Автор: Шевченко Оксана Сергеевна
Должность: Преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицинский коледж"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Ейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение игровых технологий на занятиях МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ейский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
ВЫСТУПЛЕНИЕ:
Применение игровых технологий на занятиях
МДК.02.01. Сестринский уход при различных
заболеваниях и состояниях.
Подготовила:
Преподаватель
Шевченко О.С.
г. Ейск 2020
В системе здравоохранения идет активный процесс совершенствования
медицинской помощи с целью сделать ее наиболее эффективной и
доступной. Стремительно растет спрос в высокотехнологичной помощи и
обусловлено это потребностью населения. Сегодня средний медицинский
персонал должен владеть не только сложными техническими манипуляциями
и навыками, но и обладать всеми общепрофессиональными компетенциями,
социальной
подготовленностью,
творческой
деятельностью,
высокой
конкурентоспособностью на рынке труда. В этом контексте наиболее
перспективным является применение игровых технологий при изучении
МДК 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Педагоги
среднего
профессионального
образования
зачастую
сталкиваются
с
проблемами
в
подготовке
конкурентоспособного
специалиста, так как каждый год в колледжи поступают обучающиеся с
разным
уровнем
сформированности
учебной
деятельности,
профессиональной
и
учебной
мотивацией.
Использование
игровых
технологий
позволяет
активизировать
творческую
деятельность
этих
студентов, сформировать интерес к знаниям, развить профессиональную,
учебную мотивацию и инициативу, предупредить утомление и создать
комфортную среду обучения и воспитания.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения,
которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу
обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по
изучению любой дисциплины ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и
реабилитационном процессах.
Занимательность
условного
мира
игры
делает
положительно
эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию,
повторению, закреплению или усвоению информации.
Игры бывают имитационные и неимитационные.
Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый
процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к
подгруппе "имитационных" игр. К имитационным играм обычно относят
деловые, ролевые, театрализованные игры, игровое проектирование. В
практической деятельности использую категорию имитационных игр с
разной целевой направленностью,- это игры, где происходит «имитация
профессиональной деятельности в тех или иных искусственно воссозданных
ситуациях, при этом участники игры либо исполняют определенные роли,
либо выступают в качестве активных зрителей, оценивающих действия
других. Основной целью данной игры является формирование у студентов
умения реализовывать свои замыслы и проекты, оценивать их продвижение,
стимулировать к дальнейшей работе.
К неимитационным играм относятся настольные игры (ребусы,
кроссворды, шарады, лото, домино) и игры-соревнования (конкурсы,
викторины, олимпиады).
Однако, чтобы ввести технологию игры в учебный процесс, мне
необходимо было выяснить следующее: какие необходимо сформировать
компетенции,
какой
материал
желательно
изучить
с
использованием
игровых технологий, как соединить игру с другими методами обучения.
Структуру учебного процесса на основе игры можно представить в
виде этапов:
1. создание проблемной ситуации;
2. ход игры;
3. обсуждение результатов игры.
4. подведение итогов игры.
В практике преподавания специальных дисциплин я использую
различные виды организации игровой деятельности, где студенты выступают
в роли рецензентов, эрудитов, консультантов, экспертов, бригадиров. Эти
роли мы распределяем совместно со студентами, обсуждаем круг вопросов,
форму проведения, студенты сами предлагают свои собственные дополнения.
Играя, обучающие принимают различные решения в соответствии с заданной
целью, часто и в конфликтной ситуации, что обучает правилам разрешения
споров.
Игровые технологии стимулируют познавательный интерес, ведь
любая учебная игра толкает на поиск ответа, ситуация успеха создаёт
благоприятную атмосферу, а результат в игре команды будет зависеть от
всех участников.
При
использовании
деловых
игр
в
учебном
процессе
мы
формируем у обучающихся:
умение работать в команде;
умение находить пути решения, выработать общую точку зрения;
стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
умение различать эмоциональное состояние соучастников и
использовать это в ходе общения;
профессиональные умения
в общении,
интересы,
позиции,
психологические качества.
В
процессе
работы,
обратила
внимание,
что
игровые
занятия
индивидуализируют процесс обучения, что даёт возможность каждому
участнику
демонстрировать
свой
собственный
потенциал,
при
этом
расширяется интерес к выбранной профессии, что позволяет наилучшим
образом адаптироваться к ней в реальной практике. Опыт показывает, что на
занятиях, где проводится игра, отмечается высокая активизация деятельности
студентов.
Соревновательность
в
работе,
возможность
посовещаться,
реализовать и восполнить острый дефицит времени - все эти игровые
элементы активизируют учебную деятельность студентов, формируют
интерес к дисциплине.
Также обратила внимание, что особое значение приобретает в деловой
игре совместное обсуждение ее результатов, анализ полученного опыта, это
являет заключительным этапом в структуре игры. Деловая игра позволяет
принимать управленческие решения в различных ситуациях путем игры по
заданным правилам. С помощью моделирования и имитации процессов
появляется возможность анализа и решения сложных практических задач,
формируется мыслительная культура, мастерство общения, приобретаются
профессиональные навыки.
Через познание и решение игровых проблемных ситуаций, выполнение
игровых ролей участники апробируют полученные в учебном курсе
теоретические знания и нарабатывают опыт разрешения реальных проблем.
Получаемые таким путем знания, умения и навыки имеют более высокую
степень усвояемости по сравнению с другими методами обучения. В
результате анализа качества знаний студентов было выявлено, что в
подгруппах, где применялись игровые технологии, качество знаний было
выше, чем в подгруппах, где занятия велись традиционными методами.
Деловая игра служит для развития навыков совместной работы, работы в
определенной роли, осознанию места и значимости каждой роли в
коллективе. Таким образом, деловые игры выступают не только как средство
анализа систем управления, но и как инновационный метод подготовки
специалистов.
Также в работе использую и неимитационные игры – это предметные
олимпиады, викторины, составление и решение кроссвордов.
Причем
кроссворды применяю, как обобщающие, так и итоговые. Обобщающий –
предлагается студентам после изучения очередной темы, раздела с целью
обобщения,
уточнения
причинно-следственных
связей,
подготовки
к
итоговому
контролю. Итоговый –
служит
для
комплексной
проверки
изученного
материала
более
крупных
разделов.
Здесь
могут
быть
использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на
развитие логического мышления.
И в заключении можно сделать вывод, что занятия в игровой форме
побуждают познавательный интерес к предмету, приводят к достижению
высокой степени усвоения материала, развитию творческого мышления
обучающихся,
формируют
практические
навыки
и
профессиональные
представления студентов.