Автор: Прокофьева Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Раздел: начальное образование
Прокофьева Н.А., учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 631 Приморского района
Санкт-Петербурга
Конспект урока литературного чтения во 2 классе.
М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели:
Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-
эстетическое восприятие; познакомить с художественными особенностями
произведения.
Развивать речь учащихся, навык осознанного и правильного чтения.
Учить выделять смысловые части, составлять план рассказа.
Воспитывать любовь к природе, к животным.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Рассказ учителя о М.М. Пришвине.
- Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь, насыщенную интересными
событиями. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде
Орловской губернии. Пришвин получил хорошее естественнонаучное образование.
Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.
Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, много путешествовал и
наблюдал за природой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек
неравнодушный к чужой беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Вот и Михаил Михайлович всегда старался помочь не только людям, но и природе. Он
не мог пройти равнодушно мимо берёз, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку
и сбивал снег, освобождая берёзки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и
поступках.
III. Сообщение темы урока
- Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята».
- Попробуем предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?
- Проверим, верны ли ваши предположения.
IV. Изучение нового материала
1.
Словарная работа
- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
чирок-свистунок – уточка
верста – русская мера длины, чуть больше 1 км
кузница – место, где работает кузнец
паровое поле – отдохнувшее поле
овсяное поле – поле, засеянное овсом
вода спала – стало меньше воды
2.
Чтение рассказа учителем
3.
Анализ и выборочное чтение произведения
- Понравился рассказ?
- Почему уточка так далеко устроила гнездо?
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- Что значит для утят свобода?
- Сколько надо было идти до озера? Сколько это километров?
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами?
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Кто страшнее? Почему?
- Зачем мальчики стали ловить утят?
-Как вела себя уточка?
- Могла ли уточка кричать? Докажите словами текста.
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- А какая она мама? Вам её жалко?
- Что собираются делать ребята? Прочитайте.
- Кто помешал мальчишкам?
- Какое приказание дал им взрослый? Прочитайте.
- Что можно сказать о ребятах?
- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
- Как Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал?
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1.
Выразительное чтение
- Как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито.)
- С какой интонацией будем читать его слова?
- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?
2. Деление текста на части и составление плана
План
1. Утка повела утят к озеру.
2. Ребята ловили утят.
3. Приказ взрослого.
4. Семья продолжает путешествие.
3. Работа над иллюстрацией
4. Работа с пословицами
- Продолжите пословицы, записанные на доске:
Умел ошибиться – умей и …(поправиться).
Сей добро, посылай …, оделяй … (добро, добром).
- К кому из героев рассказа подходит эта пословица? Почему?
VII. Итог урока
- С каким рассказом познакомились на уроке?
- Кто его автор?
- Какую ошибку совершили мальчики?
- Кто им помог её исправить?
- О чём автор заставил нас задуматься?
- Как бы вы поступили на месте ребят?
- Какой урок вы извлекли для себя?
VIII. Домашнее задание
Подготовить подробный пересказ рассказа по плану.