Автор: Сычёва Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №23 Каравелла
Населённый пункт: г.Яхрома, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их
родителями.
Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей
является организация их совместной деятельности, в которой родители – не
пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники,
т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Я применяю следующие формы работы с родителями:
информационно – аналитические, познавательные, наглядно –
информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в
выставках, конкурсах).
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря
установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся
более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с
ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Наиболее эффективными формами совместной деятельности детей и
взрослых, на мой взгляд, являются:
*тематические встречи и семинары-практикумы.
Практические мероприятия в большей степени помогают приобрести
участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически
немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и
умения.
Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и
тщательной подготовки.
*совместные физкультурные досуги, праздники.
Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому
образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных
умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях
физическими упражнениями . В ходе всех этих мероприятий наиболее полно
раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах.
Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество,
которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и
стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей
памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Подобные мероприятия, на мой взгляд, сплачивают семьи, дают возможность
взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество
между семьей и детским садом.
*домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям).
Домашние задания позволяют повысить двигательную активность
детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям
конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное
содержание для общения с детьми (например: разучить стихи или загадки о
природе, спорте; изготовить кормушку для птиц – групповые задания;
потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).
*встречи с интересными людьми («Гость группы»).
Приглашаю родителей в детский сад с целью рассказать детям о своей
профессии, своих достижениях, своем хобби, показывая свои умения и
навыки и т. д. Привлечение родителей, других членов семьи к работе детского
сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они
узнают, учатся чему-то новому. Важнее, другое. С каким уважением,
любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек,
дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об
этом.
Организуя данную работу, я получаю удивительную возможность
лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную и слабую
стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а
иногда просто поучиться!
* выставки совместных работ детей и родителей.
Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и
через организацию разнообразных выставок творческих работ. Творческие
задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже
неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки
работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах
на лучший рисунок, поделку из природного материала, самое вкусное блюдо
не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в
общих делах.
Хотелось бы сказать еще об одном важном моменте в системе работы с
родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы
потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - отмечал
знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо
помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем
слова благодарности в групповых уголках, вручаем грамоты, дипломы за
участие в том или ином мероприятии).
Основная задача всей проводимой работы - пробудить у родителей
интерес к деятельности ДОУ. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия
имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий
физкультуру и спорт человек.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и
терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в
семье.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
Вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышение
педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной
связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их
профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому
саду, педагогам и их требованиям.
В первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить
образцом. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к
рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.