Автор: Альбина Маратовна Федорова
Должность: МАДОУ "Детский сад № 94"
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 94"
Населённый пункт: город Стерлитамак Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция специалистов в работе с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 94» городского округа город Стерлитамак республики Башкортостан
Интеграция деятельности
специалистов
с детьми ОВЗ
Подготовил:
педагог-психолог
Федорова Альбина Маратовна
2020 год
Интеграция деятельности специалистов
ДОУ с детьми ОВЗ
(учитель-логопед, педагог-психолог)
- Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен. Добродушен и открыт
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями
речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику
развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания,
повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Система коррекционных
учреждений не может удовлетворить всех потребностей детей с различными проблемами в
развитии, так называемых, детей ОВЗ. Сам этот термин появился недавно, до этого в
нормативных правовых документах эту категорию детей называли «дети с отклонениями в
развитии», «аномальные дети». Что же означает термин «лицо с ОВЗ»?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных
условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
Категории детей с ОВЗ:
Глухие,
слабослышащие,
позднооглохшие,
перенесшие
кохлеарную
имплантацию;
Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
Дети с тяжелыми нарушениями речи;
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Дети с задержанным психическим развитием;
Дети с расстройствами аутистического спектра;
Дети с нарушениями интеллекта;
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
- В нашем ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи ведется психокоррекционная работа.
Наблюдаемые у детей с системным нарушением речи серьёзные трудности в организации
собственного речевого поведения, отрицательно сказываются на их общении с окружающими
людьми. Такие дети имеют следующие особенности, у них:
характеристика детей с ОВЗ:
•
меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
•
неустойчивость внимания,
•
быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов,
•
снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
•
речевые нарушения
•
нарушение
эмоционально-волевой
сферы
(повышенная
возбудимость,
раздражительность
или
общая
заторможенность),
замкнутость,
обидчивость,
плаксивость, многократная смена настроения.
В осуществлении коррекционной работы участвуют все специалисты детского сада,
логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктора по физической культуре,
психолог, медицинский работник. Каждый из них, решает свои задачи, определенные
основной общеобразовательной программой и положениями детского сада, принимает участие
в
формировании
и
закреплении
правильных
речевых
навыков
у
детей,
развитии
сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Цель нашей работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе
коррекционно-развивающей
образовательной
деятельности,
стимулирующей
речевое,
познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи:
создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
обозначить
основные
направления
взаимодействия
коррекционно-развивающей
деятельности специалистов;
разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях
дошкольной
образовательной
среды,
способствующей
повышению
уровня
профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными
способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
В работе с детьми с речевыми нарушениями мы придерживаемся следующих принципов:
Принципы взаимодействия:
•
Системность
•
Комплексность
•
Соответствие возрастными и индивидуальными
•
возможностями
•
Адекватность требований и нагрузок
•
Постепенность и системность
•
Индивидуализация темпа работы
•
Личностно-ориентированный подход?
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную
систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий
аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального
и психологического развития ребёнка.
Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный
уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-
ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:
- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;
- педагог-психолог - эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие.
Взаимодействие
с
детьми
с
ОВЗ
строится
через
работу
психолого-медико-
педагогического
консилиума
учреждения,
что
позволяет
оперативно
реагировать
на
изменения в результатах образовательной деятельности «особого» ребенка, регулярно
корректируя его индивидуальный маршрут с помощью всех заинтересованных лиц –
педагогов, специалистов, родителей.
Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ.
ФОРМЫ РАБоТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей мы уделяем все большее внимание, так
как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Для
родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары ,
открытые занятия, мастер-классы. В логопедической группе учитель-логопед и другие
специалисты пытаются привлечь (родителей к коррекционно-развивающей работе через
систему методических рекомендаций.
Основные направления коррекционной работы с детьми ОВЗ
Учитель-логопед проводит коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих
тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит
работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную
работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации,
социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.
Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на
сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников,
определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры
по оказанию различного вида психологической помощи.
С целью повышения педагогической компетентности в работе с детьми ОВЗ необходимо
придерживается психолого-педагогических рекомендаций:
•
Психолого-педагогические рекомендации:
•
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
•
- Как можно чаще общаться с ребенком.
•
- Избегать переутомления.
•
- Использовать упражнения на релаксацию.
•
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
•
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
•
- Способствовать повышению его самооценки
•
- Обращаться к ребенку по имени.
•
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
•
- Стараться делать замечания как можно реже.
•
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Вывод:
Таким образом, взаимодействие психолога и логопеда способствует:
•
эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей,
•
формированию их психических познавательных процессов,
•
повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в области
коррекционной педагогики.
Использованная литература:
1. Ефимов И.О. ProРечь. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы
коррекции. Книга для педагогов, логопедов, психологов и родителей. – СПб., 2009.
2. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //
Дефектология. – 1995. – № 6.
3. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М.,
1998.