Напоминание

Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания


Автор: Прокофьева Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания
Раздел: начальное образование





Назад




Прокофьева Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 631 Приморского района

Санкт-Петербурга

Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника:

аспекты семейного воспитания

Правила приёма детей в 1 класс предусматривают комплексный медицинский осмотр

с определением функциональной готовности к обучению. Однако, некоторые дети,

принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых

индивидуальных особенностей, определяющих школьные трудности, относятся:

эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрия.

Наиболее острой проблемой является леворукость, при которой функциональная

организация мозга не всегда является противоположностью праворукости, а носит иной

характер функционирования мозга. Исследователи, изучающие особенности роста,

развития, состояния здоровья леворуких детей, отмечают, что такие дети требуют особого

подхода и внимания со стороны родителей и учителей [1].

В работах М.М. Безруких [2] отмечается, что адаптация леворуких учащихся проходит

трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного

стресса, риска появления трудностей в процессе обучения. В деятельности леворукого

ребёнка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие

проявления:

1. Недостаточная зрительно – двигательная координация (плохой почерк, затруднения

в срисовывании графических изображений).

2. Особенности пространственного восприятия (искажённое восприятие форм и

пропорций фигур, плохая зрительная память, зеркальность письма, пропуск и

перестановка букв при письме, смешение близких по написанию букв: т-п, м-л, н-к, и-н).

3. Быстрая утомляемость.

4. Сложности в концентрации и переключении внимания.

5. Склонность к пассивному восприятию действительности.

6. Речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа, сбивчивость, запинки, заикание,

лишние слова и звуки, проглатывание окончаний). При этом часто проявляются:

необычайная эмоциональность, богатство интонаций, активная жестикуляция.

7. Повышенная эмоциональная чувствительность (ранимость, тревожность,

раздражительность, обидчивость, плохое настроение, боязливость). Одновременно,

характерны: целостность натуры, открытость, внушаемость, способность тонко

чувствовать и переживать.

8. Осложнённая адаптация к школьной жизни.

В период подготовки к обучению в школе и в 1 классе родителям и учителям можно

использовать следующие практические приёмы:

Пространственные представления начинать тренировать с ориентации

в собственном теле (правая рука, левая рука; надень левый ботинок; вытяни вперёд

руку), на листе бумаги; в ходе физкультурных занятий; при изготовлении

аппликаций, конструировании.

Упражнения на координацию движений (гимнастика для глаз, рук, для левой руки;

тактильная гимнастика; игры с палочками (спичками).

Развитие мелкой моторики рук (застёгивание и расстёгивание, завязывание и

развязывание узелков, бантиков, перекладывание мелких деталей тремя пальцами,

штриховка, рисование, плетение из ниток закладок, ковриков, вязание, вырезание

ножницами).

Точка отсчёта при письме - часы, браслет, колокольчик на левой руке.

Точка отсчёта при чтении – выделение первой буквы в строке, при необходимости –

в каждом слове.

«Обходные» пути обучения – пошаговое обучение (памятки, алгоритмы).

Помнить! Левше противопоказано безотрывное письмо.

Леворукий ребёнок выбирает для себя удобный вариант начертания букв.

Допускается прямое и левонаклонное письмо.

Любое занятие начинать с повторения, учитывая особенности памяти леворуких –

от настоящего к прошлому.

Режим дня с часами отдыха, прогулками; никаких «продлёнок»!

Для успешного обучения леворукого ребёнка в школе следует учитывать три направления

работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной

помощи со стороны родителей, учителей, школьного психолога и логопеда. Только при

такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребёнок сможет успешно

адаптироваться в школьную среду.

Литература

1. Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. №11. 1986.

2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория. 2004.

—C. 300.



В раздел образования