Автор: Кабанова Юлия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Протвино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ученик - гражданин, созидатель, семьянин".
Раздел: среднее образование
Ученик - гражданин, созидатель, семьянин.
«Из всех творений самое прекрасное – получивший
прекрасное воспитание человек».
/греческий философ Эпиктет/
Сегодня роль классного руководителя и задачи воспитания в целом становятся чрезвычайно
значимыми. Будучи одновременно действующим учителем и воспитателем в одном и том же
классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями весьма широкого
профиля. Классный руководитель - есть педагог, который осуществляет функции воспитателя:
организатора творческой самодеятельности детей, как главного условия развития их задатков и
способностей, корректора межличностных отношений, защитника воспитанников своего класса в
трудных
психологических
и
деловых
ситуациях
школьного
и
семейного
бытия,
демонстрирующего воспитанникам наглядный образ
достойного поведения, как пример для
подражания.
Воспитывать
надо
в
духе
времени.
У
каждой
эпохи
своё
воспитание,
своя
нравственная
основа,
своя
вера,
своё
слово.
Но
есть
понятия,
идеалы,
общечеловеческие
ценности на все времена: Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Я убеждена, что
воспитание должно подготовить ребёнка к трём главным социальным ролям в жизни: Человека -
Гражданина, Человека - Созидателя, Человека - Семьянина.
Для работы с учащимися мной как классным руководителем была разработана комплексная
воспитательная программа «Мы молоды, веселы и талантливы!», рассчитанная на 5 лет для
учащихся 5- 9 классов.
Цель программы: воспитание гармоничной духовно развитой личности учащегося,
ответственного за порученное дело, умеющего трудиться и адаптироваться к меняющимся
социальным условиям; доброго и отзывчивого, уважительно относящегося к окружающим,
семейным
ценностям,
толерантного,
ведущего
здоровый
образ
жизни,
нравственно
самостоятельного, эстетически просвещённого, достойного гражданина и патриота России.
Задачи программы:
Всестороннее
развивать
ребенка,
охватывать
интеллектуальный,
нравственный,
культурный и эстетический рост личности.
Формировать чувства гуманизма и коллективизма как позиции подростка в его отношении
к людям.
Формировать потребность в постоянном самосовершенствовании.
Формировать
чувство
любви
к
Родине
и
гордости
за
неё
в
независимости
от
экономических и политических трудностей в обществе, основанных на изучении истории
и традиций.
Формировать
навыки
здорового
образа
жизни,
соблюдение
правил
человеческого
общежития.
5-9 классы - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и
интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей,
становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ему
талантами.
Главная
особенность
подросткового
возраста
–
широта
познавательных
интересов, поэтому развитие детей осуществляется по нескольким направлениям.
Актуальные сферы жизнедеятельности
Название
направления
1
0
11
1
2
1
3
1.
Интеллектуальное
развитие
(содействие
школьникам
в
освоении
о б р а зо вате л ь ных
программ);
2.
Воспитание
гражданина
(во спит ание
патриотических чувств, содействие приобретению
опыта гражданского поведения);
3.
Культура
(воспитание
нравственной
культуры,
создание
условий
для
развития
творческой
одаренности
учащихся,
пропаганда
полезного
отдыха).
4.
Здоровый
образ
жизни
(содействие
в
приобретении
практических
и
теоретических
знаний,
умений
и
навыков,
обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, профилактика
правонарушений, азбука безопасного поведения);
1.
«Быть
отличником
хочу!»
2. «Я – Россиянин»
3.
«Познавая
м и р ,
познаю себя»
4.
«Здоровому
-
всё
здорово»
Программа реализуется в рамках подпрограмм и проектов.
I. Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания «Я рожден в России»
Проекты:
«Связь поколений»
«Я гражданин Российской Федерации»
«Мой город»
«Моя школа»
II. Подпрограмма духовно – нравственного воспитания «Мир твоей души»
Проекты:
«Азбука мудрости»
«Мир труда»
«Природа глазами души»
«Моя семья»
«Мое здоровье»
III. Подпрограмма художественно-эстетического воспитания «Живая вода»
Проекты:
«Культура»
«Мой досуг»
«Мое творчество»
14
15
16
Основная задача гражданско-патриотического воспитания – это не только привитие любви к
Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за
будущее своей страны. Понятие «гражданин» неразрывно связано с понятием «патриот». Без
любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и
патриота своей страны, сформировать чувство собственного достоинства.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
цени и оберегай свою семью, своё Отечество;
овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
дорожи историей своего народа;
свято относись к символике своей страны;
береги красоту своего края.
Реализация
подпрограммы
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
проходит
несколько
этапов:
I этап. Пробуждение интереса к истории своей семьи, уважение к родителям, забота о старших и
младших.
II
этап.
Осознание
понятия
“малая
родина”,
своей
сопричастности
к
её
делам
и
заботам,
знакомство с историей родной школы, города.
III этап. Изучение и сохранение культурных богатств родного края, его истории.
IV этап. Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам
истории и культуры, религии разных народов, знакомство с военной историей страны.
Модель “Гражданина-патриота России”
Гражданин для меня это: патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию,
коллективист, хороший друг, высоконравственный человек. Уверена, что воспитывать эти
качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан
17
18
19
на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных
часов: «Я - гражданин России», « Символика: российская, классная, школьная», «День
Конституции», «День народного единства», «Великие люди России». Внеклассные мероприятия,
интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные
знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества, Битве под Москвой. Поисковая
и исследовательская работа в школьном музее Боевой славы, встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, акции,
трудовые десанты.
Путешествия, походы, интернет-почта, круглые столы, диспуты, ролевые
игры. Самые активные помощники в этих начинаниях - родители. Их роль в воспитании
гражданской позиции очень важна. А это, в свою очередь, способствует привитию семейных
ценностей (любви, понимания, поддержки, взаимопомощи), воспитанию семьянина.
Огромное
количество
примеров
истинного
патриотизма
оставила
для
нас
Великая
Отечественная
Война.
На
уроках
и
внеклассных
мероприятиях,
посвящённых
этой
теме,
я
стараюсь заставлять детей самих размышлять над услышанным, стараюсь задавать им вопросы,
которые ставили бы их на место участников тех героических событий. Для этого я подбираю
материал яркий, убедительный, основанный на подвигах героев, примерах мужества и отваги.
Обязательно использую в большом количестве яркий иллюстративный материал, музыкальное
сопровождение, учитывая образное мышление школьников данного возраста. Все классные часы
сопровождаются компьютерными презентациями, в которые включены видеофрагменты тех лет,
военные песни, большое количество фотографий.
Мои ученики всегда с удовольствие учат стихи, песни о войне, участвуют в конкурсе
патриотической
песни.
Ребята
с
удовольствие
принимают
участие
в
акции
«Ветеран
живёт
рядом».
Мы
навещаем
нашего
ветерана,
беседуем,
вручаем
подарки,
оказываем
посильную
помощь.
Убеждена, что энергетика патриотизма, гражданственности - главный ресурс развития
России. Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои выпускники
твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути,
не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина – дом человека. А
свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из
моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно:
«Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт».
20
21