Автор: Жадан Светлана Анатольевна
Должность: Преподаватель профессионального модуля
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицинский коледж"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Ейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение электронных образовательных ресурсов на занятиях ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными"
Раздел: среднее профессиональное
Применение электронных образовательных ресурсов на занятиях
ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными.
Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже нет ни одной
области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость
изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, которые
формируют практические навыки анализа информации, самообучения,
стимулируют
самостоятельную
работу
студентов,
формируют
опыт
ответственного
выбора
и
ответственной
деятельности.
Возникла
необходимость
в
новой
модели
обучения,
построенной
на
основе
современных
информационных
технологий,
реализующей
принципы
личностно ориентированного образования.
Электронными
образовательными
ресурсами
называют
учебные
материалы, для воспроизведения которых используются электронные
устройства.
К ЭОР относятся: звук, видео, графика, презентации, текст
.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в образовательном процессе медицинских учебных заведений является
актуальной
проблемой
современного
профессионального
образования.
Необходимо, чтобы каждый преподаватель мог подготовить и провести
учебное занятие с использованием информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ), так как преподавателю предоставляется возможность
сделать
занятие
более
ярким
и
увлекательным.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в образовательном процессе изменяет роль студента на занятии - из
пассивного слушателя он делается активным участником процесса обучения.
В этом случае отношения между студентом и преподавателем изменяются в
сторону партнерских, а студент из объекта педагогического воздействия
превращается
в
субъект
учебной
деятельности.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
учебный
процесс
имеет
два
основных
направления:
Первое
-
компьютер
включается
в
обучающий
процесс
в
качестве
«поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы
обучения.
Второе - он представляет собой технологизацию обучающего процесса в
самом
широком
смысле
-
разработку
и
внедрение
компьютерно-
информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину.
Применение мною современных технических средств обучения позволяет
добиться желаемого результата - делает обучение ярким, запоминающимся,
интересным
для
студента
любого
курса,
формирует
эмоционально
положительное
отношение
к
изучаемым
дисциплинам.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным
образованием. Качество подготовки студентов определяется содержанием
образования, технологиями проведения занятий, его организационной и
практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо
применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
При изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных
модулей по информационным системам можно
выделить
несколько
основных
направлений,
где
оправдано
использование
компьютера:
- наглядное представление о возможности использования информационных
технологий;
- система тестового контроля при проверке знаний студентов, позволяющая
студенту
самостоятельно
контролировать
свои
знания.
В своей деятельности
я
применяю различные формы электронных
образовательных
ресурсов
(ЭОР):
1. Использование мультимедийных презентаций.
2.
Использование
готовых
электронных
продуктов.
3.
Использование разработанных электронных
учебников,
пособий и
рекомендаций.
4.
Создание
авторских
электронных
учебников
и
пособий.
Особенностью
внедрения
компьютера
в образование
является
резкое
расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это
ко всем учебным дисциплинам.
Педагогу отводится большая роль в формировании профессиональной
мотивации, чувства уверенности у студентов, в их ощущении безопасности.
Для успешного достижения образовательных результатов на лекционный и
практических занятиях по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больными используются мультимедийные
технологии. Они позволяют существенно повысить эффективность занятий,
сделать
их
интересными
и
повысить
мотивацию
обучающихся,
воздействовать на их эмоциональное состояние.
Мультимедийные средства обучения позволяют повысить наглядность
обучения;
повторить
наиболее
сложные
моменты
занятия;
усилить
доступность и восприятие информации за счет параллельного представления
информации как в визуальной, так и в слуховой формах; провести
повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего
занятия.
Согласно новым требованиям ФГОС в настоящее время неотъемлемой
частью образовательного процесса является не только самостоятельная
работа на занятиях, но и внеаудиторная самостоятельная работа. Т.е. это
деятельность студентов, выполняемая по заданию преподавателя, под его
руководством,
но
без
его
непосредственного
участия.
В основе многих новых педагогических технологий лежит практическая
направленность, в том числе и поисково-исследовательские методы. Такой
вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
«Всякое
знание
остается
мертвым,
если
в
учащемся
не
развивается
инициатива
и
самостоятельность».
Н.А. Умнов.
Благодаря широкому внедрению в образовательный процесс компьютерных
технологий на смену скучным и «сухим» традиционным рефератам
появилась
возможность
подготовки
содержательных
мультимедийных
информационно - иллюстрированных презентаций (в том числе - в звуковом
сопровождении),
обучающих
видеороликов.
Все
использованные
мною
электронные
образовательные
ресурсы
позволяют представлять учебный материал как систему ярких опорных
конспектов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.
В настоящее время значительно облегчает функции преподавателя
использование в образовательном процессе мультимедиа, с помощью
которого можно проводить терминологические диктанты для закрепления
специальной медицинской терминологии, как в устной, так и в письменной
формах.
Как элемент проблемно-поискового обучения использую кроссворды, их
также можно демонстрировать с помощью мультмедиа. Они не только
помогают освоить некоторые понятия, термины, но также являются
эффективным средством дифференцированного и индивидуализированного
обучения, контроля и самоконтроля, а также воспитывают усидчивость и
настойчивость
в
достижении
цели.
В том числе мультимедиа значительно позволяет сэкономить время, сразу же
обсудить неясные вопросы и ошибки;
посредством нетрадиционного
способа
проведения
тест-программированного
контроля
знаний
не
в
письменной,
а
в
устной
форме
(к
тому
же
-
экономия
бумаги).
На занятиях по ПМ.04.
Выполнение работ
по
профессии
младшая
медицинская сестра по уходу за больными я работаю не только
с
программными
комплексами
тестирования,
но
и
обучающими
видеофильмами для студентов. Эти комплексы позволяют проводить как
тестирование в форме опроса с выбором вариантов ответов, так и визуальное
запоминание полученной информации. И вопросы, и ответы могут быть
представлены в текстовом, графическом или форматированном виде.
Таким образом, применяя на лекционных и практических занятиях по
ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по
уходу
за
больными,
применение
различных
форм
электронных
образовательных
ресурсов
(ЭОР):
- готовых электронных продуктов;
- мультимедийных презентаций;
-электронных тестов, кроссвордов и учебников, приносит положительный
результат в процессе обучения студентов.
Мультимедийные средства обучения позволяют повысить наглядность
обучения;
- повторить наиболее сложные моменты занятия;
- усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного
представления информации, как в визуальной, так и в слуховой формах;
- провести повторение материала предшествующего занятия.