Напоминание

"Применение игровых технологий в процессе обучения ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах"


Автор: Гнучевская Екатерина Вячеславовна
Должность: Преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицинский коледж"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Ейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение игровых технологий в процессе обучения ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ейский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

ВЫСТУПЛЕНИЕ:

Применение игровых технологий в процессе обучения ПМ.02.

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Подготовила:

преподаватель

первой квалификационной

категории

Гнучевская Е. В.

г. Ейск 2020

Целью современного профессионального образования является развитие

личности

студента,

раскрытие

его

профессиональных

и

творческих

возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Подготовка

специалистов нового качества,

конкурентоспособных, готовых

к эффективной

профессиональной

деятельности,

к

самообразованию,

ориентированных на творческий подход к делу, обладающих высоким уровнем

клинического мышления способствовало поиску инновационных, в том числе

и интерактивных,

образовательных технологий,

которые применимы в

учебном процессе.

Интерактивное обучение (Интерактивный («Inter» — это взаимный,

«act» — действовать) - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе

которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем,

между самими студентами.

Такое

обучение имеет ряд особенностей.

Совместная

деятельность

студентов

в

процессе

познания,

освоения

образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад,

идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит

это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не

только

получать

новое

знание,

но

и

развивать

саму

познавательную

деятельность,

переводить

её

на

более

высокие

формы

кооперации

и

сотрудничества.

Свою работу в этом направлении

начала с того, что попыталась

отчетливо представить себе, что необходимо для образовательного процесса, и

пришла к выводу, что на сегодня все меньше становится применимы:

фронтальные формы организации занятий, в ходе которых преподавателей и

студентов

разделяет

«стена»,

отводящая

преподавателю

роль

судьи,

выносящей приговор;

формы контроля знаний, сводящихся к элементарному воспроизведению

ранее изученного материала;

низкая активность студентов на занятиях, когда они большую часть времени

фиксируют учебный материал,

леность и безынициативность мышления студентов, готовых предпочесть

2

простое запоминание материала процессу приобретения прочных знаний.

Таким образом, в своих педагогических поисках попыталась выйти за

пределы шаблона в построении методической структуры занятия, и помогли

мне в этом интерактивные методы обучения, в частности, игровые технологии.

Игpa является активнейшей формой человеческой деятельности наряду с

трудом и учением. Развивающие и обучающие возможности игры были под-

мечены давно. Даже один из постулатов китайской философии гласит: «Пока

человек играет, он развивается!»

В последнее время игровые формы организации учебной деятельности

привлекают все больше внимания как стимул к развитию. Механизмы игровой

деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в само-

выражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Поэтому

среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место

в профессиональной подготовке.

В профессиональном образовании педагогическая игра выполняет сле-

дующие функции:

- функцию социализации: игра позволяет студентам осознавать себя частью

социума, постигать нормы и традиции, способствует освоению норм и правил

жизни в коллективах, ознакомлению со способами конструктивного общения;

- функцию самореализации: игра - это поле самовыражения, в котором студент

проверяет свои силы, возможности свободных действий, самоутверждает себя,

игра, с одной стороны, позволяет построить и проверить проект снятия

конкретных жизненных затруднений в практике, с другой - выявить недостатки

опыта;

в

игре

создаются

условия

для

проявления

неповторимости,

уникальности;

- коммуникативную функцию: игра позволяет студентам войти в реальный

контекст сложнейших человеческих отношений, формирует навыки творческой

групповой работы, умения вступать в сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

- развивающую функцию:

игра предоставляет возможность проявлять и

совершенствовать различные качества и способности студентов (интеллекту-

3

альные, эмоциональные и др.), выявить интересы и склонности;

- дидактическую функцию: игра облегчает вхождение студента в мир знаний,

постижение им основ наук;

- функцию коррекции: игра позволяет мягко внести позитивные изменения,

дополнения в поведение и личностные характеристики студентов, является

средством преодоления различных трудностей, возникающих у учащихся в

поведении, общении, учении, создает адаптивные условия для отношений с

студентами и разрешения конфликтов;

-

диагностическую

функцию:

игры

позволяют

отслеживать

динамику

интеллектуального, моторно-практического и эмоционального роста студента;

-

развлекательную

функцию:

игра,

кроме

всего

прочего,

доставляет

удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию.

Чтобы

приблизить

обучение

к

реальным

условиям

будущей

профессиональной деятельности, научить будущих медицинских работников

решать

задачи

профессионального

характера,

активно

формировать

профессиональные умения и навыки, в преподавании клинических дисциплин

часто используются

именно игровые технологии: ролевые, ситуационные,

имитационные игры.

Ролевые игры обладают большими образовательными и развивающими

возможностями.

В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение

функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением

роли

разрабатывается

модель-пьеса

ситуации,

между

студентами

распределяются роли с «обязательным содержанием», характеризующиеся

различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено

компромиссное решение. В ролевой игре

имитируется реальный лечебно-

диагностический процесс, реализуются реальные роли медицинской сестры,

пациента, родственника (ов), обслуживающего персонала.

Студенты, не

получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном

анализе.

Ситуационная игра

направлена на решение проблемно-игровой

4

ситуации, где используются задачи с неопределенностью условий, с вероятным

решением. На занятии может решаться 5-6 таких ситуаций.

Имитационная игра обычно направлена на имитацию определенного

профессионального действия (например, алгоритм выполнения помощи при

неотложных состояниях, при приступе БА, стенокардии, начавшемся приступе

ИМ и др.; выполнение фрагмента медицинской технологии или медицинской

услуги).

Таким образом, игровые технологии в процессе изучения ПМ.02.

позволяют:

1.

Создать атмосферу заинтересованного ответственного отношения к

овладению профессиональными знаниями.

2.

Развивать у студентов способности к самоооценке своей будущей

профессиональной деятельности.

3.

Развивать логическое мышление.

4.

Развивать умения конструктивного общения.

5.

Формировать умения социального взаимодействия.

Для улучшения качества преподавания профессионального модуля ПМ.

ПМ. 02. Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессах

наряду с традиционными методами использую в учебном процессе активные и

интерактивные методы обучения, такие как деловые и ролевые игры, которые

являются наиболее эффективными из активных методов обучения в малой

группе, которая позволяет в рамках одной темы обеспечить усвоение учебной

информации и использование её на практическом материале. Игровая форма

занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих как

средство побуждения, стимулирования

к учебной

деятельности:

решение

разноуровневых

тестовых

заданий,

кроссвордов,

головоломок, использование карточек-заданий, ролевые ситуации при решении

задач по каждой теме, конкурсы по профилю специальности.

Особое место занимают ролевые игровые ситуации по созданным

сценариям на практических занятиях и на учебных практиках по ПМ. 02.

Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах.

5

Студентам предлагаются проблемно - ситуационные задачи, приближенные к

практической деятельности, помогающие в интересной форме и весьма

результативно осваивать сложные темы.

Также игровые технологии используются и во внеаудиторной работе:

подготовка,

проведение

и

участие

в

научно-теоретических

и

научно-

практических

конференциях,

участие

в

проведении

профессиональных

конкурсов - всё это позволяет развивать у обучающихся интеллектуальные

способности и реализовывать свои творческие возможности.

Опыт позволяет выделить преимущество метода: в процессе решения

проблемно-ситуационных

задач,

развиваются

навыки

мыслительной

деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация

предшествующего

опыта,

формируются

общие

и

профессиональные

компетенции,

главным становится выработка умения договориться, умения

общаться, внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять,

справедливо оценивать, повышается ответственность не только за свои успехи,

но и за общий результат, формируется адекватная самооценка личностью

своих возможностей и способностей. При этом, студенты осваивают учебный

материал быстрее и качественнее, у них повышается интерес к осваиваемой

профессии, обеспечивая более прочное усвоение материала.

И в заключении: обучение и воспитание

с применением игровых

технологий через имитацию профессиональной деятельности способствует

более быстрому

освоению предметной деятельности за счет передачи

обучающимся по данной специальности активной позиции,

формирует

профессиональные качества личности, такие как трудолюбие, уважительное

отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность, что и является

целью современного профессионального образования.

6



В раздел образования