Автор: Прокофьева Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника: аспекты семейного воспитания
Раздел: начальное образование
Прокофьева Н.А., учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 631 Приморского района
Санкт-Петербурга
Индивидуальные особенности леворукого младшего школьника:
аспекты семейного воспитания
Правила приёма детей в 1 класс предусматривают комплексный медицинский осмотр
с определением функциональной готовности к обучению. Однако, некоторые дети,
принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых
индивидуальных особенностей, определяющих школьные трудности, относятся:
эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрия.
Наиболее острой проблемой является леворукость, при которой функциональная
организация мозга не всегда является противоположностью праворукости, а носит иной
характер функционирования мозга. Исследователи, изучающие особенности роста,
развития, состояния здоровья леворуких детей, отмечают, что такие дети требуют особого
подхода и внимания со стороны родителей и учителей [1].
В работах М.М. Безруких [2] отмечается, что адаптация леворуких учащихся проходит
трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного
стресса, риска появления трудностей в процессе обучения. В деятельности леворукого
ребёнка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие
проявления:
1. Недостаточная зрительно – двигательная координация (плохой почерк, затруднения
в срисовывании графических изображений).
2. Особенности пространственного восприятия (искажённое восприятие форм и
пропорций фигур, плохая зрительная память, зеркальность письма, пропуск и
перестановка букв при письме, смешение близких по написанию букв: т-п, м-л, н-к, и-н).
3. Быстрая утомляемость.
4. Сложности в концентрации и переключении внимания.
5. Склонность к пассивному восприятию действительности.
6. Речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа, сбивчивость, запинки, заикание,
лишние слова и звуки, проглатывание окончаний). При этом часто проявляются:
необычайная эмоциональность, богатство интонаций, активная жестикуляция.
7. Повышенная эмоциональная чувствительность (ранимость, тревожность,
раздражительность, обидчивость, плохое настроение, боязливость). Одновременно,
характерны: целостность натуры, открытость, внушаемость, способность тонко
чувствовать и переживать.
8. Осложнённая адаптация к школьной жизни.
В период подготовки к обучению в школе и в 1 классе родителям и учителям можно
использовать следующие практические приёмы:
Пространственные представления начинать тренировать с ориентации
в собственном теле (правая рука, левая рука; надень левый ботинок; вытяни вперёд
руку), на листе бумаги; в ходе физкультурных занятий; при изготовлении
аппликаций, конструировании.
Упражнения на координацию движений (гимнастика для глаз, рук, для левой руки;
тактильная гимнастика; игры с палочками (спичками).
Развитие мелкой моторики рук (застёгивание и расстёгивание, завязывание и
развязывание узелков, бантиков, перекладывание мелких деталей тремя пальцами,
штриховка, рисование, плетение из ниток закладок, ковриков, вязание, вырезание
ножницами).
Точка отсчёта при письме - часы, браслет, колокольчик на левой руке.
Точка отсчёта при чтении – выделение первой буквы в строке, при необходимости –
в каждом слове.
«Обходные» пути обучения – пошаговое обучение (памятки, алгоритмы).
Помнить! Левше противопоказано безотрывное письмо.
Леворукий ребёнок выбирает для себя удобный вариант начертания букв.
Допускается прямое и левонаклонное письмо.
Любое занятие начинать с повторения, учитывая особенности памяти леворуких –
от настоящего к прошлому.
Режим дня с часами отдыха, прогулками; никаких «продлёнок»!
Для успешного обучения леворукого ребёнка в школе следует учитывать три направления
работы, которые выражаются в пропедевтической, развивающей и коррекционной
помощи со стороны родителей, учителей, школьного психолога и логопеда. Только при
такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребёнок сможет успешно
адаптироваться в школьную среду.
Литература
1. Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. №11. 1986.
2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория. 2004.
—C. 300.