Разработка открытого урока по обществознанию "Рынок труда".
Автор: Степанова Ольга Павловна Должность: преподаватель истории , обществознания Учебное заведение: СКСиП НИУ МГСУ Населённый пункт: г.Самара Наименование материала: Методическая разработка Тема: Разработка открытого урока по обществознанию "Рынок труда". Раздел: среднее профессиональное
Тема занятия: Рынок труда.
Тип занятия : комбинированный
Цель заняти я: формирование знаний и умений о рынке труда.
1. Организационный момент: отметка отсутствующих, проверка готовности группы и
кабинета к занятиям, сообщение цели урока.
2. Мотивационный момент : пополнить знания и умения о рынке труда
3. Контроль домашнего задания: Тестовый опрос
4. Объяснение нового материала:
I. План урока дается на доске и осуществляется на основе презентации
1.Рабочая сила 2.Рынок труда 3.Особенности рынка труда 4.Человеческий
капитал (сообщение студента) 5.Черты конкурентного рынка труда
6.Безработица (таблица)
II.Новый материал
1. Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные
возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды
работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества
изготавливаемой продукции.
2.
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы
(трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает
работу и доходы.
Рынок труда
регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд
Предложение труда
Платежеспособная потребность работодателей в
рабочей силе для организации и развития
производства
Совокупность экономически
активного населения, предлагающего
свою рабочую силу на рынке труда
— производительность труда;
— использование современных технологий;
— состояние экономики и ее
отдельных отраслей;
— спрос на потребительские товары, необходимые
обществу.
— численность трудоспособного
населения;
— уровень квалификации;
— уровень и структура зарплаты;
— социальная и налоговая политика
государства.
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается
равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
3.Особенности рынка труда:
1.На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.
2.Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными
льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное
обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания
и т. д.)
3.Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия
труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность
сохранения рабочего места и т.д.
4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями,
квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой
квалификации и условиям труда.
5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет
существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда;
работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет
ущерб обеим сторонам.
6. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы
государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил
игры» на рынке труда.
7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом» .
4.Человеческий капитал (сообщение студента)
5.Черты конкурентного рынка труда
Студенты вписывают, по ходу объяснения, и в итоге получается таблица
Характерные черты конкурентного рынка труда:
1.Значительное
число
покупателей и
продавцов ус-
луг труда.
2. Однородные
услуги труда
(работники с
одинаковой
квалификацией
и
производительн
остью труда).
3. Никто из
покупателей и
продавцов
трудовых услуг
не может
повлиять на
ставку
заработной платы
(отсутствие
монополии).
4. Свободное
вхождение в
рынок и
выход из него
для обеих
сторон.
5. Полная
информирован-
ность
участников
рынка труда о
спросе и
предложении.
6. В поведении
участников
рынка труда
преобладает
экономическая
мотивация.
5. Закрепление новой темы: Используя учебник, выполнение зад. №1 практикума.
(на столах, заранее подготовленные листы с заданием)
Задание 1. Установить соответствие между понятиями и определениями
1.Рынок – металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью.
2.Конкурентоспособность рынка – это процесс движения потребительских благ и
производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
3.Конкуренция – способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара,
прежде всего, изменять цену производимого товара.
4.Обмен – это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
5.Монеты – совокупность отношений между продавцами и покупателями,
обменивающимися продукцией специализированной деятельности.
6.Цена – процесс установления цены на товар.
7.Ценообразование – это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене.
8.Товар – соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка.
9.Спрос- это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и
предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.
6. Самостоятельная работа студентов:
Используя учебник, заполнить таблицу « Безработица»
Вопросы
Причины
Формы
Виды
Последствия
7. Подведение итогов занятия : С комментариями:
«5» - «4» - «3» - «2» -
8. Задание на дом : Л.5 С.181-184 гл.5.п 5.6
Литература:
1.Учебник обществознания под авт. Важенина
2.Практикум по обществознанию под авт. Важенина
3.Схемы по уч. Р.В. Пазина «Таблицы и схемы по предмету» с.127-132
Дополнительный материал.
1.Сообщение студента «Человеческий капитал».
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для
удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Впервые, в 1961 году, словосочетание использовал американец Теодор Шульц, а его
последователь — Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года, обосновав эффективность
вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к
человеческому поведению. За свою теорию он получил в 1992 году Нобелевскую премию
по экономике.
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность
инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и
профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно
расширилось.
Последние расчёты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него
потребительские расходы :
1.Затраты семей на питание 2.Одежду 3. Жилища 4.Образование 5.Здравоохранение,
6.Культуру 7. Расходы государства на эти цели
Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор
экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть
трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда,
среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное
функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Человеческий капитал — это:
1.Интеллект 2.Здоровье 4.Знания 5.Качественный 6.Качество жизни.
Производительный труд
Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной
экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Используют классификацию человеческого капитала:
1.Индивидуальный человеческий капитал.
2.Человеческий капитал фирмы.
3.Национальный человеческий капитал.
В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70
до 80 %. В России около — 50 %.
Типы человеческого капитала
Человеческий капитал можно разделить по степени эффективности, как
производительного фактора:
На отрицательный (разрушительный) 2.Положительный (созидательный).
Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного ЧК существуют
промежуточные по эффективности состояния и составляющие ЧК.
1.Отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного ЧК, не дающая
какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и
препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не
каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает ЧК. Неисправимый
преступник, наёмный киллер — это потерянные для общества и семьи инвестиции в них.
Значительный вклад в накопленный отрицательный ЧК вносят коррупционеры,
преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного. И просто лодыри, бездельники
и вороватые люди.
2.Положительный человеческий капитал (креативный или инновационный)
определяются как накопленный ЧК, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в
него в процессы развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и
поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и
институционального потенциала. В развитие системы образования, рост знаний, развитие
науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации.
ЧК является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу
только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят,
прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения.
3.Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в
процессы развития страны, в инновационную экономику, направленный в основном на
собственное потребление материальных благ. Важнейшей составляющей ЧК является труд,
его качество и производительность. Труд в России, к сожалению, был и остаётся
традиционно низкого качества (то есть продукция российских предприятий, за
исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых
рынках, производительность и интенсивность труда низки).Низкопроизводительный и
некачественный труд существенно снижает накопленный российский ЧК, снижает его
качество.
2 дополнение (задание с Практикума)
Задание 1. Установить соответствие между понятиями и определениями
1.Рынок – металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью.
2.Конкурентоспособность рынка – это процесс движения потребительских благ и
производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
3.Конкуренция – способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара,
прежде всего, изменять цену производимого товара.
4.Обмен – это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
5.Монеты – совокупность отношений между продавцами и покупателями,
обменивающимися продукцией специализированной деятельности.
6.Цена – процесс установления цены на товар.
7.Ценообразование – это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене.
8.Товар – соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка.
9.Спрос- это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и
предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.
3 дополнение (Ответы на тест в презентации).
1-й вариант
2-й вариант
1.
+в)вредные условия труда
+б) тарифной системы;
2.
+б) структуры спроса на рабочую силу
+а) сдельно-премиальная;
3.
+в)Работодатель и работник
+б) изменения цены данного товара;
4.
+б) уровня цен на товары и услуги;
+б)возникает дефицит товаров
5.
+а) нормирования труда;
+ б)спрос
6.
+а) профсоюз
+ б) обеспечить создание правовой базы
регулирования трудовых отношений;
+ г) выступить арбитром в случае
возникновения конфликтов между
наемными работниками и работодателями
7.
+ а) коллективный договор
+г) снижения спроса на труд.
8.
+в) социальное партнерство
+б) смешанной рыночной экономики.
9.
+ а) Трудовой Кодекс
+а) минимальной заработной платой;
1
0
+д) все перечисленное
+а) законодательно;