Напоминание

"Ученик - гражданин, созидатель, семьянин".


Автор: Кабанова Юлия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Протвино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ученик - гражданин, созидатель, семьянин".
Раздел: среднее образование





Назад




Ученик - гражданин, созидатель, семьянин.

«Из всех творений самое прекрасное – получивший

прекрасное воспитание человек».

/греческий философ Эпиктет/

Сегодня роль классного руководителя и задачи воспитания в целом становятся чрезвычайно

значимыми. Будучи одновременно действующим учителем и воспитателем в одном и том же

классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями весьма широкого

профиля. Классный руководитель - есть педагог, который осуществляет функции воспитателя:

организатора творческой самодеятельности детей, как главного условия развития их задатков и

способностей, корректора межличностных отношений, защитника воспитанников своего класса в

трудных

психологических

и

деловых

ситуациях

школьного

и

семейного

бытия,

демонстрирующего воспитанникам наглядный образ

достойного поведения, как пример для

подражания.

Воспитывать

надо

в

духе

времени.

У

каждой

эпохи

своё

воспитание,

своя

нравственная

основа,

своя

вера,

своё

слово.

Но

есть

понятия,

идеалы,

общечеловеческие

ценности на все времена: Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Я убеждена, что

воспитание должно подготовить ребёнка к трём главным социальным ролям в жизни: Человека -

Гражданина, Человека - Созидателя, Человека - Семьянина.

Для работы с учащимися мной как классным руководителем была разработана комплексная

воспитательная программа «Мы молоды, веселы и талантливы!», рассчитанная на 5 лет для

учащихся 5- 9 классов.

Цель программы: воспитание гармоничной духовно развитой личности учащегося,

ответственного за порученное дело, умеющего трудиться и адаптироваться к меняющимся

социальным условиям; доброго и отзывчивого, уважительно относящегося к окружающим,

семейным

ценностям,

толерантного,

ведущего

здоровый

образ

жизни,

нравственно

самостоятельного, эстетически просвещённого, достойного гражданина и патриота России.

Задачи программы:

Всестороннее

развивать

ребенка,

охватывать

интеллектуальный,

нравственный,

культурный и эстетический рост личности.

Формировать чувства гуманизма и коллективизма как позиции подростка в его отношении

к людям.

Формировать потребность в постоянном самосовершенствовании.

Формировать

чувство

любви

к

Родине

и

гордости

за

неё

в

независимости

от

экономических и политических трудностей в обществе, основанных на изучении истории

и традиций.

Формировать

навыки

здорового

образа

жизни,

соблюдение

правил

человеческого

общежития.

5-9 классы - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и

интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей,

становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ему

талантами.

Главная

особенность

подросткового

возраста

широта

познавательных

интересов, поэтому развитие детей осуществляется по нескольким направлениям.

Актуальные сферы жизнедеятельности

Название

направления

1

0

11

1

2

1

3

1.

Интеллектуальное

развитие

(содействие

школьникам

в

освоении

о б р а зо вате л ь ных

программ);

2.

Воспитание

гражданина

(во спит ание

патриотических чувств, содействие приобретению

опыта гражданского поведения);

3.

Культура

(воспитание

нравственной

культуры,

создание

условий

для

развития

творческой

одаренности

учащихся,

пропаганда

полезного

отдыха).

4.

Здоровый

образ

жизни

(содействие

в

приобретении

практических

и

теоретических

знаний,

умений

и

навыков,

обеспечивающих

сохранение и укрепление здоровья, профилактика

правонарушений, азбука безопасного поведения);

1.

«Быть

отличником

хочу!»

2. «Я – Россиянин»

3.

«Познавая

м и р ,

познаю себя»

4.

«Здоровому

-

всё

здорово»

Программа реализуется в рамках подпрограмм и проектов.

I. Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания «Я рожден в России»

Проекты:

«Связь поколений»

«Я гражданин Российской Федерации»

«Мой город»

«Моя школа»

II. Подпрограмма духовно – нравственного воспитания «Мир твоей души»

Проекты:

«Азбука мудрости»

«Мир труда»

«Природа глазами души»

«Моя семья»

«Мое здоровье»

III. Подпрограмма художественно-эстетического воспитания «Живая вода»

Проекты:

«Культура»

«Мой досуг»

«Мое творчество»

14

15

16

Основная задача гражданско-патриотического воспитания – это не только привитие любви к

Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за

будущее своей страны. Понятие «гражданин» неразрывно связано с понятием «патриот». Без

любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и

патриота своей страны, сформировать чувство собственного достоинства.

Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию обучающихся:

цени и оберегай свою семью, своё Отечество;

овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

дорожи историей своего народа;

свято относись к символике своей страны;

береги красоту своего края.

Реализация

подпрограммы

по

гражданско-патриотическому

воспитанию

проходит

несколько

этапов:

I этап. Пробуждение интереса к истории своей семьи, уважение к родителям, забота о старших и

младших.

II

этап.

Осознание

понятия

“малая

родина”,

своей

сопричастности

к

её

делам

и

заботам,

знакомство с историей родной школы, города.

III этап. Изучение и сохранение культурных богатств родного края, его истории.

IV этап. Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам

истории и культуры, религии разных народов, знакомство с военной историей страны.

Модель “Гражданина-патриота России”

Гражданин для меня это: патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию,

коллективист, хороший друг, высоконравственный человек. Уверена, что воспитывать эти

качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан

17

18

19

на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных

часов: «Я - гражданин России», « Символика: российская, классная, школьная», «День

Конституции», «День народного единства», «Великие люди России». Внеклассные мероприятия,

интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные

знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества, Битве под Москвой. Поисковая

и исследовательская работа в школьном музее Боевой славы, встречи с ветеранами Великой

Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, акции,

трудовые десанты.

Путешествия, походы, интернет-почта, круглые столы, диспуты, ролевые

игры. Самые активные помощники в этих начинаниях - родители. Их роль в воспитании

гражданской позиции очень важна. А это, в свою очередь, способствует привитию семейных

ценностей (любви, понимания, поддержки, взаимопомощи), воспитанию семьянина.

Огромное

количество

примеров

истинного

патриотизма

оставила

для

нас

Великая

Отечественная

Война.

На

уроках

и

внеклассных

мероприятиях,

посвящённых

этой

теме,

я

стараюсь заставлять детей самих размышлять над услышанным, стараюсь задавать им вопросы,

которые ставили бы их на место участников тех героических событий. Для этого я подбираю

материал яркий, убедительный, основанный на подвигах героев, примерах мужества и отваги.

Обязательно использую в большом количестве яркий иллюстративный материал, музыкальное

сопровождение, учитывая образное мышление школьников данного возраста. Все классные часы

сопровождаются компьютерными презентациями, в которые включены видеофрагменты тех лет,

военные песни, большое количество фотографий.

Мои ученики всегда с удовольствие учат стихи, песни о войне, участвуют в конкурсе

патриотической

песни.

Ребята

с

удовольствие

принимают

участие

в

акции

«Ветеран

живёт

рядом».

Мы

навещаем

нашего

ветерана,

беседуем,

вручаем

подарки,

оказываем

посильную

помощь.

Убеждена, что энергетика патриотизма, гражданственности - главный ресурс развития

России. Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои выпускники

твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути,

не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся только раз в жизни. Родина – дом человека. А

свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из

моих учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно:

«Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт».

20

21



В раздел образования