Напоминание

Интеграция специалистов в работе с детьми ОВЗ


Автор: Альбина Маратовна Федорова
Должность: МАДОУ "Детский сад № 94"
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 94"
Населённый пункт: город Стерлитамак Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция специалистов в работе с детьми ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94» городского округа город Стерлитамак республики Башкортостан

Интеграция деятельности

специалистов

с детьми ОВЗ

Подготовил:

педагог-психолог

Федорова Альбина Маратовна

2020 год

Интеграция деятельности специалистов

ДОУ с детьми ОВЗ

(учитель-логопед, педагог-психолог)

- Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен. Добродушен и открыт

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями

речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику

развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания,

повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Система коррекционных

учреждений не может удовлетворить всех потребностей детей с различными проблемами в

развитии, так называемых, детей ОВЗ. Сам этот термин появился недавно, до этого в

нормативных правовых документах эту категорию детей называли «дети с отклонениями в

развитии», «аномальные дети». Что же означает термин «лицо с ОВЗ»?

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных

условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде

всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:

Категории детей с ОВЗ:

Глухие,

слабослышащие,

позднооглохшие,

перенесшие

кохлеарную

имплантацию;

Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;

Дети с тяжелыми нарушениями речи;

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Дети с задержанным психическим развитием;

Дети с расстройствами аутистического спектра;

Дети с нарушениями интеллекта;

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

- В нашем ДОУ с детьми с общим недоразвитием речи ведется психокоррекционная работа.

Наблюдаемые у детей с системным нарушением речи серьёзные трудности в организации

собственного речевого поведения, отрицательно сказываются на их общении с окружающими

людьми. Такие дети имеют следующие особенности, у них:

характеристика детей с ОВЗ:

меньший объём запоминания и воспроизведения материала,

неустойчивость внимания,

быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов,

снижение уровня обобщения и осмысления действительности;

речевые нарушения

нарушение

эмоционально-волевой

сферы

(повышенная

возбудимость,

раздражительность

или

общая

заторможенность),

замкнутость,

обидчивость,

плаксивость, многократная смена настроения.

В осуществлении коррекционной работы участвуют все специалисты детского сада,

логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктора по физической культуре,

психолог, медицинский работник. Каждый из них, решает свои задачи, определенные

основной общеобразовательной программой и положениями детского сада, принимает участие

в

формировании

и

закреплении

правильных

речевых

навыков

у

детей,

развитии

сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Цель нашей работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе

коррекционно-развивающей

образовательной

деятельности,

стимулирующей

речевое,

познавательное и личностное развитие ребёнка.

Задачи:

создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

обозначить

основные

направления

взаимодействия

коррекционно-развивающей

деятельности специалистов;

разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях

дошкольной

образовательной

среды,

способствующей

повышению

уровня

профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными

способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

В работе с детьми с речевыми нарушениями мы придерживаемся следующих принципов:

Принципы взаимодействия:

Системность

Комплексность

Соответствие возрастными и индивидуальными

возможностями

Адекватность требований и нагрузок

Постепенность и системность

Индивидуализация темпа работы

Личностно-ориентированный подход?

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную

систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий

аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального

и психологического развития ребёнка.

Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный

уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-

ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:

- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;

- педагог-психолог - эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие.

Взаимодействие

с

детьми

с

ОВЗ

строится

через

работу

психолого-медико-

педагогического

консилиума

учреждения,

что

позволяет

оперативно

реагировать

на

изменения в результатах образовательной деятельности «особого» ребенка, регулярно

корректируя его индивидуальный маршрут с помощью всех заинтересованных лиц –

педагогов, специалистов, родителей.

Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ.

ФОРМЫ РАБоТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей мы уделяем все большее внимание, так

как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Для

родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары ,

открытые занятия, мастер-классы. В логопедической группе учитель-логопед и другие

специалисты пытаются привлечь (родителей к коррекционно-развивающей работе через

систему методических рекомендаций.

Основные направления коррекционной работы с детьми ОВЗ

Учитель-логопед проводит коррекцию недостатков в развитии воспитанников, имеющих

тяжелые формы нарушений речи, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит

работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную

работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации,

социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.

Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на

сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников,

определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры

по оказанию различного вида психологической помощи.

С целью повышения педагогической компетентности в работе с детьми ОВЗ необходимо

придерживается психолого-педагогических рекомендаций:

Психолого-педагогические рекомендации:

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

Вывод:

Таким образом, взаимодействие психолога и логопеда способствует:

эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей,

формированию их психических познавательных процессов,

повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в области

коррекционной педагогики.

Использованная литература:

1. Ефимов И.О. ProРечь. Современная нейрофизиология речи и слуха. Новые пути и методы

коррекции. Книга для педагогов, логопедов, психологов и родителей. – СПб., 2009.

2. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //

Дефектология. – 1995. – № 6.

3. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М.,

1998.



В раздел образования