Автор: Горбатенкова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 630
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Урок по русскому языку. Фразеологизмы.
Тема: Фразеологизмы.
Раздел: начальное образование
Тема: Фразеологизмы.
Цель: познакомить учащегося с понятием фразеологизмы, выполнять упражнения,
направленные на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике.
Оборудование: Незнайка, рисунки: с гуся стекает вода; падает снег на голову детей;
два сапога;
Ход урока.
1.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем работать с фразеологизмами и упражняться употреблять их в
своей речи.
В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, они имеют одно
целостное значение. Например: нам нужно сказать, что мы очень рано встали. Для этого
мы используем выражение «чуть свет». Такое выражение называется фразеологизмом.
Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запомнить. Чем больше вы их будете
знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.
2.
Первичное ознакомление с фразеологизмами.
(На доске рис. Незнайки и запись «Переливать из пустого в порожнее».)
-Ребята, Незнайка читал рассказ, и ему встретилось вот такое выражение. Он его понял
так, что нужно что-то перелить из одной пустой посуды в другую, такую же пустую.
-А как вы понимаете это выражение? «Ничего не делать, бездельничать: без пользы
праздно проводить время»
Большинство фразеологизмов употребляются в переносном значении. Так, в Древней
Руси сочетание слов «бить баклуши» означало разбивать обрубок дерева на мелкие части-
баклуши, из которых потом делали ложки, т. е. делать очень простую легкую работу. В
настоящее время выражение «бить баклуши» означает бездельничать.
3.
Упражнения в усвоении фразеологизмов.
1)
Прочитать предложение, дополнив его записанными на доске выражением.
Я провожу время очень однообразно.
Утром дела не делаю, а так…
(из пустого в порожнее переливаю)
2)
Составьте разговор (диалог), употребив данное выражение, например:
-Что ты сегодня делаешь?
-Так, ничего, переливаю из пустого в порожнее.
3) Прочитайте стихотворение. Объясните смысл выделенных выражений
а) Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.
(Очень дружны, неразлучны, всегда вместе)
б) Скажите Ежатки- детки хоть куда, и что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда в ежовых рукавицах (Строго, сурово, в большой
строгости)
4)
Дополните каждое предложение одним из записанных в столбик выражений.
Мы долго спорили, доказывали друг
другу и наконец…
Ручеёк высох, деревья засохли, и люди…
Мне было очень стыдно за тебя, я…
Не знаю, куда глаза девать.
Бить тревогу.
Находить общий язык.
Замените каждое выражение одним словом.
(стыдиться, тревожиться, договориться)
5)
Подобрать фразеологизмы к рисункам.
._________________
Как с гуся вода. (Ничего не волнует, не
пугает, не действует)
.
Как снег на голову. (Совершенно
неожиданно, внезапно)
.
Два сапога пара
_____________________________
-Учительница дала задание: к выражению «спустя рукава» нарисовать рисунок. Петя
нарисовал мальчика с опущенными рукавами.
-Соответсвует рисунок смыслу этого выражения?
-А что по-вашему, означает это выражение?
(Небрежно, кое-как)
6)
К данным выражениям подобрать синонимы из колонки справа.
Золотые руки.
Закрывать глаза.
Плечом к плечу.
Одним словом.
Бить баклуши.
Один на один.
Капля в море.
С глазу на глаз.
Смотреть сквозь пальцы.
Мастер на все руки.
Лодыря гонять.
Кот наплакал.
Бок о бок.
Короче говоря.
7)
К выражениям из левой колонки подобрать антонимы из колонки справа.
Брать себя в руки.
Заварить кашу.
Засучить рукава.
Первым делом.
В лучшем случае.
Спустя рукава.
Выходить из себя.
Расхлебывать кашу.
На худой конец.
В последнюю очередь.
8)
Послушайте вопросы, ответьте используя фразеологизмы.
-Твой друг живет близко от тебя? (Да в двух шагах от моего дома)
-Ты давно изучаешь английский язык? (Без году неделя.)
-По-моему твой друг хорошо потрудился? (Нет, он палец о палец не ударил)
-Ты часто встречаешься со своими товарищами? (Нет, от случая к случаю)
-Скажи, Виктор неправду говорил о том, что видел? (Да, он кривил душой)
-Бабушка любит свою внучку? ( Да, она в ней души не чает)
4.
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
-Составьте диалог.
5.
Итог урока
-Чем занимались на уроке.
Фразеологизмы
-Перейти в наступление
-Переменить декорации
-Дать бой
-Кот наплакал
-Встретить в штыки
-Хоть пруд пруди
-Яблоку негде упасть
-Сломя голову
-В мгновение ока
-Вздохнуть полной грудью
-Полным ходом
-Прикуси язык
-Проба пера, первые шаги
-Заячья душа
-Как снег на голову
-Мороз по коже
-Рукой подать
-Сгущать краски
-По пятам
-Душа в пятки ушла