Напоминание

М.М. Пришвин «Ребята и утята»


Автор: Прокофьева Наталия Александровна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Раздел: начальное образование





Назад




Прокофьева Н.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 631 Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-

эстетическое восприятие; познакомить с художественными особенностями

произведения.

Развивать речь учащихся, навык осознанного и правильного чтения.

Учить выделять смысловые части, составлять план рассказа.

Воспитывать любовь к природе, к животным.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Рассказ учителя о М.М. Пришвине.

- Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую жизнь, насыщенную интересными

событиями. Родом он из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде

Орловской губернии. Пришвин получил хорошее естественнонаучное образование.

Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, много путешествовал и

наблюдал за природой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек

неравнодушный к чужой беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Вот и Михаил Михайлович всегда старался помочь не только людям, но и природе. Он

не мог пройти равнодушно мимо берёз, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку

и сбивал снег, освобождая берёзки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и

поступках.

III. Сообщение темы урока

- Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята».

- Попробуем предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?

- Проверим, верны ли ваши предположения.

IV. Изучение нового материала

1.

Словарная работа

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

чирок-свистунок – уточка

верста – русская мера длины, чуть больше 1 км

кузница – место, где работает кузнец

паровое поле – отдохнувшее поле

овсяное поле – поле, засеянное овсом

вода спала – стало меньше воды

2.

Чтение рассказа учителем

3.

Анализ и выборочное чтение произведения

- Понравился рассказ?

- Почему уточка так далеко устроила гнездо?

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Что значит для утят свобода?

- Сколько надо было идти до озера? Сколько это километров?

- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами?

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток?

- Кто страшнее? Почему?

- Зачем мальчики стали ловить утят?

-Как вела себя уточка?

- Могла ли уточка кричать? Докажите словами текста.

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- А какая она мама? Вам её жалко?

- Что собираются делать ребята? Прочитайте.

- Кто помешал мальчишкам?

- Какое приказание дал им взрослый? Прочитайте.

- Что можно сказать о ребятах?

- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

- Как Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1.

Выразительное чтение

- Как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито.)

- С какой интонацией будем читать его слова?

- Счастливый путь, утята! С какой интонацией прочитаем?

2. Деление текста на части и составление плана

План

1. Утка повела утят к озеру.

2. Ребята ловили утят.

3. Приказ взрослого.

4. Семья продолжает путешествие.

3. Работа над иллюстрацией

4. Работа с пословицами

- Продолжите пословицы, записанные на доске:

Умел ошибиться – умей и …(поправиться).

Сей добро, посылай …, оделяй … (добро, добром).

- К кому из героев рассказа подходит эта пословица? Почему?

VII. Итог урока

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую ошибку совершили мальчики?

- Кто им помог её исправить?

- О чём автор заставил нас задуматься?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Какой урок вы извлекли для себя?

VIII. Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ рассказа по плану.



В раздел образования