Автор: Конькова Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицинский коледж"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Ейск
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение современных образовательных технологий при изучении иностранного языка в медицинском колледже"
Раздел: среднее профессиональное
Применение современных образовательных технологий при
изучении иностранного языка в медицинском колледже.
Конькова С.Н.
Преподавание иностранного языка в профессиональных учебных
заведениях
сопряжено
с
дополнительными
трудностями
и
соответствующими особенностями. Определенную специфику в процесс
обучения, в том числе, вносит специализация образовательного учреждения.
В
профессиональном
образовательном
учреждении
у
обучающихся
формируются как общие, так и профессиональные компетенции. Таким
образом, если специализация учебного заведения не связана с иностранными
языками, процесс обучения, в основном, направлен на формирование общих
компетенций. Умение принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях,
организовывать
собственную
деятельность,
работать
в
коллективе,
самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, а в особенности бережно относиться к историческому
наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные
и религиозные различия являются одними из основных составляющих
процесса формирования специалиста и достойного члена общества.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении
современных педагогических технологий в преподавании иностранных
языков. Это не только новые технические средства, но и новые формы и
методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Слово
«технология»
происходит
от
греческого
слова:
«techne»
-
искусство,
мастерство,
умение
и
«logos»
-
наука,
закон.
Дословно
«технология» - наука о мастерстве.
Для реализации познавательной и
творческой
активности
используются
современные
образовательные
технологии, дающие возможность повышать качество образования, более
эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной
деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на
выполнение домашнего задания.
Это становится одним из важнейших
аспектов, так как, изучение иностранного языка на старших курсах не
предусматривает выполнение домашнего задания. В условиях реализации
требований
ФГОС
наиболее
актуальными
становятся
технологии:
информационно-коммуникационная
технология,
технология
развития
критического мышления, проектная технология, технология развивающего
обучения,
технология
проблемного
обучения,
игровые
технологии,
педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации.
В данной работе мы разберем несколько технологий, наиболее часто
применяемых на занятиях при изучении иностранного языка в медицинском
1
колледже.
Проблемное
обучение.
Технология
проблемного
обучения
основывается на теоретических положениях американского философа,
психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением
понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной
технологии
выступает
приобретение
навыков
и
умений,
усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных
и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании
особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного
конструирования дидактического содержания материала, который должен
быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемные методы – это
методы,
основанные
на
создании
проблемных
ситуаций,
активной
познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении
сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть
за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного
обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и
педагогическую.
Первая
касается
деятельности
учеников,
вторая
представляет
организацию
учебного
процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих
действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и
другие
отличительные
качества
объекта
познания.
Создание
психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком
трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной
ситуации для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах
процесса
обучения:
при
объяснении,
закреплении,
контроле.
Основная задача технологии проблемного обучения- это создание в учебной
деятельности
проблемных
ситуаций
и
организация
активной
самостоятельной деятельности студентов по их разрешению.
Например,
группа делится на команды по два человека или три – четыре человека,
дается задание найти в тексте все слова с определенным суффиксом,
вследствие чего, студенты приходят к выводу к какой части речи
принадлежат данные слова, в каких случаях употребляются, от какой части
речи формируются, какую выполняют функцию в предложении, а также
дополнительно, какими характеристиками должны обладать, чтобы иметь
возможность образовывать данную часть речи. Таким образом, применение
технологии проблемного обучения позволяет не только формировать навыки
2
и умения, необходимые для овладения знаниями, но и в полной мере
развивает мыслительные способности, а также, благодаря тому, что
присутствует аспект соперничества, повышается мотивация. Выполняя
данные задания, у студентов присутствует так же и социальный аспект,
формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде. У
преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному,
реализуется
желание
сильных
учащихся.
Дополнительно
реализуется
возможность
разноуровневого
или
дифференцированного
подхода.
Разноуровневое
обучение
—
это
педагогическая
технология
организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный
уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и
того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает
возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом по
отдельным
дисциплинам
на
разном
уровне
(А,
В,
С),
но
не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных
особенностей
личности
каждого
обучающегося;
Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения -
это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика
принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его
применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются
едины
для
всех
уровней
обучения.
Переход обучающегося из уровня в уровень возможен и на практике
происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех
уровней.
Технология разноуровнего обучения актуальна для изучения
иностранного языка в колледже, особенно на первом курсе обучения, так как
студенты обладают различным уровнем знаний.
Таким образом, перед
преподавателем стоит задача организовать учебную деятельность так, чтобы
повысить уровень знаний одной группы и сохранить интерес к процессу
обучения у другой. Уровень владения иностранным языком у поступающих в
колледж достаточно разный. Случается, что в школе иностранный язык был
немецкий, а в колледже –английский. Столкнувшись с данной проблемой,
основным решением являлось наиболее частое применение именно данной
технологии.
Технология проектного обучения. Чаще всего можно услышать не о
проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко
оформился
в
США
к
1919
году.
В
России
он
получил
широкое
распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов.
Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е
3
и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод
проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Исходный
лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для
жизни». Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц»,
германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут
обучающие
и
обучаемые,
разрабатывая
проект.
Он
выделяет
17
отличительных черт проектного метода, например:
участники проекта
подхватывают проектную инициативу от кого- либо из жизни;
участники
проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
участники
проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
участники
проекта
организуют
себя
на
дело;
участники
проекта
информируют друг друга о ходе работы;
участники проекта вступают в
дискуссии и т.д. Все это говорит о том, что автор под проектным методом
имеет в виду систему действий педагога и обучающихся по разработке
проекта.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при
которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретали недостающие
знания из разных источников; учились пользоваться приобретенными
знаниями для решения познавательных и практических задач; Работа по
данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие
способности
обучающихся,
более
осознанно
подходить
к
профессиональному и социальному самоопределению. Метод проектов, как
одно из условий повышения мотивации обучающихся, активно используется
в методике преподавания иностранного языка. Наиболее целесообразным
является применение данного метода в условиях слабой мотивации, а также у
обучающихся с разным уровнем знаний. Применение метода проектирования
на первом курсе наиболее актуально в общеобразовательном цикле, так как
благодаря
проектной
деятельности
есть
возможность
продуктивно
использовать дифференцированный подход, что является, в том числе
необходимой поддержкой в процессе адаптации.
Преимущества
метода
проектов
над
традиционными
методами
преподавания иностранного языка очевидны. Работая над проектами в 2019-
2020 учебном году, были выявлены преимущества проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять более
индивидуальный подход к каждому студенту. Из источника информации
преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого
процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной
4
деятельности обучающихся, таким образом меняется и психологический
климат на занятиях. Метод проектов позволяет интегрировать различные
виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более
интересным и поэтому более эффективным.. На первом курсе удачное
применение проектной деятельности помогает преподавателю продуктивно
работать
с
данной
группой
в
дальнейшем.
Кроме
того,
проектная
деятельность
показывает
настрой
студентов,
отношение
к
процессу
обучения,
готовит
к
самостоятельным
исследовательским
работам
в
будущем. Дает возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко
вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно
при
формировании
мировоззрения
и
для
определения
индивидуальной
траектории
развития
каждого
студента. Наибольший успех с точки зрения углубленности погружения в
процесс и мотивации, имеет групповой творческий проект. В данном виде
взаимодействия каждому обучающемуся отводится своя роль, каждый
чувствует себя участником проекта, общего дела. В условиях современной
глобализации и развития коммуникационных связей, ближе всего студентам
по восприятию задания, связанные с созданием, например, своей передачи,
выпуска новостей, запись лайфхака или просто смешного видео. Именно
такая тематика и была выбрана для выполнения проектов по иностранному
языку на первом курсе в цикле общеобразовательных дисциплин. Результаты
применения
поражают.
Студенты
самостоятельно
изучают
большое
количество литературы на иностранном языке, репетируют, сочиняют на
английском сценарии. Занятия абсолютно не похожи на стандартные уроки
по иностранному языку, но в ходе проверки знаний выясняется, что
студенты преодолели языковой барьер (насколько это возможно без общения
с native speakers), уровень аудирования и говорения в группах, принимавших
участие в проектах так же улучшился. Творческие коллективные проекты
развивают у студентов творческие способности и самостоятельность,
способность
работать
в
коллективе,
генерировать
идеи,
совмещать
5
организаторские способности и умение использовать полученные навыки и
умения. Творческие проекты безусловно повышают степень мотивации и
заинтересованности
у
студентов.
Индивидуальное
проектирование
–
творческий процесс, развивает самостоятельность, ответственность, умение
развивать собственные навыки и умения, вести исследовательскую работу В
групповых
творческих
проектах,
где
ребятам
необходимо
постоянно
взаимодействовать и разыгрывать различные ситуации, применяется игровой
метод.
Данная технология применяется самостоятельно и так же дает
хорошие результаты.
Технология
использования
в
обучении
игровых
методов.
Наибольший
интерес,
в
образовательном
процессе,
представляют
игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой
взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного
сюжета
(игры,
сказки,
спектакли,
деловое
общение).
При
этом
образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном
процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые,
компьютерные игры. Разработкой теории игры, ее методологических основ,
выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в
отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин и др. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме
занятий
происходит
по
таким
основным
направлениям:
дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме
игровой
задачи;
учебная
деятельность
подчиняется
правилам
игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную
деятельность
вводится
элемент
соревнования,
который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном
процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных
нтересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других
функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память,
помогает
учащимся
выработать
речевые
умения
и
навыки;
2)
игра
стимулирует
умственную
деятельность
учащихся,
развивает
внимание
и
познавательный
интерес
к
предмету;
3)
игра
-
один
из
приёмов
преодоления
пассивности
учеников.
Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя
полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического
6
феномена культуры. Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее
средство
социализации
ребенка,
включающее
в
себя
как
социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на
становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм,
присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы,
влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры
может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций
воспитания
и
формирования
его
как
личности,
позволяющей
функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция
межнациональной коммуникации.
И. Кант считал человечество самой
коммуникабельностью.
Игры
национальны
и
в
то
же
время
интернациональны,
межнациональны,
общечеловечны.
Игры
дают
возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из
конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в
восприятии
всего
существующего
в
жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций
игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата,
конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это
пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в
игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся
проблемы
у
человека
и
моделировать
их
снятие.
Коммуникативная игра.
Игра – деятельность коммуникативная, хотя по
чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный
контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество –
коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация
и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия,
взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать,
процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она
диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому,
что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект,
творчество);
во-вторых,
игра
сама
по
себе
–
это
особое
«поле
самовыражения».
Игротерапевтическая
функция
игры.
Игра
может
и
должна
быть
использована для преодоления различных трудностей, возникающих у
человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая
терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что
эффект
игровой
терапии
определяется
практикой
новых
социальных
отношений,
которые
получает
ребенок
в
ролевой
игре.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит
естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый
участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих
7
партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры
способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь
им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному
самочувствию
и
общению
со
сверстниками
в
группе.
Развлекательная функция игры.
Развлечение – это влечение к разному,
разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием
определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как
защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее
притязаний. Развлечение в играх – поиск. Например, в 2019-2020 учебном
году был проведен ряд интеллектуальных командных игр, в том числе «Что?
Где? Когда?». Игра основана на интеллектуальной передаче «Что? Где?
Когда?». Команды занимают свои места, каждая команда садится за свой
стол, выбирают капитана команды. Игра состоит из 15 вопросов. Вопросы
посвящены тематике занятий по иностранному языку во втором семестре, а
так же раскрывают общие знания студентов об изучаемом государстве.
Вопросы задаются на английском языке (ведущий переводит на русский
основную часть) и ответы должны быть даны на английском языке (если
команда дает правильный ответ на русском, то получает 1 балл). За каждый
правильный ответ команда получает 2 балла. После того как ведущий задает
вопрос, команде дается 1 минута на обсуждение и несколько секунд на
написание правильного ответа. После того как все команды сдают ответы
членам жюри, ведущий зачитывает правильный ответ.
Члены жюри
записывают полученные баллы в таблицу.
Цели мероприятия:
Предметные:
проверка
степени
сформированности
лингвострановедческой
компетенции;
расширение кругозора;
повышение уровня владения знаниями о социокультурной специфике
англоговорящих стран
усвоение и закрепление знаний;
развитие умений анализировать и обобщать учебный материал.
Метапредметные:
развитие умственных способностей обучающихся;
совершенствование и тренировка памяти, мышления;
развитие познавательного интереса обучающихся.
формирование умения организовать коммуникативную деятельность,
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
с
ее
участниками,
учитывать их позиции, эффективно разрешать конфликты
Личностные:
способствование воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи;
развитие инициативности обучающихся.
8
формирование широкого представления о достижениях национальных
культур, о роли английского языка и культуры в развитии мировой
культуры;
развитие умения проявлять толерантность к другому образу мыслей, к
иной позиции партнера по общению
Игра
обладает
магией,
способной
давать
пищу
фантазии,
выводящей
на
развлекательность.
Игра является моделью игры как таковой. Игра важнейшее средство
воспитания.
Игра
деятельность
спонтанная,
непринужденная.
Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации
игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый
вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой
личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать
условия для нормального развития и социализации ребенка. Применение
различных, разнообразных технологий и методов способствует основной
цели преподавания
иностранного
языка -
формирование и
развитие
коммуникативной
культуры
обучающихся,
обучение
практическому
овладению иностранным языком. Таким образом, задача преподавателя
состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для
каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили
бы каждому проявить свою активность, своё творчество. Кроме того,
необходимо активизировать познавательную деятельность студентов в
процессе обучения иностранным языкам.
9