Напоминание

Нетрадиционные приемы развития знаний и умений на уроках русского языка в начальной школе при изучении морфемики


Автор: Кислицына Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 34
Населённый пункт: города Кирова Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные приемы развития знаний и умений на уроках русского языка в начальной школе при изучении морфемики
Раздел: начальное образование





Назад




Нетрадиционные приемы развития знаний и умений третьеклассников по

морфемике

Основным

упражнением,

с

помощью

которого

формируются

и

закрепляются знания и умения по морфемике на уроках русского языка,

является разбор слова по составу.

В современной начальной школе практикуется несколько видов

разбора слова по составу. С точки зрения количества выделяемых морфем на

уроках русского языка имеет место полный и частичный разбор. При полном

разборе учеником должны быть определены все имеющиеся в слове

морфемы. При частичном разборе указываются лишь изученные или

обозначенные в задании учителя морфемы.

С точки зрения последовательности выделения морфем наиболее

признанными в начальной школе считаются два варианта морфемного

анализа слова. Порядок выделения морфем в первом варианте: корень,

приставка, суффикс, окончание. Во втором: окончание (основа на усмотрение

автора учебника по русскому языку), корень, приставка, суффикс.

С точки зрения содержания и специфики использования приемов

разбор бывает традиционный и нетрадиционный.

При традиционном разборе учитель предлагает учащимся выполнить

разбор слова по составу в соответствии с имеющимся алгоритмом, без каких-

либо дополнительных заданий, при котором не происходит интеграции

между разными разделами русского языка (орфография, морфология,

фонетика, лексика и др.) и не удается активно задействовать ряд важных

мыслительных операций: анализ, сопоставление, обобщение, сравнение и др.

В отличие от традиционного разбора, нетрадиционный морфемный

разбор не имеет единой устоявшейся схемы проведения. Нетрадиционные

приемы работы над морфемным составом слова на уроках русского языка

представляют собой нестандартные, каждый раз новые по содержанию и

способу решения лингвистические задачи. Учитель не просто предлагает

учащимся

выполнить

разбор

слова

по

составу

в

соответствии

с

установленным ранее алгоритмом, а создает многоуровневую поисковую

ситуацию, обеспечивая постепенное увеличение количества осуществляемых

учеником во время морфемного анализа мыслительных операций, вместе с

разбором слова по составу организует проработку изученного языкового

материала по разным разделам русского языка. Последний критерий является

основанием для классификации направлений нетрадиционного разбора слова

по составу. Нетрадиционные задания по морфемике можно распределить на

три группы (направления).

В первую группу входят упражнения, которые направлены на

формирование знаний и умений учащихся, в рамках одного раздела русского

языка: морфемики. Задания предлагаются как дополнительные после

выполнения очередного упражнения и составляются на основе имеющихся в

нем

слов.

При

этом

школьники

учатся

осуществлять

ряд

важных

мыслительных операций: анализ, сопоставление, сравнение, обобщение.

Варианты нетрадиционных упражнений первой группы

(по морфемике)

Упражнение 1. Установите, в каком слове больше морфем (частей

слова): холодный или новый? Объясните почему.

Упражнение 2.

Определите, имеются ли одинаковые морфемы в

словах прописка и опилки?

Упражнение 3. Верно ли утверждение, что в словах добрый и низкий

одинаковое количество морфем? Докажите.

Упражнение 4.

Какое число подходит для обозначение составных

частей в слове длинные? Объясните почему?

Упражнение 5. Подумайте и приведите примеры слов (не менее трех),

в которых меньше составных частей, чем в слове морозный? Докажите.

Упражнение 6.В каких словах больше морфем, чем в слове умный?

Приведите в качестве примера 3 слова. Докажите свой выбор.

2

Упражнение 7. Найдите (составьте) предложение, в котором имеется 3

слова с приставками. Приставки выделите.

В упражнениях второй группы поисковая деятельность учащихся

осуществляется в рамках двух разделов русского языка: морфемики и

орфографии; морфемики и фонетики; морфемики и морфологии и т.д.

Выполняя задания по морфемике и орфографии, учащиеся одновременно

совершенствуют знания в правописании слов на изученные правила и

закрепляют умения морфемного анализа, вместе с тем углубляют свои

способности в осуществлении аналитико-синтетических операций.

Варианты нетрадиционных упражнений второй группы

(задания по морфемике и орфографии)

Упражнение 1. Определите, в корне какого слова буква о обозначает

проверяемый безударный гласный и в каком слове – непроверяемый

безударный гласный? Объясните свой выбор.

Слова: волна, собака.

Упражнение

2.

Внимательно

прочитайте

ряды

слов.

Найдите

родственные слова с проверяемым безударным гласным в корне. Объясните

свой выбор.

А) река, речной;

Б) кровать, прикроватный.

Упражнение 3. Добавьте в цепочку третье слово из справки так, чтобы

оно подходило по двум признакам: морфемному составу и орфограмме,

которая содержится в данных словах: сестра, гора, … .

Слова для справки: стены, работа.

Упражнение 4. Подберите к слову труд другое с таким же морфемным

составом и одинаковой орфограммой. Объясните свой выбор.

Упражнение 5. Внимательно прочитайте слова в столбиках. Напишите

пары слов, которые состояли бы из видового и родового понятия.

Используйте образец: тополь – дерево. Найдите слова с непроверяемым

безударным гласным в корне слова и выделите их составные части.

3

Слова:

щука

тарелка

ландыш

диван

мишка

дрозд

малина

птица

ягода

посуда

игрушка

мебель

цветок

рыба

4

Упражнение 6. Прочитайте и объясните смысл пословиц. Напишите

пословицы, группируя их по двум признакам. Подчеркните орфограммы.

Выделите приставки.

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

После драки кулаками не машут.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Ученье и труд все перетрут.

Задания по морфемике и фонетике направлены на параллельное,

взаимосвязанное углубление знаний по структурному и звукобуквенному

анализу слова. Эти два вида анализа прекрасно сочетаются друг с другом и

обеспечивают разнообразие поисковых ситуаций. Последнее обстоятельство,

в свою очередь, дает возможность для формирования ранее перечисленных

качеств и наряду с ними такого важного, как гибкость мышления.

Варианты нетрадиционных упражнений второй группы

(задания по морфемике и фонетике)

Упражнение 1. Верно ли утверждение, что в корне слова береза все

согласные глухие?

Упражнение 2.

В какой части слова пробежка

больше звуков: в

приставке или корне?

Упражнение 3. В приставках каких слов все согласные звонкие?

Слова: подрывает, возводить, отмерь.

Упражнение 4. Найдите в данных словах приставку по характеристике

первого звука: согласный, глухой, парный, твердый, парный.

Слова: вспомнить, запомнить, выбежать.

Упражнение 5.

В корне какого изданных слов все согласные

непарные? В чем их отличие?

Слова: рыба, лыжник, грибной.

Упражнение 6.

В какой части слова

выпустит

есть звонкий

согласный?

5

Упражнение 7. Какая формула правильно отражает количество звуков

и букв в окончании слова зеленая: 2: 2 или 2: 3? Почему?

Упражнение 8. В какой морфеме слова уговаривает не совпадает

количество звуков и букв? Объясните почему?

Упражнение 9. Расскажи о слове речушка, употребив не менее пяти

раз число 3.

Варианты нетрадиционных упражнений второй группы

(задания по морфемике и морфологии)

Упражнение 1. Найдите в предложении глагол. Определите в нем

количество приставок.

Столько событий происходит в разное время в разных местах.

Упражнение 2. В каком имени существительном на один суффикс

больше, чем в слове морозный?

Слова: малинник, звездный, подберезовик.

Упражнение 3.

Укажите в предложении имя прилагательное, в

котором имеется четыре морфемы.

В остальные дни он кушает два бутерброда с повидлом и с

маргарином –на завтрак и отварной картофель с солью – к обеду.

Упражнение 4. Найдите в предложении имя прилагательное и глагол с

одинаковым морфемным составом.

Доброе слово лечит, злое –калечит.

Упражнение 5. Найдите в тексте (предложении) слова трех разных

частей речи с таким же морфемным составом, как в слове весна.

Ночью ствол дерева стонал и скрипел от сильного ветра. Утром

ветер утих. Дерево тихо стояло. И вдруг запело! Звуки неслись изнутри

ствола. Оказывается, в дереве было дупло. В дупле гнездо, а в гнезде сидели

дятлята.

Выполняя

задания

третьей

группы,

учащиеся

параллельно

совершенствуют знания и умения сразу по трем разделам русского языка,

например,: морфемике, морфологии, фонетике. Постоянно увеличивающаяся

6

языковая нагрузка в сочетании с поисковой ситуацией обеспечивает все

более высокое интеллектуальное развитие учащихся. В частности, более

напряженно работают и быстрее развиваются внимание (особенно такие его

характеристики, как сосредоточенность, распределение и объем), мышление,

память, устная речь учащихся.

Варианты нетрадиционных упражнений третьей группы

(задания по морфемике, морфологии и фонетике)

Упражнение 1. Найдите в отрывке глагол, в окончании которого три

звука.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится («Белый снег, пушистый…» И.З. Суриков)

Упражнение 2. Найдите в тексте имя существительное, в корне и

суффиксе которого содержится одинаковое количество звуков.

В ее облике Алешу особенно притягивают глаза и улыбка. Через глаза

бабушка «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом». А

когда она улыбалась, этот свет становился невыразимо приятным. От

других людей бабушку отличала и манера разговаривать. Она говорила

ласково, весело, складно, как-то особенно выпевая слова (по М. Горькому).

Упражнение 3. Укажите в тексте имена прилагательные, в которых

буква я

находится в разных морфемах и обозначает разное количество

звуков.

У каждой ягоды есть свой адрес. Душистая земляника созревает на

лесной опушке или на солнечном пригорке. Малину можно чаще увидеть на

вырубке или в овраге. Кислую клюкву вы найдете на болоте. Каждая ягодка

лежит яркой водяной бусинкой. За брусникой надо идти в ельник. На низком

кустике висит эта поздняя ягода.

Упражнение 4. Выделите в глаголе приставку, которая состоит из

одной буквы. Охарактеризуйте звук, который она обозначает.

7

Слова: сруб, измять, входить.

Упражнение

5.

Приведите

пример

имени

существительного,

в

приставке которого есть два звонких согласных звука. Докажите.

Упражнение 6. В каком имени прилагательном одна и та же гласная

буква находится в разных морфемах и обозначает одинаковое количество

звуков?

Слова: древнее, яркая, гибкий.

Таким образом, представленные нетрадиционные задания составлены

не только на основе языкового материала по морфемике, но и включают в

себя знания из других разделов русского языка (орфография, морфология,

фонетика

и

др.),

что

способствует

взаимосвязанной,

одновременной

проработке нескольких разделов русского языка и обеспечивает лучшее

усвоение

соответствующего

учебного

материала,

а

также

активную

речемыслительную деятельность школьников.

8



В раздел образования