Семейное

древо».

5.Оборудование зон уединения с семейными фотографиями в группах.

Работа с педагогами:

1.Семинар – практикум «Психо - гимнастика», «Музыкотерапия», в области

развития коммуникативных навыков дошкольников.

2. Консультация « Всё начинается с семьи»,

3. Круглый стол «Повышение культурного уровня в семье воспитанников –

важный фактор стабильного нравственно - благополучного фона

дошкольника.

4.Обзор новинок музыкальной, методической литературы.

5 .Мастер – класс « Решение конфликтных ситуаций, через интегрированный

подход нравственного и музыкального воспитания.

6.Презинтация совместной деятельности родителей и педагогов «Радость от

общения».

7. Мастер- класс « Совместная музыкально – игровая деятельность».

Работа с родителями:

1.Акция «Если добрый, ты! (ответственный музыкальный руководитель,

педагоги).

2.Клуб

выходного

дня

(ответственный

музыкальный

руководитель,

педагоги).

3.Фотовыставки:

«Семейные

традиции»,

«Мир

семейных

увлечений»,

«Город наш Березники, возле Камушки - реки!», «Просторы Пермского края»

(ответственный музыкальный руководитель, педагоги).

4.Итоговая акция «Помощь близким и родным» (ответственный заместитель

заведующей по ВМР, педагоги).

5.Обобщение опытов семейного воспитания «Добрые дела» (ответственный

педагоги).

6.Фоторепортаж

«Мамины

помощники»

(ответственный

музыкальный

руководитель, педагоги).

7.Конкурс

«Любимые

игры,

песни

моего

и

маминого

детства»

(ответственный музыкальный руководитель инструктор по физической

культуре).

8. «Поэтическая тетрадь» (ответственный музыкальный руководитель,

логопед)

9. Семейные концерты: «Домашний оркестр», «Семейный ансамбль», Мы –

актёры», «Все дети талантливы от рождения», « А ну – ка, бабушки!», «А ну

– ка, дедушки!», «Национальные песни и танцы», «Песни военных лет»

(ответственный музыкальный руководитель)

Сотрудничество с общественными и социальными институтами города

Березники.

1.Музыкальная встреча с хором ветеранов нашего города (отв. музыкальный

руководитель).

2.Экскурсия в городской музей «Уклад семейной жизни старые времена»

(отв. педагоги).

3.Встреча - беседа с учащимися спортивной школы «Темп» (ответственный

заместитель заведующей по ВМР).

4.Музыкально - психологический тренинг с участием психологической

службы городского комитета по вопросам образования. (ответственный

заместитель заведущей по ВМР).

5. Экскурсия в музыкальную школу города Березники имени П.И.

Чайковского «Русские народные музыкальные инструменты»

Работа с детьми:

1.Фестиваль красок «Разукрась наш мир яркими красками».

2.Цикл

русских

народных

праздников

(ответственный

музыкальный

руководитель, инструктор по физической культуре).

3.Блок музыкально-познавательных занятий «Мой город, край родной -

частица Родины большой!» (ответственный музыкальный руководитель,

педагоги).

4.Комплекс тематических занятий: «Мы друг другу помогаем! Никого не

обижаем!»

(для детей младшего, среднего возраста) (ответственный

музыкальный руководитель).

5. Комплекс развлекательных мероприятий

«Друг друга цените! Друг друга любите! Родных, и близких своих берегите!»

(для детей старшего дошкольного возраста).

4.Конкурс совместного творчества «Подарок ближнему» (ответственный

музыкальный руководитель, педагоги).

5.Выставка рисунков «Дорогой мой человек» (педагоги).

6.Акция

«Мой

подарок

для

тебя!»

(ответственный

музыкальный

руководитель).

7. Музыкально - литературная гостиная «Семейные реликвии военных лет»

(ответственный музыкальный руководитель, логопед).

8. Цикл военно – патриотических праздников. ( ответственный музыкальный

руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

Прогнозируемые результаты:

-

Формирование начал патриотизма и гражданственности.

-Формирование гуманного отношения к людям и окружающему миру.

-Уважение к своей нации.

-Формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа.

-Уважение к представителям других наций.

-Формирование положительных, добрых, коллективных взаимоотношений.

-Воспитание уважительных отношений к труду.

Используемая литература:

-«Система работы по воспитанию чувства патриотизма». Составитель Т.В.

Иванова. Волгоград ИТД «Корифей», 2008 г.

-«Земля отцов» Р.Х. Гасанова: Программа руководства – УФА БИРО, 2004 г.

-Ковалёва Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» Практическое пособие

для работников дошкольных образовательных учреждений. АРКТИ – 2005 г.

-«Нравственные правила Святителя Василия Великого».



В раздел образования