Напоминание

Разработка открытого урока по обществознанию "Рынок труда".


Автор: Степанова Ольга Павловна
Должность: преподаватель истории , обществознания
Учебное заведение: СКСиП НИУ МГСУ
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разработка открытого урока по обществознанию "Рынок труда".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема занятия:
Рынок труда.
Тип занятия
: комбинированный
Цель заняти
я: формирование знаний и умений о рынке труда.
1. Организационный момент:
отметка отсутствующих, проверка готовности группы и кабинета к занятиям, сообщение цели урока.
2. Мотивационный момент
: пополнить знания и умения о рынке труда
3. Контроль домашнего задания:
Тестовый опрос
4. Объяснение нового материала:

I. План
урока дается на доске и осуществляется на основе презентации 1.Рабочая сила 2.Рынок труда 3.Особенности рынка труда 4.Человеческий капитал (сообщение студента) 5.Черты конкурентного рынка труда 6.Безработица (таблица)
II.Новый материал
1.
Рабочая сила
— способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
2.

Рынок труда
— это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы.
Рынок труда

регулируется спросом и предложением рабочей силы.
Спрос на труд Предложение труда Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда — производительность труда; — использование современных технологий; — состояние экономики и ее отдельных отраслей; — спрос на потребительские товары, необходимые обществу. — численность трудоспособного населения; — уровень квалификации; — уровень и структура зарплаты; — социальная и налоговая политика государства. В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается
равновесная цена
рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
3.Особенности рынка труда:
1.На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. 2.Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.) 3.Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки включают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д. 4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда. 5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность труда;
работодатель вкладывает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам. 6. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда. 7. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом —
«человеческим капиталом»
.
4.Человеческий капитал (сообщение студента)

5.Черты конкурентного рынка труда

Студенты вписывают, по ходу объяснения, и в итоге получается таблица

Характерные черты конкурентного рынка труда:
1.Значительное число покупателей и продавцов ус- луг труда. 2. Однородные услуги труда (работники с одинаковой квалификацией и производительн остью труда). 3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы (отсутствие монополии). 4. Свободное вхождение в рынок и выход из него для обеих сторон. 5. Полная информирован- ность участников рынка труда о спросе и предложении. 6. В поведении участников рынка труда преобладает экономическая мотивация.
5. Закрепление новой темы:
Используя учебник, выполнение зад. №1 практикума. (на столах, заранее подготовленные листы с заданием)
Задание 1. Установить соответствие между понятиями и определениями
1.Рынок – металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью. 2.Конкурентоспособность рынка – это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. 3.Конкуренция – способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. 4.Обмен – это денежное выражение стоимости товаров и услуг. 5.Монеты – совокупность отношений между продавцами и покупателями, обменивающимися продукцией специализированной деятельности. 6.Цена – процесс установления цены на товар. 7.Ценообразование – это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене. 8.Товар – соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка. 9.Спрос- это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.
6. Самостоятельная работа студентов:
Используя учебник, заполнить таблицу «
Безработица»

Вопросы
Причины Формы Виды
Последствия
7. Подведение итогов занятия
: С комментариями: «5» - «4» - «3» - «2» -
8. Задание на дом
:
Л.5
С.181-184 гл.5.п 5.6 Литература: 1.Учебник обществознания под авт. Важенина 2.Практикум по обществознанию под авт. Важенина 3.Схемы по уч. Р.В. Пазина «Таблицы и схемы по предмету» с.127-132
Дополнительный материал.

1.Сообщение студента «Человеческий капитал».

Человеческий капитал
— совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые, в 1961 году, словосочетание использовал американец Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. За свою теорию он получил в 1992 году Нобелевскую премию по экономике. Первоначально под
человеческим капиталом понималась лишь совокупность

инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и

профессиональные навыки.
В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчёты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него
потребительские расходы
: 1.Затраты семей на питание 2.Одежду 3. Жилища 4.Образование 5.Здравоохранение, 6.Культуру 7. Расходы государства на эти цели
Человеческий капитал
в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Человеческий капитал
— это: 1.Интеллект 2.Здоровье 4.Знания 5.Качественный 6.Качество жизни. Производительный труд Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Используют классификацию человеческого капитала: 1.Индивидуальный человеческий капитал. 2.Человеческий капитал фирмы. 3.Национальный человеческий капитал. В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около — 50 %.
Типы человеческого капитала
Человеческий капитал можно разделить по степени эффективности, как

производительного фактора:

На отрицательный (разрушительный) 2.Положительный (созидательный).
Между этими крайними состояниями и составляющими совокупного ЧК существуют промежуточные по эффективности состояния и составляющие ЧК.
1.Отрицательный человеческий капитал
— это часть накопленного ЧК, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает ЧК. Неисправимый преступник, наёмный киллер — это потерянные для общества и семьи инвестиции в них. Значительный вклад в накопленный отрицательный ЧК вносят коррупционеры, преступники, наркоманы, чрезмерные любители спиртного. И просто лодыри, бездельники и вороватые люди.
2.Положительный человеческий капитал
(креативный или инновационный) определяются как накопленный ЧК, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и институционального потенциала. В развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации. ЧК является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят, прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения.
3.Пассивный человеческий капитал
— человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы развития страны, в инновационную экономику, направленный в основном на собственное потребление материальных благ. Важнейшей составляющей ЧК является труд, его качество и производительность. Труд в России, к сожалению, был и остаётся традиционно низкого качества (то есть продукция российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки).Низкопроизводительный и некачественный труд существенно снижает накопленный российский ЧК, снижает его качество.

2 дополнение (задание с Практикума)

Задание 1. Установить соответствие между понятиями и определениями
1.Рынок – металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью. 2.Конкурентоспособность рынка – это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. 3.Конкуренция – способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. 4.Обмен – это денежное выражение стоимости товаров и услуг. 5.Монеты – совокупность отношений между продавцами и покупателями, обменивающимися продукцией специализированной деятельности. 6.Цена – процесс установления цены на товар. 7.Ценообразование – это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене. 8.Товар – соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка. 9.Спрос- это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.
3 дополнение (Ответы на тест в презентации).

1-й вариант

2-й вариант
1. +в)вредные условия труда +б) тарифной системы; 2. +б) структуры спроса на рабочую силу +а) сдельно-премиальная; 3. +в)Работодатель и работник +б) изменения цены данного товара; 4. +б) уровня цен на товары и услуги; +б)возникает дефицит товаров 5. +а) нормирования труда;
+
б)спрос 6. +а) профсоюз + б) обеспечить создание правовой базы регулирования трудовых отношений; + г) выступить арбитром в случае возникновения конфликтов между наемными работниками и работодателями 7. + а) коллективный договор +г) снижения спроса на труд. 8. +в) социальное партнерство +б) смешанной рыночной экономики. 9. + а) Трудовой Кодекс +а) минимальной заработной платой; 1 0 +д) все перечисленное +а) законодательно;


В раздел образования